Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?


2 сентября 2019 года Ася Сафиуллина, ТАСС


Корбен Даллас из "Пятого элемента" — вот кого представляешь в первую очередь, когда читаешь про планы развития аэротакси. Но до этого еще далеко.

На днях холдинг "Вертолеты России" и "Яндекс.Такси" подписалисоглашение о развитии системы аэротакси в Москве. Планируется, что в следующем году уже начнутся тестовые полеты между пригородом и зоной МКАД, а затем — если все сложится — из города в аэропорты. В рейсах предполагается использовать пилотируемые и беспилотные аппараты, а заказ можно будет сделать через приложение для смартфона, в том числе сочетая наземный и воздушный транспорт. Стоимость поездки, как сообщил гендиректор "ВР-Технологии" (входит в "Вертолеты России") Александр Охонько, составит примерно 2,7 тыс. рублей за 15-минутный полет.

Сейчас нормативной базы для полетов аэротакси над Москвой в черте МКАД нет, сообщили в пресс-службе ФГУП "Госкорпорация по ОрВД". Полеты в этой зоне разрешены только на высоте выше 8100 метров, ниже летают исключительно по разовым разрешениям, и прежде всего это воздушные суда МЧС, ФСО, силовых структур. В воздушном пространстве Подмосковья нет специальных ограничений для частных полетов, за исключением некоторых запретных зон, и полеты осуществляются по стандартным правилам, в том числе в аэропорты.

В "Яндекс.Такси" планируют подписать дополнительное соглашение с мэрией об организации вертолетных рейсов над руслами рек и железными дорогами.

Ограничения Москвы

Не все столь оптимистично оценивают идею городского аэротакси. Старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ Павел Зюзин считает, что этот вид транспорта если и найдет свою нишу в городе, то мизерную. "Москва имеет определенную специфику, которая не располагает к таким поездкам. Это город с высокой связанностью дорожной сети. Мы находимся не на удаленных друг от друга островах, как, например, Нью-Йорк, у нас территория покрыта сетью метрополитена с пешеходной доступностью", — отметил он. Массового спроса ожидать не стоит и потому, что стоимость поездки на воздушном такси будет в разы дороже.


Какие-то уникальные пользователи будут совершать уникальные поездки
Павел Зюзин
старший научный сотрудник Центра исследований транспортных проблем мегаполисов ВШЭ



Спрос на полеты в аэропорт, считает он, также будет невелик: и сейчас добраться туда несложно — вариантов полно и пробок почти нет, ведь обычные такси могут ехать по выделенной полосе, да и за багаж в вертолете придется, видимо, доплачивать.

Также потребуется создание дополнительной инфраструктуры, к которой предъявляются высокие требования. Например, взлет и посадка вертолета связаны с шумовым воздействием, поэтому площадки нельзя будет размещать рядом с жилыми домами. Как-то нужно будет регламентировать и правила дорожного движения.

Гендиректор ООО "Вертолетные технологии" Виктор Мартынов считает, что, в принципе, организовать вертолетное такси в Москве реально, но для этого нужно менять законодательство. При этом он сомневается в адекватности объявленной "Яндекс.Такси" стоимости проезда. "Вертолет Bell новый стоит примерно $5 млн. Он расходует приблизительно 120 литров топлива в час. При цене в среднем 60 рублей за литр за полет 15 минут тратится 18 тыс. рублей. А еще надо учитывать зарплату пилота, амортизацию, страховки…" — посчитал он.

Сомнения высказывали и в московской мэрии: заммэра Максим Ликсутов в 2017 году говорил, что массовое внедрение летающих такси в столице вряд ли возможно в ближайшем будущем.

Такси вместо убытков

Вне столицы аэротакси в формате аренды вертолетов существует в России несколько лет. В Подмосковье частные компании предлагают полеты от вертолетных площадок у МКАД в аэропорты, перелеты в ближайшие регионы и в какие-то места для рыбалки или охоты.

Такие перевозки, по словам соучредителя компании "Ваш чартер" Кирилла Лагерева, пользуются большой популярностью, но во многом они зависят от погодных условий и поэтому выполняются преимущественно летом. В месяц в компании заказывают от 20 до 40 вертолетных чартеров. Чаще всего это обзорные экскурсии, трансферы в аэропорт, полеты на отдых в подмосковные гольф- и яхт-клубы или элитные загородные курорты, деловые поездки в ближайшие города — Тверь, Тулу, Калугу, Иваново, Смоленск, Брянск, а также на более дальние расстояния, например, в Нижний Новгород. "Популярно также для осмотра с воздуха площадок под будущие проекты. Бывают и обзорные полеты инвесторов над жилищными комплексами или облет отремонтированной дороги", — рассказал он.

"Однако, — говорит Виктор Мартынов, — эти предложения пока играют роль тест-драйва — чтобы человек попробовал, ему понравилось, а затем он бы купил собственный вертолет". Из-за этого, считает он, услуги эти относительно недороги: так, час полета вертолета Robinson R-144 в Москве стоит около €500, а в Швейцарии — €2,5 тыс. "Это, конечно, не окупается. Но минимизирует затраты собственника: если я купил вертолет и летаю два раза в неделю, все остальное время он простаивает. Поэтому я его отдаю его под коммерцию. Этих денег хватает на то, чтобы покрыть расходы на стоянку вертолета, его обслуживание и зарплату пилота. О прибыли речи нет", — пояснил он.

По его словам, сейчас полеты от МКАД к аэропортам оказываются слишком дороги и не оправдывают себя (цена от 10 до 50 тыс. рублей, полет длится от 15 до 45 минут), а перелеты к условным гольф-клубам носят, скорее, имиджевый характер. Более интересно, по его мнению, использование аэротакси для междугородних перемещений, и эта сфера постепенно развивается: еще несколько лет назад перелеты на длинные расстояния были невозможны из-за отсутствия вертолетных центров, где можно было купить топливо, а сейчас это есть. В Московском регионе вертолет в среднем используется для полетов на расстояния 30–500 км.


До Смоленска, в котором нет гражданского аэропорта, можно долететь за два часа 20 минут, на машине дорога займет часов пять-шесть. Или Белгород. Туда из Москвы самолеты летают не каждый день и в неудобное для коммерсантов время. Соответственно, ему проще полететь туда на вертолете, сделать свои дела и вечером вернуться обратно
Виктор Мартынов
гендиректор ООО "Вертолетные технологии"



В Санкт-Петербурге вертолетные площадки, например, организованы у Петропавловской крепости, на Английской набережной, в порту на Васильевском острове. Чаще они используются для организации обзорных экскурсий и полетов бизнесменов в ближайшие города. Развивается аэротакси в Ростове-на-Дону, Краснодарском крае и в Крыму, — из-за горной местности в этих регионах до некоторых точек на машине придется добираться часами, а на вертолете — минуты. Кирилл Лагерев добавляет, что больше всего на вертолетах летают в Сибири — Тюмени, Сургуте, Ханты-Мансийске, Ноябрьске и других городах нефтяных регионов.

К побережью по воздуху

За границей сфера аэротакси преимущественно развивается для междугородних перелетов или доставки из аэропорта в какие-то точки в городе или отели. Например, с Манхэттена можно на вертолете добраться до одного из трех аэропортов Нью-Йорка, а также до Восточного Хэмптона или острова Нантакет. Из аэропорта Лос-Анджелеса летают вертолеты по нескольким направлениям в Калифорнии, а также в Лас-Вегас. В Торонто можно с площадки в городе долететь до загородного коттеджа или гольф-клуба. Из аэропорта Сиднея летают чартеры в ближайшие города и отели в национальном парке "Голубые горы". Из аэропорта Хобард в Тасмании — до музея MONA. Есть перелеты между греческими островами и Афинами.


В среднем чартеры на расстояния в пределах 15–20 минут из любого аэропорта по всему миру стоят €150 за пассажирское место
Виктор Мартынов
гендиректор ООО "Вертолетные технологии"



Он добавил, что для людей, которые пользуются услугами вертолета, это небольшая сумма. Зато полет из Ниццы в Монте-Карло займет семь минут, а прилетев в Майами, уже через 15 минут можно оказаться на побережье и заказывать чашку кофе.

Павел Зюзин заметил, что массовым явлением аэротакси нигде в мире не стало и не станет ближайшее время. "Все это обсуждение строится на заблуждении, что воздушный транспорт дает ключевые преимущества — абсолютную свободу и мобильность относительно автомобиля, а это далеко не так. Это вид транспорта, использование которого связано с дополнительными рисками и жесткими ограничениями. Если в городе одновременно поднимется 100 такси, то, скорее всего, они будут летать не как им вздумается, а по определенным маршрутам, и приземляться — только там, где это возможно. И не факт, что это место будет близко к тому, куда вам надо. Никакой суперсвободы, на мой взгляд, это не дает", — сказал он.

Между тем по всему миру строят планы создавать воздушное сообщение в городах и ведут разработки прототипов аэротакси. В мае немецкий стартап Lilium объявил об успешном запуске в воздух прототипа пятиместного летающего электротакси. Предполагается, что с 2025 года такие машины будут летать как минимум в двух городах на коммерческой основе. Корпорация Airbus сообщила о начале испытания аэротакси CityAirbus и разработке конвертопланов Vahana. О намерении развивать "мобильные транспортные системы будущего" заявили и в корпорации Boeing, заключив соглашение о стратегическом партнерстве с калифорнийской фирмой Kitty Hawk, построившей прототип двухместного беспилотного аэротакси на электрической тяге с вертикальным взлетом Cora. В июле испанская компания Tecnalia представила первый в королевстве прототип аэротакси, которое не нуждается в пилоте.

Не отстают и в России. В НПО "Авиационно-космические технологии" заявляли о разработке дизайн-концепта российского аэротакси Begaero. О работе над созданием прототипа сообщали в 2018 году в Национальном исследовательском технологическом университете МИСиС. В 2017 году стало известно, что холдинг "Вертолеты России" и компания "СуперОкс" займутся разработкой прототипов скоростного и бесшумного аэротакси с возможностью вертикального взлета. А в компании ОКБ "АТМ грузовые дроны" сообщали об испытаниях беспилотного аэротакси, которое по стоимости будет приближено к обычному такси. Да еще в 2013 году на Ростовском вертолетном заводе Владимиру Путину показывали модель проекта "Аэротакси", который планируется реализовать на базе вертолета Ми-38. Возможно, замена вертолетов на небольшую и бесшумную машину сделает более реальной идею развития аэротакси в городах.



комментарии (0):









Материалы рубрики

Герман Костринский
КоммерсантЪ
Не стой под крылом
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Русский дебют в небе Стамбула. Чем может обернуться турецкий вояж для авиапрома России?
Владислав Скобелев
Деловой Петербург
Данные небесные. Каким будет интернет вещей в самолетах
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
Пулково дадут пятилетку свободы
Дмитрий Сикорский
Экономика сегодня
Интерес Турции к МС-21 связан с успехом сделок по АЭС "Аккую" и С-400
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
В российских «МиГах» не обошлось без украинского
Николай Протопопов
РИА Новости
Мертвый груз. Потянет ли Польша американские истребители F-35
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Боевой самолет 6-го поколения будут строить несколько стран Европы



Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Мал да удар: беспилотники вооружат крылатыми ракетами
Илья Крамник
Известия
Вторая жизнь "Залива": построят ли в Керчи вертолетоносцы
Екатерина Карпенко, Ксения Чемоданова
Газета.ru
Умри на месте: почему россиян оставят без санитарного борта
Илья Максимов
Российская газета
Три советских самолета вошли в пятерку лучших истребителей холодной войны
Кустов Максим
Военно-промышленный курьер
Пе-2 – «хорошо управляемый утюг»: «Пешка» глазами пилота
Сергей Птичкин
Российская газета
Охота на Коршунова
Роман Азанов
ТАСС
"Это не игра, тут все реально"
Джереми Богайски
Forbes
Подрезанные крылья: как авиакомпании спасают Boeing 737 MAX от стихии, ржавчины и птиц
Николай Поросков
Независимое военное обозрение
Ставка на лидерство
Дарья Рыночнова, Михаил Мошкин
Взгляд
Эксперты оценили выбор замены самолету Ан-2
Ксения Потапова
КоммерсантЪ - Санкт-Петербург
По пути цифровизации
Александр Карпов, Алёна Медведева, Юлия Гуреева
RT
«Бряцают оружием в информационном пространстве»: с чем связан дефицит лётчиков в ВВС Великобритании
Валерия Маслова, Анна Лушникова
RT
«Варшава пытается подыгрывать американцам»: США поставят в Польшу 32 истребителя F-35
Герман Костринский, Галина Дудина
КоммерсантЪ
Монголия поменяет Ан-2 моторы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Абонентская расплата: армейские дроны найдут цель по сигналу сотового
Антон Валагин
Российская газета
Короли неба
Антон Лавров
Известия
Беспилотная лошадка
Александр Волобуев, Дмитрий Литовкин, Ирина Цырулева
Известия
Дело — дрон: силовикам предлагают разрешить сбивать беспилотники
Александр Ермаков
Известия
Старые вопросы нового облика: чего ждать от МиГ-35
Наталия Еремина, Ольга Шерункова
Газета.ru
Битва за украинский завод: зачем Китай покупает "Мотор Сич"
Александр Шитов
Военно-промышленный курьер
«Кинжал» по-китайски
Булат Баширов
КоммерсантЪ
Аэропорту устанавливают тендерное равенство
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий, Ирина Цырулева
Известия
Летали, знаем: рост цен на билеты повторил антирекорд 2008 года
Иван Апулеев
Газета.ru
Запрет снят? Украинцы пролетят над Россией
Дарья Рыночнова
Взгляд
Радикальная реформа ОАК уже началась
Ирина Огилько
Российская газета
"Скорая" на крыльях
Алексей Козаченко, Алексей Рамм
Известия
Спасти и уничтожить: ВМФ получит универсальный самолет-амфибию
Евгений Гайва
Российская газета
Туристы улетают налегке
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
МАКС пролетел, но обещал вернуться
Мария Томиленко
Красная звезда
Едины, как едино небо, сделавшее их лётчиками
Глеб Силко
КоммерсантЪ-FM
Авиакомпании компенсируют убытки билетами
Алексей Заквасин, Екатерина Комарова
RT
«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ
Наталия Ячменникова
Российская газета
МАКС-2019 состоялся и завершился как настоящий праздник
Анастасия Николаева
Интерфакс
Космодром с проблемами
Ася Сафиуллина
ТАСС
Аэротакси в городе. Как сейчас работает сервис и есть ли у него будущее?
Иван Сафронов
Ведомости
Минобороны может самостоятельно достроить космодром "Восточный"
Роман Азанов
ТАСС
"Снимать сложнее, чем управлять истребителем". Как делается воздушная съемка
Александр Волобуев, Михаил Калмацкий
Известия
Берлинский акцент: российские нефтяники заправят немецкие самолеты
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорты собирают под крыло
Юлия Грицай
КоммерсантЪ-FM
Такси осваивают воздушные маршруты
Влада Шипилова, Майя Иванова
КоммерсантЪ
Субсидии на подлете
Елена Сидоренко, Валерия Нодельман
Известия
Полет нормальный: на защиту лайнеров от птиц потратят 5,6 млн рублей

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer