Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Бить интеллектом и дронами


13 октября 2020 года Юрий Кнутов, Военно-промышленный курьер


18 сентября 2020 года в twitter U.S. Air Force Materiel Command появилась небольшая заметка, где вместе с текстом находилась фотография демонстрационной платформы самолета шестого поколения, разрабатываемой по программе Next-Generation Air Dominance (NGAD, господство в воздухе следующего поколения). Что же это за самолет и каковы его возможные тактико-технические характеристики?

На представленной в twitter ВВС США фотографии можно увидеть, что планер самолета имеет треугольную форму и изготовлен по аэродинамической схеме «летающее крыло». Сразу же бросается в глаза отсутствие вертикального оперения. Аэродинамическая схема «бесхвостка» позволит снизить радиолокационную заметность самолета. Для уменьшения тепловой заметности сопла двигателей у NGAD сделаны аналогично соплам у F-22 Raptor. Эксперты полагают, что представленный на фото прототип разработан только для применения в ВВС США – для завоевания господства в воздухе. Вполне вероятно, что именно этот демонстрационный образец президент США Дональд Трамп недавно назвал оружием, которое не имеет ни одна страна в мире.

Новая концепция

Помощник командующего ВВС по закупкам, технологиям и логистике доктор Уилл Ропер в интервью Defense News рассказал, что в США создан полномасштабный демонстрационный летный образец воздушной платформы самолета шестого поколения под названием F/A-XX. В будущем, по его словам, пилотируемая версия будет управлять группой дронов, которые также разрабатываются на основе платформы NGAD.

Уилл Ропер отметил, что быстрая разработка прототипа нового самолета объясняется использованием современных технологий. Рекордное сокращение сроков создания новой платформы с десяти лет до одного года стало возможным благодаря широкому применению в проектировании цифровой инженерии и 3D-моделирования. Это говорит о том, что США возвращаются к аналогу программы Century Series. Еще в 50-х годах ВВС заказали компаниям-разработчикам целую линейку сверхзвуковых самолетов под конкретные боевые задачи. Так появилась серия от F-100 до F-106. В то время США не пошли по пути создания многофункционального самолета, а разработали и приняли на вооружение несколько узкоспециализированных версий базовой модели. Так, F-100, F-101A, F-105 являлись истребителями-бомбардировщиками, самолеты F-101, F-102 и F-106 могли нести ядерные ракеты класса «воздух-воздух». Также были истребители, истребители-перехватчики, самолеты-разведчики.

“Искусственному интеллекту дают возможность приобрести определенный «жизненный опыт», который позволяет программе самой определять «полезные» и «вредные» для нее решения”

Новая концепция разработки платформы NGAD с помощью цифровой инженерии получила название Digital Century Series («Серия цифрового века»). По условиям контракта разработчик перспективного самолета должен будет передать ВВС США все цифровые чертежи, а командование уже само решит, каким компаниям поручить производство, модернизацию и его техническое обслуживание.

По мнению Ропера, наличие единой платформы, гибкое программное обеспечение и открытая архитектура как у пилотируемых, так и беспилотных самолетов, а также возможность быстрого переоборудования их под конкретные боевые задачи позволят американским ВВС быть на шаг впереди по сравнению с другими странами. Это касается новых средств связи и сетей, бортовой энергетической установки, новых типов вооружения и датчиков, таких как оружие направленной энергии и пассивные системы обнаружения. Бывший начальник штаба ВВС генерал Дэвид Голдфейн полагает, что новая силовая установка будет универсальной для всех модификаций самолета.

По словам еще одного американского высокопоставленного военного генерал-майора ВВС Дэвида Крумма, все самолеты, которые планируется создать по программе Next-Generation Air Dominance, – это «семейство систем, соединенных сетью, которые работают вместе». По его мнению, платформа NGAD позволит обмениваться информацией и будет способствовать решению боевых задач во всех пяти средах. Что это даст?

20 декабря 2019 года в США были сформированы Космические силы. Их появление привело к разработке Пентагоном новой доктрины ведения войны на земле, в воздухе, на море, в космосе и в киберпространстве, которая получила название JADO – Joint All Domain Operations («Совместные универсальные операции») и является развитием доктрины MDA – Multi Domain Operations («Совместные операции»). По словам генерал-лейтенанта Эрика Уэсли из Army Futures Command (Командование будущего армии США, создано в 2019 году), она представляет собой совместную концепцию ведения боевых действий силами смешанной группировки войск, что позволяет одновременно задействовать всю огневую мощь. MDA рассматривала ведение военных действий не в пяти, как JADO, а в четырех средах: на земле, в воздухе, на море и в киберпространстве.

Для американской армии переход к новой доктрине JADO (при сохранении основных положений MDA), вероятнее всего, будет означать переход от бригадной структуры, которая хорошо работала в условиях противоповстанческой борьбы, к более гибкой, выше уровня бригады, а именно дивизии, корпусу, полевой армии и армии театра военных действий. Всерьез рассматривается создание оперативных групп смешанного состава, по сути во многом напоминающих соединения и объединения еще советского образца.

1 октября в США начался новый 2021 финансовый год и ВВС запросили миллиард долларов на программу NGAD, что позволит ускорить работы по разработке платформы для самолета шестого поколения. Бюджет на пятилетний период с 2020 по 2024 год предусмотрен в размере 6,1 миллиарда долларов. В случае поддержки конгрессом США программы NGAD в будущем ВВС США рассчитывают приобретать в год от 50 до 80 самолетов нового поколения. Но не все так просто, как может показаться.

Плюс нейронные сети

Несмотря на минимум информации о самолете F/A-XX (NGAD), уже появились критические высказывания в его адрес. Многие военные эксперты полагают, что он не относится к самолетам шестого поколения. Причем эти опасения разделяет и целый ряд американских конгрессменов. Это связано с проблемами эксплуатации самолетов пятого поколения. В свое время ВВС США закупили 186 истребителей F-22 Raptor, из которых, по данным журнала Forbes, только 33 самолета могут по первой команде подняться в воздух и вступить в бой, а остальным «невидимкам» требуются ремонт, обслуживание или перепрограммирование. По информации издания, сейчас 28 машин являются учебно-боевыми и без замены программного обеспечения неспособны вести боевые действия. Один F-22 Raptor разбился.

К тому же испытания прототипа полноразмерного демонстратора показали недостаточную управляемость американского летательного аппарата и сбой при выполнении маневров набора высоты. Не выполнялись и некоторые команды с удаленного пульта оператора.

Ревниво анализируют эти промахи китайские конкуренты. В феврале 2019-го главный конструктор Проектно-исследовательского института авиационной техники в Чэнду Ван Хайфэн, участвовавший в разработке китайских истребителей J-10 и J-20, в интервью Global Times рассказал, что машина поколения VI, над коей Aircraft Industry уже начала работу, будет иметь улучшенные показатели малозаметности, пониженный расход топлива на всех режимах полета, повышенную дальность, сверхманевренность и, возможно, способность развивать гиперзвуковую скорость. По его словам, самолеты будут вооружаться гиперзвуковым и лазерным вооружением, получат саморегулирующиеся двигатели, управляемые искусственным интеллектом (ИИ или Искин). Системы обнаружения позволят находить противника во всех сферических направлениях на большой дальности. Их работой будет также управлять ИИ. В беспилотном варианте группа самолетов может действовать под управлением пилотируемого истребителя. Рассматривается возможность выхода беспилотника в космос и его последующее возвращение в земную атмосферу в заданной точке пространства. Для этого потребуется создать принципиально новые двигатели и материалы.

Исходя из требований к самолету шестого поколения, изложенных Ван Хайфэном, скажем: вряд ли F/A-XX (NGAD) отвечает большинству из них. Но несмотря на скепсис многих экспертов по поводу разработки в США платформы нового самолета, Пентагон обнародовал информацию об успехах в области создания ИИ для использования в качестве второго пилота и для управления дронами.

Работающие на Пентагон программисты из компаний Heron Systems и Lockheed Martin также обнародовали некоторую информацию, касающуюся их новейших разработок. В частности, сообщили, что использовали принцип обучения нейросети с подкреплением. Что это означает? Нейросеть представляет собой математическую модель, а также ее программное или аппаратное воплощение, построенную по принципу организации и функционирования биологических нейронных сетей. По сути это цифровой аналог сети нервных клеток живого организма. Особенность программирования состоит в том, что разработчики боевых алгоритмов не используют никакие запреты для действий искусственного интеллекта. Наоборот, ему дают возможность приобрести определенный «жизненный опыт», который позволяет программе самой определять «полезные» и «вредные» для нее решения. Для этого алгоритмы многократно подвергаются различным видам виртуального воздействия – симуляциям. Это происходит до тех пор, пока программа не научится понимать, что можно делать, а что нельзя. Важнейшую роль в этой работе сыграл выбранный тип нейронной сети, а также количество симуляций. Представитель компании Heron Systems заявил, что разработанный ими боевой алгоритм прошел не менее четырех миллиардов симуляций и получил «жизненный опыт», приобретаемый человеком примерно за 12 лет.

Для получения аналогичного результата инженеры компании Lockheed Martin использовали обучающие программы одновременно на 25 серверах DGx1. Но уже после завершения обучения готовая программа могла работать всего лишь на одном облачном сервере с графическим процессором NVIDIA® Tesla®, который используется для решения задач, требующих повышенных вычислительных мощностей.

Казалось бы, что четыре миллиарда симуляций – колоссальная цифра, достичь которую очень сложно и главное – очень дорого. Но по информации израильских источников, на помощь создателям искусственного интеллекта пришли разработчики компьютерных игр. Вот и решили западные IT-компании использовать эту площадку для обучения созданного ими искусственного интеллекта умению вести виртуальный бой. Все, что нужно, – это подключить сервер с боевой программой к игровым серверам, и процесс пошел! Но самое главное, что для такого обучения не требуется больших денег. За все платят игроки.

Согласно планам Пентагона в течение пяти лет системы с искусственным интеллектом будут установлены почти на все беспилотники, которые в составе роя будут действовать совместно с малозаметными истребителями. Подтверждением тому служит предложение США, сделанное недавно Польше. Пентагон заявил, что готов продать Варшаве, кроме истребителей F-35, дроны, способные значительно расширить боевые возможности американских «невидимок». В так называемой мозаичной войне пилот F-35 будет командовать роем недорогих беспилотников, выполняющих одну или две функции. Количество, назначение, оснащение и вооружение дронов может легко меняться в зависимости от боевой задачи. Причем сделать это будет также просто, как сложить мозаику. Например, один из дронов сможет ставить помехи системам ПВО, второй заниматься поиском целей и определением их координат, третий наносить ракетные или бомбовые удары, а четвертый в случае необходимости подставит себя под ракету противника, защищая пилотируемый самолет. Массированное применение БЛА должно вызвать перенапряжение сил и средств ПВО и во многом облегчит задачу ее прорыва и подавления.

Работают над самолетом шестого поколения и в РФ. 23 сентября 2019 года генеральный директор Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (НИИАС) Сергей Хохлов сообщил, что наша версия самолета шестого поколения будет беспилотной, но возможность применения самолета в пилотируемом варианте также предусматривается. Самолет шестого поколения станет дальнейшим развитием Су-57 и будет «еще быстрее, еще маневреннее, еще незаметнее». На Западе военные эксперты русским прототипом самолета шестого поколения считают БЛА «Охотник».




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer