Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Илон Маск предложил согреть Марс зеркалами. Чем плоха эта идея?


23 августа 2019 года Марат Кузаев, ТАСС


Бизнесмен Илон Маск, мечтающий о колонизации Марса, написал в Twitter, что планету можно сделать пригодной для жизни, направляя на нее свет Солнца. Если это и выйдет, переселенцам хватит других забот.

20 августа Маск оставил у себя на странице короткое сообщение: "Возможно, есть смысл нагреть Марс с помощью тысяч спутников-отражателей, а не искусственными солнцами".

Вскоре он добавил, что под искусственными солнцами имеет в виду термоядерные бомбы: по задумке, энергия взрывов нагреет разряженную атмосферу Марса, полярные шапки растают — возникнет парниковый эффект, и новые бомбы уже не понадобятся. Также Маск рассчитывал, что заодно поднимется атмосферное давление, а сейчас на Марсе оно более чем в 160 раз ниже, чем на Земле.

Прежняя затея Маска действительно так себе

Чтобы замороженная углекислота на одном из полюсов начала таять, понадобится очень много термоядерного оружия. По одним подсчетам, самые мощные бомбы, что когда-либо были в арсенале США, пришлось бы взрывать как минимум каждые 20 минут, а процесс растянулся бы на десятилетия. По другим — понадобится в 162 504 раза больше бомб, чем было во всех арсеналах на Земле в 2016 году. Но даже если изготовить нужное количество, то оружие еще нужно доставить на Марс, а стоит это дорого. Упомянутые американские бомбы — B-53 — весили по четыре тонны, в 4,5 раза больше, чем марсоход Curiosity.

Но предположим, что полярные шапки Марса все-таки удалось растопить. Американские ученые Брюс Джакоски и Кристофер Эдвардс рассчитали, что высвободившегося углекислого газа будет недостаточно, чтобы существенно нагреть планету, а водяной пар вскоре выпадет на поверхность в виде снега, и толку не будет. Вдобавок у Марса нет магнитного поля, поэтому атмосферу сдувает в космос солнечным ветром и ультрафиолетовыми лучами — то же самое постепенно произойдет с растаявшей углекислотой.

Постоянные бомбежки могут и вовсе охладить Марс еще сильнее. Взрывы поднимут в атмосферу пыль — наступит ядерная зима: и без того тусклые лучи Солнца не будут достигать поверхности планеты. К тому же пыль эта будет радиоактивная: "запалом" в термоядерном оружии служит небольшой атомный заряд. Загрязнение сделает быт колонистов еще тяжелее и может убить жизнь на Марсе, если она там есть.

Очевидно, что замена бомб на отражатели солнечного света не решит все эти проблемы. Впрочем, Маск не вдавался в детали своего нового плана.

Гигантские солнечные зайчики

Задумка с зеркалами не нова — ученые и инженеры обсуждают этот способ терраформирования по меньшей мере последние 40 лет. Его основное преимущество заключается в том, что необходимую энергию не нужно производить: источником послужит Солнце. Одни предлагали нагревать только полярные шапки, другие — всю планету целиком.

Чтобы поверхность планеты освещалась всего на 30% лучше, чем сейчас, потребуется колоссальная группировка спутников. В сборнике "Марс. Будущие энергетические и материальные ресурсы" шотландец Колин Макиннес подсчитал, что для этого общая площадь отражателей должна быть как у Антарктиды. Колонистам спутники покажутся ниткой тускло светящегося жемчуга, которая поднимается из-за горизонта и разгорается после заката, а потом снова исчезает.

Несмотря на размеры, масса отражателей может быть сравнительно небольшой — примерно с две пирамиды Хеопса. Для этого толщина отражающей пленки должна быть всего 0,1 нм — лишь чуть больше ядра атома железа. В лаборатории такую тонкую фольгу получали, но для обогрева Марса ее придется производить в космосе: доставить с Земли более 11 млн тонн груза пока невозможно. Сырьем может послужить астероид радиусом 70–90 м. Правда, люди еще не доставили с астероидов первые образцы грунта, а переработка минералов — это только отдаленные и туманные планы.

Но даже если на орбите Марса развернут группировку спутников и отражатели заработают согласно расчетам, температура на поверхности поднимется незначительно — в среднем до –45 °C без учета парникового эффекта. На Земле двуокись углерода, метан, водяной пар и другие газы обеспечивают прирост 33 °C (и нашими стараниями разница увеличивается), но на Марсе даже с растаявшими полярными льдами атмосфера не удержит столько же тепла: сейчас она дает дополнительные 6°C.

Прогреть Марс целиком было бы здорово, но намного проще ограничиться территорией, где будут обитать люди. Подходящий план проработал инженер Райджел Войда из Университета Аризоны, и в 2006 году NASA даже вручило ему за это денежную премию. Войда предложил терраформировать участок площадью 1,5 кв. км. По его расчетам, чтобы на эту область попадало примерно столько же света, сколько на Землю, нужно отправить 200–300 спутников со 150-метровыми зеркалами. Эта задача тоже не из легких, но все же проще, чем переплавка громадного космического булыжника. Зато в колонии, как показало моделирование, температура поднимется выше нуля.

Что еще не так с Марсом

Только тепло не сделает Марс намного дружелюбнее. Космические и солнечные частицы, которые почти сдули его атмосферу, несут смертельную опасность для всего живого. Но от радиации хотя бы можно спрятаться в пещерах или тоннелях (возможно, именно для этого Илон Маск учредил The Boring Company, специализирующуюся на строительстве подземной инфраструктуры).

Намного сложнее компенсировать слабую гравитацию, составляющую лишь 38% земной: она зависит от массы планеты — досыпать недостающее количество невозможно даже в самых смелых фантазиях. Наверное, к марсианской гравитации можно привыкнуть, но медицинские обследования космонавтов показали, что долгое пребывание в таких условиях подорвет здоровье колонистов.

Столкнутся они и с другими трудностями. Низкое атмосферное давление вынудит носить скафандры. На Марсе пыльно, и мелкие частицы могут повредить оборудование. Вдобавок в грунте содержатся ядовитые соли-перхлораты. Остаться в миллионах километров от Земли попросту страшно, а находиться в замкнутом пространстве с одними и теми же людьми рано или поздно надоест. Наконец, до Марса еще нужно долететь невредимым.

Орбитальными зеркалами тут не обойдешься.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBifdB
Смотрите: http://remont.youdo.com/plumbers/bath/restoration/liner/acrylic/ можно найти здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer