Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сферы в вакууме: почему предки Федора не были похожи на человека


24 августа 2019 года Игнат Шестаков, Известия


Робот Федор, отправившийся на околоземную орбиту в четверг, 22 августа, первый российский, но далеко не первый робот вообще на МКС. Как работают, чем помогали и помогают космонавтам машины, вспомнили «Известия».

Федор (FEDOR, Final Experimental Demonstration Object Research) довольно сильно отличается от неодушевленных коллег в космосе. До него лишь раз, несколько лет назад, NASA посылало в космос андроида — робота с руками и ногами. Он должен был помогать членам экипажа в быту внутри космического корабля и выполнять задания в открытом космосе. Но что-то пошло не так — и проект свернули.

«Там всё как-то очень сильно развалилось, когда к нему попытались приделать ноги. Сначала присоединили торс, и андроид вроде бы работал. Но когда к нему попытались приделать конечности, он как-то функционировать перестал. Его чинили-чинили, но в итоге в космосе его отремонтировать не смогли и отправили на Землю для доработки», — вспоминал Иван Косенков, проектный менеджер направления «Космические технологии» фонда «Сколково».

Федор бы тоже без ног прекрасно обошелся, но его все-таки решили отправить на МКС с ними, рассказал «Известиям» Евгений Дудоров, исполнительный директор научно-производственного объединения «Андроидная техника». Специалисты этого НПО создали андроида.


Евгений Дудоров, исполнительный директор НПО «Андроидная техника»:
В данной миссии необходимости в ногах [Федора] нет. Но мы хотели бы понять некоторые моменты для будущего. Во-первых, за счет этих педипуляторов наладить якорение, чтобы он был зацеплен в какой-то части корабля и не перемещался в пространстве. Во-вторых, следующее поколение роботов должно будет уметь автономно покидать космический корабль. Поэтому сейчас мы и решили доставить его в этой компоновке.



Итак, на МКС теперь есть 182-сантиметровый 106-килограммовый робот, который будет выполнять секретные задачи. Там его встретят не только космонавты, но и парящий шарообразный коллега.

Окей, Саймон

Пятикилограммовую сферу из металла и пластика с мультяшным лицом зовут CIMON (Crew Interactive MObile CompanioN). Ее вместе сделали Airbus и IBM и отправили на МКС в июне 2018 года.

CIMON стал подопечным немецкого космонавта Александра Герста(так же как Федор — для Александра Скворцова и Алексея Овчинина). Герст принимал участие в выборе анимированного лица и голоса робота, которым тот может давать подсказки астронавту. И вместе им предстоит выполнить несколько несекретных задач.

Во-первых, провести эксперименты с кристаллами, во-вторых, собирать кубик Рубика, в-третьих, закончить сложный медицинский эксперимент. Во всех трех случаях CIMON будет выполнять функции «умной» летающей камеры.

Вторая задача может показаться нелепой, если не знать главную цель пребывания CIMON на МКС — обучение встроенной системы искусственного интеллекта Watson AI от IBM.

Космический робот не слишком-то отличается от голосовых ассистенток Siri или Alexa. Он дает подсказки на темы, заложенные в него программистами. Его диалоги, так же как и диалоги пользователей с мобильными помощниками, прослушивают специалисты на Земле, чтобы улучшить качество работы. И больше всего их интересует социальное взаимодействие.

В IBM надеются, что общение с компаньоном позволит экипажу снизить уровень стресса и общей нагрузки от работы. Кроме того, использовать CIMON и подобные машины планируют в будущих длительных экспедициях на Луну или Марс. И успеху долгосрочных миссий должно способствовать изучение взаимоотношений человека и машины с эмоциональным интеллектом.

Но это всё — дело отдаленного будущего. Первый тест CIMON, как и первый разговор космонавта с машиной, состоялся только через пять месяцев после прибытия на станцию, в ноябре 2018-го. За полтора часа робот выполнил «серию поворотов и движений в разных направлениях» (у него для этого на корпусе 14 вентиляторов). Еще он определил лицо Герста и наладил с астронавтом визуальный контакт, а также сфотографировал его и записал небольшое видео. Всё это длилось полтора часа. Время автономной работы компаньона — два часа. С тех пор о новых тестах и свершениях CIMON пресс-служба Airbus не сообщала.

Сколько он пробудет на МКС, непонятно. Сначала его планировали вернуть на Землю в декабре 2018 года, но после ноябрьского теста решили, что он пробудет на орбите полтора года.

Самонаводящиеся болванки

У CIMON были на МКС сферические предшественники. В 2006 году на станцию отправили компактных — 21 см в диаметре и 4 кг — роботов SPHERES. Их придумали в Массачусетском технологическом университете, чтобы исследовать взаимодействие крупных космических объектов. Например, шаттла и космической станции во время стыковки. Они ориентировались с помощью ультразвуковых маячков и перемещались в невесомости на двигателях на основе CO2.

Проект был признан успешным, и с тех пор среди студентов каждый год проводят соревнования по написанию лучшего софта для SPHERES. Они же вдохновили ученых на создание более сложных роботов-пчел, которых собирались отправить на МКС в апреле этого года.

Роботы-пчелы

После запуска CIMON в NASA заговорили об отправке других парящих роботов на МКС. Звучали слова «апрель 2019 года» и Astrobee. Это небольшие, 30 на 30 см, прямоугольные коробки с несколькими камерами, датчиками навигации, вентиляторами и щупом для взаимодействия с предметами.

Разработчики из Исследовательского центра Эймса в Калифорнии считают, что эти машины могут взять на себя выполнение рутинных задач, чтобы у членов экипажа освободилось больше времени на другие дела. Правда, не уточнили, каких.

Роботы-пчелы перемещаться должны так же, как SIMON, но при этом способны сами добраться до источника питания, когда аккумулятор на исходе.

Самообучающейся интеллектуальной системы в них нет, так что управлять ими напрямую будут операторы с Земли. А не как сейчас, когда они только прослушивают разговоры немецкого космонавта. Те же операторы смогут получать и анализировать информацию о том, что происходит вокруг «пчел».

Кроме того, с помощью Astrobee ученые с Земли получат возможность следить за экспериментами на МКС, на которые у астронавтов нет времени. Но так же, как и CIMON, сделаны Astrobee с расчетом на будущие дальние путешествия, а также на работу на окололунной станции, о которой в NASA говорят абсолютно серьезно.

О новой дате отправки роботов-пчел на орбиту объявлено не было, впрочем, как и о прекращении проекта.

Шарообразный щенок

Еще одного шарообразного робота долго планировали, но таки и не запустили на МКС. «Космобота» по имени Спотти вместе сделали «Роскосмос» и соцсеть «ВКонтакте». Он и назван по имени щенка, маскота соцсети.

Функционал у Спотти был небольшой — он не летал, не собирал данные и не давал подсказки во время экспериментов. Зато с его помощью космонавты могли бы вести трансляции, выкладывать фотографии и видеозаписи с орбитальной станции. А встроенный проектор транслировал бы на станции контент, полученный от пользователей.

Первой версией Спотти был искусственный интеллект, который отвечал на вопросы о космосе. У второй, которую собирались отправить, появились диод, камера, проектор, карты памяти, кнопки, порты входа и выхода, аккумуляторы. Планировалось, что она пробудет на орбите 10 лет, в том числе попадет в открытый космос (перед Федором такой задачи не стоит).

Уже бывший директор по маркетингу «ВКонтакте» Михаил Чернышев говорил и о третьей версии «робонавта» (как только не называли Спотти). Она уже должна была «иметь возможность распознавания речи и синтеза ответов».

Дата отправки робота несколько раз откладывалась. Сначала его собирались послать в капсуле на МКС в марте 2017-го. Потом запуск сдвинули на октябрь. В пресс-службе соцсети тогда говорили, что роботу нужно пройти тесты на электромагнитную совместимость, пожарную безопасность, вибрационную перегрузку и токсикологию. Потом на февраль-март 2018-го. С тех пор новостей о Спотти не было. И на вопросы о космосе ИИ больше не отвечает.

Огромные человекоподобные

Почти все предшественники Федора были похожи, скорее, на HAL 9000 из «Космической одиссеи», чем на TARS из «Интерстеллар». И с российского робота может начаться новая традиция, считают в Фонде перспективных исследований, который участвовал в проекте.


Андрей Григорьев, генеральный директор Фонда перспективных исследований:
Все технические средства и управляющие системы любого космического корабля в настоящее время заточены под человека, учитывают его форму тела, рост, наличие двух рук, ног. Поэтому в ближайшей перспективе именно антропоморфный робот сможет наиболее эффективно заменить человека в сложных и опасных условиях, связанных с освоением космоса.



Григорьев уверен, что и робототехника для космоса теперь будет развиваться активнее. Потому что для поддержания жизнедеятельности машин не требуются затраты, «сопоставимые с поддержанием жизни человека в открытом космосе и на других планетах».

Фонд на базе одного из научно-технологических центров РКК «Энергия» уже занимается созданием новых аппаратов. И антропоморфные машины среди них будут. При этом глава фонда признает, что человеку для расширения своих возможностей в космосе потребуются «самые разнообразные машины и автоматы».

Работают над новыми моделями человекоподобных роботов и в НПО «Андроидная техника». Один называется «Испытатель» — это усовершенствованный Федор, который в 2021 году выведет на орбиту новый российский космический корабль «Федерация». У второго, «Теледроида», не будет ног. Зато в отличие от Федора он сможет работать в открытом космосе. Его установят на поверхности МКС.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer