Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Летали, знаем: рост цен на билеты повторил антирекорд 2008 года


10 сентября 2019 года Александр Волобуев, Михаил Калмацкий, Ирина Цырулева, Известия


Средняя стоимость перелета в экономклассе с января по август 2019 года выросла на 24,1%, сообщили «Известиям» в Росстате. Как следует из данных ведомства, подорожание авиабилетов оказалось самым высоким с кризисного 2008 года. Минтранс заявляет, что увеличение стоимости билетов не должно превышать инфляцию, и собирается принять меры для сдерживания роста цен. Но по мнению экспертов, это возможно лишь при финансовой поддержке государства. При этом решение на долгосрочную перспективу требует выравнивания конкурентной среды: более активного субсидирования региональных и местных перевозок и ухода от «плоских» тарифов на магистральных линиях.

Повторение кризиса

По информации Росстата, за последние восемь месяцев средняя цена авиабилета экономкласса поднялась на 24,1%. Из данных ведомства следует, что это самый интенсивный рост стоимости перелетов с кризисного 2008 года. Тогда рост тоже составил 24,1%. В предыдущие годы подорожание с января по август было в пределах от 2 до 19%. При этом средняя стоимость билета экономкласса в расчете на 1000 км пути в годовом выражении (август текущего года к августу 2018-го) выросла на 18,3%.

В Росстате пояснили, что в августе стоимость билетов всегда находится на пике. После они дешевеют вплоть до декабря. По данным крупных агрегаторов — Aviasales, «Туту.ру», OneTwoTrip, Biletix — снижение цен уже началось. Авиапутешествие внутри России в октябре обойдется на 15–34% дешевле, чем в августе в зависимости от сервиса бронирования, полет за рубеж — на 3–15%.

Несмотря на то что в сентябре–декабре билеты станут дешевле, по итогам года рост составит примерно 9–10%, ранее прогнозировал «Известиям» заместитель исполнительного директора Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Борис Шокуров. Операционные убытки авиаперевозчиков, по данным ассоциации, за I квартал 2019-го составили 45 млрд рублей, а за тот же период 2018 года — 34 млрд рублей.

Увеличение стоимости авиабилетов в этом году –– следствие роста издержек авиакомпаний на протяжении нескольких лет, в том числе резкого скачка цен на топливо в 2018-м, пояснил «Известиям» главный эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов.

Одной из причин резкого роста цен на керосин в прошлом году стал высокий спрос на него со стороны так называемых бодяжников — компаний, смешивающих его с дизтопливом для получения зимнего дизеля, пояснил «Известиям» вице-президент по развитию бизнеса в России, странах СНГ и Балтии аналитического агентства Argus Виктор Парно.

— В нынешнем году рост цен на авиакеросин был ограничен в том числе повышенным вниманием к рынку продукта со стороны регулирующих органов, — отметил эксперт. — Кроме того, в первом полугодии действовало соглашение между нефтяниками и правительством о заморозке розничных и мелкооптовых цен на дизтопливо, что сократило маржу «бодяжников». В настоящее время этот сдерживающий фактор отсутствует, поскольку с июля соглашение не действует.

ФАС отслеживает ситуацию с ценами на авиатопливо по жалобам авиакомпаний, заявили «Известиям» в пресс-службе ведомства. Там признали, что по стоимости авиакеросина есть серьезные вопросы, меры будут приняты.

В авиакомпаниях неохотно комментируют эту тему. Ранее официальный представитель Smartavia (бывшее «Нордавиа») говорил «Известиям», что у компании практически нет финансовых резервов для сдерживания цен на билеты.

— Мы не сторонники увеличения провозной платы, но авиакомпания работает в рыночных условиях, что иногда требует принятия непростых решений, — отмечал он.

В «Уральских авиалиниях» тему повышения провозной платы не комментировали, но подчеркивали неэффективность нового механизма поддержки (демпфера) перевозчиков, запущенного с 1 августа. Другие крупные перевозчики не ответили на вопросы «Известий».

Остановка по требованию

За первое полугодие стоимость авиабилетов в России прибавила 7% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го, заявила на Восточном экономическом форуме начальник департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Светлана Петрова. На такой рост, значительно опережающий инфляцию (4,3% за январь–август), в ходе мероприятия обратил внимание и президент России Владимир Путин.

Министр транспорта Евгений Дитрих заявил в интервью «Известиям», что подорожание авиабилетов не должно превышать уровень инфляции. Поэтому до конца сентября Минтранс, по его словам, приступит к обсуждению со всеми сторонами нового комплекса мер, направленного на сдерживание цен. На уточняющие вопросы «Известий» в пресс-службе Минтранса не ответили.

Федор Борисов подчеркнул, что отрасль авиаперевозок в России находится в системном кризисе.

–– Когда разрыв между операционными доходами и расходами авиакомпаний достигает 20%, быстрого решения проблемы быть не может, –– сказал он.

У регулятора, по мнению эксперта, есть три краткосрочных варианта действий: согласиться с ростом цен, сократить каким-то образом издержки или компенсировать возникающую разницу за счет субсидий и иных мер господдержки.

При этом в долгосрочной перспективе необходимо выравнивать конкурентную среду: увеличивать субсидирование региональных и местных перевозок и уходить от «плоских» тарифов на магистральных линиях, добавил Федор Борисов.

Перевозчики несут постоянные убытки, и такое положение дел не позволяет авиакомпаниям работать экономически эффективно, а исправить ситуацию поможет только увеличение стоимости билетов на 40–60%, сказал «Известиям» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.

Маловероятно, что цены на авиабилеты в этом году получится удержать в пределах инфляции, считает директор офиса продаж «БКС Брокер» Вячеслав Абрамов. По его словам, возможными мерами поддержки авиакомпаний могут стать финансовая помощь государства в погашении задолженности по лизингу, а также расширение субсидируемых воздушных направлений, как это уже делалось в направлении Дальнего Востока.

В Минфине «Известиям» сообщили, что Минтранс пока не обращался к ним с предложением о дополнительных субсидиях для авиаперевозчиков.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Ирина Лобанова
КоммерсантЪ - Воронеж
Жилье в Придачу
Анастасия Николаева
Интерфакс
При своих интересах
Елена Сухорукова, Сергей Соболев
РБК
"Интурист" меняет англичан на турок
Ильмира Гайсина
Forbes
Бизнес с котом Виктором: кто заработает на противостоянии "Аэрофлота" и толстого животного
Кирилл Антонов
КоммерсантЪ - Казань
В крушении Boeing 737 обвинили пилотов
Александр Волобуев, Евгения Перцева, Мария Перевощикова
Известия
Всегда котов: авиакомпаниям предложили единые нормы перевозки животных

ТАСС
Правила провоза животных в авиакомпаниях мира
Анастасия Николаева
Интерфакс
Виноваты пилоты




РИА Новости
Российские авиакомпании напомнили правила перевозки животных
Елизавета Королева
Газета.ru
Летал без документов: кто виноват в крушении Boeing в Казани
Александр Волобуев
Известия
По всей строгости стандарта: как авиастроение защитят от контрафакта
Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Русские витязи" пересаживаются на Су-35С: как это связано с новой тактикой ВКС

Газета.ru
"Что-то придумаем": "Русским витязям" выдали новые "сушки"
Андрей Балашов
Профиль
Улетные условия
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Сухой" над водой: Дальний Восток защитят самолеты с ракетами-убийцами
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Сбербанк вправляет Utair крылья
Инна Сидоркова, Надежда Федорова, Кристина Астафурова
РБК
Система допусков и посадок дала сбой на Восточном
Наталья Пономарева
Интерфакс
Космические хищения
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Кому отойдет "Мотор Сич": Вашингтон разложил "российско-китайский пасьянс"
Антон Валагин
Российская газета
В небе "Медведи": как Ту-95 сбивали истребители НАТО
Лидия Мисник
Газета.ru
США закрывают "Открытое небо": Россия не станет выходить из договора
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Битва за двигатели: что делят США и Китай на Украине
Екатерина Постникова
Известия
Тихий ДОН: РФ не откажется от Договора по открытому небу в случае выхода США
Евгения Приемская
Известия
«Кукурузник» прикрыли фанерой: в Бурятии по адресу компании, ответственной за новый самолет, нашли другой завод
Виталий Барсуков
Независимая газета
Аэропортам нужна земля
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Топ-менеджера ОДК арестовали с прицелом на экстрадицию в Россию
Матвей Шиманов, Павел Тарасенко
КоммерсантЪ
«Мотор Сiч» отлетает от Китая
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Высший беспилотаж: военные впервые отработали действия ударных групп дронов
Александр Волобуев
Известия
Пошли на снижение: перелеты в Казахстан из РФ подешевеют
Евгения Носкова
Российская газета
Лизинг ждет самолета
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Как "Мотор Сич" стал ареной большого геоэкономического передела
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
Для дрона нет плохой погоды: Калининград закроют беспилотным зонтом
Владимир Расулов
КоммерсантЪ
Камеры высокого полета
Ангелина Мильченко
Газета.ru
Купят у России: Малайзия готова отказаться от самолетов ЕС
Рафаэль Фахрутдинов
Газета.ru
"Нас ждет упадок": в Киеве требуют возобновить полеты в Россию
Антон Ширяев
Lenta.ru
Деньги из воздуха
Юрий Дарымов
Журнал "АвиаСоюз"
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат
Алия Григ
Forbes
Нечего надеть: как отсутствие подходящих скафандров на полгода отсрочило "женский" выход в космос
Юрий Дмитриев
Красная звезда
В небо стартуют с земли
Шамиль Хайруллин
Красная звезда
В небе – смешанные экипажи
Павел Заволокин
Красная звезда
Суровая НИТКА палубной подготовки авиаторов
Роман Азанов
ТАСС
Укрощение "Кобры" и первая посадка на палубу корабля. Как летчик Пугачев испытывал Су-27
Максим Рубченко
РИА Новости
"Летающие гробы": грязные секреты корпорации Boeing
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Создать невидимость: авиаракеты и бомбы одели в стелс-защиту
Юрий Авдеев
Красная звезда
Самолёт, решающий ударные задачи

РИА Новости
Эксперты сомневаются в возобновлении чартерного авиасообщения между РФ и Египтом в 2019 году
Герман Костринский
КоммерсантЪ
SSJ 100 подобрали ключевого госзаказчика
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на дроны
А. Козаченко, А. Рамм, Б. Степовой, Р. Крецул
Известия
НАТО так надо: новые авиадивизии закроют небо над Балтикой и Крымом
Андрей Коц
РИА Новости
Пропали бесследно. Самые загадочные случаи исчезновения военных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer