Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров


7 января 2020 года Владимир Добрынин, Известия


Сиротливо стоящий в стороне от ВВП потрепанный бизнес-джет или полноразмерный пассажирский лайнер стали привычным зрелищем во многих аэропортах мира. Мало кто из пассажиров задумывается, что же делают там эти самолеты. Но для самих аэропортов брошенные владельцами воздушные суда — настоящая головная боль (и приличный убыток). «Известия» разбирались, откуда берутся «авиасироты» и что с ними делают в Европе.

Забывчивые испанцы

В настоящее время, по данным управляющей испанскими аэропортами госкомпании AENA, в «отстойниках» скучает по своим хозяевам 71 летающая «игрушка», брошенная законными владельцами. Большинство из них принадлежит обанкротившимся компаниям или частным владельцам, испытывающим серьезные финансовые проблемы. Для них проще «забыть» самолет на аэродроме, чем брать на себя ответственность за накопившуюся задолженность или расходы на утилизацию. По данным отраслевых источников, просто отправить машину на лом обойдется в €60 тыс. и больше. Первое место по количеству брошенных самолетов занимает сегодня в стране аэропорт Манисес-Валенсия (24 аппарата), второе — Мадрид-Куатро-Вьентос (19).

Большое количество брошенных воздушных судов в Валенсии обусловлено, по словам специалистов из AENA, тем, что в Манисесе «традиционно наблюдалась большая активность легкой авиации из-за работы здесь в последние десятилетия нескольких школ по подготовке пилотов, аэроклуба и обслуживания значительного числа рейсов частных компаний». Экономический кризис 2008 года положил конец большинству этих предприятий.

Однако настоящим памятником постигшему тогда мир разочарованию стал Boeing 747, входивший во флот базировавшейся в сотне километров отсюда, в Альбасете, компании Pronair. Перевозчик прекратил свою деятельность в 2009 году, всего через два года после начала полетов. С тех пор «Джамбо» стоит без движения на одной из боковых дорожек валенсийского аэропорта. Он настолько уже примелькался и пассажирам, и работникам Манисеса, что большинство уверено: самолет специально установили здесь — то ли для красоты, то ли как памятник.

19 брошенных воздушных судов в Мадрид-Куатро-Вьентос — это поясняет всё та же AENA, — «потому что аэропорт обслуживает самолеты авиации общего назначения. Здесь базируется весь воздушный флот полиции и службы организации дорожного движения столичной автономии, а также летные школы, ведущие обучение пилотов и бортпроводников, техников по обслуживанию беспилотных летательных аппаратов».

Забытые самолеты выставляются на аукционы, однако AENA не делает достоянием гласности данные о том, как проходили предыдущие торги, было ли на них что-то продано или всё просто списали «по причине отсутствия интереса». Известно только, что чаще всего желающих приобрести брошенные самолеты на аукционах просто не бывает и после выполнения всех установленных законодательством процедур и соблюдения формальностей воздушные суда отправляются... Куда — об этом тоже не сообщается. Известно только, что в 2014 году в испанских аэропортах было 99 брошенных самолетов. Информацию общественности удалось получить исключительно благодаря профессиональному любопытству, которое проявил сенатор-социалист Доминго Фуэнтес Курбело.

— Мы знали, что в аэропортах скапливается нелетающий «металлолом», и ситуация уже напрягает государство. Поэтому обратились к правительству с требованием прояснить положение вещей, — сказал в комментариях для газеты El País Курбело. — Выяснилось, что хозяева «забытых» лайнеров должны AENA уже €2,78 млн. Экономический и финансовый кризис, разразившийся в 2008 году, привел к банкротству предприятий и отказу многих от владения самолетами. Это была настоящая головная боль для AENA, потому что место лайнеры занимают, а прибыли не приносят.

По мнению политика, альтернативным выходом может стать использование брошенных самолетов для учений спецназа по освобождению захваченных террористами лайнеров и тренировок спасателей по оказанию помощи пассажирам после аварийной посадки. Какие-то экземпляры примут музеи. Например, DC-9, на котором в Испанию вернулся после смерти Франко проведший в изгнании почти 20 лет глава каталонского правительства Жозеп Таррадельяс, стал экспонатом Музея аэронавтики и астронавтики Испании всё там же, в Куатро-Вьентос. Правда, вопрос, кто будет оплачивать неизбежные накладные расходы, так и остается открытым.
 

Швейцария
В аэропорту Цюриха стоят, неспешно ржавея, как минимум четыре бесхозных самолета. Частная Cessna 500 Citation, хозяина которой установить не удается, и три Airbus A330-200, принадлежавшие индийской компании Kingfisher Airlines. Аэробусы прибыли в Цюрих на плановое обслуживание двигателей в 2012 году. Вылететь из Швейцарии воздушные суда уже не смогли по причине банкротства Kingfisher Airlines
.

Уйти по-английски

В Великобритании брошенные самолеты по аэропортам, как правило, ютятся не так долго, как в Испании. К северо-западу от Лондона в графстве Глостершир неподалеку от Сайренсестера есть небольшой аэродром Кембл-Котсуорд — бывшая база королевских ВВС. Здесь ежегодно «провожают в последний путь» 50–60 самолетов разной величины и классности.

Пару десятков лет назад в стоящие без дела ветшающие ангары заглянул предприимчивый человек. Звали его Марк Грегори. Инфраструктура ему показалась вполне подходящей для того, чтобы наладить на ее площадях разборку отработавшей свое авиатехники. Зарегистрировать фирму труда не составило, найти поставщиков «исходного авиахлама», мечтающих избавиться от балласта в виде вышедших в отставку по выслуге лет лайнеров, — тоже. Доходность предприятия гарантирована — отдельно взятые детали в сумме стоят больше, чем собранные в готовое изделие.

За двадцать лет успешной работы фирма Грегори «распустила на запчасти» 730 самолетов. Каждый принес команде не менее 2 тыс. отдельно взятых деталей, нашедших своего покупателя.

— Самые дорогие детали самолета — это двигатели, естественно. В общей цене воздушного судна на их долю приходится от 80–90%. Авиадвигатель — штука долговременного пользования, даже на утилизируемых самолетах они рабочие и могут служить еще долго, если их установить на какое-то другое транспортное средство. Снятый со штатного места двигатель приносит нам до £18 млн, — говорит британский предприниматель. — Продать можно всё или почти всё. Даже джойстик из кабины пилота — интересная с точки зрения коммерции вещь, которую продать можно за £11 тыс.

Бывает, что в процессе разборки обнаруживаются «премии» — кошельки, разбросанные по салону монеты. Однажды даже нашли небольшой золотой слиток. Но самой дорогой (и одновременно проблемной) находкой были несколько пакетов кокаина, спрятанные под обшивку стенки туалета Boeing 747, оцененные полицией в £4 млн. Проблемной — потому что потом долго пришлось объяснять правоохранителям, что фирма к «порошку» отношения никакого не имеет.

Впрочем, не везде в Англии всё так благополучно, как в Глостершире. В стране полно мест, где полагают, что дешевле оставить гнить и разрушаться аппараты под открытым небом, чем тратиться на утилизацию. Например, часть территории аэродрома Преданнак в Корнуоле превращена в авиакладбище, где рассыпается на части старая техника ВВС, включая редкие машины 1940–1950-х.
 

Малайзия и Швеция
Аэропорт Куала-Лумпура четвертый год подряд ищет, кто бы забрал с его территории три Boeing 747, оставленных там компанией Swift Air Cargo. Сами владельцы по причине отсутствия средств не в состоянии даже заправить самолеты. Точно такой же 747-й, простоявший шесть лет в стокгольмском аэропорту из-за банкротства компании-владельца, в конце концов переделали в отель Jumbo Stay, перетащив аппарат с летного поля за внешний периметр.

По MAXимуму

В июле 2019 года репортеры британского таблоида The Daily Mail обнаружили в Викторвилле (Южная Калифорния, США) целое «кладбище самолетов Boeing 737 MAX, недавнего лидера продаж на рынке авиаперевозок. Самолеты расхватывали буквально как горячие пирожки, но две катастрофы (в ноябре 2018-го упал борт, принадлежавший индонезийской Lion Air, а в марте 2019-го — самолет эфиопской Ethiopian Airlines), унесшие 346 человеческих жизней, поставили крест на лайнере.

На снимках, выложенных британской газетой, — более 30 «Максов» авиакомпании Southwest Airlines, которым «было обещано, что они начнут летать в ноябре, но, скорее всего, они так и останутся доживать свой век на земле». В декабре 2019 года стало известно, что Boeing приостанавливает производство модели, а глава корпорации Деннис Меленберг ушел в отставку на фоне развернувшегося скандала с выявленными конструктивными недостатками злополучного самолета.
 

Турция и Греция
До 2001 года международный аэропорт Эллиникон был крупнейшим аэропортом Афин. Постройка новой воздушной гавани греческой столицы привела к тому, что Эллиникон закрыли, но несколько невостребованных самолетов правительственной авиакомпании Olympic Airways стоят на заброшенной территории до сих пор. Страдают и вечные оппоненты греков: весь флот обанкротившейся в 2004 году турецкой компании Bosphorus European Airways (три Airbus 200) стоит без движения в грузовой зоне стамбульского аэропорта имени Ататюрка.

Отобрали, но не убрали

Вообще говоря, забытый насовсем самолет — не такое уж из ряда вон выходящее явление. Найти такие суда можно и у известной своей бережливостью немцев, да и в России тоже.

На южной окраине берлинского аэропорта Тегель сиротливо приткнулся Boeing 707. Когда-то он стал сенсацией европейского, если не мирового масштаба. 22 ноября 1986 года он приземлился в Тегеле — несмотря на то что воздушный коридор в Западный Берлин был по-прежнему открыт лишь для гражданской авиации бывших союзников по антигитлеровской коалиции. История вышла почти как в шпионском детективе. Компания Boeing решила сделать немцам оригинальный подарок, по случаю поставки 200-го самолета национальному перевозчику ФРГ Lufthansa. У израильской авиакомпании El Al был выкуплен древний 707-й, который зарегистрировали в США, но нанесли на фюзеляж «ганзейскую» ливрею (хотя и с некоторыми ошибками). Затем лайнер перегнали во Франкфурт, для маскировки покрасили еще раз, и уже оттуда перегнали в Тегель, где он предстал перед репортерами вновь со знаками немецкой авиакомпании.

Самолет, выпущенный еще в 1961 году и немало переживший в жизни (в 1970-м его пытались угнать террористы НФОП Патрисио Аргуэльо и Лейла Халед), с тех порт доживает свой век на задворках аэропорта. Немецкая пресса периодически вспоминает о старике, говоря, что негоже просто так позволить ему ржаветь и рассыпаться в забытьи, но дальше разговоров о новом применении его не идет. Идеи превращения Boeing в музей встречают сопротивление городских властей, считающих, что операция по смене предназначения летательного аппарата слишком дорога для бюджета. Разобрать самолет на месте, перевезти по частям на территорию заброшенного аэродрома Флюгплац-Ораниенбург (служил для испытания военных самолетов в годы войны) и снова собрать там обойдется не дешевле €200 тыс. А продавать самолет предпринимателю Уве Промеру, для которого «сделать из самолета ресторан — давняя мечта», собственники не торопятся: «слишком дешево хочет получить такую ценную реликвию». Дискуссии на тему будущего «ценного экземпляра германской истории» вспыхивали в 2008, 2012 и 2016 годах. Судя по наметившейся цикличности возникновения дебатов, следующие ожидаются в 2020 году.

Стихийно возникшее впритык к территории казанского аэропорта имени Габдуллы Тукая кладбище самолетов в последние годы превратилось в один из пунктов туристических маршрутов, обязательных к посещению. Полазать по доживающим свой век в высокой траве трем Ту-154 и одному Ил-62 у молодежи считается престижным делом. Лайнеры стоят здесь уже лет десять. Принадлежность «Ильюшина» не установлена, а тремя «тушками» владела зарегистрированная в кипрском оффшоре компания Brass Holdings. Самолеты были арестованы «Татфондбанком» в качестве компенсации части долга компании финансовому учреждению.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Герман Костринский
КоммерсантЪ
Хабаровский край собирает аэропорты
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Морская авиация Америки входит в финансовый штопор
Антон Лавров, Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
"Ми" на месте: новейший ударный вертолёт скоро поступит в армию
Елена Мотренко
Известия
Воздушный грузовик: почему дирижабли рано списывать со счетов
Дмитрий Литовкин
ТАСС
"Витязи" воздушной обороны. Чем не могут похвастаться зарубежные разработчики системы ПВО
Валерия Мишина, Павел Павловский
КоммерсантЪ
Китайский коронавирус ищут в российских аэропортах
Ольга Шерункова
Газета.ru
Ждать недолго: когда полностью откроют Египет
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Облачный сервис: Су-34 сможет обнаружить невидимые цели



Алексей Королев
Известия
Полегче там: почему бульвар в Долгопрудном назван в честь итальянского генерала

ИА IrkutskMedia
Первые двигатели ПД-14 поставлены на Иркутский авиазавод для установки на МС-21
Александр Волобуев
Известия
Аварийный вылет: эвакуацией с мест ДТП займутся вертолеты
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
МиГ-15 и "Сейбр" – племянники "Фокке-Вульфа"
Герман Костринский, Яна Войцеховская
КоммерсантЪ
WizzAir изучает свободу воздуха
Сергей Птичкин
Российская газета
Невидимки на радаре
Георгий Мосалов
RT
Полётная программа: в России предложили создать авиакомпанию с отечественными самолётами
Евгений Гайва
Российская газета
Встали на новые рейсы
Николай Протопопов
РИА Новости
Короли прорыва: почему Россия не скоро спишет бомбардировщики Су-24
Сергей Машкин
КоммерсантЪ
Посадка в неадеквате
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Аэропорт Уфы готовит тарифы к взлету
Владимир Щербаков
Независимое военное обозрение
Х-15 – первенец гиперзвука
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Россия построит крупнейший в мире авианосец
Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
Экипаж SSJ 100 выбрал не ту полосу
Михаил Ходаренок
Газета.ru
На базе Ту-204: Россия создаст противолодочный самолет
Кирилл Ясько
Sakhalin.info
Летать, чтобы спасать. Сахалинская санавиация
Владимир Бочаров
Красная звезда
Авиаторы совершенствуют выучку
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Ритейлеры приземлились в аэропортах
Антон Лавров
Известия
Козырной «Ту»: противолодочный самолет сделают на базе пассажирского
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Война и Ми: спецназ получит "летающий танк"
Анастасия Степанова
ИА REGNUM
Долетались до Интерпола: подробности разорения скандальной "ВИМ-Авиа"
Александр Волобуев, Мария Перевощикова, Ярослава Костенко
Известия
Ход котом: Минтранс отказался упрощать правила авиаперевозки питомцев
Антон Лавров, Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
ПАКетное соглашение: новейшему бомбардировщику назначили сроки выхода в серию
Эльнар Байназаров, Антон Лавров, Алексей Рамм, Наталья Башлыкова, Анастасия Гаврилюк, Александр Волобуев, Ирина Цырулева, Алексей Забродин
Известия
Ракета уводит в небо: Иран выплатит миллионы за украинский Boeing
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge зашатался

КоммерсантЪ
Как военные случайно сбивали пассажирские самолеты
Антон Лавров
Известия
"Суперграчи" прилетят: новейшие штурмовики поступят на базу в Киргизии
Владимир Добрынин
Известия
Парк приколов: в аэропортах Европы гниют сотни брошенных авиалайнеров
Матвей Шиманов, Киев
КоммерсантЪ
В обломках ищут детали "Тора"
Николай Проценко
Взгляд
У рекордного роста авиаперевозок есть обратная сторона
Ксения Чемоданова
Газета.ru
Насолить Украине: Россия тратит миллиарды на "Русланы"
Дарья Соколова
КоммерсантЪ - Екатеринбург
Екатеринбургу открылась Рига
Гаяна Демурина
РБК
СМИ назвали версию западной разведки о причинах авиакатастрофы в Иране
Герман Костринский, Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
От Ирана отвернулась авиация
Матвей Шиманов, Сергей Александров
КоммерсантЪ
Украинский Boeing не закончил взлет
Николай Проценко
Взгляд
«Суперджет» раскрутил популярность местных авиалиний
Роман Шимаев, Анастасия Румянцева, Анна Лушникова
RT
Завоевание рынка: в Минпромторге рассказали о перспективах поставок самолёта МС-21 за рубеж
Михаил Котов
Известия
От Фёдора до скороварки: главные итоги мировой космонавтики
Юрий Когалов
Российская газета
Самописцы доставят в Москву
Евгений Гайва
Российская газета
В аэропорты возвращаются курилки
Дмитрий Мигунов
Известия
Жесткая посадка: Boeing перешел от процветания к кризису всего за год
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Затяжная простуда в воздухе. Как российский авиарынок завис на пороге кризиса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer