Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Короли неба


11 сентября 2019 года Антон Валагин, Российская газета


На авиабазу ВКС России под Курском вернулись победители конкурса профессионального мастерства военных летчиков "Авиадартс". Российские пилоты стали лучшими в номинации "Истребительная авиация", обеспечив победу страны в общем зачете.

Решающим этапом стало боевое применение: на счету экипажей Су-30СМ несколько прямых попаданий неуправляемыми ракетами и очередями из пушки в мишени на земле. Завоеванный кубок летчики привезли в кабине самолета.

Истребители - вершина небесной пищевой цепочки. Они способны уничтожить любой летательный аппарат, их самих не может обидеть никто (кроме зенитчиков, но это уже другая история). Во время войны задача истребительной авиации - зачистка неба от самолетов противника, в мирное - охрана воздушных границ России, боевая учеба и специфические миссии типа охраны ракетоносцев и правительственных самолетов от чрезмерно любопытных коллег из НАТО. Мы узнали, что показывают пилоты истребителей нарушителям воздушного пространства и почему пуск ракет им разрешает женщина.

Синегрудые

Так, с оттенком легкой зависти, называют летчиков-истребителей представители других видов авиации: бомбардировщики, транспортники, штурмовики. "У истребителей вся грудь синяя от постоянного битья в нее кулаком: я, мол, истребитель!".

- Ничего подобного, никто себя в грудь кулаком не бьет, - заметил командир истребительного авиаполка. - Просто мы можем делать все, что и другие рода ВВС: вести разведку, бомбить, штурмовать. При этом главная наша задача - завоевание господства в воздухе, то есть бой с истребителями противника. И выполнить ее, кроме нас, не может никто.

Никаких головных уборов, кроме летных шлемов, летный состав на аэродроме не признает. Инженеры и техники носят береты, привязанные к комбинезону специальной ленточкой, чтобы в воздухозаборник двигателя не засосало.

Есть и еще несколько неписаных законов. Нелюбовь авиаторов к числу 13 широко известна, но немногие догадываются, как далеко она простирается. Мало того что самолетов с таким бортовым номером в ВВС РФ не существует, так в списке боевых упражнений вслед за 12-й позицией идет 14-я. Нельзя фотографироваться перед полетом и подниматься в небо с отпускным билетом в кармане.

Команда "Воздух!"

В наряды летчики не ходят. Если не хватает людей, молодого лейтенанта, который в небе пока умеет немного, могут раз-другой в виде исключения поставить помощником дежурного по части. Но вообще у истребителей дежурства другие. Как только пилот сдаст соответствующий экзамен и получит допуск, он становится воздушным пограничником.

Смены две: дневная и ночная, потому что полеты в темное время суток требуют дополнительной подготовки и еще одного допуска. Летом дежурить "втемную" выгоднее - ночи короткие. Зимой наоборот. В любом случае летчики дежурного звена прибывают на аэродром за полтора часа до начала смены, проходят медосмотр, инструктаж, получают оружие и снаряжение, а затем отправляются в особый домик на краю летного поля. Там есть кровати, санузел с душем, кухня и телевизор - в общем, все, чтобы скоротать время в ожидании команды "Воздух!".

Она поступает, если радары системы ПВО засекут потенциального нарушителя воздушного пространства: воздушное судно, приближающееся к границам РФ и не отвечающее на запросы диспетчеров. Также истребитель могут поднять при пролете через зону ответственности полка "литерного борта" - например, президентского самолета. У летчика есть восемь минут, чтобы добежать до самолета и занять место в кабине (готовность N 1) и - после соответствующей команды - еще восемь, чтобы запустить двигатели и подняться в небо.

Зеленый - значит враг

Диспетчеры с земли указывают пилоту направление на цель и ее высоту. Радар истребителя видит нарушителя километров за 80. Его отметка появляется на мониторе сначала в виде черточки (нажатием пары кнопок можно вывести на экран курс и скорость наблюдаемого объекта). Как только автоматика самолета взяла цель на сопровождение, черточка превращается в кружок. Если отметка синего цвета - самолет свой, если зеленого - чужой.

Исходя из характеристик цели и подвешенного к самолету арсенала, бортовой компьютер предлагает летчику оптимальное оружие. Пилот выбирает ракету, нажимая кнопку на ручке управления двигателем под левой рукой. Гашетка пуска под указательным пальцем правой - чтобы нажать ее, надо откинуть предохранительную скобу. Тем временем кружок на мониторе превращается в ромбик - это значит, что цель вошла в зону поражения. После того как ракета сошла с держателя, на ромбе ставится крест и компьютер предлагает следующую цель - об этой можно забыть.

Но это в крайнем случае. Обычно хватает сближения с нарушителем и предупреждения о том, что он пересек (или вот-вот пересечет) воздушную границу Российской Федерации. Переговоры ведутся на английском языке. Если там не понимают с первого раза, истребитель качает крыльями, показывая ракеты под ними. Если и так не доходит, дает очередь из пушки перед носом нарушителя.

- Не всегда это какой-нибудь шпион. Бывает, гражданский самолет заблудится или пилоты его растеряются - тогда мы помогаем, выводим на правильный маршрут, - рассказали летчики. Кстати, трансформации отметки цели на радаре сопровождаются голосовыми сообщениями. Записанный еще на заводе женский голос говорит, например: "Пуск ракет разрешаю". С теми же милыми интонациями он может сообщить и о пожаре на борту.

Соревнования

Летающий кубок

Команда ВКС России завоевала кубок конкурса "Авиадартс", победив в четырех его номинациях из семи. Российские летчики оказались лучшими среди истребителей, бомбардировщиков, экипажей дальней авиации и ударных вертолетов.

- Российская команда лидировала с самого начала соревнований, но больше всего очков ей принесло боевое применение, - рассказал главный судья "Авиадартса" генерал-майор Олег Маковецкий.

Помимо "золота", сборная России завоевала четыре серебряные медали и две бронзовые. На втором месте КНР, белорусы стали третьими.

Традиции

А погладить?

Виктор Спичка, летчик-истребитель, старший лейтенант:

- У каждого пилота есть талисман, который он берет с собой на задание. И каждый перед вылетом обязательно гладит свой самолет в определенном, ему одному известном месте. Истребитель - это ж девочка, как с ней без ласки...

Тем временем

Бой в ближнем космосе

Высотные перехватчики Тихоокеанского флота МиГ-31БМ провели учебный воздушный бой в стратосфере. На высоте более 20 километров небо даже днем темное. В качестве нарушителя границы выступил МиГ-31 - его задачей было проникнуть в воздушное пространство РФ и уйти от преследования. На перехват подняли другой МиГ - ему предстояло найти цель без помощи наземных средств ПВО. Истребители встретились на предельной высоте - где двигатели обычных самолетов не могут работать из-за недостатка кислорода. Перехватчик сблизился с нарушителем и выполнил электронный пуск ракет "воздух-воздух" большой дальности. При этой процедуре летчик выполняет все те же манипуляции, что и в боевой работе, только ракеты никуда не летят.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Екатерина Карпенко, Ксения Чемоданова
Газета.ru
Умри на месте: почему россиян оставят без санитарного борта
Илья Максимов
Российская газета
Три советских самолета вошли в пятерку лучших истребителей холодной войны
Кустов Максим
Военно-промышленный курьер
Пе-2 – «хорошо управляемый утюг»: «Пешка» глазами пилота
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на Коршунова
Роман Азанов
ТАСС
"Это не игра, тут все реально"
Джереми Богайски
Forbes
Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц
Николай Поросков
Независимое военное обозрение
Ставка на лидерство
Дарья Рыночнова, Михаил Мошкин
Взгляд
Эксперты оценили выбор замены самолету Ан-2



Ксения Потапова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
По пути цифровизации
Александр Карпов, Алёна Медведева, Юлия Гуреева
RT
«Бряцают оружием в информационном пространстве»: с чем связан дефицит лётчиков в ВВС Великобритании
Валерия Маслова, Анна Лушникова
RT
«Варшава пытается подыгрывать американцам»: США поставят в Польшу 32 истребителя F-35
Герман Костринский, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Монголия поменяет Ан-2 моторы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Абонентская расплата: армейские дроны найдут цель по сигналу сотового
Антон Валагин
Российская газета
Короли неба
Антон Лавров
Известия
Беспилотная лошадка
Александр Волобуев, Дмитрий Литовкин, Ирина Цырулева
Известия
Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
Александр Ермаков
Известия
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
Наталия Еремина, Ольга Шерункова
Газета.ru
Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
«Кинжал» по-китайски
Булат Баширов
КоммерсантЪ
Аэропорту устанавливают тендерное равенство
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий, Ирина Цырулева
Известия
Летали, знаем: рост цен на билеты повторил антирекорд 2008 года
Иван Апулеев
Газета.ru
Запрет снят? Украинцы пролетят над Россией
Дарья Рыночнова
Взгляд
Радикальная реформа ОАК уже началась
Ирина Огилько
Российская газета
"Скорая" на крыльях
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Спасти и уничтожить: ВМФ получит универсальный самолет-амфибию
Евгений Гайва
Российская газета
Туристы улетают налегке
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
МАКС пролетел, но обещал вернуться
Мария Томиленко
Красная звезда
Едины, как едино небо, сделавшее их лётчиками
Глеб Силко
КоммерсантЪ-FM
Авиакомпании компенсируют убытки билетами
Алексей Заквасин, Екатерина Комарова
RT
«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАКС-2019 состоялся и завершился как настоящий праздник
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром с проблемами
Ася Сафиуллина
ТАСС
Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?
Иван Сафронов
Ведомости
Минобороны может самостоятельно достроить космодром "Восточный"
Роман Азанов
ТАСС
"Снимать сложнее, чем управлять истребителем". Как делается воздушная съемка
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий
Известия
Берлинский акцент: российские нефтяники заправят немецкие самолеты
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты собирают под крыло
Юлия Грицай
КоммерсантЪ-FM
Такси осваивают воздушные маршруты
Влада Шипилова, Майя Иванова
КоммерсантЪ
Субсидии на подлете
Елена Сидоренко, Валерия Нодельман
Известия
Полет нормальный: на защиту лайнеров от птиц потратят 5,6 млн рублей
Анна Урманцева, Дмитрий Литовкин
Известия
Готовность номер два: когда робот «Федор» приступит к работе на МКС
Дмитрий Лару, Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
До Киева не доведет: Украина не готова к возобновлению полетов
Дмитрий Лару, Алексей Козаченко, Роман Крецул
Известия
Договор по МАКСимуму: Путин и Эрдоган обсудили варианты сотрудничества

Газета.ru
Чем заменят Ту-160: в России начали создание ПАК ДА
Сабина Адлейба
Интерфакс
Космическая точность
Роман Крецул, Алексей Козаченко
Известия
Гляди в оба дрона: ВМФ вооружат сверхдальними воздушными разведчиками
Ирина Цырулева
Известия
Можно потише: в Шереметьево хотят сократить число голосовых сообщений
Ольга Самофалова
Взгляд
Чем Россия удивит мир на авиасалоне МАКС
Анна Урманцева
Известия
Держись, "Курс": космонавты попробуют еще раз встретиться с Федором
Андрей Коц
РИА Новости
Переиграть Россию. Какое гиперзвуковое оружие разрабатывают в США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer