Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Вертолетные двигатели прошли завершающий этап испытаний на обледенение


9 августа 2019 года Ирина Дронина, Независимое военное обозрение


Успешное завершение нового этапа испытаний вертолетного двигателя ТВ7‑117В в последних числах июля 2019 года подтвердила госкорпорация «Ростех». Пресс‑центр Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) госкорпорации «Ростех» сообщил, что входящий в ее структуру санкт‑петербургский «ОДК‑Климов» провел испытания мотора ТВ7‑117В в условиях обледенения.

УСЛОВИЯ ИСПЫТАНИЙ

На больших высотах с понижением температуры воздуха и в условиях высокой влажности возможно образование ледяной пленки на поверхности воздушного судна, а также попадание кусков льда в двигатель, что влияет на возможность выполнения функциональных задач и безопасность полетов.

В соответствии с сертификационными требованиями проверка авиационной техники при непрерывном и перемежающемся обледенении является обязательной процедурой.

В ходе программы испытаний ТВ7‑117В, которые проводились в научно‑испытательном центре Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ), были созданы критические условия, имитирующие полет летательного аппарата при низких температурах с классическим обледенением.

ЦИАМ является научно‑исследовательской организацией, входящей в Научно‑исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского», и осуществляет комплексные научные исследования и научное сопровождение разработок в области авиационного двигателестроения. На его стендах проходили испытания и осуществляли доводку до требуемых показателей все отечественные авиамоторы.

Изучение защищенности двигателя от обледенения и возникающих вследствие этого вибраций, падения тяги, а также исследование последствий от прямого попадания льда, птиц позволяет разрабатывать меры и предпринимать попытки противостоять стихийным природным явлениям и непредсказуемым событиям во время полета.

СТЕНДЫ ЦИАМа

С целью создания классического обледенения воздушных аппаратов стенды ЦИАМа оборудованы водораспылительными коллекторами, в которых имитируется естественное воздействие влаги на воздушное судно. Вода в кучевых и дождевых облаках находится в переохлажденном состоянии и имеет температуру ниже 0 °С, при соприкосновении с поверхностью летательного аппарата и двигателем она превращается в лед. В институте создана экспериментальная установка с морозильной камерой и генератором кристаллов – устройством для дробления льда, что позволяет рассматривать сложнейшую проблему – попадание в двигатель кусков льда. Кроме того, проводятся испытания крупным и шквальным градом, то есть ледяными шарами диаметром 25 и 50 мм. Для проверки защиты от птиц создана пневматическая пушка.

В начале текущего года на стенде ЦИАМа были успешно проведены испытания ТВ7‑117В по программе «Определение эффективности защиты двигателя от попадания птиц и града». Тестирование проводилось специальными последовательными выстрелами в область защитного экрана градом к оси двигателя со скоростью 83 м/с и предметами с массой 1, 85 кг, сопоставимой с массой птиц, к оси двигателя с такой же скоростью. А в июле 2019 года проведены исследования параметров эффективного функционирования двигателя ТВ7‑117В в условиях классического обледенения при температуре до минус 30 °С и на высотах до 4 тыс. м, в результате которых подтверждена работа силовой установки на всех эксплуатационных режимах с сохранением расчетных характеристик, заложенных конструкторами.

НОВЫЙ МОТОР

Год назад, в июле 2018 года, двигатель ТВ7‑117В получил сертификат Федерального агентства воздушного транспорта РФ № FATA‑01027E. Условия эксплуатации изделия в диапазоне температур на входе в двигатель от минус 60 °С до плюс 50 °С были определены соответствующим документом – Одобрением главного изменения, – выдаваемым держателю сертификата образца авиационной техники. В декабре 2018 года Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) выдало официальное подтверждение расширения диапазона температур эксплуатации от минус 60 °С до плюс 50 °С. Испытания по температурному диапазону, подходящему для использования двигателя, проходили также в ЦИАМе, где моделировались предельные температуры.

Турбовальный двигатель ТВ7‑117В со свободной турбиной разработан и серийно выпускается АО «ОДК‑Климов», входит в ОДК «ГК «Ростех». Он обладает высокими летно‑техническими характеристиками: мощность на взлетном режиме – 2800 л.с. (при чрезвычайном режиме – 3750 л.с.), назначенный ресурс основных деталей по системе управления ресурсом составляет 2110 полетных циклов. Двигатель обеспечивает максимальную скорость полета – 320 км/ч, крейсерскую– 295 км/ч, дальность полета – 1300 км, и практический потолок – 5100 м.

В этом классе двигателей не существует аналогов по топливной экономичности и взлетной мощности. Конструкция и электронная система автоматического управления и контроля с полной ответственностью типа FADEC (Full Authority Digital Engine Control system) обеспечивает высокую мощность при низком расходе топлива и повышенную надежность полетов.

Мотор предназначен для установки на многоцелевые вертолеты максимальной взлетной массой 15‑18 т, к которым относятся Ми‑38 и его модификации.

Средние многоцелевые вертолеты типа Ми‑38 применяются для перевозки грузов и пассажиров, проведения поисково‑спасательных операций в широком диапазоне природных условий. Начало их разработки относится к 80‑м годам прошлого века, предполагалось, что новый вертолет заменит легендарный Ми‑8 с силовой установкой ТВ3‑117ВМ, летающий начиная с 1961 года и до наших дней. Его модификации закупаются как российскими, так и зарубежными эксплуатантами. Есть секрет Ми‑8, продлевающий его век, это двигатель ТВ3‑117, разработанный еще в советской стране конструкторским бюро «Климов», а производство его в те годы разместили в братской Украине. Ми‑8 и сегодня востребован, более 100 стран мира, то есть почти половина государств Земли, летает на этих винтокрылых машинах. Однако, по мнению экспертов, Ми‑38 из‑за увеличенной по сравнению с Ми‑8 грузоподъемностью до 5 тыс. кг, у Ми‑8 – 3 тыс. кг, имеет большие перспективы как для использования в военных целях, так и для других задач. Новый вертолет – универсал.

ПРОЕКТ МИ‑38

При этом Ми‑38 – это не просто Ми‑8, увеличенный в 1, 25 раза. 38‑й создается с учетом современных международных требований, обеспечивая пожаробезопасность топливной системы, большие иллюминаторы могут использоваться как аварийные выходы, а энергопоглащающие шасси способны обезопасить падение с высоты 15 м. Он имеет новые несущие винты, целиком изготовленные из композиционных материалов, и высокие летно‑технические характеристики. Профиль лопастей позволяет не только летать с большей скоростью, но и снизить уровень шума и вибрации.

Максимальная перегоночная дальность Ми‑38 – 1300 км, и это лидирующие показатели по сравнению с другими двигателями. У Ми‑8 она не превосходит 800 км, у Airbus Helicopters H225 – 1135 км. Управлять машиной может экипаж в составе одного, двух или трех человек.

А его двигатель ТВ7‑117В не уступает в мощности ни двигателям Pratt&Whitney, ни моторам Ми‑8.

Вертолет Ми‑38 до запуска в производство – а его серийное производство осуществляет Казанский вертолетный завод – прошел непростой путь. Он попал в перестроечный период и последовавший за ним развал Советского Союза, и все дальнейшие исторические изменения, коснувшиеся государства, затронули судьбу вертолета. В СССР заводы по выпуску винтокрылых машин работали в кооперации с заводами, производящими двигатели, и после распада Союза вертолетное производство осталось в России, а заводы, выпускавшие двигатели, – на территории Украины. Все это отодвинуло создание первого опытного образца Ми‑38, который, несмотря на все перипетии, все же поднялся в воздух в 2003 году. Версия Ми‑38‑1 была оснащена силовой установкой с двумя двигателями PW127XS канадской фирмы Pratt&Whitney, что значительно увеличило стоимость, и машина стала в несколько раз дороже Ми‑8. Ми‑38‑2, второй опытный образец, поднялся в воздух в 2010 году опять же на импортных двигателях. 29 ноября 2013 года состоялся полет третьего опытного образца, четвертый экспериментальный вариант полетел в 2014 году, и оба были оснащены двигателями ТВ7‑117В производства «ОДК‑Климов». Сейчас государственная программа «Вертолет Ми‑38» финансируется правительством РФ, головным разработчиком Ми‑38 определен холдинг «Вертолеты России», входящий в госкорпорацию «Ростех».

Министерство обороны России из‑за большого числа импортных комплектующих не включало в начале 2000‑х в свои планы приобретение этих машин, но курс страны, ориентированный на переход на комплектующие отечественного производства, изменил ситуацию.

НОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ

В настоящее время в интересах военного ведомства РФ предусматривается создание транспортно‑десантных, поисково‑спасательных и эвакуационно‑реанимационных вариантов. Планируется производство специализированных «арктических» вертолетов с возможным использованием их как постановщиков помех и для работы в составе арктической группировки войск.

Для МО РФ важны определенные характеристики машин, и холдинг «Вертолеты России» работает над уменьшением времени подготовки к вылету, изменением в сторону увеличения дальности применения вооружения, и даже корректируется конструкция. «В этой работе задействована большая кооперация холдингов «Ростеха», – сообщил директор «Вертолетов России» Андрей Богинский в ноябре прошлого года на выставке в Китае, где было продемонстрировано «первое висение борта Ми‑38, сделанного для военных».

Транспортно‑десантный вертолет Ми‑38Т, создаваемый по заданию Минобороны РФ, совершил первый полет 3 ноября 2018 года, сообщал ТАСС.

Такая версия вертолета имеет отличия по сравнению с базовым Ми‑38. Модификация Ми‑38Т собирается полностью из комплектующих российского производства, с топливной системой, защищенной от взрыва, дополнительными баками для повышения дальности полета, специальными средствами связи. Он имеет интегрированный цифровой пилотажно‑навигационный комплекс с индикацией на пяти ЖК‑дисплеях, что позволяет пилотировать вертолет даже одному летчику, и новейшие системы спутниковой связи, кроме того, созданы дополнительные опоры на шасси для посадки на мягкий грунт и снег. Вертолет оснащен новыми высокоэкономичными отечественными двигателями ТВ7‑117В с чрезвычайными режимами мощности от 2800 до 3750 л.с.

Двигатель ТВ7‑117В выполнен по модульному типу, и его ремонт возможен даже в полевых условиях.

В целом же создание нового вертолетного двигателя и успешное проведение его испытаний является знаковым событием в отечественном двигателе – и вертолетостроении.




комментарии (0):








Материалы рубрики

Александра Рыжкова
ТАСС
Комиссия проверила потенциально опасные объекты около аэропорта Жуковский
Анастасия Николаева
Интерфакс
Орнитологическая небезопасность
Елена Сидоренко, Анна Урманцева, Алексей Рамм, Виталий Воловатов, Валерия Нодельман
Известия
Полоса спасения: кто и как сотворил московское "чудо на Гудзоне"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Вынужденное приземление
Кристина Уколова
Красная звезда
«Есть одна у лётчика мечта – высота…»
Александр Зюзин
ТАСС
Только пассажиры и персонал. В аэропорту Гонконга ввели ограничения на вход в терминал

ТАСС
Лучшие в небе над Рязанью. Российские летчики лидируют на конкурсе "Авиадартс"
Алексей Козаченко, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Присмотрят свысока: Крым укрепят эскадрильей БПЛА «Форпост»



Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Развернулись над Тверской: западное направление усилят Су-35
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Авианесущий остров: Балтфлот испытал мобильные аэродромы
Илья Крамник
Известия
Конкурс проектов: чей стратегический бомбардировщик будет лучше
Мария Кокорева
РБК
Глава ФАС предложил приватизировать авиакомпанию "Победа"
Анастасия Николаева
Интерфакс
Удар по бюджету
Виктор Друшляков, Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
Что считать главным в истребителе пятого поколения
Андрей Коц
РИА Новости
Вместо F-35. Что даст Турции покупка российских истребителей Су-35
Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
Нелетное бремя: авиасообщение с Грузией не восстановят в течение года
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
Тепловой удар: Ил-76 получат новые противоракетные системы

Газета.ru
Столкновение двух Ту-134: как погибли советские футболисты
Андрей Коц
РИА Новости
Крылатые монстры. Нереализованные авиационные проекты советской оборонки
Олег Грозный
Красная звезда
Воздушные асы сильны не только в небе
Виктор Худолеев
Красная звезда
Укрощая огонь и воду
Александр Шарковский
Независимое военное обозрение
Военная авиация России переживает эпоху возрождения
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Винтокрылая "Скопа" на службе Пентагона
Виктор Литовкин
Независимое военное обозрение
Су-57: количество и качество
Юрий Потапов
Независимое военное обозрение
Неизменный горизонт полета
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Вертолетные двигатели прошли завершающий этап испытаний на обледенение
Наталья Пономарева
Интерфакс
Сервис от производителя
Александр Волобуев
Известия
Месяц, вай: перелеты в Грузию подорожали почти в полтора раза
Олег Грозный
Красная звезда
Небо выявит сильнейших

Красная звезда
Крылья над Матыбулаком
Илья Вайсберг
Журнал "АвиаСоюз"
Совет по авиастроению: работа на перспективу
Наталия Михальченко
Известия
Гари не знает: российский водородный самолет представят на МАКС-2019
Александра Баландина
Газета.ru
"Пламя пожирало самолет": хроника крушения Boeing-747 на Гуаме
Дмитрий Литовкин
Известия
Заправка в космос: в России создают проект подзарядки спутников на орбите
Наталья Катрич
Военно-промышленный курьер
Как советские летчики спасли иностранных дипломатов
Михаил Куприков
Военно-промышленный курьер
Кто бросит вызов "Боингу" с "Эрбасом"
Роман Крецул, Алексей Рамм, Алексей Козаченко
Известия
Поведение с мотором: "Супер Сухие" смогут летать, как вертолеты
Роман Маркелов
Российская газета
Бензин, керосин, билет
Николай Протопопов
РИА Новости
Смертельное пике. Зачем военные летчики жертвовали собой
Дмитрий Окунев
Газета.ru
"Направил самолет в гущу": кто первым применил "огненный таран"
Антон Лавров
Известия
Браво выбору: что стоит за индийским контрактом по покупке Р-27
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Что означает для пассажиров перенос серверов систем бронирования авиабилетов в РФ
Наталья Пономарева
Интерфакс
Поддержка с воздуха
Роман Азанов
ТАСС
С неба — в бой. Что разрабатывают для российского десанта будущего
Сергей Изотов, Александр Буланов
Известия
Пилотируемый рост: "Роскосмос" значительно расширяет программу пусков
Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Самолеты-амфибии обернулись вертолетами
Наталья Пономарева
Интерфакс
Помощь с неба
Мария Кокорева
РБК
Власти обязали системы бронирования билетов перенести серверы в Россию
Анна Васильева
КоммерсантЪ
Авиацию перебросили к линии огня
Дмитрий Михеенко
КоммерсантЪ
"Базэл Аэро" задумался о переименовании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer