Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Как американская ракета "воздух-воздух" долетела до Москвы


29 января 2020 года Арсений Гришин, Военно-промышленный курьер


К концу 50-х годов советские конструкторы знали, что американцы близки к созданию ракеты «воздух-воздух», способной радикально изменить все известные на тот момент тактики воздушного боя. Аналогичные разработки велись и у нас, но неизвестно, когда подобное изделие было бы принято на вооружение и какими бы характеристиками обладало.

Помог случай – Китай в очередной раз поцапался с Тайванем, в воздух с обеих сторон поднялись истребители… Тот кризис назвали войной пушек – китайская артиллерия обстреляла контролируемые Тайванем острова Мацзу и Цзинмэнь, расположенные рядом с материком. А можно было бы сказать: война ракет. В разгоревшихся воздушных боях американские «Сейбры» F-86 из состава тайваньских ВВС проигрывали «китайским» МиГ-15бис и МиГ-17. И тогда США решили помочь союзникам, предоставив им совершенно секретное оружие – ракеты «воздух-воздух» AIM-9B Sidewinder. Штатовские авиатехники на базе «Синьчжу» на Тайване оснастили 20 «Сейбров» специальными направляющими.

Первое в истории применение в бою ракет подобного типа состоялось 24 сентября 1958 года. Четыре «Сейбра» выпустили ракеты с дистанции порядка 2,5 километра, и результат оказался неожиданным для обеих сторон.

“Электронные компоненты ракеты были залиты герметиком. Чтобы их исследовать, пришлось обратиться к мастерам-косторезам”

Тайвань заявил, что минимум шесть самолетов противника сбиты «Сайдуиндерами». Китайские летчики были абсолютно не готовы к такому повороту событий, хотя по их информации ракета поразила лишь один МиГ. Но компенсацию за урон Китай получил изрядную – несколько промазавших ракет упали на землю. Для их поиска солдаты НОАК пропахали 100 квадратных километров площади и собрали все обломки, по которым вполне можно было определить конструкцию. А в болотах нашли и целый экземпляр. Рассказывают, что один «Сайдуиндер», не взорвавшись, просто пробил фюзеляж МиГа, на котором и приехал на китайский аэродром. В хрущевские времена отношения СССР с КНР были уже не столь теплыми, как ранее, тем не менее весь ракетный урожай, включая самое ценное – головки самонаведения, быстро оказался в Москве.

Работы по изучению трофея и дальнейшему использованию американских идей в «народном хозяйстве» возглавил Иван Торопов, в то время главный конструктор Завода опытного вооружения № 134 (ныне ГосМКБ «Вымпел», КТРВ). Задача оказалась архитрудной – почти все электронные компоненты для надежной фиксации были залиты герметиком, и чтобы их исследовать, пришлось, вспоминают ветераны, обратиться за помощью к мастерам-косторезам, которые скрупулезно вычищали блоки, снимая слои в десятые доли миллиметра. Заключение конструкторов было неутешительным для советской военной науки – американцы обогнали нас в разработке этого вида оружия по всем направлениям. Те ГСН, что делали наши конструкторы, в то время могли более или менее эффективно работать лишь в темное время суток. Да и в компоновочном варианте наша передовая на тот момент толстенькая ракета К-5 даже визуально проигрывала весьма изящному «Сайдуиндеру». Новым для нас было все – и плотный, без пустот монтаж, и система стабилизации полета, и твердотопливный двигатель, опровергавший каноны советской науки. Теоретически ТРД такого удлинения просто не мог работать, но он функционировал исправно благодаря особой топливной смеси.

Так что когда было принято решении о создании своего изделия на базе «Сайдуиндера» (ОКР К-13), дело нашлось всем – и химикам, и разработчикам элементной базы, и металлургам, что пошло лишь на благо развитию кооперации в отечественной «оборонке». Несмотря на огромное количество проблем, изделие К-13 довели до серийного производства достаточно быстро, и уже в феврале 1960-го выпуск советских аналогов AIM-9 развернули на двух заводах – в Москве и Киеве. Спустя год получили соответствующую благодарность и китайские товарищи – им были переданы натурные образцы ракеты, вся техническая документация плюс оказана помощь в организации производства. Ракета PL-2, а именно так переводится AIM-9 и К-13 на китайский, сослужила хорошую службу и конструкторам Поднебесной, резко подняв их уровень и позволив в дальнейшем выпустить серийно ряд модернизированных образцов.

В войска ракета К-13 пошла с наименованием Р-3С и впервые была продемонстрирована публично на истребителях МиГ-21 на воздушном параде 9 июля 1961 года.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах



София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC6Ehw
Смотрите здесь - http://remont.youdo.com/electrician/lighting/, подробное описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer