Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Данные небесные. Каким будет интернет вещей в самолетах


18 сентября 2019 года Владислав Скобелев, Деловой Петербург


Авиакомпании и разработчики самолетов задумываются над оснащением судов интернетом вещей. Впрочем, какая именно информация им нужна, никто пока толком не знает.

С помощью специальных датчиков и камер видеонаблюдения система проследит за всеми действиями человека на борту — от того, сколько мусора он скопил у себя на столе, до того, какой фильм во встроенном экране посмотрел. Для этого интернетом вещей оснастят почти весь салон — багажные полки, тележки бортового питания, системы освещения и многое другое.

Одна из самых "футуристичных" особенностей — сканирование положения кресла, которое настроил под себя пассажир. "Информация по прошлым поездкам будет собираться в единой базе данных, что позволит креслу самому предлагать любимый наклон спинки или положение подголовника", — рассказали в пресс–службе Airbus. Вместе с тем пассажиру предложат посмотреть персонализированный контент, основываясь на его просмотрах во время прежних перелетов и его запросах в Сети.

Также искусственный интеллект проконтролирует частоту посещения туалетной комнаты (не каждого конкретного пассажира, а суммарно). Для этого датчиками оснастят двери в уборную. По количеству посетителей они автоматически подсчитают, не загрязнилась ли кабина и не кончилось ли в ней, например, мыло. Также салон планируют оснастить умными камерами видеонаблюдения, которые оценят размер очереди в туалетную кабину и примерное время ожидания.

Однако наиболее ощутимую пользу, вероятно, получат экипаж и авиакомпания. Персонал сможет своевременно получать информацию о происходящем в салоне — все ли пассажиры пристегнуты и все ли багажные полки закрыты, сколько питания осталось на борту и т. д. В свою очередь, авиакомпания получит возможность проанализировать расход ресурсов (того же мыла) за рейс и просчитать, как часто и в каких объемах необходимо пополнять запасы. То же касается питания — авиакомпания сможет заказать необходимое количество контейнеров с мясом или с рыбой, зная предпочтения пассажиров.

Об использовании интернета вещей в пассажирских самолетах все чаще задумываются и представители российской авиаиндустрии. Однако дальше размышлений дело пока не идет.

По данным источников "ДП", анализом больших данных очень интересуются "Гражданские самолеты Сухого". Но получить официальный комментарий от компании на этот счет не удалось. То же касается и других авиастроительных компаний.

Впрочем, неофициально представители некоторых из них признали, что готовы реализовать подобные проекты, но инициатива должна исходить не от них, а от авиакомпаний, то есть потенциальных пользователей данных. На вопрос, были ли уже подобные запросы от участников российского авиарынка, они ответить не смогли.

Сами крупнейшие авиакомпании, что характерно, также отказались от официальных комментариев. Представители некоторых из них рассказали, что уже анализируют big data. В частности, изучают частоту и направления перелетов пассажира по картам лояльности, чтобы в дальнейшем делать им уникальные ценовые предложения.

Источники "ДП" в авиакомпаниях считают, что решение Airbus в большей степени направлено на европейских лоукостеров — мол, еда там платная, выпивка тоже, и организаторам таких перевозок действительно необходимо заранее знать потребности пассажиров, чтобы к ним подготовиться.

"Интернет вещей полезен в техобслуживании, там есть огромные массивы информации и анализ big data, но к пассажирскому опыту это имеет очень отдаленное отношение. Инициатива Airbus — это скорее тонкая настройка под клиента. А какая от нее будет добавленная ценность, когда сегодня пассажир почти в любой стране с удовольствием летает на лоукостере с неоткидывающимися креслами с шагом (расстояние между одинаковыми точками кресел двух соседних рядов) 28 дюймов?" — размышляет ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. В свою очередь, официальный представитель Airbus в России Мария Шляхтова уверена, что технология будет очень востребована среди авиакомпаний.

"Естественно, они будут принимать участие в тестировании элементов умного салона, и именно они определят, какие технологии появятся уже на пассажирских бортах", — пояснила она "ДП".

"Пока участники будущего рынка данных (не только авиационная отрасль, а в целом) в большинстве не очень понимают, что конкретно можно получить от анализа big data. Если спросить у авиакомпаний, какие данные им нужны и для чего, получится поток разных гипотез, иногда даже противоположных. Поэтому Airbus пошел своим путем — фактически сказал им: вы можете получать такие–то данные, покупать или нет — решать вам", — прокомментировал на условиях анонимности эксперт по применению цифровых технологий в гражданской авиации.

В свою очередь, аналитик авиаиндустрии Роман Гусаров считает, что мода на информатизацию всего и вся порой приводит к абсурдным решениям. Например, рассчитать среднее время пребывания в туалете (для оценки очереди) — задача нетривиальная даже для искусственного интеллекта. Заказать меньше питания авиакомпания не сможет из–за законодательных ограничений — она обязана закупать еду с запасом, поскольку необходимо предоставлять пассажирам выбор, а также допускать возможность экстренной посадки и длительного пребывания в транзитном пункте.




комментарии (0):









Материалы рубрики


BFM
Стоит ли начинать планировать летний отдых?

АТОР
Какими будут цены на авиабилеты по России этим летом
Сергей Рыжков
Красная звезда
Кому мешает открытое небо

Новые Известия
Цены на авиабилеты скачут потому, что перевозчики "нащупывают рынок"
Лилия Галявиева
КоммерсантЪ - FM
В самолетах и аэропортах смягчат карантин
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Шапка-всевидимка: для управления дронами используют VR-технологии
Михаил Котов
Известия
Последний рывок: Китай обгоняет США в "лунной гонке"
Екатерина Постникова
Известия
Война разочарований: ОБСЕ надеется на пересмотр решения США об "Открытом небе"




ТАСС
Эксперты: создаваемый на смену Ан-2 самолет "Байкал" позволит обновить авиапарк в ДФО
Юрий Гаврилов
Российская газета
Почему США не желают сотрудничать с Россией по открытому небу
Александра Мерцалова, Халиль Аминов
КоммерсантЪ
Туристы отложат путешествия
Виктор Литовкин
ТАСС
Охотник на "невидимок". К 85-летию конструктора С-400 Александра Леманского
Мария Михайловская
Парламентская газета
Самолёты полупустыми не полетят
Андрей Коц
РИА Новости
"Это шаг в пропасть": зачем США разорвали соглашение по открытому небу
Александр Волобуев
Известия
Неверная рассадка: власти отказались от идеи полупустых самолетов
Елена Черненко
КоммерсантЪ
Враг по залету
Эльнар Байназаров
Известия
Полная бездатность: Россия не решилась на возобновление полетов в Турцию
Екатерина Постникова, Эльнар Байназаров, Татьяна Байкова
Известия
Небо в отказах: к чему приведет выход Вашингтона из очередного соглашения
Андрей Самохин
Взгляд
Должны ли летчики уводить падающий самолет от домов
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Эксперт назвал бессмысленными рекомендации о "антикоронавирусной" полузагрузке самолетов

Актуальные комментарии
Цены на авиабилеты могут вырасти в два раза
Александр Волобуев
Известия
Лётный сезон: авиаперевозки в России начали медленно оживать
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Самолеты заходят на рассадку
Баранов Дмитрий
Finam
Только в полёте живут лоукостеры
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропортам заплатят за потерянных пассажиров
Денис Пискарев
Национальная служба новостей (НСН)
Господдержка авиакомпаний оказалась в 7 раз меньше прошлогодних трат

Вечерняя Москва
Пассажиры предпочтут самолетам поезда и автобусы
Анна Каледина, Александр Волобуев
Известия
Аварийная просадка: аэропорты полностью восстановятся не ранее 2023-го
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Засветились на радаре: ВКС получат новую технику для обнаружения ракет
Светлана Медведева
Российская газета
Воздух станет чище
Максим Макарычев
Российская газета
Какие меры примут авиакомпании в условиях пандемии коронавируса
Ван Линь, Вэй Фули, Ся Хао
Хуаньцю шибао (Китай)
Су-34 — невероятно боеспособный "воздушный утенок"
Руслан Кроликов
Народные новости
Авиаэксперт Гусаров: заграничные рейсы возобновятся только после спада пандемии
Елена Полтавская
Известия
На одном крыле: как работают российские пилоты и бортпроводники в эпидемию
Владимир Карнозов
Независимое военное обозрение
Учебная авиация взяла новую высоту
Сергей Титов
КоммерсантЪ
"Авиастар" попал в "зарплатную" турбулентность
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Снова при параде: авиационную часть празднования Дня Победы повторят
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Когда авиакомпании возобновят международные рейсы и куда они полетят
Екатерина Москвич
ТАСС
От Земли до границ Вселенной. Институт космических исследований празднует юбилей
Дмитрий Лару, Евгения Перцева
Известия
Небо — жителям: как государство планирует поддерживать авиаотрасль
Евгений Перельчук
BFM
"Будем ли мы летать и будут ли у компаний пассажиры?" Авиаотрасли окажут поддержку
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
Таёжный "Форпост": военные дроны защитят Сибирь от пожаров и паводков

РБК
Эксперты оценили влияние предложений Росавиации на стоимость авиабилетов
Сесилия Родригес (Cecilia Rodriguez)
Forbes
Будущее авиаперелетов: четырехчасовое ожидание, саморегистрация, дезинфекция, паспорта иммунитета
Арсений Островский
Nation News
Авиаэксперт Гусаров предрек Boeing и Airbus десятки тысяч увольнений
Максим Бут
ФБА "Экономика сегодня"
Мифы Киева о деньгах Boeing маскируют агонию "Антонова"
Александр Волобуев
Известия
Мало воздуха: цены на перелеты по России начали расти
Наталья Макарова
Взгляд
Авиаэксперт оценил надежды Украины на СП «Антонова» и Boeing

Интерфакс
Авиакомпании РФ не могут подать заявки на получение субсидий, ждут постановления правительства
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Сезон "охотника": Ми-28НМ готовят к серийному производству

 

 

 

 

Реклама от YouDo
По ссылке вывоз мусора контейнером 1 1: смотреть тут.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer