Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


10 лет в воздухе. Каких успехов достиг истребитель пятого поколения Су-57?


29 января 2020 года Сергей Осипов, Аргументы и факты


29 января 2010 г. первый полет совершил российский истребитель пятого поколения. Тогда он назывался Т-50 и был построен по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Позднее самолет был переименован в Су-57.

Взлеты и падение

На начальном этапе летных испытаний на самолет возлагались большие надежды. Уже существовал в металле прекрасный планер с хорошей аэродинамикой, созданный с учетом требований малой заметности в радиолокационном диапазоне. 

На него предстояло установить много интересного: новый радар в носовой части, новое вооружение в отсеках внутри фюзеляжа и, главное, новый двигатель. Получилось не все. Не вина самолета, что некоторые ожидания оказались завышенными. За 10 лет проект истребителя пятого поколения получил несколько болезненных щелчков по носу. Первым в 2018 г. стал выход Индии из сотрудничества с Россией по программе разработки на базе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Формальной причиной послужило отсутствие серийно производимого нового двигателя. Вторым — падение Су-57 в тайгу конце прошлого года. Но обо всем по порядку.

Дело о движке

На сегодняшний день в металле изготовлено 13 Су-57. Десяток — для летных испытаний, три — для статических. На первых пяти серийных образцах были установлены так называемые двигатели первого этапа. Это АЛ-41Ф1 разработки НПО «Сатурн», которые давно освоены промышленностью. Такие стоят, например, на вполне современном истребителе Су-35С поколения 4++. Они обладают поворотным соплом, способным вращаться на 360 градусов, что обеспечивает самолету сверхманевренность. Но не обеспечивает полет на сверхзвуковой скорости без форсажа. А форсаж — это и перерасход топлива, и дополнительный износ турбин… К тому же летать на сверхзвуке без включения этого режима — одно из основных требований к самолету пятого поколения.

В 2017 г. начались испытания Су-57 с двигателем второго этапа. На конец прошлого года с новым движком было выполнено 16 полетов на летающей лаборатории. Чудо техники пока не имеет имени, а в документации называется «изделием 30». Считается, что его испытания и доводка потребуют еще 3 лет.

Дело об упавшем Су

25 декабря 2019 г. в Хабаровском крае разбился истребитель Су-57, принадлежавший Комсомольскому-на-Амуре авиазаводу им. Гагарина, который выпускает эти самолеты. Су-57 упал в тайге в 111 километрах от аэродрома Дзёмги, того самого, откуда истребитель пятого поколения впервые взлетел за 10 лет до того. Пилот остался жив. Вероятной причиной аварии считается отказ двигателя. Что характерно, двигателя первого этапа.  

Упавший истребитель был первым серийным Су-57. До конца 2020 г. он должен был украсить собой Воздушно-космические силы России, но теперь, понятное дело, не украсит. Значит, поступление первого истребителя пятого поколения в войска переносится на год. Всего же контракт, подписанный в рамках форума «Армия-2019», предусматривает поставку в ВКС 76 Су-57  до 2028 г.

Что в активе?

Су-57 стали героями двух Московских авиакосмических салонов.  На последнем МАКСе на самолет даже можно было посмотреть вблизи. Впечатление подпортил инцидент, когда у самолета на разбеге выпустился тормозной парашют. Взлет пришлось прекратить, чем вся история и закончилась.

Су-57 дважды испытывались в Сирии, в прошлом и позапрошлом годах. Поскольку воздушный противник для истребителей пятого поколения там отсутствовал, считается, что отрабатывались пуски ракет «воздух — земля». Предположительно, Х-59МК2 «Овод», доработанных под внутренний оружейный контейнер Су-57. 

Пока Су-57 в строевых частях отсутствует, единственным серийным истребителем пятого поколения в мире остается американский F-35. Сравнивать его характеристики с характеристиками российского «одноклассника» не представляется возможным из-за отсутствия данных по Су-57. Но можно посмотреть, с какой скоростью работают с авиационной техникой у нас и в США. «Американец» начал разрабатываться в 1996 г., первый полет совершил в 2006-м, начал эксплуатироваться строевыми пилотами в 2012 г. В России программа ПАК ФА стартовала в 2001-м, первый полет имел место в 2010-м, в войска самолет попадет на ранее 2021 г. Что тут скажешь? Проблемы с внедрением у нас существуют ещё со времен Советского Союза…




комментарии (0):













Материалы рубрики

Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного



Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC3tLR
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer