Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Валентин Близнюк – человек и самолёт


29 января 2020 года Юрий Авдеев, Красная звезда


Имеющийся у России научно-технический задел позволяет ей реализовывать инновационные проекты. В настоящее время в интересах дальней авиации ВВС России реализуется ряд программ. Наиболее знаковыми из них считаются возобновление серийного производства Ту-160, а также ремонт и модернизация действующего авиапарка этого самолёта.

По ступеням конструкторского мастерства

Повествование о Ту-160 приходится начать с печальной новости ушедшего года. 30 декабря 2019 года на 92-м году жизни после тяжёлой и продолжительной болезни скончался руководитель работ, главный конструктор авиационного комплекса Ту-160 и его модификаций, лауреат Государственной премии СССР Валентин Близнюк.

Валентин Иванович пришёл в авиастроение через легендарную альма-матер – Московский авиационный институт. В конструкторское бюро Туполева он был принят на работу в 1952 году рядовым инженером-конструктором. Валентин Близнюк участвовал в разработке опытных и серийных самолётов Ту-91, Ту-95, Ту-22, Ту-16.

Отдельной строкой в биографии конструктора стало руководство разработками технических проектов специальных комплексов, включающих Ту-121, Ту-123, Ту-130, Ту-136, Ту-141, Ту-143. По оценкам экспертов, ряд конструктивных наработок и научно-технических решений, но уже с учётом новых технологий, материалов нашли применение и в современных проектах.

К работе над Ту-160 приступили в начале 1970-х годов. Валентин Близнюк принимал участие в ней с первых дней, а в 1975 году был назначен главным конструктором и руководителем работ по проекту. Валентин Иванович осуществлял общее руководство по созданию перспективного стратегического авиационного комплекса, а также непосредственно руководил разработкой аэродинамической схемы самолёта, его силовой установки, включая реализацию многих инновационных идей. В 1981 году авиационный комплекс впервые поднялся в воздух, а в 1987 году поступил на вооружение ВВС СССР.

В дальнейшем Валентин Близнюк руководил работами по модификации, модернизации и дооснащению Ту-160. При его непосредственном участии был проработан и реализован первый вариант модернизации самолёта, получившего в войсках негласное прозвище «Белый лебедь».

В последние годы жизни он трудился в «Туполеве» в должности консультанта в Совете старейшин, передавал свой опыт новым поколениям авиастроителей, участвовал в процессах совершенствования производственной и научно-исследовательской базы предприятия, проводил анализ перспективных разработок.

Заслуги Валентина Близнюка отмечены высокими государственными наградами. По оценке его коллег, это был выдающийся авиационный конструктор, талантливый организатор, отзывчивый и внимательный руководитель и друг. Валентин Иванович сделал огромный вклад в развитие отечественного авиастроения. Он создавал проекты и претворял их в жизнь, вкладывая свою энергию, знания и силы, свою искреннюю любовь к авиации и веру в её перспективы.

Поставки Ту-160М2 в соединения и части дальней авиации должны начаться в 2023 году

Штрихи к портрету «стратега»

Рассказ о легендарном стратегическом авиакомплексе не будет полноценным, если не упомянуть некоторые знаковые факты, связанные с историей его создания.

Начало 1960-х было сложным временем для отечественного военного авиастроения, шло существенное сокращение финансирования программ, связанных с пилотируемой авиацией. На высшем государственном уровне в плане обеспечения обороноспособности страны предпочтение отдавалось ракетостроению, которое порой превращалось в своего рода ракетоманию. Вместе с тем большое внимание уделялось развитию беспилотных комплексов для использования в воздушно-космической среде.

Тем не менее круг задач, решаемых при использовании ракетного вооружения, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов, помимо положительных сторон, имел и существенные ограничения. Они были обусловлены конструкциями изделий и главными отрицательными факторами считались: отсутствие у них возможности маневрирования на стратегическом, оперативном уровнях; невозможность вывода комплексов из-под ракетно-ядерного удара противника. Всё это нивелировалось при использовании авиации стратегического уровня.

Военными была сформулирована задача по созданию авиационного комплекса для дальней авиации. Изначальные тактико-технические характеристики для самолёта-носителя и его вооружения были весьма жёсткими. Об этом наиболее ярко свидетельствует требование выполнения полёта самолёта на скорости трёх Махов. Руководители ведущих конструкторских бюро, участвовавших в конкурсе, выражали свою озабоченность в плане реализации программы по финансовым затратам.

Лидирующую позицию в проводимом конкурсе заняло конструкторское бюро под руководством Павла Сухого. Как ни парадоксально звучит, но именно успехи авиаконструкторов его фирмы послужили довольно неожиданному решению на высшем государственном уровне. В целях практической реализации проекта необходимо было перепрофилировать казанское авиапредприятие, которое занималось выполнением заданий от конструкторского бюро Туполева. Негативные последствия от такого решения трудно просчитать и в наше время. Вполне понятно, что после перепрофилирования предприятия конструкторская школа патриарха советского самолётостроения Андрея Туполева де-факто перестала бы существовать. Это в то время, когда только-только улеглись негативные эмоции, связанные с потерей авиаконструкторских школ Владимира Мясищева и Семёна Лавочкина.

Вероятно, здесь в какой-то мере сработал и тот факт, что опытное конструкторское бюро Туполева вполне успешно реализовало проект первого в мире сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Кстати, Валентин Близнюк принимал активное участие в этой программе и внёс значительный вклад в техническое проектирование. На начальном этапе проекта он был начальником отдела, затем стал заместителем главного конструктора.

Как бы то ни было, руководство страны приняло решение о проработке проекта нового «стратега» в ОКБ Туполева.

Самолёт инновационного прорыва

Практическому проектированию Ту-160 предшествовали серьёзные исследования новых концепций боевого применения стратегических авиационных комплексов.

Своеобразным базовым фундаментом при проектировании нового самолёта стала программа Ту-144, в ходе реализации которой специалисты ОКБ Туполева приобрели неоценимый опыт решения основных проблем сверхзвукового полёта. Был получен практический опыт в проектировании конструкций с большим ресурсом работы в условиях длительного сверхзвукового полёта. Помимо этого, имелись набор конструкционных теплостойких материалов с высокими физико-механическими характеристиками и внедрённая технология их применения на серийном заводе. На Ту-144 реализованы решения практических вопросов по: эффективной теплозащите самолёта, обеспечению термостабильности топлива, разработке всех самолётных систем, работающих в условиях длительного сверхзвукового полёта, обеспечению герметичности кессон-баков, использованию мощных реактивных двигателей с многорежимными воздухозаборниками, принципам динамической теплозащиты и применения систем кондиционирования воздушного цикла. Всё это дополнял опыт, полученный на самолётах типа Ту-22М: разработка систем вооружения и сложных авиационных ракетных комплексов, объединённых через сети вычислительных машин.

При этом Минобороны скорректировало свои изначальные требования с учётом мирового опыта научно-технического развития в области военной авиации и вооружения для неё. Если изначально во главу угла ставились требования межконтинентального радиуса действия самолёта и полёты на сверхзвуке, то впоследствии на главную роль стали выходить дозвуковые и маловысотные режимы полёта. В связи с этим приняли решение о продолжении работ на базе использования новейших технологий в варианте самолёта с изменяемой геометрией стреловидности крыла.

Были проработаны многочисленные варианты с различной компоновкой, при нескольких аэродинамических профилях. После детального анализа и сравнительной оценки за основу был выбран вариант с горизонтальной компоновкой самолёта. В ней сочетались чёткость и простота конструктивно-силовой схемы авиакомплекса, возможность гарантированного обеспечения необходимых объёмов для размещения топлива. Именно такая схема позволяла реализовать оптимальное сочетание характеристик многорежимного стратегического самолёта в широком диапазоне скоростей и высот полёта.

Работами по Ту-160 в СССР занималось около 800 предприятий, организаций различного профиля. 18 декабря 1981 года лётчик-испытатель Борис Веремей выполнил на самолёте первый полёт. В опытную эксплуатацию Ту-160 поступил в дальнюю авиацию весной 1987 года и 1 июня на машине выполнил первый полёт строевой экипаж.

В ходе проведения заводских, государственных испытаний и опытной войсковой эксплуатации проходила своего рода шлифовка авиационного комплекса. Ведь в нём реализовывались не только новейшие научно-технические идеи, технологии по использованию новых материалов, но и различные системы, спроектированные с учётом перспективного развития промышленности.
Всё это позволило создать машину с большим эволюционным потенциалом. Она в полной мере оправдала ожидания своих создателей, а её потенциал, помимо всего прочего, был продемонстрирован в полётах, признанных рекордными. Всего на «стратеге» за время его существования установлено 44 мировых рекорда.

Другим своеобразным свидетельством успешной реализации проекта стали попытки русофобов и прозападной, так называемой демократической, общественности возвести в абсолют недостатки, выявленные на Ту-160 в процессе эксплуатации, но давно успешно устранённые. Они из кожи вон лезут, пытаясь доказать ненужность машины, которой нет равных в мире.

На сегодняшний день по ряду характеристик и технических возможностей «стратег» считается уникальной машиной. Он способен совершать сверхдальние перелёты, и как показал опыт полётов, используя функцию дозаправки, может находиться в воздухе длительное время.

Осенью 2019 года два Ту-160 «Василий Решетников» и «Иван Ярыгин» приземлились на южноафриканском аэродроме Ватерклоф. Самолёты провели в воздухе более 13 часов, преодолев свыше 11 000 километров. Во время полёта экипажи выполнили дозаправку.

Минобороны пояснило, что в состав авиагруппы также входили самолёты военно-транспортной авиации Ил-62 и Ан-124 «Руслан».

– Целью данного мероприятия стали обмен опытом между лётным составом двух стран, организация взаимодействия между министерствами обороны России и ЮАР, а также подготовка и совершенствование боевой выучки лётных экипажей в выполнении полётов на длительные расстояния и в южных широтах, – заявил командующий дальней авиацией ВВС генерал-лейтенант Сергей Кобылаш.

Это не первый зарубежный визит самолётов российской дальней авиации в XXI веке. Ранее аналогичные полётные задания выполнялись в Венесуэле и Республике Никарагуа.

Необходимо отметить, что по меркам военных авиаторов упомянутые полёты не самые длительные для «Белых лебедей». В 2010 году на серийных Ту-160 «Илья Муромец» и «Алексей Плохов» был поставлен мировой рекорд по продолжительности полёта. В воздухе самолёты провели 24,5 часа. За сутки их экипажи совершили две дозаправки в воздухе, пролетев вдоль северного побережья Канады, над Северным Ледовитым и Тихим океанами.

Самолёт обладает и другими особенностями, имеющими большое значение. Так, при выполнении боевой задачи возможно использовать различные полётные профили как на сверхзвуковом, так и экономичном режиме с выполнением полёта на малых и предельно малых высотах с огибанием рельефа местности.

Авиакомплекс позволяет выполнять без дозаправки полётные задания на высотах более 21 000 метров на дальность около 14 000 км. Изменяемая геометрия крыльев позволяет ему развивать скорость на форсажном режиме до 2200 км/ч. Всё это делает «Белого лебедя» крайне сложной мишенью для противника.

На информационном поле порой звучат рассуждения о том, что боевые возможности Ту-160 сильно устарели. Минобороны России не делает официальных заявлений с детальным описанием возможностей авиакомплекса по выполнению какой-либо боевой задачи. Тем не менее, забегая вперёд, надо отметить, что в военном ведомстве считают некорректным сравнение «Белого лебедя», снаряжённого ракетами Х-55, Х-550 или даже Х-101, с создаваемым Ту-160М2. Новая модификация авиакомплекса получит новые высокоточные средства поражения, имеющие более высокие дальности и эффективность, которые оставят не у дел систему ПВО противника.

Осенью 2019 года два Ту-160 «Василий Решетников» и «Иван Ярыгин» приземлились  на южноафриканском аэродроме Ватерклоф

Новый технологический уровень

Несмотря на все достижения авиационного комплекса Ту-160, конструкторами прорабатывались различные варианты его модификации и использования в различных перспективных проектах.
Однако в 1990-х годах авиационный комплекс находился, так скажем, у красной черты. В 1992 году Россия в одностороннем порядке прекратила полёты своей стратегической авиации в удалённые регионы. Борис Ельцин заявил о том, что в России Ту-160 больше не будет выпускаться. Некоторые горячие головы в порыве демократичного коленопреклонения перед западными ценностями заявляли о необходимости, как можно скорее списать на металлолом семейство Ту-160.

Ситуация кардинально изменилась в начале ХХI века. На государственном уровне приняли решение о реализации программы по ремонту, а в дальнейшем и модернизации всего авиапарка «Белых лебедей».

Модернизацию «стратега» в модификацию Ту-160М в Советском Союзе планировалось выполнить до 1996 года, но только в начале нашего века стали проводиться полноценные практические работы. Основные изменения коснулись бортового радиоэлектронного комплекса: устанавливаются новые бортовые центральные вычислительные машины, система спутниковой навигации. Модернизированный вариант может применять обычные свободнопадающие бомбы как высокоточные боеприпасы.

Первым самолётом, прошедшим модернизацию стал Ту-160 с серийным № 02-02. После проделанной работы летом 2006 года он был передан военному ведомству и получил официальное наименование «Валентин Близнюк». Таким своеобразным образом Минобороны отметило заслуги авиаконструктора в создании «Белого лебедя». Передача самолёта, без преувеличения, стала знаковым событием для авиастроителей. Впоследствии он стал использоваться в качестве летающей лаборатории, на которой проходят апробацию новые системы и комплексы.

Следующим знаковым событием в истории «Белого лебедя» стало заявление, которое сделал весной 2015 года министр обороны генерал армии Сергей Шойгу. Он объявил о необходимости глубокой модернизации Ту-160 и восстановлении его производства в новом облике.

Минобороны высказало

авиастроителям свои требования к новой машине. По оценкам военных специалистов, это будет практически новый самолёт, в 2,5 раза превосходящий своего предшественника по эффективности. Это планируется достичь, в частности, за счёт реализации принципа интегрально-модульной авионики, когда каждый электронный блок самолёта при необходимости может брать на себя функции других сходных систем управления.

Помимо этого, Ту-160М2 будет оснащён новейшим бортовым комплексом обороны, современной надёжной системой связи с усиленной помехозащищённостью, уникальным оружием, которое существенно расширит его боевые возможности при применении обычных и ядерных средств поражения. На самолёт запланировали установку модернизированных двигателей НК-32 второй серии, что значительно увеличит дальность и продолжительность полёта.

После первоначальной проработки проекта стало понятно – производственная программа обширная, а вот имеющихся производственных мощностей недостаточно. Часть предприятий кооперации осталась в ближнем зарубежье, а использование импортной продукции для модернизации ключевых систем вооружения крайне нежелательно. Другой «минус» – некоторые предприятия, оставшиеся на территории России, перепрофилированы и не обладают компетенциями по производству комплектующих для продукции военного назначения. Поэтому Минпромторг спланировал поэтапные мероприятия по техперевооружению предприятий, участвующих в проекте, и увеличению их производственных мощностей.

В настоящее время реализация решения о восстановлении производства Ту-160 находится на особом государственном контроле. Регулярно проводятся заседания межведомственной комиссии, которая контролирует ход выполнения запланированных работ. В своё время над этим самолётом работал практически весь Советский Союз, а сегодня это стало серьёзным национальным проектом России.

В целом всё идёт по графику. В центре внимания – технологические процессы, связанные с кардинальным обновлением производственных мощностей и компетенций. Не секрет, что ряд технологий был утрачен в 1990-х годах. Тем не менее сейчас их удалось не только восстановить, но и усовершенствовать.

Наиболее ярким примером служит восстановление производства с использованием электронно-лучевой сварки. Она используется для сваривания титановых элементов балки центроплана Ту-160.

Этот конструктивный элемент весом около шести тонн длиной 12,4 м и шириной 2,1 м считается становым хребтом «Белого лебедя». Вокруг него группируются остальные элементы планера.
Установку по электронно-лучевой сварке не только восстановили, но и усовершенствовали, что существенно упростило технологию изготовления центроплана и сократило время производственного процесса.

Создаются для самолёта и новинки с учётом технических возможностей современного производства. Например, разработан новый композитный материал, который применили в качестве покрытия при остеклении кабины экипажа.

Покрытие представляет собой слои оксидов металлов толщиной 70–90 нм. По заявлениям разработчиков, покрытие ослабляет тепловую составляющую солнечной радиации более чем в три раза, интегральный коэффициент пропускания в видимом диапазоне при этом составляет не менее 65 процентов, а воздействие ультрафиолетовой составляющей снижается более чем в четыре-шесть раз.

Промежуточным итогом реализации проекта стала выкатка из цеха Казанского авиационного завода первого прототипа Ту-160М2. Она состоялась в ноябре 2017 года – это самолёт Ту-160 № 08-04, собранный из советского задела.

По заявлению замминистра обороны Алексея Криворучко, в настоящее время в рамках действующего контракта продолжается изготовление самолётов Ту-160М, с нарастающими поставками, начиная с 2021 года. При этом реализуются и другие проекты в интересах ВКС России, в том числе и дальней авиации.

– Планово проводится модернизация стратегических ракетоносцев Ту-95, Ту-160 и дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Они получают возможность нести как новейшие крылатые ракеты, так и другие перспективные средства поражения, – заявил Алексей Криворучко. – Идёт строительство стратегического ракетоносца Ту-160М2. Первый его полёт запланирован на 2021 год, а поставки в соединения и части дальней авиации должны начаться в 2023 году. До 2027 года будет закуплено десять таких ракетоносцев.

В заключение остаётся отметить, что по оценкам специалистов Минобороны, опыт эксплуатации самолётов Ту-160 после прохождения ремонта и модернизации показывает, что потенциал «Белого лебедя» в полной мере соответствует настоящим и будущим задачам в плане обеспечения обороноспособности России. Убедительным подтверждением служит и выполнение боевых задач при проведении операции по разгрому международного терроризма на территории Сирийской Арабской Республики.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Александр Тимохин
Взгляд
США готовят прорыв в создании боевой авиации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Сбили в стаю: военные объединили на учениях группы беспилотников
Петр Лихоманов
Российская газета
Не дотянули…
Герман Костринский, Екатерина Постникова
Известия
Улетный режим: Греция дала зеленый свет на открытие авиасообщения с РФ
Елена Сидоренко
Известия
Ушли в вакуум: "Роскосмос" мог лишиться 350 млн на закрытом контракте
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Облетные маневры: американские В-52 проверили «Кавказ-2020»
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Тень "Медведя": к патрулированию Балтики подключат Ту-142
Полина Панина
ТАСС
Небесная "Формула". Что такое русские авиационные гонки



Инна Сидоркова
РБК
"Роскосмос" сообщил о 22 уголовных делах по итогам аудита
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Вылетай, подешевело
Ольга Коленцова
Известия
Разбор полета: создан дрон для доступного воздушного каршеринга
Алексей Рамм, Роман Крецул
Известия
В "Авангарде" России: легендарный конструктор отмечен высшей наградой страны
Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Россия импортозаместила украинские моторы
Екатерина Постникова
Известия
Варшавский оговор: РФ закрыла вопрос с польской трагедией в Смоленске
Елена Сухорукова
РБК
Турфирмы не получили всех обещанных им компенсаций за вывозные рейсы
Кирилл Брайнин
Первый канал
Генпрокуратура Польши требует ареста троих российских авиадиспетчеров, которые работали в день крушения самолета с Качиньским
Герман Костринский
ТАСС
Не доходя до кассы: продажу льготных билетов хотят перевести в интернет
Лю Хаодэ, Дин Синьсинь, Чжан Цзысин, Ли Юаньбинь
Жэньминь жибао (перевод ИноСМИ.Ru)
Какова боеспособность многоцелевого российского стелс-беспилотника "Охотник"?
Дмитрий Иванов
ТАСС
В дальние горные районы по полярной ночи при –60. Как Якутия готовит кадры для авиации
Денис Лебедев
Фонтанка.Ру
Много шума из ничего. В Пулково постучали из-за санитарной зоны
Роман Азанов
ТАСС
Здесь создают будущие флагманы вертолетостроения. Какими будут "Ансат" и Ми-38
Герман Костринский
Известия
С командой на взлет: власти признали дефицит вертолетов в стране
Антон Лавров
Известия
Генеральская репетиция: США отработали удары по территории России
Сюзанна Лотфи
Интерфакс
Туроператоры не ждут роста турпотока в Египет после возобновления рейсов в Каир
Виктория Полякова, Мария Кокорева, Тимофей Дзядко
РБК
"Аэрофлот" нарастил перевозки после возобновления полетов за рубеж
Герман Костринский, Ирина Цырулева
Известия
Дело рук улетающих: в аэропортах и самолетах нашли нарушения санитарных норм
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Семен Лавочкин — конструктор лучшего самолета для воздушного боя в Великую Отечественную
Александра Мерцалова, Анатолий Костырев, Мария Котова
КоммерсантЪ
Отмычка для границы. Как россияне путешествуют по миру в период ограничений
Максим Макарычев
Российская газета
Boeing объявил о серьезных проблемах с производством 787 Dreamliner
Саша Александрова
"Восток России"
Авиакомпании «Якутия» грозит крутое пике
Ксения Орлова
ТАСС
"Я кайфую в небе". Женщины летных профессий провели первый в России авиадевичник
Мария Кокорева, Павел Казарновский
РБК
Банк "Россия" стал единственным частным кредитором Utair
Герман Костринский
Известия
Птица дальнего полета: создание единой авиакомпании ДФО под угрозой срыва
Тимофей Дзядко
РБК
Ухабы у хаба. "Уральские авиалинии" раскритиковали идею создать транзитный узел в Екатеринбурге
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Прилив силы: до конца года Су-30СМ2 взлетит с новым двигателем
Наталия Ячменникова
Российская газета
Улетела эпоха
Мария Семенова
РИА Новости
"Вот и вся история". Хранители умирающих аэропортов — кто они
Ольга Коленцова
Известия
Взять под крыло: в России появится беспилотный воздушный каршеринг
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Посадить в поле: ВКС смогут оборудовать аэродромы в любой местности
Алексей Соковнин, Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Прокурору вернули "Россию"
Полина Воронина
Известия
Вне орбиты: уволенные строители Центра им. Хруничева пойдут в суд
Игорь Елков
Российская газета
В парке "Патриот" установили истребитель с нотами на фюзеляже
Питер Сучу
The National Interest (перевод ИноСМИ)
Правда ли, что Россия разрабатывает истребитель-невидимку шестого поколения?
Галина Мисливская
Российская газета
Команда на взлет
Любовь Лежнева
Известия
Тише въедешь: когда ЕС откроет границу для россиян
Герман Костринский, Мария Васильева
Известия
Форточка в Европу: прямые рейсы в Грецию могут возобновить в сентябре
Тимофей Дзядко
РБК
Недолет на 120 миллиардов
Том Роган
Washington Examiner (перевод ИноСМИ)
Россия ставит НАТО и ВВС США в неловкое положение
Айгуль Камаева
Российская газета
Железное правило работодателя
Максим Макарычев
Российская газета
Как авиакомпании разных стран пытаются компенсировать потери от COVID-19

 

 

 

 

Реклама от YouDo
YouDo: https://youdo.com/promo/eventorganisation/holidays/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer