Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?


2 сентября 2019 года Ася Сафиуллина, ТАСС


Корбен Даллас из "Пятого элемента" — вот кого представляешь в первую очередь, когда читаешь про планы развития аэротакси. Но до этого еще далеко.

На днях холдинг "Вертолеты России" и "Яндекс.Такси" подписалисоглашение о развитии системы аэротакси в Москве. Планируется, что в следующем году уже начнутся тестовые полеты между пригородом и зоной МКАД, а затем — если все сложится — из города в аэропорты. В рейсах предполагается использовать пилотируемые и беспилотные аппараты, а заказ можно будет сделать через приложение для смартфона, в том числе сочетая наземный и воздушный транспорт. Стоимость поездки, как сообщил гендиректор "ВР-Технологии" (входит в "Вертолеты России") Александр Охонько, составит примерно 2,7 тыс. рублей за 15-минутный полет.

Сейчас нормативной базы для полетов аэротакси над Москвой в черте МКАД нет, сообщили в пресс-службе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Полеты в этой зоне разрешены только на высоте выше 8100 метров, ниже летают исключительно по разовым разрешениям, и прежде всего это воздушные суда МЧС, ФСО, силовых структур. В воздушном пространстве Подмосковья нет специальных ограничений для частных полетов, за исключением некоторых запретных зон, и полеты осуществляются по стандартным правилам, в том числе в аэропорты.

В "Яндекс.Такси" планируют подписать дополнительное соглашение с мэрией об организации вертолетных рейсов над руслами рек и железными дорогами.

Ограничения Москвы

Не все столь оптимистично оценивают идею городского аэротакси. Старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин считает, что этот вид транспорта если и найдет свою нишу в городе, то мизерную. "Москва имеет определенную специфику, которая не располагает к таким поездкам. Это город с высокой связанностью дорожной сети. Мы находимся не на удаленных друг от друга островах, как, например, Нью-Йорк, у нас территория покрыта сетью метрополитена с пешеходной доступностью", — отметил он. Массового спроса ожидать не стоит и потому, что стоимость поездки на воздушном такси будет в разы дороже.


Какие-то уникальные пользователи будут совершать уникальные поездки
Павел Зюзин
старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ



Спрос на полеты в аэропорт, считает он, также будет невелик: и сейчас добраться туда несложно — вариантов полно и пробок почти нет, ведь обычные такси могут ехать по выделенной полосе, да и за багаж в вертолете придется, видимо, доплачивать.

Также потребуется создание дополнительной инфраструктуры, к которой предъявляются высокие требования. Например, взлет и посадка вертолета связаны с шумовым воздействием, поэтому площадки нельзя будет размещать рядом с жилыми домами. Как-то нужно будет регламентировать и правила дорожного движения.

Гендиректор ООО "Вертолетные технологии" Виктор Мартынов считает, что, в принципе, организовать вертолетное такси в Москве реально, но для этого нужно менять законодательство. При этом он сомневается в адекватности объявленной "Яндекс.Такси" стоимости проезда. "Вертолет Bell новый стоит примерно $5 млн. Он расходует приблизительно 120 литров топлива в час. При цене в среднем 60 рублей за литр за полет 15 минут тратится 18 тыс. рублей. А еще надо учитывать зарплату пилота, амортизацию, страховки…" — посчитал он.

Сомнения высказывали и в московской мэрии: заммэра Максим Ликсутов в 2017 году говорил, что массовое внедрение летающих такси в столице вряд ли возможно в ближайшем будущем.

Такси вместо убытков

Вне столицы аэротакси в формате аренды вертолетов существует в России несколько лет. В Подмосковье частные компании предлагают полеты от вертолетных площадок у МКАД в аэропорты, перелеты в ближайшие регионы и в какие-то места для рыбалки или охоты.

Такие перевозки, по словам соучредителя компании "Ваш чартер" Кирилла Лагерева, пользуются большой популярностью, но во многом они зависят от погодных условий и поэтому выполняются преимущественно летом. В месяц в компании заказывают от 20 до 40 вертолетных чартеров. Чаще всего это обзорные экскурсии, трансферы в аэропорт, полеты на отдых в подмосковные гольф- и яхт-клубы или элитные загородные курорты, деловые поездки в ближайшие города — Тверь, Тулу, Калугу, Иваново, Смоленск, Брянск, а также на более дальние расстояния, например, в Нижний Новгород. "Популярно также для осмотра с воздуха площадок под будущие проекты. Бывают и обзорные полеты инвесторов над жилищными комплексами или облет отремонтированной дороги", — рассказал он.

"Однако, — говорит Виктор Мартынов, — эти предложения пока играют роль тест-драйва — чтобы человек попробовал, ему понравилось, а затем он бы купил собственный вертолет". Из-за этого, считает он, услуги эти относительно недороги: так, час полета вертолета Robinson R-144 в Москве стоит около €500, а в Швейцарии — €2,5 тыс. "Это, конечно, не окупается. Но минимизирует затраты собственника: если я купил вертолет и летаю два раза в неделю, все остальное время он простаивает. Поэтому я его отдаю его под коммерцию. Этих денег хватает на то, чтобы покрыть расходы на стоянку вертолета, его обслуживание и зарплату пилота. О прибыли речи нет", — пояснил он.

По его словам, сейчас полеты от МКАД к аэропортам оказываются слишком дороги и не оправдывают себя (цена от 10 до 50 тыс. рублей, полет длится от 15 до 45 минут), а перелеты к условным гольф-клубам носят, скорее, имиджевый характер. Более интересно, по его мнению, использование аэротакси для междугородних перемещений, и эта сфера постепенно развивается: еще несколько лет назад перелеты на длинные расстояния были невозможны из-за отсутствия вертолетных центров, где можно было купить топливо, а сейчас это есть. В Московском регионе вертолет в среднем используется для полетов на расстояния 30–500 км.


До Смоленска, в котором нет гражданского аэропорта, можно долететь за два часа 20 минут, на машине дорога займет часов пять-шесть. Или Белгород. Туда из Москвы самолеты летают не каждый день и в неудобное для коммерсантов время. Соответственно, ему проще полететь туда на вертолете, сделать свои дела и вечером вернуться обратно
Виктор Мартынов
гендиректор ООО "Вертолетные технологии"



В Санкт-Петербурге вертолетные площадки, например, организованы у Петропавловской крепости, на Английской набережной, в порту на Васильевском острове. Чаще они используются для организации обзорных экскурсий и полетов бизнесменов в ближайшие города. Развивается аэротакси в Ростове-на-Дону, Краснодарском крае и в Крыму, — из-за горной местности в этих регионах до некоторых точек на машине придется добираться часами, а на вертолете — минуты. Кирилл Лагерев добавляет, что больше всего на вертолетах летают в Сибири — Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, Ноябрьске и других городах нефтяных регионов.

К побережью по воздуху

За границей сфера аэротакси преимущественно развивается для междугородних перелетов или доставки из аэропорта в какие-то точки в городе или отели. Например, с Манхэттена можно на вертолете добраться до одного из трех аэропортов Нью-Йорка, а также до Восточного Хэмптона или острова Нантакет. Из аэропорта Лос-Анджелеса летают вертолеты по нескольким направлениям в Калифорнии, а также в Лас-Вегас. В Торонто можно с площадки в городе долететь до загородного коттеджа или гольф-клуба. Из аэропорта Сиднея летают чартеры в ближайшие города и отели в национальном парке "Голубые горы". Из аэропорта Хобард в Тасмании — до музея MONA. Есть перелеты между греческими островами и Афинами.


В среднем чартеры на расстояния в пределах 15–20 минут из любого аэропорта по всему миру стоят €150 за пассажирское место
Виктор Мартынов
гендиректор ООО "Вертолетные технологии"



Он добавил, что для людей, которые пользуются услугами вертолета, это небольшая сумма. Зато полет из Ниццы в Монте-Карло займет семь минут, а прилетев в Майами, уже через 15 минут можно оказаться на побережье и заказывать чашку кофе.

Павел Зюзин заметил, что массовым явлением аэротакси нигде в мире не стало и не станет ближайшее время. "Все это обсуждение строится на заблуждении, что воздушный транспорт дает ключевые преимущества — абсолютную свободу и мобильность относительно автомобиля, а это далеко не так. Это вид транспорта, использование которого связано с дополнительными рисками и жесткими ограничениями. Если в городе одновременно поднимется 100 такси, то, скорее всего, они будут летать не как им вздумается, а по определенным маршрутам, и приземляться — только там, где это возможно. И не факт, что это место будет близко к тому, куда вам надо. Никакой суперсвободы, на мой взгляд, это не дает", — сказал он.

Между тем по всему миру строят планы создавать воздушное сообщение в городах и ведут разработки прототипов аэротакси. В мае немецкий стартап Lilium объявил об успешном запуске в воздух прототипа пятиместного летающего электротакси. Предполагается, что с 2025 года такие машины будут летать как минимум в двух городах на коммерческой основе. Корпорация Airbus сообщила о начале испытания аэротакси CityAirbus и разработке конвертопланов Vahana. О намерении развивать "мобильные транспортные системы будущего" заявили и в корпорации Boeing, заключив соглашение о стратегическом партнерстве с калифорнийской фирмой Kitty Hawk, построившей прототип двухместного беспилотного аэротакси на электрической тяге с вертикальным взлетом Cora. В июле испанская компания Tecnalia представила первый в королевстве прототип аэротакси, которое не нуждается в пилоте.

Не отстают и в России. В НПО "Авиационно-космические технологии" заявляли о разработке дизайн-концепта российского аэротакси Begaero. О работе над созданием прототипа сообщали в 2018 году в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС. В 2017 году стало известно, что холдинг "Вертолеты России" и компания "СуперОкс" займутся разработкой прототипов скоростного и бесшумного аэротакси с возможностью вертикального взлета. А в компании ОКБ "АТМ грузовые дроны" сообщали об испытаниях беспилотного аэротакси, которое по стоимости будет приближено к обычному такси. Да еще в 2013 году на Ростовском вертолетном заводе Владимиру Путину показывали модель проекта "Аэротакси", который планируется реализовать на базе вертолета Ми-38. Возможно, замена вертолетов на небольшую и бесшумную машину сделает более реальной идею развития аэротакси в городах.



комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов



Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBj1Qm
YouDo: http://remont.youdo.com/unblock/lock/metod/, полное описание.
Смотрите тут - http://freelance.youdo.com/turnkey/cms/bitrix/, гарантии.
Здесь http://remont.youdo.com/building/outbuilding/garazhi/metallicheskie/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer