Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Данные небесные. Каким будет интернет вещей в самолетах


18 сентября 2019 года Владислав Скобелев, Деловой Петербург


Авиакомпании и разработчики самолетов задумываются над оснащением судов интернетом вещей. Впрочем, какая именно информация им нужна, никто пока толком не знает.

С помощью специальных датчиков и камер видеонаблюдения система проследит за всеми действиями человека на борту — от того, сколько мусора он скопил у себя на столе, до того, какой фильм во встроенном экране посмотрел. Для этого интернетом вещей оснастят почти весь салон — багажные полки, тележки бортового питания, системы освещения и многое другое.

Одна из самых "футуристичных" особенностей — сканирование положения кресла, которое настроил под себя пассажир. "Информация по прошлым поездкам будет собираться в единой базе данных, что позволит креслу самому предлагать любимый наклон спинки или положение подголовника", — рассказали в пресс–службе Airbus. Вместе с тем пассажиру предложат посмотреть персонализированный контент, основываясь на его просмотрах во время прежних перелетов и его запросах в Сети.

Также искусственный интеллект проконтролирует частоту посещения туалетной комнаты (не каждого конкретного пассажира, а суммарно). Для этого датчиками оснастят двери в уборную. По количеству посетителей они автоматически подсчитают, не загрязнилась ли кабина и не кончилось ли в ней, например, мыло. Также салон планируют оснастить умными камерами видеонаблюдения, которые оценят размер очереди в туалетную кабину и примерное время ожидания.

Однако наиболее ощутимую пользу, вероятно, получат экипаж и авиакомпания. Персонал сможет своевременно получать информацию о происходящем в салоне — все ли пассажиры пристегнуты и все ли багажные полки закрыты, сколько питания осталось на борту и т. д. В свою очередь, авиакомпания получит возможность проанализировать расход ресурсов (того же мыла) за рейс и просчитать, как часто и в каких объемах необходимо пополнять запасы. То же касается питания — авиакомпания сможет заказать необходимое количество контейнеров с мясом или с рыбой, зная предпочтения пассажиров.

Об использовании интернета вещей в пассажирских самолетах все чаще задумываются и представители российской авиаиндустрии. Однако дальше размышлений дело пока не идет.

По данным источников "ДП", анализом больших данных очень интересуются "Гражданские самолеты Сухого". Но получить официальный комментарий от компании на этот счет не удалось. То же касается и других авиастроительных компаний.

Впрочем, неофициально представители некоторых из них признали, что готовы реализовать подобные проекты, но инициатива должна исходить не от них, а от авиакомпаний, то есть потенциальных пользователей данных. На вопрос, были ли уже подобные запросы от участников российского авиарынка, они ответить не смогли.

Сами крупнейшие авиакомпании, что характерно, также отказались от официальных комментариев. Представители некоторых из них рассказали, что уже анализируют big data. В частности, изучают частоту и направления перелетов пассажира по картам лояльности, чтобы в дальнейшем делать им уникальные ценовые предложения.

Источники "ДП" в авиакомпаниях считают, что решение Airbus в большей степени направлено на европейских лоукостеров — мол, еда там платная, выпивка тоже, и организаторам таких перевозок действительно необходимо заранее знать потребности пассажиров, чтобы к ним подготовиться.

"Интернет вещей полезен в техобслуживании, там есть огромные массивы информации и анализ big data, но к пассажирскому опыту это имеет очень отдаленное отношение. Инициатива Airbus — это скорее тонкая настройка под клиента. А какая от нее будет добавленная ценность, когда сегодня пассажир почти в любой стране с удовольствием летает на лоукостере с неоткидывающимися креслами с шагом (расстояние между одинаковыми точками кресел двух соседних рядов) 28 дюймов?" — размышляет ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. В свою очередь, официальный представитель Airbus в России Мария Шляхтова уверена, что технология будет очень востребована среди авиакомпаний.

"Естественно, они будут принимать участие в тестировании элементов умного салона, и именно они определят, какие технологии появятся уже на пассажирских бортах", — пояснила она "ДП".

"Пока участники будущего рынка данных (не только авиационная отрасль, а в целом) в большинстве не очень понимают, что конкретно можно получить от анализа big data. Если спросить у авиакомпаний, какие данные им нужны и для чего, получится поток разных гипотез, иногда даже противоположных. Поэтому Airbus пошел своим путем — фактически сказал им: вы можете получать такие–то данные, покупать или нет — решать вам", — прокомментировал на условиях анонимности эксперт по применению цифровых технологий в гражданской авиации.

В свою очередь, аналитик авиаиндустрии Роман Гусаров считает, что мода на информатизацию всего и вся порой приводит к абсурдным решениям. Например, рассчитать среднее время пребывания в туалете (для оценки очереди) — задача нетривиальная даже для искусственного интеллекта. Заказать меньше питания авиакомпания не сможет из–за законодательных ограничений — она обязана закупать еду с запасом, поскольку необходимо предоставлять пассажирам выбор, а также допускать возможность экстренной посадки и длительного пребывания в транзитном пункте.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer