Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


«Кинжал» по-китайски


10 сентября 2019 года Александр Шитов, Военно-промышленный курьер


«Лин Юнь» («Уносящийся ввысь») – разрабатываемая в КНР выводимая в околокосмическое пространство система с боевым гиперзвуковым блоком и, может быть, обладающая даже более широкими возможностями. Ею будет оснащаться новейший тяжелый стелс-истребитель «Цзянь-20», предназначенный для борьбы с авианосцами противника.

Универсальная летно-испытательная платформа новейшей китайской гиперзвуковой околоземной системы демонстрировалась на выставке техники военного и гражданского назначения в мае 2018 года. Континентальный Китай таким образом впервые продемонстрировал новейшее оружие, которое, возможно, станет «убийцей американских авианосцев», подчеркивалось в военном разделе тайваньского сайта «Чжунши». Ранее считалось, что «Цзянь-20» будут оснащены ракетами «Пи Ли-15»/PL-15 («Громовой удар-15») класса «воздух-воздух», но о ПКР, тем более гиперзвуковых, речи не шло. Если «Цзянь-20» действительно оснастят системами «Лин Юнь», боевой потенциал перспективной китайской авиации существенно повысится.

Более того, ими могут быть вооружены и тяжелые эсминцы проекта 055. Примерно тогда же материал о «Лин Юнь» был опубликован в военном разделе сайта «Синь Лан» («Новая волна»). Автор рассказывал, что по имеющейся открытой информации, первое испытание гиперзвуковой системы состоялось в декабре 2015 года. Однако еще в 2005-м в публикациях НИИ № 3 Китайской аэрокосмической научно-промышленной корпорации (созданной в 1961 году базовой организации, занимающейся исследованиями, проектированием, испытаниями, производством летательных аппаратов, со штатом более восьми тысяч сотрудников), Оборонного научно-технического университета НОАК (Чанша, провинция Хунань) и Университета промышленности (Харбин, Хэйлунцзян) говорилось о разработках в КНР гиперзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ГПВРД).

“Арсенал современного гиперзвукового оружия ВМС НОАК должен превосходить по потенциалу многочисленные ПКР предыдущего поколения”

Непосредственной разработкой системы «Лин Юнь» занимается Оборонный научно-технический университет НОАК, имеющий славу «армейского Цинхуа» (самый известный технический вуз Китая – Университет Цинхуа в Пекине, основанный в 1911 году, неизменно занимающий первое место в Национальном рейтинге), а название для нее, как и для подавляющего большинства ракетной техники в КНР, по традиции заимствовали из стихотворений Мао Цзэдуна. Автор ставит «Лин Юнь» в один ряд с разрабатываемым с 2012 года американо-австралийским ГЛА HIFire (Hipersonic International Flight Research Experimentation), где также используется ГПВРД. Обе системы, говорится в статье, имеют удлиненный обтекатель, однако разгонный блок «Лин Юнь» несколько больше, чем у HIFire, что, впрочем, при летных испытаниях «китаянки» некритично, поскольку не препятствует ей достигать расчетной высоты.

После отделения второй ступени (разгонного блока) HIFire включается двигатель первой ступени, планер продолжает набирает высоту и в момент выключения двигателя достигает эшелона 190 километров на скорости 6,7 Маха. Апогей его баллистической траектории составляет 300 километров. Важным достижением группы разработчиков во главе с профессором генерал-майором НОАК Ван Чжэньго стало успешное решение одной из сложных технологических проблем – термозащиты ГПВРД при использовании в качестве топлива авиационного керосина. Автор поясняет, что авиакеросин неспособен охлаждать гиперзвуковой двигатель настолько же эффективно, как специальное углеводородное эндотермическое топливо или жидкий водород, особенно когда речь идет о работе ГПВРД в мощном встречном воздушном потоке. Однако это тот вид топлива, который в отличие от прочих всегда есть в любой авиационной воинской части, на аэродроме и авианосце. Именно широкая доступность авиакеросина имеет стратегическое значение для дальнейшего развития китайской гиперзвуковой техники. По мнению китайцев, в третьем десятилетии ХХI века в линейке гиперзвукового оружия Китая будут представлены не только тяжелые противокорабельные/ударные КР, но и способные преодолевать ПВО и ПРО противника бортовые ракеты тактической авиации. Как пример ракет класса «воздух-корабль» китайский автор называет «Ин Цзи-83К» и «Ин Цзи-91» («Ин Цзи» – «Атакующий орел»). Дальность стрельбы «Ин Цзи-83К», по экспертным оценкам, довольно велика, однако способность преодолевать ПВО и ПРО противника недостаточна, а «Ин Цзи-91» может на гиперзвуке прорывать ПВО и ПРО, но у нее весьма скромные дистанция стрельбы и мощность.

Что касается «Ин Цзи-12» и «Ин Цзи-18», то они слишком габаритны, чтобы использоваться в качестве бортового ракетного вооружения тактической авиации.

Основу противокорабельного потенциала НОАК сегодня составляет ракетное вооружение берегового базирования, однако для того, чтобы чувствовать себя уверенно в «эпоху авианосцев», КНР необходимо разрабатывать и другие виды ПКР, замечает автор. Противник будет вынужден сосредотачиваться на отражении удара гиперзвуковых систем, способных эффективно преодолевать ПВО и ПРО, в результате чего его оборона окажется уязвима для традиционных тяжелых ПКР морского и берегового базирования. На сайте отмечается, что Китай создает гиперзвуковое оружие не ради Книги рекордов Гиннесса, а чтобы располагать еще более малогабаритными, быстрыми и недорогими «летающими стрелами» для достижения победы в возможной войне. И пока в Поднебесной работают на результат, сведения о китайских гиперзвуковых системах будут составлять военную тайну.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Евгений Гайва, Наталия Ячменникова
Российская газета
Полеты налегке и наяву
Виктор Литовкин
ТАСС
Создатель Су-27 Михаил Симонов: авиаконструктор, опережавший время
Александр Гасюк
Российская газета
Приказано выжить

РИА Новости
Заключен контракт на создание самолета для замены Ан-2
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Воспарение легких
Наталья Шатова
Национальная служба новостей (НСН)
Повышение "Победой" цен на 40% пассажиров не испугает
Сергей Титов
КоммерсантЪ-Самара
Беспилотники летят на Восточный
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
С инструктора взыскали самолет



Сергей Птичкин
Российская газета
Вертолеты ходят парой
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Небесные дела: тяжелые беспилотники приравняют к обычным самолетам
Наталия Анисимова, Мария Кокорева
РБК
Путин поручил компенсировать авиакомпаниям расходы на топливо
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Местная авиация крупнеет на субсидиях
Мария Кокорева
РБК
Россия и Саудовская Аравия направят более $600 млн на авиационный лизинг
Алексей Нечаев
Взгляд
Российские вертолеты лишают советской идеи

ТАСС
Хабаровский аэропорт приступил к переводу рейсов в новый терминал внутренних авиалиний
Алексей Заквасин
RT
«Спрос достаточно большой»: на что способна новейшая российская система обнаружения беспилотников
Антон Лавров
Известия
Перспективная оборона: на что пойдет военный бюджет после 2020 года
Алексей Поплавский
Газета.ru
«Авиакомпании банкротятся»: Зеленский хочет вернуть рейсы в Россию
Владислав Крылов, Ольга Коленцова
Известия
Победивший пустоту: умер космонавт Алексей Леонов
Ирина Лобанова
Московский Комсомолец
Строителям Воронежа задерживают взлет
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Под единым винтом. Зачем объединяются "Миль" и "Камов"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропортам разрешают инфраструктурный сбор
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Lufthansa осталась в Домодедово
Влада Шипилова
КоммерсантЪ - Уфа
ТЭК и надо
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сроки не определены
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Борцы с коррупцией "Энергии" раскаялись на МКС
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Договор дороже неба
Кристина Сизова
Газета.ru
Новый покупатель: Мьянму заинтересовали Су-57
Марат Кузаев
ТАСС
Почему вертолеты не стали общедоступным транспортом? И станут ли им аэротакси?
Алексей Коваленок, Анна Иванова
РБК
В профсоюзе прокомментировали перенос производства Су-34 из Новосибирска
Герман Костринский, Елизавета Макарова
КоммерсантЪ
Аэропорты подняли шум из-за границы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
В стае с дронами: самолёты и БПЛА вместе проследят за субмаринами
Ольга Агеева, Мария Кокорева, Иван Ткачёв
РБК
Авиакомпанию iFly заподозрили в уклонении от таможенных платежей
Татьяна Гришина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Страховщики отделяют винты от крыльев
Мария Шевченко
ТАСС
Небесная неотложка. Как в Кировской области возродили санавиацию и как она работает
Александр Волобуев
Известия
Бюджет платит дважды: авиакомпании просят у государства 30 миллиардов
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Трамп не сдается без Boeing: США пополнят бюджет за счет Airbus
Ольга Самофалова
Взгляд
МС-21 вредят на этапе испытаний
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Компенсации повисли в воздухе
Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
Тбилиссимо: Грузия ждёт возобновления авиасообщения с РФ в скором времени
Михаил Калмацкий, Александр Волобуев
Известия
Перелетные тонны: госконтроль за качеством авиатоплива усилят

ТАСС
Нулевой НДС на авиаперелеты в России повысит рентабельность, но не снизит цены
Вячеслав Гордеев
Московский Комсомолец
Глава ШПЛС осудил анонимную забастовку бортпроводников: раздрай в профсоюзах «Аэрофлота» ​
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Ил-2: как "летающий танк" стал самым массовым военным самолетом
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Дрон — в строй: "Орлан-30" найдет цели для артиллерии
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
"Прометеи" просят огня: системы С-500 испытали в Сирии
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Ростех" рисует авиалинии
Наталья Башлыкова, Александр Волобуев
Известия
Летать не вредно: на исследование авиапромышленности потратят 117 млн
Максим Бут
Экономика сегодня
Индия переняла успешную тактику Турции в противостоянии США по российским С-400
Юлия Тишина
КоммерсантЪ
"Эфир" испарился из нацпрограммы

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer