Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35


11 сентября 2019 года Александр Ермаков, Известия


На прошедшем авиасалоне МАКС-2019 одной из немногих действительно неожиданных новинок стал МиГ-35 в новой, «экспортной», модификации. Вновь модернизированный МиГ-29 выставлялся на отдельном помосте и активно пиарился, но это только заставляет в очередной раз задуматься о его судьбе. «Известия» оценили постсоветский опыт «МиГа» и его перспективы.

Пропущенное время

Более дорогостоящий и тяжелый сослуживец-конкурент «МиГа» — Су-27 был малоизвестен в советские годы и не поставлялся на экспорт (первый контракт — с Китаем успели заключить еще при СССР, но поставки начала уже Россия), но в своих модернизированных версиях стал настоящим мировым бестселлером и символом современной российской авиации. МиГ-29, напротив, был популярен в 1980-е годы, активно поставлялся в дружественные страны, долгое время в западной культуре оставался синонимом истребителя русского производства (обычно в руках врагов бравых главных героев фильмов и игр), но после распада СССР не снискал большого успеха.

Во многом причинами успеха «Сухих» стала активная, инициативная и смелая работа по развитию и продвижению машин в новом, глубоко модернизированном облике, которая велась совместно силами конструкторского бюро, иркутского и комсомольского авиазаводов. Компания «МиГ» же после удачного и, без всякого сомнения, прорывного для российской оборонки контракта с Малайзией в 1994 году, судя по всему, почила на лаврах, что привело к занятию ключевых потенциальных рынков более тяжелыми истребителями Сухого.

Сыграло роль и то, что в 1990–2000-е годы активно распродавались МиГ-29 советского выпуска из наличия ВВС Беларуси и Украины, с которыми машинам нового выпуска было сложно конкурировать по цене. Казалось, прервавший эту паузу контракт 2006 года с Алжиром на новую модификацию МиГ-29СМТ с обновленным бортовым радиоэлектронным оборудованием (БРЭО) и значительно увеличенным запасом топлива (наиболее заметным отличием этой модификации стал большой «горб» накладного топливного бака за кабиной) обернулся неприятным скандалом — заказчик обвинил в продаже под видом новых машин бывших в употреблении или собранных из неиспользованного задела. В результате, дабы погасить скандал, пришлось выкупать истребители обратно (они были переданы российским ВВС), а алжирцы закупили несколькими партиями Су-30МКА.

Не будет большим преувеличением сказать, что будущее семейства МиГ-29 спасли индийские авианосные амбиции. Приобретя в 2004 году в России авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», который после модернизации, в первую очередь заключавшейся в оснащении трамплином и аэрофинишерами, получил имя «Викрамадитья», ВМС Индии должны были закупить для него подходящие истребители. Палубный вариант МиГ-29 стал естественным выбором: он был меньше и легче единственного реального конкурента — Су-33, что было критично для куда меньшего, чем «Адмирал Кузнецов» индийского авианосца. В соответствии с индийскими требованиями была разработана новая палубная версия истребителя, которую важно не путать с проходившей испытания в советское время. Был кардинально обновлен планер, увеличен запас топлива, обновлено БРЭО и расширен арсенал средств поражения размещаемых теперь на восьми узлах подвески вместо шести. Уникальной особенностью МиГ-29К/КУБ (одно и двухместной версий соответственно) является то, что у нее всегда, вне зависимости от количества мест, длинный, «двойной», фонарь кабины. В одноместной версии вместо второго пилота размещается дополнительный топливный бак.

Индия закупила двумя контрактами 45 истребителей, чего достаточно для формирования авиагруппы «Викрамадитьи» и находящегося в достройке, несколько меньшего по размерам, «Викранта», который построен по схожей с российскими кораблями схеме (что неудивительно, так как проектировался он в том числе и Невским проектно-конструкторским бюро). Вслед за ним индийцы планируют построить тяжелый «Вишал» — уже с электромагнитными катапультами. Но учитывая крайне медленные темпы строительства и чудовищные задержки с «Викрантом», сомнительно, чтобы эти мечты воплотились раньше 2030-х годов.

Для российской стороны важно, что вновь, как с Су-30МКИ, удалось за индийский счет разработать, испытать и запустить в серию полезную для себя машину. Для ВМФ России в 2012 году был подписан контракт на 24 машины, которые были поставлены в последующие годы. Это стало куда более практичной покупкой, чем заключенный в 2014 году контракт на 16 менее продвинутых МиГ-29СМТ, который на фоне закупок «Сухих» десятками и наконец-то выстраивающейся унификации парка тактической авиации ВВС России выглядел слишком очевидной «поддержкой производителя».

Еще более полезным стало то, что МиГ-29К/КУБ стал не просто палубной машиной — в этой ипостаси он имел бы заведомо очень малый рынок, а основой для нового поколения «Двадцать девятых». В первую очередь — МиГ-29М/М2, фактически сухопутную модификацию К/КУБ, отличающуюся только отсутствием специфических систем, необходимых для морского базирования. Полсотни машин в этом облике закупил Египет, что стало самым крупным контрактом для корпорации «МиГ» за долгие годы. Дабы заинтересовать МО России и других потенциальных покупателей, предлагается развитие этой машины под уже традиционным именем МиГ-35.

Истребитель Шрёдингера

Индекс МиГ-35 использовался в маркетинговых целях поочередно в отношении нескольких вариантов глубоко модернизированного МиГ-29. Наиболее часто его связывают с самолетом, предлагавшимся на индийский конкурс MMRCA и не попавшим в финал. Вопрос, почему MMRCA сначала закончился выбором французской машины Dassault Rafale, а в итоге фактически провалился, так как вместо двухсот (с учетом опциона) машин с освоением лицензионной сборки купили всего 36 в сборе, тянет на отдельное обсуждение (ранее «Известия» рассказывали о его перипетиях). Уверенно можно сказать, что в значительной мере обеспечили победу Rafale (для чего индийцы «удивительно наивно поверили» на первом этапе конкурса заниженной в разы цене) политические предпочтения находившейся у власти администрации и курс на намеренную диверсификацию поставщиков.

Но вернемся к МиГ-35. За время, прошедшее с тендера MMRCA, проект развивался и корпорация взяла курс на активное продвижение истребителя на внутренний рынок, вероятно, считая — что в целом является общемировой практикой, — что закупка на родине подтолкнет интерес иностранных покупателей. Попытки продать МиГ-35 Минобороны России превратились в многолетнюю эпопею, в ходе которой госзаказчик продолжал из года в год «не отказываться» от покупки истребителя, но и не подписывал контракта. Отчаянные усилия, которые предпринимались, дабы отбиться от перспективной машины, становятся понятны, если взглянуть на состав авиапарка — новый «МиГ» интересен в первую очередь эксплуатантам «классических» МиГ-29, которые смогут максимально безболезненно и удобно обновить свою матчасть. ВВС России же уже практически лишились оригинальных МиГ-29, либо сократив авиачасти с ними, либо заменив «МиГи» в этих полках на Су-30СМ. В обозримой перспективе в строю останется лишь небольшое количество МиГ-29СМТ, имеющих большой запас ресурса и не требующих замены. При этом МиГ-35 обладает, очевидно, более скромными боевыми возможностями, чем даже Су-30СМ (не говоря уже о Су-35С), а будучи не унифицированным с основными машинами и закупаемым, очевидно, в небольших количествах — большие девать просто некуда, — вряд ли будет экономным решением.

В дополнение ко всему усложнился вопрос проведения грани между МиГ-29М/М2 и МиГ-35. Ранее за рубикон принималось оснащение истребителя новым радаром с активной фазированной антенной решеткой — важнейший компонент современного БРЭО, да и другие внятные отличия между фактически «комплектациями» одной платформы (МиГ-35 сохранял тот же планер от корабельной машины) если и были, то просто широко не оглашались. Но было заявлено, что как минимум первые машины для российских ВВС будут поставляться с радаром, как в предыдущих версиях, так что присвоение им нового индекса выглядело сугубо маркетинговым ходом.

Тем не менее с расчетом на раскрутку как экспортного продукта было заключено два контракта на — в общей сложности — четыре предсерийные машины. В 2017 году МиГ-35 был директивно объявлен главной звездой МАКСа, что, впрочем, не дало мгновенных результатов. Только в 2018 году на форуме «Армия» был заключен контракт на первую серию для ВКС России из... шести истребителей. В государственных испытаниях, которые планируется завершить зимой, сейчас участвуют по меньшей мере три предсерийных истребителя.

И вот на МАКС-2019 РСК «МиГ» представляет МиГ-35 в «экспортной модификации» — учитывая, что он вообще всегда был в первую очередь экспортным проектом, будем далее называть — «в новом облике». И эта неожиданная премьера пробуждает острожный оптимизм. Почему?

Во-первых, микояновцы наконец-то занялись оптимизацией планера. В частности, известно о крыле большей площади и увеличенном хвостовом оперении. Планер корабельной машины со складным крылом и специфической механизацией (в частности, огромными закрылками) и избыточным усилением конструкции (в расчете на «жесткие» палубные посадки) для сухопутного самолета неидеален. Есть информация, что на готовых машинах «нового облика» могут зайти в изменениях планера дальше, чем на показанном демонстраторе, который был переделан из имеющегося в наличии борта. По крайней мере, теперь не будет путаницы между МиГ-29М/М2 и МиГ-35: главное отличие — новый планер.

Во-вторых, анонсировали в очередной раз намерение установить БРЛС с АФАР. В который уже раз, конечно, но настойчивость в обещаниях говорит о том, что от нее хотя бы не отказались. Кроме того, по меньшей мере обновлено кабинное оборудование. Также машину в очередной раз демонстрировали с прицельно-навигационным контейнером — осталось только дождаться их закупки для наших ВВС.

В-третьих, всё получившееся могут сколько угодно называть экспортной модификацией, но нужно учитывать, что говорилось это на площадке авиасалона, где практически все экспонаты официально — экспортные модификации. Даже комплексный натурный стенд Су-57 был показан как Су-57Э. Учитывая, что мы видели только предсерийные машины, есть робкая надежда, что уже первая серия для ВКС России будет в «новом облике». А если не они, то следующие уж точно.

В-четвертых, экспортные перспективы, судя по всему, сохраняются, особенно если продемонстрировать развитие проекта. Индийцы активно говорят о срочной закупке небольшой партии МиГ-29 для пополнения убыли, причем чуть ли не из наличия — но дело в том, что из наличия им продавать особо нечего, кроме МиГ-29СМТ (причем включая повидавшие Алжир, что станет серьезным ударом по гордости индийцев). Малайзия обсуждает возможность замены поставленных в середине 1990-х МиГ-29N. Потенциально закупить дополнительную партию может Египет, которому по политическим причинам сегодня может быть непросто заменять наиболее старые из своих F-16 на западные машины (с американским противодействием столкнулись, например, французы, пытающиеся продать Каиру вторую партию Rafale). Потенциальными эксплуатантами могут стать, когда это позволят политические обстоятельства, Сирия и Иран. Вскоре после окончания МАКС-2019 появились неподтвержденные пока сообщения о контракте на поставку 14–16 новых самолетов Алжиру, возможно, в варианте МиГ-29М/М2. На серьезность планов по экспорту машины указывает то, что продвигается и поддерживается проект явно не только силами корпорации.

Конечно, пока мы знаем о «новом облике» МиГ-35 очень мало. Даже его страница на сайте РСК выдает теперь только — «информация обновляется...». Одно понятно: он, вероятно, станет последней попыткой реанимировать семейство МиГ-29. Если не добиться успеха в течение ближайших лет, то программу, очевидно, будет пора закрывать — одновременно выпускать полноценной серией Су-57 и делать штучные прототипы очередной итерации «глубоко модернизированного МиГ-29» в середине 2020-х годов будет уже совсем фантасмагоричным. Остается надеяться, что инженеры и менеджеры РСК «МиГ» наконец-то дали верный ответ на проклятый вопрос, который у программы развития МиГ-29, в отличие от русской литературы, был всегда всего один — что сделать, чтобы его наконец-то начали массово покупать?



комментарии (0):









Материалы рубрики

Екатерина Карпенко, Ксения Чемоданова
Газета.ru
Умри на месте: почему россиян оставят без санитарного борта
Илья Максимов
Российская газета
Три советских самолета вошли в пятерку лучших истребителей холодной войны
Кустов Максим
Военно-промышленный курьер
Пе-2 – «хорошо управляемый утюг»: «Пешка» глазами пилота
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на Коршунова
Роман Азанов
ТАСС
"Это не игра, тут все реально"
Джереми Богайски
Forbes
Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц
Николай Поросков
Независимое военное обозрение
Ставка на лидерство
Дарья Рыночнова, Михаил Мошкин
Взгляд
Эксперты оценили выбор замены самолету Ан-2



Ксения Потапова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
По пути цифровизации
Александр Карпов, Алёна Медведева, Юлия Гуреева
RT
«Бряцают оружием в информационном пространстве»: с чем связан дефицит лётчиков в ВВС Великобритании
Валерия Маслова, Анна Лушникова
RT
«Варшава пытается подыгрывать американцам»: США поставят в Польшу 32 истребителя F-35
Герман Костринский, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Монголия поменяет Ан-2 моторы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Абонентская расплата: армейские дроны найдут цель по сигналу сотового
Антон Валагин
Российская газета
Короли неба
Антон Лавров
Известия
Беспилотная лошадка
Александр Волобуев, Дмитрий Литовкин, Ирина Цырулева
Известия
Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
Александр Ермаков
Известия
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
Наталия Еремина, Ольга Шерункова
Газета.ru
Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
«Кинжал» по-китайски
Булат Баширов
КоммерсантЪ
Аэропорту устанавливают тендерное равенство
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий, Ирина Цырулева
Известия
Летали, знаем: рост цен на билеты повторил антирекорд 2008 года
Иван Апулеев
Газета.ru
Запрет снят? Украинцы пролетят над Россией
Дарья Рыночнова
Взгляд
Радикальная реформа ОАК уже началась
Ирина Огилько
Российская газета
"Скорая" на крыльях
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Спасти и уничтожить: ВМФ получит универсальный самолет-амфибию
Евгений Гайва
Российская газета
Туристы улетают налегке
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
МАКС пролетел, но обещал вернуться
Мария Томиленко
Красная звезда
Едины, как едино небо, сделавшее их лётчиками
Глеб Силко
КоммерсантЪ-FM
Авиакомпании компенсируют убытки билетами
Алексей Заквасин, Екатерина Комарова
RT
«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАКС-2019 состоялся и завершился как настоящий праздник
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром с проблемами
Ася Сафиуллина
ТАСС
Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?
Иван Сафронов
Ведомости
Минобороны может самостоятельно достроить космодром "Восточный"
Роман Азанов
ТАСС
"Снимать сложнее, чем управлять истребителем". Как делается воздушная съемка
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий
Известия
Берлинский акцент: российские нефтяники заправят немецкие самолеты
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты собирают под крыло
Юлия Грицай
КоммерсантЪ-FM
Такси осваивают воздушные маршруты
Влада Шипилова, Майя Иванова
КоммерсантЪ
Субсидии на подлете
Елена Сидоренко, Валерия Нодельман
Известия
Полет нормальный: на защиту лайнеров от птиц потратят 5,6 млн рублей
Анна Урманцева, Дмитрий Литовкин
Известия
Готовность номер два: когда робот «Федор» приступит к работе на МКС
Дмитрий Лару, Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
До Киева не доведет: Украина не готова к возобновлению полетов
Дмитрий Лару, Алексей Козаченко, Роман Крецул
Известия
Договор по МАКСимуму: Путин и Эрдоган обсудили варианты сотрудничества

Газета.ru
Чем заменят Ту-160: в России начали создание ПАК ДА
Сабина Адлейба
Интерфакс
Космическая точность
Роман Крецул, Алексей Козаченко
Известия
Гляди в оба дрона: ВМФ вооружат сверхдальними воздушными разведчиками
Ирина Цырулева
Известия
Можно потише: в Шереметьево хотят сократить число голосовых сообщений
Ольга Самофалова
Взгляд
Чем Россия удивит мир на авиасалоне МАКС
Анна Урманцева
Известия
Держись, "Курс": космонавты попробуют еще раз встретиться с Федором
Андрей Коц
РИА Новости
Переиграть Россию. Какое гиперзвуковое оружие разрабатывают в США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer