Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное



Главная Обзоры СМИ Статьи


10 лет в воздухе. Каких успехов достиг истребитель пятого поколения Су-57?


29 января 2020 года Сергей Осипов, Аргументы и факты


29 января 2010 г. первый полет совершил российский истребитель пятого поколения. Тогда он назывался Т-50 и был построен по программе ПАК ФА (Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации). Позднее самолет был переименован в Су-57.

Взлеты и падение

На начальном этапе летных испытаний на самолет возлагались большие надежды. Уже существовал в металле прекрасный планер с хорошей аэродинамикой, созданный с учетом требований малой заметности в радиолокационном диапазоне. 

На него предстояло установить много интересного: новый радар в носовой части, новое вооружение в отсеках внутри фюзеляжа и, главное, новый двигатель. Получилось не все. Не вина самолета, что некоторые ожидания оказались завышенными. За 10 лет проект истребителя пятого поколения получил несколько болезненных щелчков по носу. Первым в 2018 г. стал выход Индии из сотрудничества с Россией по программе разработки на базе Су-57 первого индийского истребителя пятого поколения. Формальной причиной послужило отсутствие серийно производимого нового двигателя. Вторым — падение Су-57 в тайгу конце прошлого года. Но обо всем по порядку.

Дело о движке

На сегодняшний день в металле изготовлено 13 Су-57. Десяток — для летных испытаний, три — для статических. На первых пяти серийных образцах были установлены так называемые двигатели первого этапа. Это АЛ-41Ф1 разработки НПО «Сатурн», которые давно освоены промышленностью. Такие стоят, например, на вполне современном истребителе Су-35С поколения 4++. Они обладают поворотным соплом, способным вращаться на 360 градусов, что обеспечивает самолету сверхманевренность. Но не обеспечивает полет на сверхзвуковой скорости без форсажа. А форсаж — это и перерасход топлива, и дополнительный износ турбин… К тому же летать на сверхзвуке без включения этого режима — одно из основных требований к самолету пятого поколения.

В 2017 г. начались испытания Су-57 с двигателем второго этапа. На конец прошлого года с новым движком было выполнено 16 полетов на летающей лаборатории. Чудо техники пока не имеет имени, а в документации называется «изделием 30». Считается, что его испытания и доводка потребуют еще 3 лет.

Дело об упавшем Су

25 декабря 2019 г. в Хабаровском крае разбился истребитель Су-57, принадлежавший Комсомольскому-на-Амуре авиазаводу им. Гагарина, который выпускает эти самолеты. Су-57 упал в тайге в 111 километрах от аэродрома Дзёмги, того самого, откуда истребитель пятого поколения впервые взлетел за 10 лет до того. Пилот остался жив. Вероятной причиной аварии считается отказ двигателя. Что характерно, двигателя первого этапа.  

Упавший истребитель был первым серийным Су-57. До конца 2020 г. он должен был украсить собой Воздушно-космические силы России, но теперь, понятное дело, не украсит. Значит, поступление первого истребителя пятого поколения в войска переносится на год. Всего же контракт, подписанный в рамках форума «Армия-2019», предусматривает поставку в ВКС 76 Су-57  до 2028 г.

Что в активе?

Су-57 стали героями двух Московских авиакосмических салонов.  На последнем МАКСе на самолет даже можно было посмотреть вблизи. Впечатление подпортил инцидент, когда у самолета на разбеге выпустился тормозной парашют. Взлет пришлось прекратить, чем вся история и закончилась.

Су-57 дважды испытывались в Сирии, в прошлом и позапрошлом годах. Поскольку воздушный противник для истребителей пятого поколения там отсутствовал, считается, что отрабатывались пуски ракет «воздух — земля». Предположительно, Х-59МК2 «Овод», доработанных под внутренний оружейный контейнер Су-57. 

Пока Су-57 в строевых частях отсутствует, единственным серийным истребителем пятого поколения в мире остается американский F-35. Сравнивать его характеристики с характеристиками российского «одноклассника» не представляется возможным из-за отсутствия данных по Су-57. Но можно посмотреть, с какой скоростью работают с авиационной техникой у нас и в США. «Американец» начал разрабатываться в 1996 г., первый полет совершил в 2006-м, начал эксплуатироваться строевыми пилотами в 2012 г. В России программа ПАК ФА стартовала в 2001-м, первый полет имел место в 2010-м, в войска самолет попадет на ранее 2021 г. Что тут скажешь? Проблемы с внедрением у нас существуют ещё со времен Советского Союза…




комментарии (0):










Материалы рубрики

Светлана Гомзикова
Свободная пресса
Продажа "Мотор Сич": Украина пытается хитрить и с Китаем, и с Америкой
Елена Мотренко
Известия
Ан, нет: почему мы до сих пор летаем на "кукурузниках"
Олег Корякин
Российская газета
Су-35 против F-15EX: российский истребитель сравнили с американским
Роман Азанов
ТАСС
"Помню запах, взлет и цвета…" Астронавт NASA Анна Фишер — почему женщины летают к звездам
Александр Буланов
Известия
Просто в космос: в России создадут ракету для бюджетных запусков
Владимир Добрынин
Известия
Пальцем в небо: почему военный Airbus "теряет высоту"
Мария Кокорева
РБК
Utair рассчитывает подняться на Boeing MAX
Анастасия Николаева
Интерфакс
Для местных авиалиний



Владислав Трифонов
КоммерсантЪ
В связи с открывшейся госизменой
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Без авианосцев, но с пилотами.
Татьяна Байкова, Эльнар Байназаров
Известия
Плати, но не сейчас: Тегеран не компенсировал Киеву сбитый Boeing
Антон Лавров
Известия
Воздушный гамбит: США жертвуют самолетами, чтобы получить преимущество
Герман Костринский
КоммерсантЪ
AirBridge продлевает карантин
Владислав Скобелев, Александра Посыпкина
РБК
Бывшая «дочка» «Ростеха» протестирует почтовые беспилотники на Урале
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
Шереметьево смотрит в частную сторону

Вести.ru
Отлетались: 12 авиакомпаний, которые прекратили работу за последний год
Оксана Сотник
РБК
"Ростех" прокомментировал иск из-за разработанных в Казани самолетов
Наталья Пономарева
Интерфакс
"Дочка" у "дочки"
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Одним Махом: Россия разрабатывает оружие против гиперзвуковых ракет
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Звания — сила: летчикам-испытателям добавят звезд на погонах
Алексей Песков
Военно-промышленный курьер
В тундру со своим аэродромом
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
F-5Е побеждал МиГ-23 в мелочах
Владлена Клюшина
Красная звезда
Породнённый с небом
Роман Азанов
ТАСС
Какую российскую авиатехнику покупают страны Азиатско-Тихоокеанского региона
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Борьба за дрон
Павел Брунтальский
Военно-промышленный курьер
Геройские Илы Керченского пролива
Мария Кокорева
РБК
Власти предложили выплатить компаниям 1,6 млрд рублей за отмену полетов в Китай
Герман Костринский
КоммерсантЪ
"Аэрофлот" повез против рынка. Пассажиропоток крупнейшей компании упал на фоне общего роста
Наталья Скорлыгина, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Россия подтянула контейнеры
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Пятое поколение выбивают: вертолеты Ми-28НМ превратят в истребители
Алексей Рамм, Богдан Степовой
Известия
Помеха сверху: в армии созданы отряды по борьбе с дронами
Юрий Авдеев
Красная звезда
Инновации для авиации
Роман Азанов, Артур Шайхутдинов
ТАСС
Что оружейная выставка Defexpo India 2020 принесла России
Ярослава Костенко
Известия
Приняли внутрь: отдых в России дорожает перед праздниками
Инна Сидоркова
РБК
Прокуратура уличила куратора приемки элементов С-400 в поездке в Париж
Мария Старикова, Герман Костринский
КоммерсантЪ
Пассажиры наши меньшие
Иван Якунин
КоммерсантЪ-FM
Мошенники обосновались между терминалами аэропорта
Александр Волобуев, Ирина Цырулева
Известия
Сборы не утихнут: ФАС хочет снять регулирование тарифов в аэропортах
Юрий Авдеев
Красная звезда
Создаётся новое поколение тренажёров
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
"Кузнецову" многая лета
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Электронная коммерция раздувает Жуковский

ТАСС
Крупнейшая оборонная выставка Индии DefExpo 2020 открывается в штате Уттар-Прадеш
Наталья Башлыкова, Александр Волобуев
Известия
Взлетно-полосатые: котам предлагают покупать места в самолетах
Булат Баширов
КоммерсантЪ-Уфа
Высокая культура убытка. "Аэрофлот" предъявил аэропорту Уфы претензии за инцидент 2017 года
Арсений Гришин
Военно-промышленный курьер
Трофейный Су-24
Герман Костринский
КоммерсантЪ
ТВС-2МС полетят над дорогами Магадана
Н.Портякова, П. Панов, А. Лавров, Е. Сидоренко, Я. Костенко
Известия
Китайский грузовой: россиян эвакуируют из Уханя транспортными самолетами
Е. Черненко, В. Мишина, Г. Костринский, А. Черных
КоммерсантЪ
Коронавирусу заказан воздушный путь
Тимур Латыпов
БИЗНЕС Online
«Завод – умница!»: как взлетел первый Ту-160М
Роман Азанов
ТАСС
Як-130 вне конкуренции. Кто чемпион среди учебно-боевых самолетов мира?

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer