Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


"Эфир" испарился из нацпрограммы


30 сентября 2019 года Юлия Тишина, КоммерсантЪ


Проект по созданию глобальной многофункциональной инфокоммуникационной спутниковой системы (ГМИСС) «Эфир», который должен был конкурировать с британской OneWeb и американской SpaceX в области покрытия планеты широкополосным интернетом, решили исключить из нацпрограммы «Цифровая экономика». Инициативе так и не удалось привлечь инвесторов. Ее задачи можно решить в рамках спутниковой программы «Сфера» с меньшими затратами, считают в «Роскосмосе».

«Роскосмос» решил исключить проект по созданию ГМИСС «Эфир» из паспорта федерального проекта «Информационная инфраструктура» национальной программы «Цифровая экономика». С таким предложением выступил представитель госкорпорации на заседании рабочей группы нацпрограммы 20 сентября, рассказал “Ъ” участник заседания и подтвердил представитель АНО «Цифровая экономика». «Бизнес не имел возражений, и по итогам состоявшегося обсуждения было принято решение поддержать предложение "Роскосмоса"»,— отметили в АНО.

В частности, из проекта исключены задачи по определению источников финансирования ГМИСС и ее проектированию.

Представитель вице-премьера Максима Акимова уточнил, что с правительством решение пока не согласовано.

«Эфир» — часть проекта «Сфера», анонсированного президентом РФ Владимиром Путиным в ходе прямой линии в июне 2018 года. По базовому сценарию предлагалось развернуть систему из 288 спутников с орбитой высотой 870 км, что позволило бы обеспечить «полное покрытие земной поверхности». «Эфир» позиционировался как «космическая шина данных» для предоставления услуг спутниковой телефонной связи, интернета, получения данных от датчиков и систем интернета вещей, беспилотных средств и т. д., а его конкурентами назывались OneWeb и SpaceX.

Предполагалось, что система будет создана на базе отечественных космических аппаратов и абонентского оборудования, при этом вся «Сфера» будет состоять из более чем 600 спутников. Финансирование заложено в проект бюджета на 2020–2022 годы, говорил вице-премьер Юрий Борисов.

Проект «Сфера» сохранится и, по сути, заменит «Эфир», говорит высокопоставленный источник, знакомый с ситуацией: «ГМИСС — завязанная группировка, в то время как "Сфера" — комплексный проект, включающий и связь, и дистанционное зондирование земли, и навигацию». В рамках «Сферы» предусматривается создание системы для предоставления услуг широкополосного доступа в интернет со значительно меньшими объемами капитальных затрат, подтверждают в «Роскосмосе». Для «Эфира» же предполагалось внебюджетное финансирование в объеме около 500 млрд руб., но оно так и не было организовано, говорит представитель госкопорации.

«Сфера» будет реализована до 2030 года на принципах смешанного государственного и частного финансирования. «Концепция программы на завершающей стадии согласования с министерствами и ведомствами, после чего будет представлена в правительство»,— уточняют в «Роскосмосе».

При этом и от проекта «Эфир» там окончательно не отказываются: после доработки он будет рассмотрен на научно-техническом совете.

Исходно для ГМИСС планировалось создать консорциум с участием ВЭБа, «Роскосмоса» и других организаций. Интерес к проекту проявлял и «Ростелеком». Единственным потенциальным инвестором, указанным в качестве соисполнителя по проекту в нацпрограмме, стал ВЭБ, но он решил отказаться от участия, сообщал “Ъ” в сентябре 2018 года. Срок реализации проекта при этом перенесли с 2021 на 2022 год. В мае 2019 года “Ъ” сообщал, что «Роскосмос» решил зарегистрировать юридическое лицо для проекта ГМИСС, чтобы привлечь инвесторов.

Очевидно, инвесторов проект так и не заинтересовал, отмечает глава ООО «Небо ГК» Вячеслав Камнев. «"Эфир" должен был стать глобальным, но в этой области есть локальные проекты, нацеленные исключительно на территорию России»,— поясняет он. Например, высокоэллиптическая орбитальная группировка «Экспресс-РВ», которая может работать и на сопредельные государства. Кроме того, в сентябре вице-премьер Максим Акимов анонсировал обсуждение совместного с Китаем проекта по созданию низкоорбитальной спутниковой группировки по раздаче высокоскоростного интернета. Такой проект, полагает эксперт, могли посчитать более устойчивым и перспективным.



комментарии (0):











Материалы рубрики

Роман Азанов
ТАСС
Нарушая законы аэродинамики. Какие новые моторы создаются на "ОДК-Климов"

BBC
Самый долгий беспосадочный полет в истории гражданской авиации. Почему он важен
Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Отпуск без проблем
Эльнар Байназаров
Известия
Красные перспективы: Россия и Египет готовятся к возобновлению полетов
Дмитрий Шестоперов, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аудиорекламу снимают с рейса

ТАСС
Романтик с оригинальными идеями. Соратники вспоминают создателя Су-27 в день его юбилея
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Региональный самолет сажают на бюджет
Евгений Гайва, Наталия Ячменникова
Российская газета
Полеты налегке и наяву



Виктор Литовкин
ТАСС
Создатель Су-27 Михаил Симонов: авиаконструктор, опережавший время
Александр Гасюк
Российская газета
Приказано выжить

РИА Новости
Заключен контракт на создание самолета для замены Ан-2
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Воспарение легких
Наталья Шатова
Национальная служба новостей (НСН)
Повышение "Победой" цен на 40% пассажиров не испугает
Сергей Титов
КоммерсантЪ-Самара
Беспилотники летят на Восточный
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
С инструктора взыскали самолет
Сергей Птичкин
Российская газета
Вертолеты ходят парой
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Небесные дела: тяжелые беспилотники приравняют к обычным самолетам
Наталия Анисимова, Мария Кокорева
РБК
Путин поручил компенсировать авиакомпаниям расходы на топливо
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Местная авиация крупнеет на субсидиях
Мария Кокорева
РБК
Россия и Саудовская Аравия направят более $600 млн на авиационный лизинг
Алексей Нечаев
Взгляд
Российские вертолеты лишают советской идеи

ТАСС
Хабаровский аэропорт приступил к переводу рейсов в новый терминал внутренних авиалиний
Алексей Заквасин
RT
«Спрос достаточно большой»: на что способна новейшая российская система обнаружения беспилотников
Антон Лавров
Известия
Перспективная оборона: на что пойдет военный бюджет после 2020 года
Алексей Поплавский
Газета.ru
«Авиакомпании банкротятся»: Зеленский хочет вернуть рейсы в Россию
Владислав Крылов, Ольга Коленцова
Известия
Победивший пустоту: умер космонавт Алексей Леонов
Ирина Лобанова
Московский Комсомолец
Строителям Воронежа задерживают взлет
Роман Азанов, Дмитрий Федюшко
ТАСС
Под единым винтом. Зачем объединяются "Миль" и "Камов"
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропортам разрешают инфраструктурный сбор
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Lufthansa осталась в Домодедово
Влада Шипилова
КоммерсантЪ - Уфа
ТЭК и надо
Анастасия Николаева
Интерфакс
Сроки не определены
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Борцы с коррупцией "Энергии" раскаялись на МКС
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Договор дороже неба
Кристина Сизова
Газета.ru
Новый покупатель: Мьянму заинтересовали Су-57
Марат Кузаев
ТАСС
Почему вертолеты не стали общедоступным транспортом? И станут ли им аэротакси?
Алексей Коваленок, Анна Иванова
РБК
В профсоюзе прокомментировали перенос производства Су-34 из Новосибирска
Герман Костринский, Елизавета Макарова
КоммерсантЪ
Аэропорты подняли шум из-за границы
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
В стае с дронами: самолёты и БПЛА вместе проследят за субмаринами
Ольга Агеева, Мария Кокорева, Иван Ткачёв
РБК
Авиакомпанию iFly заподозрили в уклонении от таможенных платежей
Татьяна Гришина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Страховщики отделяют винты от крыльев
Мария Шевченко
ТАСС
Небесная неотложка. Как в Кировской области возродили санавиацию и как она работает
Александр Волобуев
Известия
Бюджет платит дважды: авиакомпании просят у государства 30 миллиардов
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Трамп не сдается без Boeing: США пополнят бюджет за счет Airbus
Ольга Самофалова
Взгляд
МС-21 вредят на этапе испытаний
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Компенсации повисли в воздухе
Алексей Забродин, Татьяна Байкова
Известия
Тбилиссимо: Грузия ждёт возобновления авиасообщения с РФ в скором времени
Михаил Калмацкий, Александр Волобуев
Известия
Перелетные тонны: госконтроль за качеством авиатоплива усилят

ТАСС
Нулевой НДС на авиаперелеты в России повысит рентабельность, но не снизит цены
Вячеслав Гордеев
Московский Комсомолец
Глава ШПЛС осудил анонимную забастовку бортпроводников: раздрай в профсоюзах «Аэрофлота» ​

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer