Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


В булочную на самолете


20 августа 2019 года Денис Федутинов, Мария Дранишникова, Ведомости


Французский изобретатель Фрэнки Запата в начале августа пересек пролив Ла-Манш на построенном им ховерборде с пятью реактивными двигателями. Его полет на скорости 170 км/ч занял 22 минуты. Летающее такси Airbus должно появиться к Олимпийским играм в Париже 2024 г. «Мы стоим на волнующем этапе в истории авиации», – цитирует гигант Airbus своего экс-гендиректора Тома Эндерса. Воздушный трафик – пассажирские и грузовые полеты самолетов и вертолетов – за последние 30 лет увеличился в 4 раза и вырастет вдвое в последующие 15, указывала компания. Вот каким будет воздушный транспорт будущего.

Электрические самолеты

Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова покажет на МАКС-2019 макет летающей лаборатории, на которой будет отрабатываться гибридная силовая установка, и экспериментальный электродвигатель, работающий на принципах высокотемпературной сверхпроводимости.

Первый в истории полет на самолете, работающем исключительно на аккумуляторах, произошел в 2015 г. На историческое достижение претендуют сразу два пилота: вначале частный французский пилот Юг Дюваль совершил перелет на своем электрическом самолете Cri-Cri. На следующий день через Ла-Манш перелетел экспериментальный самолет E-Fan компании Airbus (его перелет занял 36 минут). Другой пример такой разработки – проект самолета X-57 Maxwell, реализуемый NASA с 2016 г. 14 электродвигателей, вращающих тянущие винты, питаются от установленных на борту литий-ионных аккумуляторных батарей. На одной зарядке X-57 Maxwell может пролететь 160 км за 1 час. Первые испытания самолет прошел в июне 2019 г., следующий этап запланирован на 2020 г. С каждым годом в воздухе появляется все больше самолетов авиации общего назначения, а это означает, что задача по повышению эффективности, снижению шума и выбросов воздушных судов становится все труднее, писало NASA. X-57 Maxwell как раз попытается решить эти проблемы. Но дальше всех подвинулась израильская Eviation. В июне она подписала соглашение с американской авиакомпанией Cape Air о продаже нескольких электросамолетов Alice. Эти самолеты могут летать на 1000 км и экономят, по данным его создателей, 50% затрат авиакомпаний. Коммерческие полеты Alice планирует начать в 2022 г. Впрочем, у такого подхода есть и ограничения: современные аккумуляторы уступают по своей энергоэффективности сжигаемому топливу. Так что пока этот подход применим только в летательных аппаратах малой дальности.
 
Компания с российскими корнями Hoversurf в 2016 г. разработала и представила в «Сколково» летающий мотоцикл Scorpion 1. Модель проектировали больше года. Это большегрузный мультикоптер, способный нести человека. Стоимость прототипа тогда составила $53 000. Компания привлекла $2,7 млн инвестиций – из личных средств основателя компании Александра Атаманова, бизнес-ангелов Николая Белых, Сергея Солонина, от фонда Starta Capital, компании Electa Capital и экс-депутата Госдумы Максима Коробова.

Усовершенствованная модель Scorpion 3 летает на высоте 5 м и может развивать скорость до 96 км/ч. В конце 2018 г. первые S3 поступили в полицию Дубая для тестирования и обучения сотрудников. Полноценная эксплуатация мотоциклов планируется с 2020 г. Сейчас полиция Дубая уже готова заказать и летающий автомобиль, рассказал изданию «Ведомости&» Атаманов. Его компания планирует представить модель летающего автомобиля Formula на Expo 2020 в Дубае в трех вариантах исполнения: на 1, 2 и 4 места. Всего будет изготовлено 10 экземпляров автомобиля в сотрудничестве с итальянским дизайн-бюро Pininfarina S.p.A., специализирующемся на спорткарах. Дизайнеры отвечают за интерьер и экстерьер, команда Атаманова – за технологии. Автомобили будут предназначены для оперативных служб Дубая, использования в качестве дрон-такси и для коллекционеров.

Для самолетов, выполняющих полеты на дальние расстояния, применима гибридная силовая установка, которая включает как традиционные двигатели внутреннего сгорания, так и электромоторы. Пример такой разработки – E-Fan X, преемник E-Fan. В испытательном самолете один из четырех реактивных двигателей будет заменен электродвигателем мощностью 2 МВт. E-Fan X, который в 30 раз мощнее своего предшественника, должен совершить свой первый полет в 2021 г. Цель Airbus, писала компания на сайте, – сделать технологию доступной для полета самолета на 100 пассажиров на основе электрических и гибридно-электрических технологий в течение 2030-х гг. По разным оценкам, самолеты на электрической или гибридной тяге будут дешевле в эксплуатации, чем нынешние, до 40–50%, а уровень их шума снизится на 30–40%.

Первый пробный полет российского авиалайнера с электродвигательной установкой может состояться в 2020 г., сообщало «РИА Новости» со ссылкой на Фонд перспективных исследований. Модель гибридной силовой установки с электрическим двигателем планируют испытать на летающей лаборатории. На основе отработанных технологий производители могут приступить к проектированию серийного электрического двигателя для самолета на 9–19 пассажиров. В планах – к 2035 г. получить 50-местный региональный самолет с гибридной силовой установкой.

Сверхзвуковые бизнес-джеты

Boeing в феврале 2019 г. сообщил, что будет сотрудничать с американской Aerion, пионером в разработке сверхзвукового самолета нового поколения. До сих пор главными игроками этого рынка были Concorde и Ту-144, но проекты погубила экономика: билеты на них стоили в несколько раз дороже, чем на другие самолеты, из-за большого расхода топлива.

Boeing сообщил, что вложил «значительные средства» в Aerion, чтобы ускорить разработку технологий и проектирование самолетов, а также открыть сверхзвуковые воздушные перевозки для новых рынков. Результатом сотрудничества должен стать бизнес-джет Aerion AS2, рассчитанный на скорость около 1000 миль/ч. Он сможет летать на 70% быстрее, чем современные бизнес-джеты, и сэкономит примерно 3 часа в трансатлантическом полете при соблюдении требований к характеристикам окружающей среды. Самолет планируется к первому полету в 2023 г. Работы по созданию сверхскоростных бизнес-джетов также ведутся в США, Великобритании, Японии.

Президент Владимир Путин во время визита в Татарстан в феврале 219 г. предложил создать сверхзвуковой пассажирский самолет и в России. При этом можно применить наработки, использованные при модернизации ракетоносца Ту-160, посоветовал президент. Лайнер может появиться в ближайшие 2–3 года, говорил «РИА Новости» гендиректор Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) Кирилл Сыпало. ЦАГИ покажет свои наработки по сверхзвуковому самолету второго поколения на МАКСе. А в деловой программе авиасалона есть отдельная секция «Сверхзвук».

Высокоскоростные вертолеты

Преимущество вертолетов перед самолетами – возможность выполнять взлет и посадку без аэродромной инфраструктуры. Но есть и недостатки: невысокая скорость и небольшая дальность полетов. Это ограничивает их применение. Впрочем, некоторые вертолетостроительные компании уже взялись за исправление этих недочетов.

В мае 2015 г. первый полет совершил скоростной вертолет S-97 Raider разработки компании Sikorsky Aircraft. Его скорость доведена до 450 км/ч при средней скорости вертолетов 200–250 км/ч. Входящее в состав холдинга «Вертолеты России» конструкторское бюро «Миля» работает над проектом в области скоростного вертолета Ми-Х1. Дальность полета без дозаправки – до 900 км, крейсерская скорость – до 520 км/ч.
 
Конвертопланы

Более радикально решить вопросы скорости и дальности полета, сохранив при этом возможность взлета в вертикальном режиме, способны конвертопланы – аппараты с поворотными движителями, выполняющие взлет по-вертолетному, а горизонтальный полет – по-самолетному.

Дальше всех в создании аппаратов этого типа продвинулись США. Там более 30 лет эксплуатируются конвертопланы Bell V-22 Osprey – правда, для нужд армии. Над проектом конвертоплана AW609 работает итальянская Leonardo (ранее Agusta Westland). Скорость машины, завершение сертификации которой в Федеральном управлении гражданской авиации США (FAA) переносилось несколько раз и теперь намечено на конец 2019 г., будет достигать 509 км/ч. Предполагается, что такие аппараты будут востребованы в сфере нефтегазодобычи в труднодоступных местах – на Севере, на шельфе и т. п.

В России также ведутся разработки конвертопланов, но беспилотных. Например, группа «Кронштадт» представит макет разработки беспилотного аппарата семейства «Фрегат» на авиасалоне МАКС в Жуковском. Предполагается, что такой конвертоплан сможет летать дальше, чем современные вертолеты, при скорости не менее 500 км/ч.

Аэротакси и «летающие мотоциклы»

Городская воздушная мобильность может сделать города более пригодными для жизни, утверждает Airbus, развивающая программу Urban Air Mobility («Городская воздушная мобильность»). К 2030 г. 60% (в 2018 г. – 55%) населения мира будет городским. Наземная инфраструктура с каждым годом перегружается все сильнее, поэтому нужны будут инновационные варианты мобильности – например, использование воздушного пространства над городами, считают в Airbus. Сейчас над городами относительно свободным остается довольно большой слой атмосферы высотой до 1 км, писала BBC.

Самый активный игрок на этом рынке – компания Uber. Она сотрудничает с производителями самолетов, в том числе Aurora Flight Sciences («дочка» Boeing), Pipistrel Aircraft, Embraer, Bell и Karem Aircraft. С NASA у Uber есть совместная программа летного такси под названием Elevate. По замыслу компании воздушный райдшеринг станет доступным в 2023 г.

Первый полет воздушного такси CityAirbus компании Airbus состоялся в мае 2019 г. Электрический самолет с восемью роторами взлетает и приземляется вертикально и может перевозить до четырех пассажиров. Новый вид транспорта может появиться уже к летним Олимпийским играм 2024 г. в Париже и будет возить гостей из аэропорта Шарль-де-Голль в центр, сообщал CNN. Airbus работает над этим вопросом с французским транспортным оператором RATP Group. Другой проект Airbus в программе городской мобильности – одноместный беспилотник Vahana, проходящий летные испытания с 2018 г.

Airbus – далеко не единственная компания, занятая разработкой программ новой мобильности. В январе летные испытания своего беспилотного такси провел Boeing. Предполагается, что аппарат в полностью автономном режиме сможет преодолевать расстояние до 80,5 км. А уже через год – в 2020 г. – начать серийное производство летающего такси планирует британский производитель энергетического и авиационного оборудования Rolls-Royce. Скорость полета составит до 402 км/ч, максимальная дальность – 800 км.

В России вопросом городской мобильности занят холдинг «Вертолеты России». Он объявил конкурс технологических проектов – от умной инфраструктуры и новых летательных аппаратов до кибербезопасности и big data (всего 12 направлений). Презентация проектов запланирована на 29 августа во время МАКСа в Жуковском.

«Вертолеты России» позитивно оценивают перспективы рынка городского воздушного транспорта и рассчитывают поставлять для него авиационную технику, говорится в ответе пресс-службы на запрос «Ведомости&». С помощью конкурса холдинг рассчитывает создать технический задел и банк идей, которые помогут ускорить интеграцию воздушного транспорта в городскую среду – от наземной инфраструктуры до интеграции искусственного интеллекта в систему управления летательными аппаратами. К середине августа на конкурс уже поступило около 400 заявок. Как холдинг будет участвовать в проектах-финалистах, будет решено по итогам конкурса: не исключено трудоустройство конкурсантов, создание бизнес-инкубатора или покупка активов и разработок, сказано в ответе пресс-службы.

«Для России этот конкурс – огромный прорыв, – считает основатель компании Hoversurf, разрабатывающей летающие мотоциклы, Александр Атаманов. – Это значит, что мы не отстаем от развитых стран – США, ОАЭ, Японии. Здорово, что нашелся локомотив, который двигает эту тему своими ресурсами и амбициями».



комментарии (0):










Материалы рубрики

Олег Корякин
Российская газета
Су-35 против F-15EX: российский истребитель сравнили с американским
Роман Азанов
ТАСС
"Помню запах, взлет и цвета…" Астронавт NASA Анна Фишер — почему женщины летают к звездам
Александр Буланов
Известия
Просто в космос: в России создадут ракету для бюджетных запусков
Владимир Добрынин
Известия
Пальцем в небо: почему военный Airbus "теряет высоту"
Мария Кокорева
РБК
Utair рассчитывает подняться на Boeing MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Для местных авиалиний
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
В связи с открывшейся госизменой
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Без авианосцев, но с пилотами.



Татьяна Байкова, Эльнар Байназаров
Известия
Плати, но не сейчас: Тегеран не компенсировал Киеву сбитый Boeing
Антон Лавров
Известия
Воздушный гамбит: США жертвуют самолетами, чтобы получить преимущество
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge продлевает карантин
Владислав Скобелев, Александра Посыпкина
РБК
Бывшая «дочка» «Ростеха» протестирует почтовые беспилотники на Урале
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
Шереметьево смотрит в частную сторону

Вести.ru
Отлетались: 12 авиакомпаний, которые прекратили работу за последний год
Оксана Сотник
РБК
"Ростех" прокомментировал иск из-за разработанных в Казани самолетов
Наталья Пономарева
Интерфакс
"Дочка" у "дочки"
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Одним Махом: Россия разрабатывает оружие против гиперзвуковых ракет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Звания — сила: летчикам-испытателям добавят звезд на погонах
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
В тундру со своим аэродромом
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-5Е побеждал МиГ-23 в мелочах
Владлена Клюшина
Красная звезда
Породнённый с небом
Роман Азанов
ТАСС
Какую российскую авиатехнику покупают страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Борьба за дрон
Павел Брунтальский
Военно-промышленный курьер
Геройские Илы Керченского пролива
Мария Кокорева
РБК
Власти предложили выплатить компаниям 1,6 млрд рублей за отмену полетов в Китай
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" повез против рынка. Пассажиропоток крупнейшей компании упал на фоне общего роста
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Россия подтянула контейнеры
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Пятое поколение выбивают: вертолеты Ми-28НМ превратят в истребители
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Помеха сверху: в армии созданы отряды по борьбе с дронами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Инновации для авиации
Роман Азанов, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Что оружейная выставка Defexpo India 2020 принесла России
Ярослава Костенко
Известия
Приняли внутрь: отдых в России дорожает перед праздниками
Инна Сидоркова
РБК
Прокуратура уличила куратора приемки элементов С-400 в поездке в Париж
Мария Старикова, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Пассажиры наши меньшие
Иван Якунин
КоммерсантЪ-FM
Мошенники обосновались между терминалами аэропорта
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Сборы не утихнут: ФАС хочет снять регулирование тарифов в аэропортах
Юрий Авдеев
Красная звезда
Создаётся новое поколение тренажёров
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
"Кузнецову" многая лета
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Электронная коммерция раздувает Жуковский

ТАСС
Крупнейшая оборонная выставка Индии DefExpo 2020 открывается в штате Уттар-Прадеш
Наталья Башлыкова, Александр Волобуев
Известия
Взлетно-полосатые: котам предлагают покупать места в самолетах
Булат Баширов
КоммерсантЪ-Уфа
Высокая культура убытка. "Аэрофлот" предъявил аэропорту Уфы претензии за инцидент 2017 года
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Трофейный Су-24
Герман Костринский
КоммерсантЪ
ТВС-2МС полетят над дорогами Магадана
Н.Портякова, П. Панов, А. Лавров, Е. Сидоренко, Я. Костенко
Известия
Китайский грузовой: россиян эвакуируют из Уханя транспортными самолетами
Е. Черненко, В. Мишина, Г. Костринский, А. Черных
КоммерсантЪ
Коронавирусу заказан воздушный путь
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
«Завод – умница!»: как взлетел первый Ту-160М
Роман Азанов
ТАСС
Як-130 вне конкуренции. Кто чемпион среди учебно-боевых самолетов мира?
Андрей Коц
РИА Новости
Кость в горле. Почему американцы надолго запомнили советский МиГ-17
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Зачем Варшаве американские F-35?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
Фотосессия в Царицыно, заказать на сайте Юду.
Смотрите тут - монтаж в ванну вкладыша, смотрите ссылку.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer