Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Су-57: количество и качество


9 августа 2019 года Виктор Литовкин, Независимое военное обозрение


Разговор этот возник неожиданно. Приятель, услышав сообщение вице‑премьера Юрия Борисова, что Министерство обороны заказало 76 истребителей Су‑57, недовольно скривил губы.


Виктор Литовкин – военный обозреватель ТАСС

– Десять лет создавали и только 76 заказали?! Почему так мало?

– А сколько надо? – спросил я.

– Ну, штук 200, например, как у американцев F‑22 «Раптор»…

– А зачем нам столько сегодня? – возразил я. – Что у нас с ними соревнование, гонка вооружений? Ты помнишь, какой бюджет у Пентагона? 750 млрд долл. У наших военных примерно 60 млрд, если в «зеленых». Зачем нам за ними гнаться? Разорять свою экономику?!

– Ну, – протянул товарищ, – для того чтобы не отстать в создании истребителя пятого поколения, летчиков подготовить. Вот уже и китайцы со своим Чэнду J‑20 наступают нам на пятки. Приняли два из них в боевой строй. А у нас первые строевые «сушки» пятого поколения, как обещали, в количестве 15 единиц появятся в частях только к концу года…

Диалог получился у нас долгий. Пересказывать его полностью нет смысла. Но главное все же необходимо передать. Ведь вопрос, почему мы покупаем для армии так сравнительно мало самолетов пятого поколения, интересует не только моего приятеля. Подобные вопросы звучат и в общественной среде. Попробуем разобраться, что важнее для нашей армии – количество таких истребителей или их качество, их тактико‑технические характеристики, превышающие аналогичные показатели самолетов наших вероятных противников и стратегических партнеров. Того же F‑22 и J‑20.

Начнем с того, что Чэнду (Chengdu J‑20) пока тоже не широко представлен в войсках. Согласно открытым источникам, выпущено только 9 прототипов и 20 предсерийных образцов. При этом все они летают на двигателях российского производства АЛ‑31ФН. Свой двигатель китайцы уже не первый год только создают. И когда сделают, каким он будет, вопрос открытый. Я уж не говорю о том, что по многим своим параметрам, по крайней мере по внешнему виду, «китаец» очень похож на отечественный истребитель пятого поколения МиГ‑1.44, который не вышел из процесса испытаний, так как из‑за нехватки средств в 90-х годах прошлого века нужно было выбирать один вариант из двух возможных. Ставку сделали на самолет фирмы «Сухой». У нее были и средства, и обновленная технологическая база, и успехи в производстве и поставке на экспорт и в родную армию Су‑30 и его модификаций, потом Су‑35. Считалось, что «Сухой», имеющий колоссальный опыт и замечательные традиции создания лучших в мире истребителей, справится с этим заданием. И «Сухой» справился.

Дюжина истребителей ПАК ФА (перспективных авиационных комплексов фронтовой авиации) Т‑50, получивших официальное наименование Су‑57, 10 лет как летают на испытательных аэродромах в Жуковском, Ахтубинске, в Липецке, Феодосии… Звено «пятьдесят седьмых» побывало даже в Сирии, где, по сведениям из Минобороны, успешно применяло новейшие и перспективные крылатые ракеты оперативно‑тактического назначения. И каждый вылет этих машин, которые пилотируют заслуженные летчики‑испытатели фирмы «Сухой» и строевые армейские пилоты тоже, – это проверка работы нового бортового оборудования. На борту Су‑57, к примеру, установлен новейший центральный вычислительный центр, настоящий искусственный интеллект, который освобождает летчика от многих рутинных операций вроде поиска и распознавания наиболее опасных целей и выдает целеуказания по ним, предлагает наиболее оптимальные решения задач применения оружия и обороны самолета, лучший вираж выхода в атаку, а также контролирует работу всех систем и комплексов машины. Локатора, систем навигации и связи, электрооборудования, двигателей и много другого. Оставляет пилоту драгоценное время на управление машиной и принятие решения на применение вооружения.

Кстати, важнейший элемент бортового радиоэлектронного оборудования Су‑57 – радиолокатор, или радар, как принято говорить на обыденном языке, – уникальный. Он радикально отличается от авиационной бортовой РЛС в традиционном понимании. Его элементы – АФАР (активная фазированная антенная решетка) Х‑диапазона расположена не только в передней части фюзеляжа, но на бортах самолета и даже на отклоняемых носках крыла. Правда, там АФАР L‑диапазона. Он позволяет видеть пространство, как воздушное, так и наземное, на многие сотни километров. Такого радара нет ни на одном многофункциональном истребителе пятого поколения – ни на F‑22, ни на F‑35, ни на J‑20. А закон воздушного боя известен: первым увидел – первым выстрелил, значит – победил.

О преимуществах Су‑57 перед его аналогами можно рассказывать достаточно долго. Но нельзя не вспомнить об отклоняемых векторах тяги на его двигателях, которые делают ПАК ФА сверхманевренным, способным крутиться на одном месте в небе, как воздушный акробат, совершать кульбиты, лететь килем вперед, останавливаться на одном месте (! ) или скользить по воздуху, сверху вниз, как слаломист с высочайшей снежной вершины. Кто хотя бы раз бывал на международной выставке МАКС в подмосковном Жуковском, мог все это видеть и не сможет позабыть никогда. Такие способности нужны нашей «сушке», а подобное может делать каждый истребитель «Сухого», оснащенный всеракурсным поворотным соплом, в том числе и Су‑35, не для того, чтобы удивлять публику на демонстративных показах летного мастерства. Это важнейший элемент воздушного боя. Когда истребитель вдруг «останавливает» свой полет и тихо «сползает» вниз, как санки с горки, его отметка на какие‑то секунды или доли секунд пропадает с экранов локатора противника, а значит, и с прицелов его ракет. И позволяет нашей машине изящным маневром выйти из‑под удара. Нанести сокрушающий свой.

Лишне говорить, что таким преимуществом не обладает ни один самолет пятого поколения. Даже хваленые и распиаренные F‑22 и F‑35. У «Раптора» есть управляемый вектор тяги на двигателях. Но только по вертикали. Сравнивать всеракурсные повороты вектора тяги сопла и вертикальные, я думаю, не надо. Еще один момент – скорость самолета. У Су‑57 она 2,45 маха, в бесфорсажном полете – 2 маха. Это 2600 км/час. У F‑22‑2 – 25 маха (2410 км/час), крейсерская – 1,82 маха (1982 км/час). Правда, боеприпасов «американец» может брать на борт на 370 кг больше, чем наш Су‑57. Он – 10 370 кг, наш – 10 000 кг. Но опять же у «двадцать второго» все ракеты и бомбы размещены на подвесках, у «Сухого» часть из них может находиться внутри фюзеляжа, что повышает его скрытность для радаров противника.

Но остановимся в перечислении преимуществ и достоинств нашего многофункционального истребителя пятого поколения. Рассказ о них, конечно, важен для того, чтобы подчеркнуть, что 10 лет испытаний и совершенствования ПАК ФА прошли не зря. Он с каждым годом получал все большие достоинства по сравнению со своими зарубежными аналогами, и главное, чего добивались конструкторы самолета, а вместе с ними и его испытатели, это создание высококачественного и высокоинтеллектуального цифрового боевого продукта (извините меня за такое слово), которое поможет нашему пилоту выйти победителем в любом бою с самым подготовленным противником, воюющим на самых современных и перспективных боевых машинах – сегодня и завтра.

Только вот вопрос: с кем именно? Думаю, гипотетическая встреча в воздушном бою Су‑57 и F‑22 вряд ли возможна. Она может произойти только во время войны между Россией и США, а она, на мой, сугубо личный взгляд, не очень реалистична, потому что может привести к гибели человечества. Две страны, обладающие самыми большими в мире потенциалами ракетно‑ядерных вооружений, даже при крайне напряженных отношениях между ними вряд ли пойдут в бой друг на друга. Ни там, ни там в руководстве нет и не может быть абсолютно безответственных людей. Я в этом убежден. Да и опыт Сирии показывает, как только наши Су‑35 приближаются с востока Евфрата к берегам этой реки, F‑22, барражирующие в воздухе над правым берегом, стараются быстренько уйти на свою базу. И дело тут не в трусости. Просто, не хочется предоставлять вероятному противнику дополнительную тактическую и конструкционную информацию. Похожее происходит и в воздухе над Черным и Балтийским морями, когда на перехват американских разведчиков вылетают наши «сухие» – Су‑30 или Су‑35. Они уходят от греха подальше.

К чему я это? А к тому, что если «большой» войны пока не предвидится, как я сказал своему приятелю, то зачем горячиться и гнать волну? Перестать делать, мягко говоря, очень конкурентные по сравнению с самыми лучшими зарубежными истребителями свои многофункциональные Су‑35 с двумя плюсами. Бессмысленно соревноваться, у кого больше самолетов пятого поколения. Надо спокойно, без оглядки на гонку вооружений, не участвуя в ней, делать свое дело. Иметь необходимое и достаточное. Пятнадцать Су‑57 к концу этого года для поставки в войска – нормальное решение. Нужны не только самолеты, но и летчики, в совершенстве ими владеющие. Делающие последовательные шаги от Як‑130 до МиГ‑29, Су‑27, Су‑30, Су‑34 и Су‑35, а асам можно потом пересаживаться и на Су‑57. Или я не прав?

Мнение автора не всегда и необязательно совпадает с позицией редакции «Независимого военного обозрения»



комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer