Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"


9 сентября 2019 года Наталия Еремина, Ольга Шерункова, Газета.ru


Китай пытается купить контрольный пакет акций украинского завода «Мотор Сич». Это сделка крайне беспокоит США, и не напрасно. Двигатели, которые производят на предприятии, могут быть использованы Пекином как на военных, так и на гражданских самолетах. В частности, Китай может поставить их на региональный лайнер ARJ21. Сейчас на нем установлены американские двигатели, и это фактор риска, учитывая усиливающийся торговый конфликт, говорят эксперты.

Как стало известно на днях, служба безопасности Украины проводит очередное досудебное расследование по подозрению в государственной измене, диверсионной деятельности и сотрудничестве с Россией. Оно касается стратегического объекта Украины — АО «Мотор Сич», крупного серийного завода, выпускающего авиационные двигатели широкого спектра применения.

При этом детали расследования СБУ не сообщает. Однако это не первое и не последнее дело, касающееся деятельности завода. Обвинения в адрес стратегического для Украины предприятия следуют одно за другим.

Очередное расследование было начато на фоне интереса, проявляемого в последнее время к заводу со стороны США и Китая.

Этим летом в Антимонопольный комитет Украины поступила заявка концерна «Укроборонпром» и китайских компаний Skyrizon и Xinwei Groupна на концентрацию 25% и 50% акций «Мотор Сич» соответственно для совместного управления и контроля над предприятием. При этом китайские компании пообещали предоставить гранты авиастроительной отрасли Украины на сумму $100 млн, если заявка будет согласована.

«Теперь решение за АМКУ, когда оно будет — мы не знаем», — рассказал директор по связям с общественностью ОАО «Мотор Сич» Анатолий Малыш.

Сделка очень беспокоит Вашингтон, который опасается усиления Пекина. Советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон намерен заблокировать ее.

По мнению американской стороны, продажа завода, как одного из главных мировых производителей двигателей для авиационной промышленности, в разы повысит оборонительные способности Китая.

И сомнения эти, очевидно, не напрасны.

В продукции завода «Мотор Сич» есть двигатели, аналогов которых не производится в Китае ни по техническим характеристикам, ни по ресурсу, ни по назначению. Например, это вертолетный двигатель ТВ3-117 или двигатель Д-18 самолета «Руслан».

На заводе «Мотор Сич» также создают авиадвигатели для вертолетов Ми-8, Ми-17, Ка-226, самолетов Ан-70, Ан-124, Ан-140, Ан-148, Як-130, агрегаты для перекачки газа, энергетическое оборудование и поставляют их более чем в 100 стран мира.

Завод имеет в своем распоряжении «не только технологический цикл для двигателей для самолетов и вертолетов, но еще и для крылатых ракет». То есть речь идет о военных технологиях, за которыми Китай активно «охотится», подчеркивал бывший глава «Укрспецэкспорта» Сергей Бондарчук.

Так, как отмечается, разработки запорожского предприятия «Мотор Сич» пригодятся Пекину для производства двигателей Xian WS-15, которые должны быть установлены на китайские истребители пятого поколения.

Китай уже давно позиционирует себя как производитель не только военных, но и гражданских самолетов и вертолетов, говорит исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.

Однако самостоятельное производство двигателей пока дается Пекину сложнее, чем производство собственно самолетов, признает он.

Это значит, что, получив доступ к опыту украинских двигателестроителей, Пекин может решить часть своих проблем с точки зрения надежности двигателей.

Тесное взаимодействие с поставщиком двигателя очень перспективно для тяжелого вертолета, разрабатываемого в Китае, указывает Пантелеев.

Пекин заявлял о том, что планирует сделать по меньшей мере 200 совместно разрабатываемых совместно с Россией тяжелых вертолетов AHL (Advanced Heavy Lifter). Как отмечал главный конструктор Китайского вертолетного института научных исследований и разработок У Симин, массовое производство начнется к 2032 году.

Согласно данным, которые приводились, максимальная взлетная масса вертолета составит 38,2 тонны, практический потолок — 5,7 тыс. м, дальность полета будет достигать 630 км, а максимальная скорость — 300 км/ч. Грузоподъемность AHL при расположении груза внутри фюзеляжа составит 10 тонн.

«У завода «Мотор Сич» есть двигатели в том числе и для гражданских самолетов. В связи с торговой войной, которая идет с США, встает вопрос с судьбой самолета ARJ21. Если будет эскалация торговой войны, возможны проблемы с двигателем CF34, который стоит на этом самолете, — они [двигатели] американские», — говорит обозреватель Flight International Владимир Карнозов.

ARJ21 — китайский региональный самолет, способный перевозить от 70 до 115 пассажиров в зависимости от модификации. По проекту эти самолеты могут без дозаправки совершать перелеты на расстояние от 2,2 до 3,7 тыс. километров и приземляться в сложных климатических условиях на высокогорных аэродромах.

При этом, как отмечает Карнозов, у Украины есть двигатель Д-436, который в близких параметрах к американскому двигателю, устанавливаемому на ARJ21.

«Поэтому с точки зрения гражданских программ они обезопасят свой проект ARJ21, что очень важно», — обращает внимание эксперт.

Впрочем, чтобы стать одной из крупнейших авиадержав, Китаю этого не достаточно, признают аналитики.

«Надо понимать, что «Мотор Сич» не разработчик двигателей, это всего лишь серийный завод. И те двигатели, которые выпускаются там, родом из Советского Союза. Они лучше, чем то, что сейчас имеет Китай. Но это никак не даст им возможность развиваться быстрее в двигателестроении.

Хотя вы купите этот устаревший завод, но вы никак не сможете догнать с ним уходящую вперед промышленность, которая уже на других законах, технологиях строится», — поясняет главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.

Между тем, если говорить о финансовой стороне сделки, то, как указывает Олег Ремыга, профессор бизнес-школы «Сколково», покупка китайскими компаниями более 50% украинской «Мотор Сич» проходит в достаточно комфортных условиях для китайской стороны.

Стоимость завода в текущих экономических условиях занижена, значит, — это хорошая инвестиционная сделка.

Впрочем, из-за противостояния с США покупка будет крайне непростой для китайцев, считает Нарек Авакян, начальник отдела инвестидей «БКС Брокер».

«Все, что связано с Украиной, окутано больше не экономикой, а геополитикой, поэтому сложности при закрытии этой сделки определенно появится, поскольку слишком много интересов разных стран затронуто. Скорее всего, Киеву придется считаться и с мнением Евросоюза, и с мнением США», — говорит Авакян.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока



Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer