Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Пламя пожирало самолет": хроника крушения Boeing-747 на Гуаме


6 августа 2019 года Александра Баландина, Газета.ru


Полыхающие обломки, крики людей, у которых не было шанса на спасение, и проливной дождь — в августе 1997 года крушение рейса Boeing 747-3B5 авиакомпании Korean Air унесло жизни более 200 человек. Лайнер должен был приземлиться в аэропорту острова Гуам, однако из-за погодных условий и недосыпа пилота врезался в холм и был полностью разрушен. Позже расследование показало, что у катастрофы была и другая причина — необходимое для безопасной посадки оборудование было отключено намеренно.

22 года назад — в ночь на 6 августа 1997 года — авиалайнер Boeing 747-3B5 авиакомпании Korean Air вылетел из корейского Сеула в город Аганья, расположенный на острове Гуам (входит в состав США — «Газета.Ru»). На борту находились 254 человека: 3 пилота, 20 бортпроводников и 231 пассажир — большинство из них были гражданами Кореи.

Летели рейсом №801 и представители других стран — среди них был пилот вертолета из Новой Зеландии Барри Смолл. Он возвращался на Гуам, чтобы отработать очередные шесть месяцев. «Перед моим вылетом у отца случился сердечный приступ. Я хотел отказаться от контракта и остаться с ним, но он настоял, чтобы я ехал работать», — вспоминал мужчина в интервью телеканалу National Geografic.

По словам Смолла, в целом полет был абсолютно спокойным: в какой-то момент он даже решил разуться, чтобы наконец почувствовать комфорт после 12-часовой задержки рейса в Сеуле. Проблемы начались уже в процессе снижения.

Диспетчер предупредил экипаж о том, что прибор глиссада не работает – это оборудование могло бы помочь командиру найти полосу, однако на несколько месяцев оно было отдано на ремонт, поэтому сигналы не посылались.

«Корея 801, приготовьтесь к слепой посадке», — уведомил диспетчер.

Кроме того, погодные условия на острове также мало способствовали спокойному приземлению: из-за сильного ветра и дождя видимость составляла всего 1,6 км. Осложняло посадку и состояние пилота. Исходя из записи переговоров в кабине, Пак Енчхоль не успел отдохнуть перед вылетом и засыпал прямо за штурвалом. Тогда его волновало только то, что стоянка в Гуаме по графику составляла всего 3,5 часа, после чего им предстоял обратный рейс.

Внезапно глиссада заработала и показала экипажу вектор посадки. Сонный пилот забыл о том, что устройство неисправно, и решил воспользоваться появившимися данными для посадки — несмотря на неоднократные предупреждения бортинженера о неисправности прибора.

«Казалось, что сотни «Боингов» приземлились одновременно»

Когда самолет, снижавшийся с вертикальной скоростью 426 м/мин, опустился ниже высоты 256 метров, GPWS выдала голосовое предупреждение: «минимум». После этого второй пилот заявил, что надо уходить на второй круг, так как они с бортинженером не видят полосу. Согласно расшифровке разговора экипажа, командир пришел в замешательство, однако все же потянул на себя штурвал, в результате чего лайнер медленно начал поднимать нос, при этом продолжая снижаться.

Этим действием спасти ситуацию было уже невозможно: полностью загруженный Boeing 747 весит более двух тонн, поэтому не может сразу изменить направление движения. «Я уже много раз летал этим рейсом. Когда я понял, что до посадки осталось секунд 30, то нагнулся, чтобы обуться. И моя поза меня спасла — в этот момент мы ударились о землю, — вспоминает пассажир рейса Барри Смолл. —

После удара самолет начал разрушаться. Мне удалось осмотреться: вокруг были бутылки и сумки – все что только могло вывалиться. Казалось, что сотни «Боингов» приземлились одновременно».

По словам Смолла, после того, как самолет замер, огонь разгорелся на носу и стал распространяться по всему корпусу самолета. Лампочки на полу не работали, однако пламя было настолько сильным, что все вокруг было видно отчетливо.

Овладев собой, мужчина избавился от ремней безопасности и прошел на шесть рядов назад, тянув за собой сломанную правую ногу. Через дыру в корпусе ему удалось спрыгнуть на землю, где уже собрались несколько пассажиров, которым также удалось выжить. Буквально через несколько минут самолет вспыхнул, огненной волной откинув людей назад.

После этого обездвиженный травмой Смол мог лишь наблюдать, как люди зовут на помощь: «Я пролежал так очень долго. И все это время слышал, как люди кричали на иностранном языке, а пламя пожирало самолет. Потом крики стали громче, когда огонь подобрался к ним ближе. Наконец огонь разгорелся еще сильнее и крики затихли».

Команде пожарных удалось приехать на место крушения лишь через час после того, как диспетчеры обнаружили пропажу самолета. Вместе с бригадой на место прибыл и губернатор острова Карл Бутеррес. Именно он заметил среди обломков маленькую девочку, которая звала маму – Рике Матсудо удалось выжить и не получить ни одного ранения. Ее мать спасти не удалось: тело женщины обнаружили зажатым между креслами.

После удара о холм самолет протащило по земле еще несколько километров, в результате чего он распался на крупные обломки. Из 254 человек на борту выжить удалось только 26.

Кто отключил оборудование?

Так как самолет упал на территории США, расследованием причин катастрофы занялся Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). На предварительном этапе было установлено, что значительные фрагменты самолета почти не были повреждены. Самолет приземлился управляемым — пилот фактически посадил его, однако сделал это в пяти километрах от аэропорта - на пути оказался холм.

Позже, в ходе расследования катастрофы, между специалистами американской национальной ассоциации безопасности полетов и экспертами со стороны авиакомпании Korean Air разгорелся спор. Так, американская сторона выдвинула обвинения в адрес экипажа, который якобы совершил ошибочные действия.

Однако Korean Air в ответ на это выступила с протестом – по словам южнокорейских экспертов, в день катастрофы в аэропорту Гуама не работала радарная система посадки. Именно она должна была предупредить пилотов об опасном снижении самолета, однако при составлении компьютерной программы службой наведения была допущена ошибка.

Американские специалисты в свою очередь заявили, что экипаж был предупрежден об отключении радарной системы, поэтому должен был ориентироваться на показания приборов. В связи с этим системы, расположенные на земле, не могли стать причиной катастрофы.

Сойтись обеим сторонам удалось лишь в том, что в момент катастрофы самолет был полностью исправен: ни записи бортовых самописцев, ни действия экипажа не указывали на обратное.

В результате со стороны Южной Кореи главной причиной катастрофы рейса 801 были признаны сложные погодные условия, в частности сильный дождь. Заявления о неопытности и усталости командира воздушного судна были категорически отвергнуты.

Окончательный отчет расследования NTSB был опубликован только 13 января 2000 года. В нем американская сторона осталась при своем мнении: «Национальный совет по безопасности на транспорте определяет, что вероятной причиной этой аварии было неспособность командира должным образом проинформировать и выполнить неточный заход на посадку, а также неспособность второго пилота и бортинженера эффективно контролировать и перепроверять выполнение захода на посадку командиром. Этому способствовали усталость командира и недостаточная подготовка летного состава Korean Air».

Кроме того, в отчете также было указано на недочеты в работе ФАА – Федеральной авиационной администрации. Как удалось установить следователям, она преднамеренно запретила на Гуаме использование системы предупреждения о минимальной безопасной высоте.

«Из-за решения ФАА важный элемент оборудования, который мог спасти жизни людей, был отключен. Система оповещения о приближении к земле — это стандартное оборудование американских аэропортов. Она использует радар, чтобы наблюдать за самолетом: если рейс идет слишком низко, она сообщает об этом диспетчеру, а тот, в свою очередь, экипажу. Однако в Гуаме она отслеживала самолеты только над океаном, не захватывая поверхность суши», — рассказывал главный следователь Грег Фейт National Geografic.

Еще одно объяснение случившейся катастрофы Boeing 747 также дается с позиций социологии и культурологии и заключается в специфике корейской культуры. Согласно исследованию социолога Герта Хофстеде, Корея относится к государствам с высоким индексом «дистанции власти». В таких культурах особый акцент делается на социальной иерархии, поэтому возражать старшим не принято — в том числе, в кабине пилотов нельзя ставить под сомнения действия командира.

Отметим, что, согласно расшифровке записи речевого самописца, второй пилот несколько раз намекал командиру на ошибку и возможно мог бы успеть спасти самолёт, если бы перехватил управление, однако он просто не осмелился этого сделать.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Диана Михайлова
Независимое военное обозрение
"Антонов": властный передел состоялся
Любовь Лежнева
Известия
Урвать Пхукет: Таиланд готовится принять туристов из России
Наталья Скорлыгина, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Грузооборотная сторона пандемии
Юлия Степанова
КоммерсантЪ
Грузы уходят в небо. Доставку дронами протестируют на Томской области
Роман Адамов
ТАСС
Он вывел "МиГ" на мировой уровень. Какое наследие оставил авиаконструктор Артем Микоян
Любовь Борисенко
Российская газета
Защитники неба
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
Одобрено Сердюковым: "Туполев" и КАЗ подчинят фирме "Ильюшина"
Александр Карпов, Алёна Медведева, Максим Лобанов
RT
Небесный контроль: почему в США высказывают озабоченность состоянием своих Военно-воздушных сил



Дмитрий Литовкин
Независимая газета
"Каспийского монстра" списали в музей
Мария Киселева, Ольга Шамина
Русская служба BBC
Около 100 пилотов "Победы" оказались в неоплачиваемых отпусках до 2021 года
Сергей Лебедев
Военно-промышленный курьер
В воздушных боях победят "мозги"
Эльнар Байназаров, Евгения Перцева, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий приток: билеты в Стамбул и на курорты подорожали на 30%
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Грузовик высокого полета: Россия готовит замену Ан-124 и Ан-22
Герман Костринский
Известия
Летная погода: как россиянам приоткрывают границы
Андрей Сидорчик
Аргументы и факты
Побег из Кандагара. Как российские летчики спасали себя в Афганистане
Валерий Чусов
Forbes
Гиганты больше не нужны: авиакомпании отказываются от Boeing 747 и Airbus A380
Сергей Птичкин
Российская газета
Поднимет легко
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
На свой страх и рейс
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Сбить невидимку: автоматика поможет зенитчикам справиться с дронами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Дрон указующий: беспилотники впервые навели удары морской авиации
Алексей Иванов
Российская газета
Дело чести: самолет-разведчик США был сбит над СССР 67 лет назад
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Взорвали, а теперь штрафуют
Денис Лебедев
Фонтанка
Седьмая степень свободы от чистой прибыли. Оператор аэропорта Пулково отправил на Кипр больше половины годовой выручки
Эльнар Байназаров
Известия
Доля Анатолии: билеты в Турцию подорожали на 30-42%
Игорь Гашков
ТАСС
Французский граф на Восточном фронте: как де ла Пуап получил от Сталина звание Героя СССР
Ольга Никитина, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Летят перелетные рейсы
Михаил Котов
Известия
Вспомнили все: три космические миссии из разных стран возьмут курс к Марсу
Николай Протопопов
РИА Новости
"Запад повторить не сможет": каким будет новый российский перехватчик
Андрей Коц
РИА Новости
"Против России и Китая": чем американцы усиливают свою авиацию
Герман Костринский, Ярослава Костенко
Известия
Турецкий транзит: чартерные рейсы на популярные курорты разрешат с 10 августа
Евгений Гайва
Российская газета
Море зовет
Владимир Кузьмин
Российская газета
Идем на взлет
Анатолий Глянцев
Forbes
Вторые на Марсе: что означает отправка Китаем миссии на Красную планету
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Приговор донесут до ICAO
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Защита для "Аллигаторов": обновленные Ка-52М будут готовы к декабрю
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
"Подобной техники на Западе нет": какими возможностями обладает обновлённый российский вертолёт Ми-26Т2В
Роман Крецул, Богдан Степовой, Алексей Рамм
Известия
В морской бой: российские вертолетоносцы станут плавучими штабами
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
И длится МиГ: начаты работы по увеличению срока службы перехватчика
Светлана Цыганкова
Российская газета
Выдающийся авиаконструктор Павел Сухой родился 125 лет назад
Роман Азанов
ТАСС
Он спроектировал будущее российской авиации. О главных детищах конструктора Павла Сухого
Сергей Осипов
Аргументы и факты
"Сушки" от Павла Осиповича. Как конструктор Сухой штурмовик делал
Татьяна Косолапова
Взгляд
Авиаэксперт назвал плюсы и минусы создания увеличенной версии SSJ-100
Герман Костринский
Известия
Временно первые: международные полеты разрешат только из шести городов

Федерация лизинга
Банки одобрили лизингодателям реструктуризацию кредитов на 238 млрд рублей

Федерация лизинга
Судьи ЕАЭС поспорили о реформе лизинга в России
Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Граждане собрались в турцпоездки
Николай Грищенко
Российская газета
На встречных курсах: как И-16 протаранил японский Ki-27 на Халхин-Голе
Любовь Лежнева
Известия
Африканское кольцо: как россияне возвращались домой с Черного континента
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Молот "Гефеста": морские бомбардировщики ударят с особой точностью
Александр Буланов
Известия
Курс на Восточный: начинается отправка стартового стола для «Ангары»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer