Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная лошадка


11 сентября 2019 года Антон Лавров, Известия


Прошедший август оказался богат на премьеры российских тяжелых беспилотников. Поэтому первый полёт модифицированного варианта БПЛА «Альтиус-У» оказался в тени своего старшего собрата — 20-тонного «Охотника». А между тем событие это не менее знаковое. Именно более «скромным» аппаратам «Альтиус-У» и «Орион» предстоит составить основу флота наших тяжелых беспилотников.

Реактивный «Охотник», созданный с использованием технологий малозаметности, — инструмент для сражений между развитыми в военном плане государствами. Техническая сложность и бескомпромиссные требования к характеристикам потребуют потратить на его испытания и доведение до финального облика еще много лет. Да и из-за дороговизны таких машин никогда не будет много.

7-тонный винтовой «Альтиус» с эффективными и экономичными дизельными двигателями мало чем уступит ему в самых распространенных сейчас типах конфликтов малой интенсивности, контртеррористических и противоповстанческих действиях. Именно для таких задач созданы и почти все их зарубежные аналоги, пользующиеся большим спросом на международном оружейном рынке.

Сравнительная простота конструкции и аппаратуры позволяют надеяться, что поставить «Альтиус» на вооружение удастся гораздо быстрее, чем «Охотника». Да и иметь их в войсках можно будет в большем количестве.

Разработка «Альтиуса» официально стартовала еще в 2011 году, когда на проведение научно-исследовательских работ по нему Минобороны выделило 1 млрд рублей. Еще 3,6 млрд проект получил при переходе в ноябре 2014 года к следующему этапу — проведению опытно-конструкторских работ. Были построены три прототипа беспилотника и в 2016-м начаты его летные испытания.

К сожалению, затем новую и остро необходимую машину ожидало множество неприятных сюрпризов. В их число вошли и арест главного конструктора разрабатывавшего беспилотник ОКБ им. Симонова, и проблемы с доступом к попавшим под санкции германским двигателям и некоторым комплектующим.

Выбранный для оснащения нового беспилотника немецкий дизельный поршневой двигатель RED A03 создал выходец из России при поддержке наших же инвесторов. При отсутствии на то время отечественных альтернатив выбор этого эффективного двигателя был оправдан. Но санкции, введенные против РФ после 2014 года, поставили его получение под удар. Производство полностью локализованной российской версии на мощностях корпорации «Иркут» еще предстоит наладить.

В сентябре 2018 года после проведения комплексного аудита контракт на проведение ОКР был расторгнут по инициативе Минобороны. Гендиректора ОКБ им. Симонова Александра Гомзина обвинили в хищении и мошенничестве. Опытно-конструкторскую работу по созданию доработанного «Альтиуса» передали АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА), которое уже имеет серьезный опыт серийного производства средних БЛА «Форпост» и их модернизации.

Все это вызвало сомнения в том, что проект вообще удастся довести до конца. Но состоявшийся первый полёт «Альтиус-У» не только подтвердил, что, несмотря на все проблемы, проект жив. Он продемонстрировал серьезное продвижение вперед. Для отечественных БЛА настоящей революцией стало появление на модернизированном беспилотнике двусторонней спутниковой связи. Теперь он в полной мере сможет реализовать свои возможности по длительному полету. Ограничителем радиуса действия становится только топливо.

Принятие «Альтиуса» на вооружение будет особенно важно для морской авиации. Сегодня ее пилотируемых самолетов и беспилотных «Орланов» с «Форпостами» недостаточно для эффективного контроля дальней зоны. Появление «Альтиус-У» на Камчатке, в Крыму и на Северном флоте поможет возродить морскую разведывательную авиацию на новом техническом уровне. Оптических, радиотехнических и радиолокационных средств нового БЛА достаточно не только для самостоятельного нахождения морских целей, но и для наведения на них любых средств поражения в реальном времени.

Большая боевая нагрузка позволит БЛА и самому применять тяжелые ракеты, несущие опасность даже для крупных боевых кораблей. Беспилотники такого класса крайне полезны на море также для поисково-спасательных задач, контроля эксклюзивной экономической зоны, борьбы с браконьерством и контрабандой.

Но нигде так остро не ощущается необходимость в разведывательно-ударных машинах класса «Альтиуса», как в Сирии. Вооруженный управляемыми боеприпасами БЛА сможет сутками барражировать в режиме «свободной охоты» и не только своевременно обнаруживать противника, но и за считанные минуты а то и секунды наносить по нему прицельный и неотразимый удар. В той же Сирии всего несколько единиц таких беспилотников способны полностью парализовать перемещения техники боевиков по фронту в несколько десятков километров.

7 т максимальной взлётной массы позволяют «Альтиус-У» нести до 2 т боевой нагрузки. Но даже пара полутонных планирующих «умных» бомб делает его несравнимым по разрушительному потенциалу с меньшими беспилотниками.

Успех с созданием такого тяжелого БЛА должен стать наглядной демонстрацией возможностей российской науки и авиапрома. Сейчас ударные аппараты подобного класса есть только у США. Но «Альтиус-У» по боевой нагрузке и возможностям превзойдет даже новейший ударник Wing Loong II, начавший поступать в войска Китая в прошлом году. Турецкий аппарат аналогичного класса и вовсе пока находится лишь в планах.

Автор — военный эксперт

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции




комментарии (0):











Материалы рубрики

Ирина Лобанова
КоммерсантЪ - Воронеж
Жилье в Придачу
Анастасия Николаева
Интерфакс
При своих интересах
Елена Сухорукова, Сергей Соболев
РБК
"Интурист" меняет англичан на турок
Ильмира Гайсина
Forbes
Бизнес с котом Виктором: кто заработает на противостоянии "Аэрофлота" и толстого животного
Кирилл Антонов
КоммерсантЪ - Казань
В крушении Boeing 737 обвинили пилотов
Александр Волобуев, Евгения Перцева, Мария Перевощикова
Известия
Всегда котов: авиакомпаниям предложили единые нормы перевозки животных

ТАСС
Правила провоза животных в авиакомпаниях мира
Анастасия Николаева
Интерфакс
Виноваты пилоты




РИА Новости
Российские авиакомпании напомнили правила перевозки животных
Елизавета Королева
Газета.ru
Летал без документов: кто виноват в крушении Boeing в Казани
Александр Волобуев
Известия
По всей строгости стандарта: как авиастроение защитят от контрафакта
Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Русские витязи" пересаживаются на Су-35С: как это связано с новой тактикой ВКС

Газета.ru
"Что-то придумаем": "Русским витязям" выдали новые "сушки"
Андрей Балашов
Профиль
Улетные условия
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
"Сухой" над водой: Дальний Восток защитят самолеты с ракетами-убийцами
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Сбербанк вправляет Utair крылья
Инна Сидоркова, Надежда Федорова, Кристина Астафурова
РБК
Система допусков и посадок дала сбой на Восточном
Наталья Пономарева
Интерфакс
Космические хищения
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Кому отойдет "Мотор Сич": Вашингтон разложил "российско-китайский пасьянс"
Антон Валагин
Российская газета
В небе "Медведи": как Ту-95 сбивали истребители НАТО
Лидия Мисник
Газета.ru
США закрывают "Открытое небо": Россия не станет выходить из договора
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Битва за двигатели: что делят США и Китай на Украине
Екатерина Постникова
Известия
Тихий ДОН: РФ не откажется от Договора по открытому небу в случае выхода США
Евгения Приемская
Известия
«Кукурузник» прикрыли фанерой: в Бурятии по адресу компании, ответственной за новый самолет, нашли другой завод
Виталий Барсуков
Независимая газета
Аэропортам нужна земля
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Топ-менеджера ОДК арестовали с прицелом на экстрадицию в Россию
Матвей Шиманов, Павел Тарасенко
КоммерсантЪ
«Мотор Сiч» отлетает от Китая
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Высший беспилотаж: военные впервые отработали действия ударных групп дронов
Александр Волобуев
Известия
Пошли на снижение: перелеты в Казахстан из РФ подешевеют
Евгения Носкова
Российская газета
Лизинг ждет самолета
Петр Захаров
Военно-промышленный курьер
Как "Мотор Сич" стал ареной большого геоэкономического передела
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
Для дрона нет плохой погоды: Калининград закроют беспилотным зонтом
Владимир Расулов
КоммерсантЪ
Камеры высокого полета
Ангелина Мильченко
Газета.ru
Купят у России: Малайзия готова отказаться от самолетов ЕС
Рафаэль Фахрутдинов
Газета.ru
"Нас ждет упадок": в Киеве требуют возобновить полеты в Россию
Антон Ширяев
Lenta.ru
Деньги из воздуха
Юрий Дарымов
Журнал "АвиаСоюз"
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат
Алия Григ
Forbes
Нечего надеть: как отсутствие подходящих скафандров на полгода отсрочило "женский" выход в космос
Юрий Дмитриев
Красная звезда
В небо стартуют с земли
Шамиль Хайруллин
Красная звезда
В небе – смешанные экипажи
Павел Заволокин
Красная звезда
Суровая НИТКА палубной подготовки авиаторов
Роман Азанов
ТАСС
Укрощение "Кобры" и первая посадка на палубу корабля. Как летчик Пугачев испытывал Су-27
Максим Рубченко
РИА Новости
"Летающие гробы": грязные секреты корпорации Boeing
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Создать невидимость: авиаракеты и бомбы одели в стелс-защиту
Юрий Авдеев
Красная звезда
Самолёт, решающий ударные задачи

РИА Новости
Эксперты сомневаются в возобновлении чартерного авиасообщения между РФ и Египтом в 2019 году
Герман Костринский
КоммерсантЪ
SSJ 100 подобрали ключевого госзаказчика
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на дроны
А. Козаченко, А. Рамм, Б. Степовой, Р. Крецул
Известия
НАТО так надо: новые авиадивизии закроют небо над Балтикой и Крымом
Андрей Коц
РИА Новости
Пропали бесследно. Самые загадочные случаи исчезновения военных самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer