Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как американская ракета "воздух-воздух" долетела до Москвы


29 января 2020 года Арсений Гришин, Военно-промышленный курьер


К концу 50-х годов советские конструкторы знали, что американцы близки к созданию ракеты «воздух-воздух», способной радикально изменить все известные на тот момент тактики воздушного боя. Аналогичные разработки велись и у нас, но неизвестно, когда подобное изделие было бы принято на вооружение и какими бы характеристиками обладало.

Помог случай – Китай в очередной раз поцапался с Тайванем, в воздух с обеих сторон поднялись истребители… Тот кризис назвали войной пушек – китайская артиллерия обстреляла контролируемые Тайванем острова Мацзу и Цзинмэнь, расположенные рядом с материком. А можно было бы сказать: война ракет. В разгоревшихся воздушных боях американские «Сейбры» F-86 из состава тайваньских ВВС проигрывали «китайским» МиГ-15бис и МиГ-17. И тогда США решили помочь союзникам, предоставив им совершенно секретное оружие – ракеты «воздух-воздух» AIM-9B Sidewinder. Штатовские авиатехники на базе «Синьчжу» на Тайване оснастили 20 «Сейбров» специальными направляющими.

Первое в истории применение в бою ракет подобного типа состоялось 24 сентября 1958 года. Четыре «Сейбра» выпустили ракеты с дистанции порядка 2,5 километра, и результат оказался неожиданным для обеих сторон.

“Электронные компоненты ракеты были залиты герметиком. Чтобы их исследовать, пришлось обратиться к мастерам-косторезам”

Тайвань заявил, что минимум шесть самолетов противника сбиты «Сайдуиндерами». Китайские летчики были абсолютно не готовы к такому повороту событий, хотя по их информации ракета поразила лишь один МиГ. Но компенсацию за урон Китай получил изрядную – несколько промазавших ракет упали на землю. Для их поиска солдаты НОАК пропахали 100 квадратных километров площади и собрали все обломки, по которым вполне можно было определить конструкцию. А в болотах нашли и целый экземпляр. Рассказывают, что один «Сайдуиндер», не взорвавшись, просто пробил фюзеляж МиГа, на котором и приехал на китайский аэродром. В хрущевские времена отношения СССР с КНР были уже не столь теплыми, как ранее, тем не менее весь ракетный урожай, включая самое ценное – головки самонаведения, быстро оказался в Москве.

Работы по изучению трофея и дальнейшему использованию американских идей в «народном хозяйстве» возглавил Иван Торопов, в то время главный конструктор Завода опытного вооружения № 134 (ныне ГосМКБ «Вымпел», КТРВ). Задача оказалась архитрудной – почти все электронные компоненты для надежной фиксации были залиты герметиком, и чтобы их исследовать, пришлось, вспоминают ветераны, обратиться за помощью к мастерам-косторезам, которые скрупулезно вычищали блоки, снимая слои в десятые доли миллиметра. Заключение конструкторов было неутешительным для советской военной науки – американцы обогнали нас в разработке этого вида оружия по всем направлениям. Те ГСН, что делали наши конструкторы, в то время могли более или менее эффективно работать лишь в темное время суток. Да и в компоновочном варианте наша передовая на тот момент толстенькая ракета К-5 даже визуально проигрывала весьма изящному «Сайдуиндеру». Новым для нас было все – и плотный, без пустот монтаж, и система стабилизации полета, и твердотопливный двигатель, опровергавший каноны советской науки. Теоретически ТРД такого удлинения просто не мог работать, но он функционировал исправно благодаря особой топливной смеси.

Так что когда было принято решении о создании своего изделия на базе «Сайдуиндера» (ОКР К-13), дело нашлось всем – и химикам, и разработчикам элементной базы, и металлургам, что пошло лишь на благо развитию кооперации в отечественной «оборонке». Несмотря на огромное количество проблем, изделие К-13 довели до серийного производства достаточно быстро, и уже в феврале 1960-го выпуск советских аналогов AIM-9 развернули на двух заводах – в Москве и Киеве. Спустя год получили соответствующую благодарность и китайские товарищи – им были переданы натурные образцы ракеты, вся техническая документация плюс оказана помощь в организации производства. Ракета PL-2, а именно так переводится AIM-9 и К-13 на китайский, сослужила хорошую службу и конструкторам Поднебесной, резко подняв их уровень и позволив в дальнейшем выпустить серийно ряд модернизированных образцов.

В войска ракета К-13 пошла с наименованием Р-3С и впервые была продемонстрирована публично на истребителях МиГ-21 на воздушном параде 9 июля 1961 года.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Антон Лавров
Известия
Роевой вылет: когда появятся пилотажные группы из дронов
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Серебряная пуля: российская бронетехника получила "снаряды-убийцы"
Эльнар Байназаров
Известия
Небесное дело: ФРГ не поддержала план РФ о запрете оружия в космосе
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Медикаменты пристегнули ремни
Алексей Иванов
Российская газета
"Огромное небо": как советские летчики спасли берлинцев в 1966 году
Антон Лавров
Известия
Роевой вылет: когда появятся пилотажные группы из дронов
Ярослава Костенко
Известия
Коронный перелет: как вернут на родину оставшихся за границей россиян
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Воздушный убой: силы ПВО на маневрах отражали современные угрозы



Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Защитникам предъявили потерпевшего
В.Соловьев, Г. Костринский, Е. Черненко, Г. Дудина
КоммерсантЪ
Россия больше не принимает
Антон Лавров, Богдан Степовой
Известия
Четыре с плюсом: Су-35 вооружили гиперзвуковой ракетой
Герман Костринский, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Авиабилеты на будущее
Михаил Кувырко
Взгляд
Коронавирус дает неожиданную надежду российскому авиапрому
Нина Рузанова
Российская газета
Узники терминала
Герман Костринский, Марианна Беленькая, Владимир Соловьев
КоммерсантЪ
Где наша не вылетала
Наталья Ильина
Известия
Деньги на вылет: появилась новая схема обмана с возвратом авиабилетов
Александр Волобуев
Известия
В списках обозначились: крупные аэропорты признали системообразующими
Евлалия Самедова
Deutsche Welle
Бизнес на карантине: какие отрасли в России могут не пережить коронавирус
Иван Драгомиров
Военно-промышленный курьер
Ту-95, сбитый шестерней редуктора
Евгения Приемская
Известия
Игра на вылет: что происходит с иностранцами, оставшимися в российских аэропортах
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Региональная авиация штурмует правительство
Влада Шипилова
КоммерсантЪ - Уфа
Взлет пошел на снижение
Евгений Гайва
Российская газета
Зашли на просадку
Алексей Иванов
Российская газета
Разрушители легенд: как сербам удалось сбить самолет-"невидимку" F-117
Глеб Каланов
РБК
Лоукостер «Аэрофлота» приостановил все полеты. Акции компании упали на 6%
Андрей Фишер, Анна Старицкая, Денис Малышев
360TV
Boeing хочет возобновить производство 737 MAX к маю. Но путь к небу будет долгим и сложным
Надежда Афанасьева
Прайм
"Закрытое небо" может нанести удар по всей российской экономике
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Ударный беспризорник: российский дрон научат воевать самостоятельно
Игорь Сергеев
URA.ru
Что коронавирус сделал с «Уральскими авиалиниями». Хуже не бывает
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Управделами президента не хватило залов в Шереметьево
Максим Климов
Военно-промышленный курьер
Лучший носитель "Цирконов" – самолет
Александра Полянская
Известия
Сиди дома, не гуляй: как турбизнес переносит COVID-19
Мария Васильева
Известия
Челночный побег: возвращение россиян из Латинской Америки взяли под контроль
Герман Костринский
КоммерсантЪ
У аэропортов настала черная полоса
Наталья Карнова
Прайм
Хуже теракта и извержения. Коронавирус вверг авиакомпании в кризис
Евгений Гайва
Российская газета
Отдых строгого режима
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Cargo Logic Air складывает крылья
Анастасия Чеповская
Известия
Заканчивается посадка: тысячи россиян оказались заблокированы за рубежом
Алексей Латышев, Елизавета Комарова
RT
Связать регионы: каким будет российский пассажирский лайнер Ил-114-300
Дмитрий Гринкевич, Татьяна Бочкарёва
Известия
Поддержка рейса: во сколько обойдется бюджету помощь авиации и туризму
Герман Костринский
КоммерсантЪ
Военно-бюджетная авиация. Аэропорт Махачкалы предлагают обновить за счет Минобороны
Мария Кокорева
РБК
Эксперты предупредили о потере авиакомпаниями 360 млрд руб. из-за вируса
Тимур Алимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в число лучших истребителей поколения 4+
Антон Лавров Богдан Степовой
Известия
Штабный вариант: на базе Ми-38 создадут воздушный командный пункт
Александр Буланов
Известия
Свободный подлет: мегаполисы страны свяжет беспилотное аэротакси
Кирилл Сенин, Александр Волобуев
Известия
На одном крыле: коронавирус добрался до частной авиации

ТАСС
Эксперты: массовая отмена международных рейсов может привести к банкротству авиакомпаний
Ярослава Костенко, Елена Сидоренко
Известия
Летательный исход: COVID-19 может не пережить каждая пятая туркомпания
Наталия Анисимова, Мария Кокорева
РБК
Авиакомпании напомнили Мишустину о компенсации расходов на топливо

Известия
Кошки Шрёдингера: Шереметьево опровергло гибель животных в багаже

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer