Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


10 лет в воздухе. Каких успехов достиг истребитель пятого поколения Су-57?


29 января 2020 года Сергей Осипов, Аргументы и факты


29 января 2010 г. первый полет совершил российский истребитель пятого поколения. Тогда он назывался Т-50 и был построен по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Позднее самолет был переименован в Су-57.

Взлеты и падение

На начальном этапе летных испытаний на самолет возлагались большие надежды. Уже существовал в металле прекрасный планер с хорошей аэродинамикой, созданный с учетом требований малой заметности в радиолокационном диапазоне. 

На него предстояло установить много интересного: новый радар в носовой части, новое вооружение в отсеках внутри фюзеляжа и, главное, новый двигатель. Получилось не все. Не вина самолета, что некоторые ожидания оказались завышенными. За 10 лет проект истребителя пятого поколения получил несколько болезненных щелчков по носу. Первым в 2018 г. стал выход Индии из сотрудничества с Россией по программе разработки на базе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Формальной причиной послужило отсутствие серийно производимого нового двигателя. Вторым — падение Су-57 в тайгу конце прошлого года. Но обо всем по порядку.

Дело о движке

На сегодняшний день в металле изготовлено 13 Су-57. Десяток — для летных испытаний, три — для статических. На первых пяти серийных образцах были установлены так называемые двигатели первого этапа. Это АЛ-41Ф1 разработки НПО «Сатурн», которые давно освоены промышленностью. Такие стоят, например, на вполне современном истребителе Су-35С поколения 4++. Они обладают поворотным соплом, способным вращаться на 360 градусов, что обеспечивает самолету сверхманевренность. Но не обеспечивает полет на сверхзвуковой скорости без форсажа. А форсаж — это и перерасход топлива, и дополнительный износ турбин… К тому же летать на сверхзвуке без включения этого режима — одно из основных требований к самолету пятого поколения.

В 2017 г. начались испытания Су-57 с двигателем второго этапа. На конец прошлого года с новым движком было выполнено 16 полетов на летающей лаборатории. Чудо техники пока не имеет имени, а в документации называется «изделием 30». Считается, что его испытания и доводка потребуют еще 3 лет.

Дело об упавшем Су

25 декабря 2019 г. в Хабаровском крае разбился истребитель Су-57, принадлежавший Комсомольскому-на-Амуре авиазаводу им. Гагарина, который выпускает эти самолеты. Су-57 упал в тайге в 111 километрах от аэродрома Дзёмги, того самого, откуда истребитель пятого поколения впервые взлетел за 10 лет до того. Пилот остался жив. Вероятной причиной аварии считается отказ двигателя. Что характерно, двигателя первого этапа.  

Упавший истребитель был первым серийным Су-57. До конца 2020 г. он должен был украсить собой Воздушно-космические силы России, но теперь, понятное дело, не украсит. Значит, поступление первого истребителя пятого поколения в войска переносится на год. Всего же контракт, подписанный в рамках форума «Армия-2019», предусматривает поставку в ВКС 76 Су-57  до 2028 г.

Что в активе?

Су-57 стали героями двух Московских авиакосмических салонов.  На последнем МАКСе на самолет даже можно было посмотреть вблизи. Впечатление подпортил инцидент, когда у самолета на разбеге выпустился тормозной парашют. Взлет пришлось прекратить, чем вся история и закончилась.

Су-57 дважды испытывались в Сирии, в прошлом и позапрошлом годах. Поскольку воздушный противник для истребителей пятого поколения там отсутствовал, считается, что отрабатывались пуски ракет «воздух — земля». Предположительно, Х-59МК2 «Овод», доработанных под внутренний оружейный контейнер Су-57. 

Пока Су-57 в строевых частях отсутствует, единственным серийным истребителем пятого поколения в мире остается американский F-35. Сравнивать его характеристики с характеристиками российского «одноклассника» не представляется возможным из-за отсутствия данных по Су-57. Но можно посмотреть, с какой скоростью работают с авиационной техникой у нас и в США. «Американец» начал разрабатываться в 1996 г., первый полет совершил в 2006-м, начал эксплуатироваться строевыми пилотами в 2012 г. В России программа ПАК ФА стартовала в 2001-м, первый полет имел место в 2010-м, в войска самолет попадет на ранее 2021 г. Что тут скажешь? Проблемы с внедрением у нас существуют ещё со времен Советского Союза…




комментарии (0):









Материалы рубрики

Антон Лавров
Известия
Роевой вылет: когда появятся пилотажные группы из дронов
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Серебряная пуля: российская бронетехника получила "снаряды-убийцы"
Эльнар Байназаров
Известия
Небесное дело: ФРГ не поддержала план РФ о запрете оружия в космосе
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Медикаменты пристегнули ремни
Алексей Иванов
Российская газета
"Огромное небо": как советские летчики спасли берлинцев в 1966 году
Антон Лавров
Известия
Роевой вылет: когда появятся пилотажные группы из дронов
Ярослава Костенко
Известия
Коронный перелет: как вернут на родину оставшихся за границей россиян
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Воздушный убой: силы ПВО на маневрах отражали современные угрозы



Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Защитникам предъявили потерпевшего
В.Соловьев, Г. Костринский, Е. Черненко, Г. Дудина
КоммерсантЪ
Россия больше не принимает
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Четыре с плюсом: Су-35 вооружили гиперзвуковой ракетой
Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Авиабилеты на будущее
Михаил Кувырко
Взгляд
Коронавирус дает неожиданную надежду российскому авиапрому
Нина Рузанова
Российская газета
Узники терминала
Герман Костринский, Марианна Беленькая, Владимир Соловьев
КоммерсантЪ
Где наша не вылетала
Наталья Ильина
Известия
Деньги на вылет: появилась новая схема обмана с возвратом авиабилетов
Александр Волобуев
Известия
В списках обозначились: крупные аэропорты признали системообразующими
Евлалия Самедова
Deutsche Welle
Бизнес на карантине: какие отрасли в России могут не пережить коронавирус
Иван Драгомиров
Военно-промышленный курьер
Ту-95, сбитый шестерней редуктора
Евгения Приемская
Известия
Игра на вылет: что происходит с иностранцами, оставшимися в российских аэропортах
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Региональная авиация штурмует правительство
Влада Шипилова
КоммерсантЪ - Уфа
Взлет пошел на снижение
Евгений Гайва
Российская газета
Зашли на просадку
Алексей Иванов
Российская газета
Разрушители легенд: как сербам удалось сбить самолет-"невидимку" F-117
Глеб Каланов
РБК
Лоукостер «Аэрофлота» приостановил все полеты. Акции компании упали на 6%
Андрей Фишер, Анна Старицкая, Денис Малышев
360TV
Boeing хочет возобновить производство 737 MAX к маю. Но путь к небу будет долгим и сложным
Надежда Афанасьева
Прайм
"Закрытое небо" может нанести удар по всей российской экономике
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Ударный беспризорник: российский дрон научат воевать самостоятельно
Игорь Сергеев
URA.ru
Что коронавирус сделал с «Уральскими авиалиниями». Хуже не бывает
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Управделами президента не хватило залов в Шереметьево
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
Лучший носитель "Цирконов" – самолет
Александра Полянская
Известия
Сиди дома, не гуляй: как турбизнес переносит COVID-19
Мария Васильева
Известия
Челночный побег: возвращение россиян из Латинской Америки взяли под контроль
Герман Костринский
КоммерсантЪ
У аэропортов настала черная полоса
Наталья Карнова
Прайм
Хуже теракта и извержения. Коронавирус вверг авиакомпании в кризис
Евгений Гайва
Российская газета
Отдых строгого режима
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Cargo Logic Air складывает крылья
Анастасия Чеповская
Известия
Заканчивается посадка: тысячи россиян оказались заблокированы за рубежом
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
Связать регионы: каким будет российский пассажирский лайнер Ил-114-300
Дмитрий Гринкевич, Татьяна Бочкарёва
Известия
Поддержка рейса: во сколько обойдется бюджету помощь авиации и туризму
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Военно-бюджетная авиация. Аэропорт Махачкалы предлагают обновить за счет Минобороны
Мария Кокорева
РБК
Эксперты предупредили о потере авиакомпаниями 360 млрд руб. из-за вируса
Тимур Алимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в число лучших истребителей поколения 4+
Антон Лавров Богдан Степовой
Известия
Штабный вариант: на базе Ми-38 создадут воздушный командный пункт
Александр Буланов
Известия
Свободный подлет: мегаполисы страны свяжет беспилотное аэротакси
Кирилл Сенин, Александр Волобуев
Известия
На одном крыле: коронавирус добрался до частной авиации

ТАСС
Эксперты: массовая отмена международных рейсов может привести к банкротству авиакомпаний
Ярослава Костенко, Елена Сидоренко
Известия
Летательный исход: COVID-19 может не пережить каждая пятая туркомпания
Наталия Анисимова, Мария Кокорева
РБК
Авиакомпании напомнили Мишустину о компенсации расходов на топливо

Известия
Кошки Шрёдингера: Шереметьево опровергло гибель животных в багаже

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer