Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Чкалов в юбке". Большая жизнь Валентины Гризодубовой


31 января 2020 года Андрей Сидорчик, Аргументы и факты


В 1930-х годах советское общество в вопросе равенства полов было едва ли не самым передовым на планете. Слово «домострой» стало символом проклятого прошлого, а за фразу «не женское дело» мужчина рисковал получить по лицу от разъяренной комсомолки.

Рядом с героями-мужчинами практически всегда появлялись герои-женщины. 

Страна Советов, буквально влюбившаяся в авиацию, с восторгом приветствовала «сталинских соколов», самым известным из которых был Валерий Чкалов.

Первый полет — в два года

«Женщина ничем не хуже мужчины и в небе», — заявили советские комсомолки, спортсменки и красавицы. Появление «Чкалова в юбке» было неизбежно, и оно произошло. На всю страну прогремело имя Валентины Гризодубовой.

Сын чиновника канцелярии, предводителя дворянства Сумского уезда, выпускник Харьковского железнодорожного училища Степан Васильевич Гризодубов был одним из пионеров отечественной авиации.

В свободное от службы время в своей мастерской он без чертежей, а лишь по кадрам киносъемки пытался построить копию самолета братьев Райт. Два первых его аэроплана так и не сумели взлететь, но Степан не отчаивался.

Наконец в 1912 году третий экземпляр самолета поднялся в воздух. Гризодубов был в восторге и во время одного из полетов взял с собой свою дочь Валю, которой было всего два года. Вряд ли он думал в этот момент, что определяет судьбу малышки.

Официально датой рождения Гризодубовой считается 31 января 1910 года, хотя сотрудники музея Гризодубовых в Харькове убеждены, что в действительности она родилась весной 1909 года.

Летная школа вместо консерватории

Как бы то ни было, увлечение отца стало и увлечением дочери. В 1924 году Степан Гризодубов возглавил секцию планёрного спорта и маломощной авиации Осовиахима Украины и Крыма. На слете планеристов в Коктебеле 14-летняя Валя совершила свой первый самостоятельный полет.

Было у Валентины и куда более девичье увлечение — она занималась музыкой. После музыкального училища Гризодубову зачисли в консерваторию. Одновременно она училась в Харьковском технологическом институте.

Гены пересилили — в 1928 году Валентина зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба и заканчивает его за три месяца. Дальше совершенствовать летные навыки возможности нет, и тогда она, оставив институт, поступает в 1-ю Тульскую лётно-спортивную школу Осовиахима.

До 1934 года Гризодубова работала летчиком-инструктором в аэроклубах. Затем ее зачислили летчиком в агитэскадрилью имени Максима Горького. Авиаторы этого подразделения летали по всей стране, развозя агитационные материалы, докладчиков и лекторов. Валентина накопила опыт полетов в самых сложных условиях. Ей приходилось летать в горах Памира, где часто не справлялись даже опытные мужчины.

В 1937 году Гризодубова на легкомоторных самолетах бьет один за одним пять мировых рекордов. Но ее настоящая цель — беспосадочный перелет, сопоставимый с полетом Чкалова.

«Родина» в полете

Летом 1938 года Валентина получает от правительства разрешение на беспосадочный перелёт по маршруту Москва — Дальний Восток. Вторым пилотом становится вечная конкурентка Гризодубовой Полина Осипенко, а штурманом — опытная Марина Раскова.

Самолёт АНТ-37 «Родина» с женским экипажем взлетел с подмосковного аэродрома в Щёлкове 24 сентября 1938 года. Сказать, что полёт складывался трудно, это значит не сказать ничего. Почти сразу «Родина» оказалась в густом слое облаков, и вести самолёт штурману Расковой приходилось исключительно по приборам.

Затем началось обледенение. Чтобы сбить лёд с лопастей пропеллера, лётчицы до предела увеличили обороты винта. Самолёт летел в условиях почти непрекращающейся болтанки.

После того как «Родина» прошла Урал, радиосвязь стала обрывочной, а затем пропала вовсе.

В этих условиях лётчицы миновали и Хабаровск, и Комсомольск-на-Амуре. Когда из облачности всё-таки удалось вырваться, оказалось, что самолёт летит уже над Охотским морем.

Гризодубова развернула «Родину» к берегу, однако шансов на благополучный исход становилось всё меньше — у самолёта заканчивалось горючее. Когда топлива осталось на полчаса, командир приняла решение совершить вынужденную посадку в тайге. Но такой вариант грозил верной смертью штурману, находившейся впереди в стеклянной кабине. Раскова получила приказ прыгать с парашютом.

После того как Раскова выпрыгнула, Гризодубова и Осипенко совершили вынужденную посадку на болото в верховьях таёжной реки Амгуни.

Их нашли спустя несколько дней, и вскоре героинь уже торжественно встречала Москва. 

Война полковника Гризодубовой

В ходе перелёта «Родины», длившегося 26 часов 29 минут, был установлен женский мировой авиационный рекорд дальности полёта 6450 км (по прямой — 5910 км).

2 ноября 1938 года за выполнение беспосадочного перелёта и проявленные при этом мужество и героизм Валентине Гризодубовой, Полине Осипенко и Марине Расковой были присвоены звания Героев Советского Союза.

В 1939 году Гризодубову назначили начальником Управления международных воздушных линий СССР.

Она стала символом женского успеха, ее приглашали на митинги, демонстрации, съезды.

В 1941 году, когда началась война, Гризодубова буквально рвалась на фронт. Ее отговаривали, не желая подвергать риску национальную героиню. Но в начале 1942 года пошли навстречу и приказали сформировать полк транспортной авиации.

Командиром 101-го авиаполка Авиации дальнего действия стала сама Валентина. За время войны она лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолёте Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.

В 1944 году у Гризодубовой случился конфликт с командующим Авиацией дальнего действия Александром Головановым. Что на самом деле не поделили два достойных человека и кто был прав, сказать сложно. Но Голованов добился снятия полковника Гризодубовой с должности командира полка.

Герой Труда

В 1946 году Гризодубова ушла в запас. Она вернулась в гражданскую авиацию, став заместителем начальника НИИ-17 по летной части. Её подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Гризодубова лично принимала участие в испытательных полетах.

В 1963 году по ее личной инициативе был создан Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ). На протяжении почти 10 лет Гризодубова была его руководителем.

В 1972 году Валентина Степановна вернулась в бывший НИИ-17, переименованный в Институт приборостроения. Еще два десятилетия, вплоть до самой смерти, она работала там заместителем начальника института по летной части.

Гризодубова оставалась легендой, но она все реже появлялась на публичных мероприятиях. Ее подруг-летчиц уже не было в живых, да и сама эпоха, прославившая «Чкалова в юбке», осталась далеко позади.

В 1986 году за вклад в создание бортовых радиоэлектронных комплексов и систем Валентине Гризодубовой было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Последние годы ее жизни были окрашены в минорные цвета: она пережила единственного сына и страну, служению которой посвятила жизнь. Умерла Гризодубова весной 1993 года, в разгар противостояния между президентом Ельциным и Верховным Советом. Похороны выдающейся женщины на фоне политических потрясений прошли почти незаметно.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC1Y3K
Услуги мужа на час: http://remont.youdo.com/minor-repair/drilling/metall/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer