Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как советские летчики спасли иностранных дипломатов


6 августа 2019 года Наталья Катрич, Военно-промышленный курьер


Весной 1992 года в Афганистане резко обострилась обстановка, а в августе между враждующими группировками развернулись бои за Кабул и мины начали залетать на территорию российского посольства. В Москве решили эвакуировать сотрудников посольства и четырех иностранных дипмиссий.


Наталья Катрич, специалист по связям с общественностью Музея Победы

Военные начали разрабатывать операцию спасения. Для решения поставленной задачи выделили роту парашютистов 106-й гвардейской вдд подполковника Николая Ивоника и авиагруппу командира 110-го военно-транспортного авиаполка 3-й гвардейской дивизии ВТА полковника Евгения Зеленова.

На Кабул готовились вылетать экипажи: полковник Зеленов – майор Пронин, подполковник Копыркин – майор Гусейни-Исполлани, майор Мельников – майор Малов. Все прошли Афганистан и другие горячие точки, владели «афганским» заходом на посадку: на большой высоте прямо над аэродромом экипаж выпускал шасси, спойлеры в тормозном режиме и направлял транспортник вниз с вертикальной скоростью до 30 метров в секунду. Заходили на ВПП на удалении до полутора километров, хотя по всем наставлениям расстояние должно было быть почти в десять раз больше. Чтобы уберечься от огня «Стингеров», отстреливали тепловые ловушки. Перед вылетом участникам операции сообщили, что дипломаты договорились с моджахедами о двухчасовом «окне» в обстреле афганской столицы.

Кабульский аэродром лежит среди гор, на высоте 1800 метров над уровнем моря, поэтому весьма непрост для захода и посадки даже в мирное время.

Вылет назначили на четыре утра 28 августа 1992 года. Полковник Зеленов пошел первым, через 20 минут – остальные.

Ведущий группы определял метеоусловия по посадке, в афганскую столицу он летал не единожды, так что опыт имелся богатый. Садиться ему пришлось именно по «афганской» схеме, причем на подлете обстреляли зенитки. Пассажиры уже были на ВПП, началась загрузка, командир группы руководил посадкой остальных транспортников.

Однако двух часов перерыва не получилось: душманы принялись обстреливать аэродром реактивными снарядами, затем подключились минометы. Из Москвы поступил приказ немедленно взлетать.

Самолет Евгения Зеленова уже стоял в начале полосы и был готов к взлету, к ВПП тяжело катил транспортник Анатолия Копыркина. Третий Ил-76 Сергея Мельникова заканчивал погрузку пассажиров, когда в топливный бак прилетела мина. Машина загорелась, но людей успели эвакуировать.

Прекратить взлет командир группы уже не мог, и единственное, что он сделал в этой ситуации, – приказал Копыркину забрать экипаж и дипломатов из поврежденного самолета.

Обстрел усиливался. Транспортник Копыркина подрулил к месту недавней стоянки. Остановка под огнем исключалась, поэтому машина медленно катилась по полосе и людей на борт втаскивали. Взяли всех, перегруженный Ил-76 вырулил на взлетку. С высоты Зеленов видел, как трудно пилотам битком набитого Ила вывести его на взлетный режим. С последних плит ВПП на минимальной скорости экипаж все же сумел подняться в воздух.

По радио подполковник Копыркин доложил командиру, что взлет произвел, набирает высоту, все живы, экипаж Мельникова на борту в полном составе, есть раненые, помощь им оказана, у самолета повреждены пневматики шасси. Но посадка поврежденной машины на узбекском аэродроме Какайды была выверенной, приземление оказалось мягким, с плавным обжатием стоек. Пробежав метров 600, Ил-76 замер на полосе, пожарные машины потребовались, только чтобы залить дымившиеся остатки резины и разогретые диски колес. Из 20 пневматиков целыми оставались только три. После замены колес и тормозных дисков экипаж перегнал транспортник на свою базу.

За мужество и героизм, проявленные при эвакуации российских граждан и сотрудников иностранных миссий из Кабула, летчикам Зеленову и Копыркину были присвоены звания Героя Российской Федерации, все члены экипажей награждены орденами Мужества.

У Евгения Зеленова богатая летная судьба – в 1979 году в составе группы 37-го военно-транспортного авиаполка служил во Вьетнаме. С 1980 по 1981-й оказывал интернациональную помощь Афганистану в составе 50-м осап ВВС 40-й армии ТуркВО. В 1986-м возглавил группу экипажей самолетов Ан-12 708-го отдельного военно-транспортного авиаполка, работавшего во время аварии на Чернобыльской АЭС. Два года спустя участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении.

Евгений Зеленов награжден орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, Мужества, многими медалями. Он передал в дар музею для постоянно действующей экспозиции «Традициям подвига верны» парадную форму с наградной колодкой и муляжом звезды Героя России, знаки классности «Гвардия» и «Заслуженный военный летчик РФ», фотографии.

Заголовок газетной версии – «Кабульская миссия летчика Зеленова».



комментарии (0):









Материалы рубрики

Диана Михайлова
Независимое военное обозрение
"Антонов": властный передел состоялся
Любовь Лежнева
Известия
Урвать Пхукет: Таиланд готовится принять туристов из России
Наталья Скорлыгина, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Грузооборотная сторона пандемии
Юлия Степанова
КоммерсантЪ
Грузы уходят в небо. Доставку дронами протестируют на Томской области
Роман Адамов
ТАСС
Он вывел "МиГ" на мировой уровень. Какое наследие оставил авиаконструктор Артем Микоян
Любовь Борисенко
Российская газета
Защитники неба
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
Одобрено Сердюковым: "Туполев" и КАЗ подчинят фирме "Ильюшина"
Александр Карпов, Алёна Медведева, Максим Лобанов
RT
Небесный контроль: почему в США высказывают озабоченность состоянием своих Военно-воздушных сил



Дмитрий Литовкин
Независимая газета
"Каспийского монстра" списали в музей
Мария Киселева, Ольга Шамина
Русская служба BBC
Около 100 пилотов "Победы" оказались в неоплачиваемых отпусках до 2021 года
Сергей Лебедев
Военно-промышленный курьер
В воздушных боях победят "мозги"
Эльнар Байназаров, Евгения Перцева, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий приток: билеты в Стамбул и на курорты подорожали на 30%
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Грузовик высокого полета: Россия готовит замену Ан-124 и Ан-22
Герман Костринский
Известия
Летная погода: как россиянам приоткрывают границы
Андрей Сидорчик
Аргументы и факты
Побег из Кандагара. Как российские летчики спасали себя в Афганистане
Валерий Чусов
Forbes
Гиганты больше не нужны: авиакомпании отказываются от Boeing 747 и Airbus A380
Сергей Птичкин
Российская газета
Поднимет легко
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
На свой страх и рейс
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Сбить невидимку: автоматика поможет зенитчикам справиться с дронами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Дрон указующий: беспилотники впервые навели удары морской авиации
Алексей Иванов
Российская газета
Дело чести: самолет-разведчик США был сбит над СССР 67 лет назад
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Взорвали, а теперь штрафуют
Денис Лебедев
Фонтанка
Седьмая степень свободы от чистой прибыли. Оператор аэропорта Пулково отправил на Кипр больше половины годовой выручки
Эльнар Байназаров
Известия
Доля Анатолии: билеты в Турцию подорожали на 30-42%
Игорь Гашков
ТАСС
Французский граф на Восточном фронте: как де ла Пуап получил от Сталина звание Героя СССР
Ольга Никитина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Летят перелетные рейсы
Михаил Котов
Известия
Вспомнили все: три космические миссии из разных стран возьмут курс к Марсу
Николай Протопопов
РИА Новости
"Запад повторить не сможет": каким будет новый российский перехватчик
Андрей Коц
РИА Новости
"Против России и Китая": чем американцы усиливают свою авиацию
Герман Костринский, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий транзит: чартерные рейсы на популярные курорты разрешат с 10 августа
Евгений Гайва
Российская газета
Море зовет
Владимир Кузьмин
Российская газета
Идем на взлет
Анатолий Глянцев
Forbes
Вторые на Марсе: что означает отправка Китаем миссии на Красную планету
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Приговор донесут до ICAO
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Защита для "Аллигаторов": обновленные Ка-52М будут готовы к декабрю
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
"Подобной техники на Западе нет": какими возможностями обладает обновлённый российский вертолёт Ми-26Т2В
Роман Крецул, Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
В морской бой: российские вертолетоносцы станут плавучими штабами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
И длится МиГ: начаты работы по увеличению срока службы перехватчика
Светлана Цыганкова
Российская газета
Выдающийся авиаконструктор Павел Сухой родился 125 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
Он спроектировал будущее российской авиации. О главных детищах конструктора Павла Сухого
Сергей Осипов
Аргументы и факты
"Сушки" от Павла Осиповича. Как конструктор Сухой штурмовик делал
Татьяна Косолапова
Взгляд
Авиаэксперт назвал плюсы и минусы создания увеличенной версии SSJ-100
Герман Костринский
Известия
Временно первые: международные полеты разрешат только из шести городов

Федерация лизинга
Банки одобрили лизингодателям реструктуризацию кредитов на 238 млрд рублей

Федерация лизинга
Судьи ЕАЭС поспорили о реформе лизинга в России
Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Граждане собрались в турцпоездки
Николай Грищенко
Российская газета
На встречных курсах: как И-16 протаранил японский Ki-27 на Халхин-Голе
Любовь Лежнева
Известия
Африканское кольцо: как россияне возвращались домой с Черного континента
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Молот "Гефеста": морские бомбардировщики ударят с особой точностью
Александр Буланов
Известия
Курс на Восточный: начинается отправка стартового стола для «Ангары»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer