Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники


11 сентября 2019 года Александр Волобуев, Дмитрий Литовкин, Ирина Цырулева, Известия


Силовикам могут разрешить сбивать беспилотные летательные аппараты (БПЛА) над аэропортами и в местах скопления людей, например, при проведении массовых мероприятий. Такие положения содержатся в законопроекте, который Госдума 11 сентября планирует рассмотреть в первом чтении. «Известия» ознакомились с ним. Это позволит повысить безопасность полетов авиации, а также защитит от потенциальных атак террористов, поясняют авторы документа. Однако, по словам экспертов, ужесточение регулирования использования квадрокоптеров и других летательных аппаратов может фактически уничтожить этот рынок в России.

Лицензия на охоту

Сотрудникам МВД, ФСО, ФСБ и Росгвардии могут дать право пресекать несанкционированное использование беспилотных воздушных судов (БВС), в том числе уничтожая их. Об этом говорится в законопроекте, внесенном в Госдуму группой депутатов для рассмотрения в первом чтении. Оно намечено на 11 сентября.

Сейчас в законодательстве нет норм, определяющих полномочия силовых структур по пресечению незаконного использования беспилотников, говорится в пояснительной записке к документу. Из-за этого запрет на полеты или уничтожение в целях безопасности приводит к многочисленным гражданским искам о возмещении причиненного материального ущерба.

Один из авторов инициативы, первый зампредседателя комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев, сказал «Известиям», что документ направлен на то, чтобы предупредить противоправные действия на массовых мероприятиях, а также в аэропортах и других объектах транспортной инфраструктуры.

–– Дроны используются повсеместно, поэтому необходимо было прописать детально полномочия правоохранительных органов по пресечению их незаконного использования на массовых мероприятиях. Изменения вносятся в уже действующие нормативные акты, –– сказал он.

На практике силовики уже пресекают несанкционированные полеты, например, вблизи здания ФСБ на Лубянской площади в Москве, над Кремлем и мостом через Керченский пролив. Также не получится запустить дрон без разрешения и на армейских мероприятиях или форумах. Во всех этих случаях срабатывает радиоэлектронный барьер, который глушит сигнал и не дает аппарату залететь на территорию, рассказал «Известиям» военный эксперт Антон Лавров.

По его словам, нарушение воздушного пространства дронами уже носит повсеместный характер. Они представляют серьезную угрозу безопасности людей –– могут использоваться для атак в местах проведения культурно-массовых мероприятий и на критически важных объектах: электростанциях, химических предприятиях, транспортной инфраструктуре. Также они могут применяться для распыления отравляющих веществ, распространения наркотиков, контрабанды и других противоправных действий, следует из пояснительной записки к законопроекту.

Боевые дроны также уже активно применялись террористами, в частности, при атаках на российскую военную базу Хмеймим в Сирии.

По словам главного редактора отраслевого издания «Беспилотная авиация» Дениса Федутинова, речь, впрочем, может идти не только о террористах или преступниках –– есть риски и в использовании технически неисправных аппаратов неквалифицированными людьми.

В ФСБ, ФСО и Росгвардии и Минтрансе на запрос «Известий» не ответили. В пресс-службе МВД сказали, что «не комментируют федеральное законодательство».

Опасные соседи

Из пояснительной записки к законопроекту следует, что Минтранс фиксирует многочисленные случаи полетов дронов в местах массового скопления людей и вблизи транспортных объектов, включая аэропорты.

В частности, в мае 2017 года в Хабаровске беспилотник приблизился к группе самолетов, выполнявших демонстрационные полеты в рамках празднования Дня Победы. В 2016 и 2017 годах такие аппараты без разрешения летали над территорией аэропорта Шереметьево с пересечением взлетно-посадочных полос и последующим облетом производственных зданий аэропорта, а также стоянки самолетов.

–– Нельзя воспринимать запуск дрона просто как шалость. Такие летательные аппараты, действительно, представляют реальную угрозу для авиации, –– сказал «Известиям» главный эксперт института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Федор Борисов. –– Нужно быть реалистами и признать, что день, когда дрон унесет человеческие жизни, практически неизбежен.

Чтобы снизить вероятность такого происшествия, по его мнению, нужно регулировать их использование, вплоть до согласования плана полета.

В пресс-службе Домодедово «Известиям» сказали, что тестируют системы по обнаружению беспилотных летательных аппаратов. Часть продуктов уже прошли первичные испытания, но для их полноценного внедрения требуются технические доработки, добавил представитель воздушной гавани. В Шереметьево, Внуково, Жуковском и Пулково на запросы «Известий» оперативно не ответили.

Бесконтрольное использование беспилотников уже создает серьезные проблемы не только в России. В конце декабря 2018 года несанкционированные полеты БПЛА на 30 часов парализовали работу одного из крупнейших аэропортов Великобритании Гатвик. Из-за этого вовремя не смогли улететь более 120 тыс. пассажиров. Аналогичная ситуация сложилась 9 января в другом британском аэропорту Хитроу: воздушная гавань была вынуждена временно приостановить отправку самолетов из-за сообщений о появлении дрона на взлетной полосе.

На сегодняшний день продажа беспилотников в России бесконтрольна, и далеко не все из них — просто игрушки, сказал «Известиям» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Он привел данные Ространснадзора, согласно которым в 2015 году было зафиксировано четыре нарушения, связанных с использованием БПЛА, а в 2017-м уже 50.

Точки над «i»

В документе также говорится, что стоимость летательных аппаратов снижается, а значит количество их владельцев в России будет стремительно расти. Согласно данным НП «ГЛОНАСС», в стране уже используется порядка 800 тыс. БПЛА. Но точной статистики по эксплуатирующимся в России беспилотникам нет, поскольку их регистрация пока не обязательна.

Власти постепенно ужесточают контроль за дронами. В июле были внесены поправки в КоАП, увеличивающие в 10 раз штрафы за нарушение правил использования воздушного пространства. Минимальный размер наказания для физлиц теперь составляет 20 тыс., для юрлиц –– 250 тыс. рублей.

Также с 27 сентября владельцы БПЛА весом от 250 г до 30 кг обязаны будут поставить их на учет в Росавиации. В единый реестр должны попасть даже игрушки. В пресс-службе ведомства «Известиям» сообщили, что регистрация аппаратов пока не началась, заявки можно будет подать с указанной выше даты.

В НП «ГЛОНАСС» отмечают, что постепенное ужесточение контроля за дронами уже приводит к негативным последствиям –– люди начали отказываться от них. В 2017 году РФ занимала 2% мирового рынка в стоимостном выражении ($163 млн). В 2019 году он оценивается лишь в $40 млн, отметили в НП «ГЛОНАСС». Дальнейшие ужесточение регулирования и искусственные барьеры могут привести к стагнации сектора вплоть до прекращения массового использования таких устройств гражданами, считают в организации.



комментарии (0):











Материалы рубрики

Евгений Гайва, Наталия Ячменникова
Российская газета
Полеты налегке и наяву
Виктор Литовкин
ТАСС
Создатель Су-27 Михаил Симонов: авиаконструктор, опережавший время
Александр Гасюк
Российская газета
Приказано выжить

РИА Новости
Заключен контракт на создание самолета для замены Ан-2
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Воспарение легких
Наталья Шатова
Национальная служба новостей (НСН)
Повышение "Победой" цен на 40% пассажиров не испугает
Сергей Титов
КоммерсантЪ-Самара
Беспилотники летят на Восточный
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
С инструктора взыскали самолет



Сергей Птичкин
Российская газета
Вертолеты ходят парой
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Небесные дела: тяжелые беспилотники приравняют к обычным самолетам
Наталия Анисимова, Мария Кокорева
РБК
Путин поручил компенсировать авиакомпаниям расходы на топливо
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Местная авиация крупнеет на субсидиях
Мария Кокорева
РБК
Россия и Саудовская Аравия направят более $600 млн на авиационный лизинг
Алексей Нечаев
Взгляд
Российские вертолеты лишают советской идеи

ТАСС
Хабаровский аэропорт приступил к переводу рейсов в новый терминал внутренних авиалиний
Алексей Заквасин
RT
«Спрос достаточно большой»: на что способна новейшая российская система обнаружения беспилотников
Антон Лавров
Известия
Перспективная оборона: на что пойдет военный бюджет после 2020 года
Алексей Поплавский
Газета.ru
«Авиакомпании банкротятся»: Зеленский хочет вернуть рейсы в Россию
Владислав Крылов, Ольга Коленцова
Известия
Победивший пустоту: умер космонавт Алексей Леонов
Ирина Лобанова
Московский Комсомолец
Строителям Воронежа задерживают взлет
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Под единым винтом. Зачем объединяются "Миль" и "Камов"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропортам разрешают инфраструктурный сбор
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Lufthansa осталась в Домодедово
Влада Шипилова
КоммерсантЪ - Уфа
ТЭК и надо
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сроки не определены
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Борцы с коррупцией "Энергии" раскаялись на МКС
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Договор дороже неба
Кристина Сизова
Газета.ru
Новый покупатель: Мьянму заинтересовали Су-57
Марат Кузаев
ТАСС
Почему вертолеты не стали общедоступным транспортом? И станут ли им аэротакси?
Алексей Коваленок, Анна Иванова
РБК
В профсоюзе прокомментировали перенос производства Су-34 из Новосибирска
Герман Костринский, Елизавета Макарова
КоммерсантЪ
Аэропорты подняли шум из-за границы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
В стае с дронами: самолёты и БПЛА вместе проследят за субмаринами
Ольга Агеева, Мария Кокорева, Иван Ткачёв
РБК
Авиакомпанию iFly заподозрили в уклонении от таможенных платежей
Татьяна Гришина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Страховщики отделяют винты от крыльев
Мария Шевченко
ТАСС
Небесная неотложка. Как в Кировской области возродили санавиацию и как она работает
Александр Волобуев
Известия
Бюджет платит дважды: авиакомпании просят у государства 30 миллиардов
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Трамп не сдается без Boeing: США пополнят бюджет за счет Airbus
Ольга Самофалова
Взгляд
МС-21 вредят на этапе испытаний
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Компенсации повисли в воздухе
Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
Тбилиссимо: Грузия ждёт возобновления авиасообщения с РФ в скором времени
Михаил Калмацкий, Александр Волобуев
Известия
Перелетные тонны: госконтроль за качеством авиатоплива усилят

ТАСС
Нулевой НДС на авиаперелеты в России повысит рентабельность, но не снизит цены
Вячеслав Гордеев
Московский Комсомолец
Глава ШПЛС осудил анонимную забастовку бортпроводников: раздрай в профсоюзах «Аэрофлота» ​
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Ил-2: как "летающий танк" стал самым массовым военным самолетом
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Дрон — в строй: "Орлан-30" найдет цели для артиллерии
Алексей Рамм, Алексей Козаченко, Богдан Степовой
Известия
"Прометеи" просят огня: системы С-500 испытали в Сирии
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Ростех" рисует авиалинии
Наталья Башлыкова, Александр Волобуев
Известия
Летать не вредно: на исследование авиапромышленности потратят 117 млн
Максим Бут
Экономика сегодня
Индия переняла успешную тактику Турции в противостоянии США по российским С-400
Юлия Тишина
КоммерсантЪ
"Эфир" испарился из нацпрограммы

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer