Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В бой летят старики: может ли "кукурузник" стать дроном-камикадзе


14 октября 2020 года Антон Лавров, Роман Крецул, Известия


Азербайджанские военные могут дорабатывать имеющиеся в их распоряжении самолеты Ан-2, чтобы превращать их в беспилотное высокоточное оружие. Как утверждают источники «Известий», знакомые с ситуацией в регионе, для этого бипланы загружают дополнительным горючим и взрывчаткой и отправляют на таран позиций противника. По данным собеседников редакции, старые самолеты оснащают приводами управления и простейшим автопилотом, использующим спутниковую навигацию, в результате чего такой аппарат может лететь по запрограммированному маршруту и атаковать стационарные цели. В Баку эту информацию опровергают, хотя и не отрицают факт использования беспилотников других типов. Разрушительная мощь дронов, созданных на основе Ан-2, может быть сопоставима с крылатыми ракетами, но размер и тихоходность делают «кукурузник» легкой мишенью для любых средств ПВО, считают эксперты.

В зоне конфликта

С начала нынешнего обострения над зоной конфликта было сбито не менее пяти единиц модернизированных «кукурузников», пытавшихся прорваться через линию фронта, уточнили источники «Известий». По их данным, два таких самолета было уничтожено в понедельник, 12 октября. Минобороны Армении предоставило видеозаписи падения двух пылающих Ан-2, рухнувших на землю рядом и почти одновременно. Как и в предыдущих случаях поражения таких самолетов в зоне конфликта, экипаж не покинул их с парашютами. В первую неделю боев на видео попало уничтожение над линией фронта еще трех самолетов этого типа. Обследовавшие обломки бипланов журналисты не обнаружили в них тел летчиков.

«Известия» направили запрос в министерство обороны Армении об общем количестве сбитых азербайджанских Ан-2 и о том, смогли ли они нанести какой-либо ущерб. Ко времени публикации ответа не поступило.

Единый информационный центр Нагорного Карабаха сообщает о 18 сбитых самолетах противника, не уточняя их типов. Ранее в НКР заявляли об уничтожении азербайджанских штурмовиков Су-25 и истребителей МиГ-29, но все зафиксированные на фото и видео обломки принадлежат беспилотникам и Ан-2.

Азербайджан не признает потерю «Антоновых», как и других типов самолетов. Официальный Баку с самого начала конфликта, 27 сентября, ни разу не сообщал официальную информацию о количестве погибших военных или потерянной техники.

Глава пресс-службы министерства обороны Азербайджана Вагиф Даргяхлы в понедельник обвинил армянскую сторону в фальсификации видео падений Ан-2 «с использованием графики и анимации» и заявил, что все беспилотники его страны «в целости и сохранности и находятся в боевом строю».

В то же время Азербайджан не скрывает массового применения в боевых действиях дронов-камикадзе Harop и барражирующих боеприпасов Orbiter израильского производства, а также турецких ударных беспилотников Bayraktar. Военное ведомство страны часто публикует кадры поражения ими войск и боевой техники противника.

На спутниковых снимках аэродрома азербайджанского города Евлах видны более 60 Ан-2 в одинаковой белой раскраске, похожей на цвет сбитых бипланов. Оттуда лишь около 50 км до района боев. Но этот аэродром не входит в число баз азербайджанских ВВС.

«Известия» направили в министерство обороны Азербайджана запрос о том, находятся ли у них на вооружении Ан-2 и применяются ли они в беспилотном варианте. На момент публикации ответ не получен.

18 тыс. «кукурузников»

— Сегодня Ан-2 в летном состоянии стоит, как один израильский дрон-камикадзе, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Азербайджан унаследовал от СССР десятки таких самолетов, в основном в гражданских вариантах. Но ресурс большинства давно исчерпан. Эксплуатировать такие машины нельзя. Так что идея утилизировать их таким способом вполне понятна. Даже если они не прорвут систему ПВО, то заставят ее отреагировать, потратить боеприпасы, обнаружить себя. Потом удар по ней нанесут более современные беспилотники. А в случае успешного попадания в цель эффект будет сопоставим с серьезной баллистической или крылатой ракетой.

В радиоуправляемые мишени в СССР массово переделывали снимаемые с вооружения истребители МиГ-15 и МиГ-21. Поэтому ничего невозможного в трансформации Ан-2 нет. Современная электроника дополнительно облегчает задачу. В Сирии боевики многократно пытались прорвать оборону российской авиабазы Хмеймим самодельными дронами-бомбардировщиками с простейшей системой навигации и управления, напомнил эксперт.

Свою попытку превратить Ан-2 в беспилотный транспортный самолет ранее предприняла китайская компания China Aerospace Science and Technology Corporation. Она модернизировала в БПЛА его лицензионную версию, выпускавшуюся в Китае под обозначением Y5. Биплан поднялся в воздух в 2018 году, а в августе текущего года выполнил свой первый коммерческий рейс во Внутренней Монголии (автономный район Китая).

Легкий транспортный биплан Ан-2, прозванный «кукурузником», авиационная промышленность выпускала с 1947 года. Он попал в Книгу рекордов Гиннесса как единственный самолет, который выпускали более 60 лет подряд. В СССР, Польше и Китае произведено более 18 тыс. его вариантов. Более тысячи из них всё еще эксплуатируются по всему миру, в основном в России.

Самолет поднимает в воздух 1,5 т груза. Его потолок высоты составляет 4,5 тыс. м, а максимальная скорость не превышает 258 км/час. «Антоновы» активно использовали по всему СССР и в странах соцлагеря для местных пассажирских и грузовых перевозок в труднодоступных районах, для сельхозработ и доставки почты, их экспортировали в 26 стран мира.

В транспортно-пассажирском варианте он может перевозить до 12 человек на расстояние в 1 тыс. км. Самолет отличается чрезвычайно высокими взлетно-посадочными характеристиками. Ему достаточно коротких грунтовых полос длиной всего 500 м.

В военном деле Ан-2 применяли для разведки, связи и доставки грузов на неподготовленные площадки. Имелись и вооруженные версии, на которые можно было подвешивать бомбы весом до 250 кг или блоки для неуправляемых реактивных снарядов. Самолет успел поучаствовать в десятках вооруженных конфликтов по всему миру. В России его до сих пор используют для первоначального обучения десантников прыжкам с парашютом.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники



Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21
Михаил Грачев
MASHNEWS
Полетят, но позже. Почему российская авиация хронически отстает от обещаний
Наталия Ячменникова
Российская газета
Водоросли или "родственник" капусты: на каком топливе будут летать самолеты в будущем?
Андрей Коршунов
Известия
Союз композитов: тесты мини-образцов материалов ускорят создание самолетов
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Летают в облаках: Минтранс хочет увеличить нормы налета для авиаэкипажей
Альберт Калашян
Известия
Расчет на орбиту: Россия поможет Тунису в освоении космоса
Герман Костринский
РБК
Росавиация опровергла информацию о запрете эксплуатации вертолетов Ми-8Т
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия поднялась на новую технологическую ступень в авиации
Арсений Замостьянов
Известия
Шаг во Вселенную: как человек вышел в открытый космос
Мария Медведева, Анастасия Сирина, Дарья Широкова
РБК
60 лет назад человек впервые вышел в открытый космос. Как это было
Елизавета Гриценко
Известия
Небо в джеточку: самолет с двигателем ПД-8 совершил первый полет
Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Страж полета: для аэропортов России разработана система защиты от БПЛА

Деловой Петербург
Доставки на высоте: как и почему меняется сегмент воздушных перевозок
Евгений Берсенёв
Октагон
Даст ли Россия «Боингу» добро на посадку
Иван Ткачёв, Петр Канаев, Ирина Парфентьева, Герман Костринский
РБК
Торговая палата США в России предложила снять санкции с авиации
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Анастасия Костина
Известия
Восточное крыло: прямые рейсы из Москвы в Мьянму запустят в 2025-м
Антон Белый
Известия
Вымести из орбит: в РФ создают первый многоразовый космический мусоросборщик
Герман Костринский, при участии Анна Балашова
РБК
Власти ускорят выдачу разрешений на полеты дронов до одних суток
Дилимбетов Олег
MASHNEWS
Чиновники знали, что эксперименты с беспилотниками в пяти регионах заведомо провальные
Елизавета Борисенко
Известия
Рейсы-рельсы: санкции мешают полетам между Москвой и Улан-Батором
Татьяна Серебрякова
TourDom.ru
Эксперты назвали условия возобновления прямых рейсов между Россией и США
Гаврилов Владимир
Известия
Вокзал для своих: охране в аэропортах выдадут пистолеты, каски и ружья
Марина Туркушева (Сахалинская область)
Российская газета
Авиабилеты для туристов на Сахалине будут в два раза дороже, чем для местных
Наталья Башлыкова
Известия
Штурвал проблем: штрафы за несанкционированные полеты вырастут до 1 млн
Михаил Задорожный
Вгудок
Железка теряет кейс и прайс. Деловой пассажир бежит со стальных магистралей на самолёт

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer