Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"


9 сентября 2019 года Наталия Еремина, Ольга Шерункова, Газета.ru


Китай пытается купить контрольный пакет акций украинского завода «Мотор Сич». Это сделка крайне беспокоит США, и не напрасно. Двигатели, которые производят на предприятии, могут быть использованы Пекином как на военных, так и на гражданских самолетах. В частности, Китай может поставить их на региональный лайнер ARJ21. Сейчас на нем установлены американские двигатели, и это фактор риска, учитывая усиливающийся торговый конфликт, говорят эксперты.

Как стало известно на днях, служба безопасности Украины проводит очередное досудебное расследование по подозрению в государственной измене, диверсионной деятельности и сотрудничестве с Россией. Оно касается стратегического объекта Украины — АО «Мотор Сич», крупного серийного завода, выпускающего авиационные двигатели широкого спектра применения.

При этом детали расследования СБУ не сообщает. Однако это не первое и не последнее дело, касающееся деятельности завода. Обвинения в адрес стратегического для Украины предприятия следуют одно за другим.

Очередное расследование было начато на фоне интереса, проявляемого в последнее время к заводу со стороны США и Китая.

Этим летом в Антимонопольный комитет Украины поступила заявка концерна «Укроборонпром» и китайских компаний Skyrizon и Xinwei Groupна на концентрацию 25% и 50% акций «Мотор Сич» соответственно для совместного управления и контроля над предприятием. При этом китайские компании пообещали предоставить гранты авиастроительной отрасли Украины на сумму $100 млн, если заявка будет согласована.

«Теперь решение за АМКУ, когда оно будет — мы не знаем», — рассказал директор по связям с общественностью ОАО «Мотор Сич» Анатолий Малыш.

Сделка очень беспокоит Вашингтон, который опасается усиления Пекина. Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон намерен заблокировать ее.

По мнению американской стороны, продажа завода, как одного из главных мировых производителей двигателей для авиационной промышленности, в разы повысит оборонительные способности Китая.

И сомнения эти, очевидно, не напрасны.

В продукции завода «Мотор Сич» есть двигатели, аналогов которых не производится в Китае ни по техническим характеристикам, ни по ресурсу, ни по назначению. Например, это вертолетный двигатель ТВ3-117 или двигатель Д-18 самолета «Руслан».

На заводе «Мотор Сич» также создают авиадвигатели для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-226, самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Як-130, агрегаты для перекачки газа, энергетическое оборудование и поставляют их более чем в 100 стран мира.

Завод имеет в своем распоряжении «не только технологический цикл для двигателей для самолетов и вертолетов, но еще и для крылатых ракет». То есть речь идет о военных технологиях, за которыми Китай активно «охотится», подчеркивал бывший глава «Укрспецэкспорта» Сергей Бондарчук.

Так, как отмечается, разработки запорожского предприятия «Мотор Сич» пригодятся Пекину для производства двигателей Xian WS-15, которые должны быть установлены на китайские истребители пятого поколения.

Китай уже давно позиционирует себя как производитель не только военных, но и гражданских самолетов и вертолетов, говорит исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Однако самостоятельное производство двигателей пока дается Пекину сложнее, чем производство собственно самолетов, признает он.

Это значит, что, получив доступ к опыту украинских двигателестроителей, Пекин может решить часть своих проблем с точки зрения надежности двигателей.

Тесное взаимодействие с поставщиком двигателя очень перспективно для тяжелого вертолета, разрабатываемого в Китае, указывает Пантелеев.

Пекин заявлял о том, что планирует сделать по меньшей мере 200 совместно разрабатываемых совместно с Россией тяжелых вертолетов AHL (Advanced Heavy Lifter). Как отмечал главный конструктор Китайского вертолетного института научных исследований и разработок У Симин, массовое производство начнется к 2032 году.

Согласно данным, которые приводились, максимальная взлетная масса вертолета составит 38,2 тонны, практический потолок — 5,7 тыс. м, дальность полета будет достигать 630 км, а максимальная скорость — 300 км/ч. Грузоподъемность AHL при расположении груза внутри фюзеляжа составит 10 тонн.

«У завода «Мотор Сич» есть двигатели в том числе и для гражданских самолетов. В связи с торговой войной, которая идет с США, встает вопрос с судьбой самолета ARJ21. Если будет эскалация торговой войны, возможны проблемы с двигателем CF34, который стоит на этом самолете, — они [двигатели] американские», — говорит обозреватель Flight International Владимир Карнозов.

ARJ21 — китайский региональный самолет, способный перевозить от 70 до 115 пассажиров в зависимости от модификации. По проекту эти самолеты могут без дозаправки совершать перелеты на расстояние от 2,2 до 3,7 тыс. километров и приземляться в сложных климатических условиях на высокогорных аэродромах.

При этом, как отмечает Карнозов, у Украины есть двигатель Д-436, который в близких параметрах к американскому двигателю, устанавливаемому на ARJ21.

«Поэтому с точки зрения гражданских программ они обезопасят свой проект ARJ21, что очень важно», — обращает внимание эксперт.

Впрочем, чтобы стать одной из крупнейших авиадержав, Китаю этого не достаточно, признают аналитики.

«Надо понимать, что «Мотор Сич» не разработчик двигателей, это всего лишь серийный завод. И те двигатели, которые выпускаются там, родом из Советского Союза. Они лучше, чем то, что сейчас имеет Китай. Но это никак не даст им возможность развиваться быстрее в двигателестроении.

Хотя вы купите этот устаревший завод, но вы никак не сможете догнать с ним уходящую вперед промышленность, которая уже на других законах, технологиях строится», — поясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Между тем, если говорить о финансовой стороне сделки, то, как указывает Олег Ремыга, профессор бизнес-школы «Сколково», покупка китайскими компаниями более 50% украинской «Мотор Сич» проходит в достаточно комфортных условиях для китайской стороны.

Стоимость завода в текущих экономических условиях занижена, значит, — это хорошая инвестиционная сделка.

Впрочем, из-за противостояния с США покупка будет крайне непростой для китайцев, считает Нарек Авакян, начальник отдела инвестидей «БКС Брокер».

«Все, что связано с Украиной, окутано больше не экономикой, а геополитикой, поэтому сложности при закрытии этой сделки определенно появится, поскольку слишком много интересов разных стран затронуто. Скорее всего, Киеву придется считаться и с мнением Евросоюза, и с мнением США», — говорит Авакян.




комментарии (0):











Материалы рубрики

Ирина Лобанова
КоммерсантЪ - Воронеж
Жилье в Придачу
Анастасия Николаева
Интерфакс
При своих интересах
Елена Сухорукова, Сергей Соболев
РБК
"Интурист" меняет англичан на турок
Ильмира Гайсина
Forbes
Бизнес с котом Виктором: кто заработает на противостоянии "Аэрофлота" и толстого животного
Кирилл Антонов
КоммерсантЪ - Казань
В крушении Boeing 737 обвинили пилотов
Александр Волобуев, Евгения Перцева, Мария Перевощикова
Известия
Всегда котов: авиакомпаниям предложили единые нормы перевозки животных

ТАСС
Правила провоза животных в авиакомпаниях мира
Анастасия Николаева
Интерфакс
Виноваты пилоты




РИА Новости
Российские авиакомпании напомнили правила перевозки животных
Елизавета Королева
Газета.ru
Летал без документов: кто виноват в крушении Boeing в Казани
Александр Волобуев
Известия
По всей строгости стандарта: как авиастроение защитят от контрафакта
Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Русские витязи" пересаживаются на Су-35С: как это связано с новой тактикой ВКС

Газета.ru
"Что-то придумаем": "Русским витязям" выдали новые "сушки"
Андрей Балашов
Профиль
Улетные условия
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Сухой" над водой: Дальний Восток защитят самолеты с ракетами-убийцами
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Сбербанк вправляет Utair крылья
Инна Сидоркова, Надежда Федорова, Кристина Астафурова
РБК
Система допусков и посадок дала сбой на Восточном
Наталья Пономарева
Интерфакс
Космические хищения
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Кому отойдет "Мотор Сич": Вашингтон разложил "российско-китайский пасьянс"
Антон Валагин
Российская газета
В небе "Медведи": как Ту-95 сбивали истребители НАТО
Лидия Мисник
Газета.ru
США закрывают "Открытое небо": Россия не станет выходить из договора
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Битва за двигатели: что делят США и Китай на Украине
Екатерина Постникова
Известия
Тихий ДОН: РФ не откажется от Договора по открытому небу в случае выхода США
Евгения Приемская
Известия
«Кукурузник» прикрыли фанерой: в Бурятии по адресу компании, ответственной за новый самолет, нашли другой завод
Виталий Барсуков
Независимая газета
Аэропортам нужна земля
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Топ-менеджера ОДК арестовали с прицелом на экстрадицию в Россию
Матвей Шиманов, Павел Тарасенко
КоммерсантЪ
«Мотор Сiч» отлетает от Китая
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Высший беспилотаж: военные впервые отработали действия ударных групп дронов
Александр Волобуев
Известия
Пошли на снижение: перелеты в Казахстан из РФ подешевеют
Евгения Носкова
Российская газета
Лизинг ждет самолета
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Как "Мотор Сич" стал ареной большого геоэкономического передела
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
Для дрона нет плохой погоды: Калининград закроют беспилотным зонтом
Владимир Расулов
КоммерсантЪ
Камеры высокого полета
Ангелина Мильченко
Газета.ru
Купят у России: Малайзия готова отказаться от самолетов ЕС
Рафаэль Фахрутдинов
Газета.ru
"Нас ждет упадок": в Киеве требуют возобновить полеты в Россию
Антон Ширяев
Lenta.ru
Деньги из воздуха
Юрий Дарымов
Журнал "АвиаСоюз"
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат
Алия Григ
Forbes
Нечего надеть: как отсутствие подходящих скафандров на полгода отсрочило "женский" выход в космос
Юрий Дмитриев
Красная звезда
В небо стартуют с земли
Шамиль Хайруллин
Красная звезда
В небе – смешанные экипажи
Павел Заволокин
Красная звезда
Суровая НИТКА палубной подготовки авиаторов
Роман Азанов
ТАСС
Укрощение "Кобры" и первая посадка на палубу корабля. Как летчик Пугачев испытывал Су-27
Максим Рубченко
РИА Новости
"Летающие гробы": грязные секреты корпорации Boeing
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Создать невидимость: авиаракеты и бомбы одели в стелс-защиту
Юрий Авдеев
Красная звезда
Самолёт, решающий ударные задачи

РИА Новости
Эксперты сомневаются в возобновлении чартерного авиасообщения между РФ и Египтом в 2019 году
Герман Костринский
КоммерсантЪ
SSJ 100 подобрали ключевого госзаказчика
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на дроны
А. Козаченко, А. Рамм, Б. Степовой, Р. Крецул
Известия
НАТО так надо: новые авиадивизии закроют небо над Балтикой и Крымом
Андрей Коц
РИА Новости
Пропали бесследно. Самые загадочные случаи исчезновения военных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer