Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Данные небесные. Каким будет интернет вещей в самолетах


18 сентября 2019 года Владислав Скобелев, Деловой Петербург


Авиакомпании и разработчики самолетов задумываются над оснащением судов интернетом вещей. Впрочем, какая именно информация им нужна, никто пока толком не знает.

С помощью специальных датчиков и камер видеонаблюдения система проследит за всеми действиями человека на борту — от того, сколько мусора он скопил у себя на столе, до того, какой фильм во встроенном экране посмотрел. Для этого интернетом вещей оснастят почти весь салон — багажные полки, тележки бортового питания, системы освещения и многое другое.

Одна из самых "футуристичных" особенностей — сканирование положения кресла, которое настроил под себя пассажир. "Информация по прошлым поездкам будет собираться в единой базе данных, что позволит креслу самому предлагать любимый наклон спинки или положение подголовника", — рассказали в пресс–службе Airbus. Вместе с тем пассажиру предложат посмотреть персонализированный контент, основываясь на его просмотрах во время прежних перелетов и его запросах в Сети.

Также искусственный интеллект проконтролирует частоту посещения туалетной комнаты (не каждого конкретного пассажира, а суммарно). Для этого датчиками оснастят двери в уборную. По количеству посетителей они автоматически подсчитают, не загрязнилась ли кабина и не кончилось ли в ней, например, мыло. Также салон планируют оснастить умными камерами видеонаблюдения, которые оценят размер очереди в туалетную кабину и примерное время ожидания.

Однако наиболее ощутимую пользу, вероятно, получат экипаж и авиакомпания. Персонал сможет своевременно получать информацию о происходящем в салоне — все ли пассажиры пристегнуты и все ли багажные полки закрыты, сколько питания осталось на борту и т. д. В свою очередь, авиакомпания получит возможность проанализировать расход ресурсов (того же мыла) за рейс и просчитать, как часто и в каких объемах необходимо пополнять запасы. То же касается питания — авиакомпания сможет заказать необходимое количество контейнеров с мясом или с рыбой, зная предпочтения пассажиров.

Об использовании интернета вещей в пассажирских самолетах все чаще задумываются и представители российской авиаиндустрии. Однако дальше размышлений дело пока не идет.

По данным источников "ДП", анализом больших данных очень интересуются "Гражданские самолеты Сухого". Но получить официальный комментарий от компании на этот счет не удалось. То же касается и других авиастроительных компаний.

Впрочем, неофициально представители некоторых из них признали, что готовы реализовать подобные проекты, но инициатива должна исходить не от них, а от авиакомпаний, то есть потенциальных пользователей данных. На вопрос, были ли уже подобные запросы от участников российского авиарынка, они ответить не смогли.

Сами крупнейшие авиакомпании, что характерно, также отказались от официальных комментариев. Представители некоторых из них рассказали, что уже анализируют big data. В частности, изучают частоту и направления перелетов пассажира по картам лояльности, чтобы в дальнейшем делать им уникальные ценовые предложения.

Источники "ДП" в авиакомпаниях считают, что решение Airbus в большей степени направлено на европейских лоукостеров — мол, еда там платная, выпивка тоже, и организаторам таких перевозок действительно необходимо заранее знать потребности пассажиров, чтобы к ним подготовиться.

"Интернет вещей полезен в техобслуживании, там есть огромные массивы информации и анализ big data, но к пассажирскому опыту это имеет очень отдаленное отношение. Инициатива Airbus — это скорее тонкая настройка под клиента. А какая от нее будет добавленная ценность, когда сегодня пассажир почти в любой стране с удовольствием летает на лоукостере с неоткидывающимися креслами с шагом (расстояние между одинаковыми точками кресел двух соседних рядов) 28 дюймов?" — размышляет ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. В свою очередь, официальный представитель Airbus в России Мария Шляхтова уверена, что технология будет очень востребована среди авиакомпаний.

"Естественно, они будут принимать участие в тестировании элементов умного салона, и именно они определят, какие технологии появятся уже на пассажирских бортах", — пояснила она "ДП".

"Пока участники будущего рынка данных (не только авиационная отрасль, а в целом) в большинстве не очень понимают, что конкретно можно получить от анализа big data. Если спросить у авиакомпаний, какие данные им нужны и для чего, получится поток разных гипотез, иногда даже противоположных. Поэтому Airbus пошел своим путем — фактически сказал им: вы можете получать такие–то данные, покупать или нет — решать вам", — прокомментировал на условиях анонимности эксперт по применению цифровых технологий в гражданской авиации.

В свою очередь, аналитик авиаиндустрии Роман Гусаров считает, что мода на информатизацию всего и вся порой приводит к абсурдным решениям. Например, рассчитать среднее время пребывания в туалете (для оценки очереди) — задача нетривиальная даже для искусственного интеллекта. Заказать меньше питания авиакомпания не сможет из–за законодательных ограничений — она обязана закупать еду с запасом, поскольку необходимо предоставлять пассажирам выбор, а также допускать возможность экстренной посадки и длительного пребывания в транзитном пункте.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer