Зимой, как известно, погода в наших суровых краях изменчива. Нередко низкая облачность сопровождается снежными зарядами и сильными ветрами. В таких условиях воинам-авиаторам необходимы особая бдительность и оперативность в работе.
Особенностью этого года является то, что ряд подразделений морской авиации ТОФ осваивали полёты при метеоминимуме летом. Это результат более тщательного планирования боевой подготовки. Так, авиационные коллективы, где служат опытные лётчики-инструкторы подполковники Максим Евдокимов и Николай Слюсарев, больше чем наполовину выполнили намеченную программу полётов в СМУ. Большинству авиаторов частей и подразделений морской авиации флота хорошо известно, что справиться с задачами без чёткой организации каждой лётной смены будет нелегко.
Успех зимних полётов во многом зависит от умелой и добросовестной работы инженеров, техников, механиков, специалистов различных служб обеспечения. В каких бы условиях лётчик ни находился в воздухе, он должен быть всегда уверен в безупречной работе всех самолётных приборов, систем и агрегатов. Поэтому труженикам аэродромов – инженерно-техническому составу придётся поработать с полной отдачей, на совесть. Так, как обслуживают свои крылатые машины бортовой техник майор Николай Кошарнов и бортинженер капитан Александр Лушников.
В полётах зимой заложена тренировка профессионального мастерства, лётно-тактической выучки на земле и в воздухе
Груз большой ответственности за качественное проведение каждой запланированной смены ложится на плечи руководителя полётов и подчинённых ему людей. Они должны чётко регулировать движение самолётов на земле и в воздухе с целью обеспечения своевременного выполнения экипажами полётных заданий.
Особое значение для полётов в СМУ придаётся радиотехническому обеспечению. Когда воздушные бойцы заходят на посадку по приборам, то одной из гарантий успеха для них является чёткая работа всех наземных радиотехнических средств – проводных и радиолокационных станций, курсо-глиссадной системы, радиопеленгаторов и т.д. Если в этом важном звене обеспечения полётов происходит сбой, то нарушается чёткий ритм всего аэродромного механизма, ставится под угрозу безопасность полётов.
Велика роль в период зимних полётов и метеорологической службы. Важно, чтобы прогноз погоды был всегда точным и оперативным, без прикидок на авось, но с полной информацией о метеообстановке на принимающем и резервных аэродромах. Работать синоптикам необходимо так же надёжно, как это делает подполковник Дмитрий Хмелевский, которого в коллективе авиаторов не случайно считают своим человеком на «кухне» погоды.
Пилотирование самолёта (вертолёта) в облаках и особенно заход на посадку в СМУ требуют от лётчиков огромного напряжения физических и моральных сил. Здесь большое поле деятельности медицинской службы авиаторов: постоянное наблюдение за здоровьем лётного состава, соблюдением режима предполётного отдыха, решение других задач. Долг авиационного врача – вести профилактическую работу, решительно устранять любые отклонения в соблюдении режима труда и отдыха авиаторов, смело и бескомпромиссно защищать интересы каждого лётчика, инженера, техника и младшего авиационного специалиста, надёжно обеспечивать безаварийность лётной работы.
Опыт лучших учит: успешное решение самых сложных учебно-боевых задач требует хорошо организованной работы авиаторов. Зимой она должна быть в основном перенесена на самолётные стоянки, в эскадрильские домики дежурных смен, так как лётный состав и наземные специалисты большую часть рабочего времени находятся на аэродроме, участвуя в обеспечении и проведении полётов. Не крупные мероприятия, а подвижная, чаще всего индивидуальная работа, направленная на достижение поставленной цели перед экипажем, – вот что требуется сейчас от каждого командира подразделения. Умело надо использовать и возможности межэкипажного соревнования. Оно должно давать простор инициативе людей, пробуждать их активность. Соперничество помогает авиаторам в более сжатые сроки, меньшими средствами достигать намеченного, добиваться более весомых результатов в боевой подготовке и росте профессионализма.
Во всех частях и подразделениях морской авиации Тихоокеанского флота к зимним полётам готовятся заблаговременно и всесторонне. С лётным и инженерно-техническим составом, другими специалистами проведены специальные тренажи, занятия, конференции. Авиаторы обменялись опытом работы в сложных погодных условиях, разработали конкретные планы на зимний период с учётом ошибок и недостатков прошлых лет.
Полёты зимой для авиаторов – это та пора, когда каждый час, каждую минуту стартового времени надо максимально использовать для роста профессионального мастерства, лётно-тактической выучки на земле и в воздухе. Только при таком подходе к делу, строжайшем спросе с себя и своих подчинённых можно будет добиться желаемых результатов в работе, надёжно обеспечить безопасность тихоокеанских воздушных рубежей Отчизны.