Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Насколько для С-400 страшен рой дронов?


15 октября 2020 года Алексей Леонков, ТАСС


Военный эксперт Алексей Леонков — о том, что на Западе якобы подобрали ключ к современным российским зенитным ракетным системам

Не так давно некоторые американские издания рассказали, что найдена эффективная форма защиты авиации НАТО от российских систем ПВО — запуск многочисленных дронов. А еще в декабре 2019 года RAND Corporation выпустила отчет с названием Overextending and Unbalancing Russia ("Перенапряжение и разбалансировка России"), в котором провела краткие сведения о мероприятиях, предназначенных для сдерживания нашей страны. В частности, в разделе "Наземные и мультимодемные операции" был пункт, посвященный "рою дронов". В нем дроны оценивались экспертами RAND как высокоэффективное средство преодоления зоны A2/AD (зоны воспрещения доступа и маневра), которую создает эшелонированная система ПВО. Главными элементами последней, мнению американских специалистов, были российские зенитные системы — ЗРС С-400 и ЗРС С-300.

Дроны как решение

Согласно доктринальным документам ВВС США, операции по подавлению противовоздушной обороны противника (suppression of enemy air defenses, SEAD) — "это любые военные операции, нейтрализующие, уничтожающие или временно подавляющие наземные средства ПВО противника средствами воздушного поражения". Однако многочисленные исследования, проведенные специалистами Пентагона в области построения эшелонированной системы ПВО России, а также полеты разведывательной авиации США и стран НАТО так и не дали однозначного ответа на вопрос: "Какую цену заплатит ВВС США при решении этой задачи?" Моделирование операций SEAD, проведенное Исследовательской лабораторией ВВС США, показало удручающие результаты: до 80% потерь сил атакующей авиации и средств воздушного нападения в первый день операции.

Поэтому командование ВВС США настояло на том, что боевая задача по преодолению развитой ПВО должна решаться иначе. "Совместное подавление" (joint suppression of enemy air defenses, J-SEAD) — это более масштабная операция, которая, помимо сил ВВС, дополняется компонентами совместных сил из других видов и родов войск — в рамках новой концепции мультидоменной войны (multi-domain battle, MDB). К слову сказать концепция MDB, касающаяся более активного взаимодйствия различных родов войск, распространяется не только на армию США, но и на ее союзников по блоку НАТО. Именно ради отработки этой концепции были запланированы масштабные учения альянса в Европе в этом году — Defender Europe 2020.

Понимая, что отправка в "первую волну" сил тактической и бомбардировочной авиации это заведомо проигрышный сценарий, командование НАТО взяло на вооружение концепцию "роя дронов" (swarm drones), которая, по мнению ее авторов, позволит перегрузить ложной избыточной информацией РЛС ПВО, головки самонаведения зенитных ракет и ракет класса "воздух-воздух".

В октябре 2020 года американские издания The Drive и The National Interest рассказали об эффективной защите авиации НАТО от российских систем ПВО — изделиях BriteCloud, которые якобы могут "блокировать" работу российских ЗРС C-400 "Триумф"

BriteCloud — это семейство помеховых СВЧ-передатчиков сантиметрового и миллиметрового диапазонов, представляющих собой свободнопадающие оперенные модули (радиолокационные ловушки) входящие в состав бортовых комплексов обороны тактической авиации. Поставленные СВЧ-помехи должны гарантированно уводить зенитно-управляемые ракеты и ракеты класса "воздух-воздух" от самолетов во время выполнения ими боевых задач в зоне сильного противодействия ПВО и ВВС противника.

В США в рамках проекта Golden Horde ("Золотая Орда") компания Raytheon по заданию Исследовательской лаборатории ВВС США разработала и испытала новый вид боеприпасов — малоразмерную ракету-приманку ADM-160 (MALD).

Ракета-приманка ADM-160 (MALD/-J/-N) — масса 136 кг, дальность полета 925 км, снаряжается комплектом пассивных сенсоров радиотехнической разведки (РТР) и системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Сенсоры РТР получают информацию о типах облучающих РЛС, а система РЭБ имитирует полет либо крылатой ракеты AGM-158, либо самолетов тактической авиации поколения 4+ и 4++. Помимо этого, ADM-160 могут осуществлять прикрытие крылатых ракет (AGM-158). Стратегический бомбардировщик B-52H может запустить 140 мишеней ADM-160 MALD, а бомбардировщик В-2 — около 70.

Издание Avia.pro 13 октября опубликовало статью о "приманках" BriteCloud, в которой говорилось, что "НАТО смогла обойти защиту российских С-400 и подавить российские ПВО". Это умозаключение авторы увязали с полетами самолетов-разведчиков ВВС Великобритании неподалеку от российского Крыма.

Ранее Lenta.ru со ссылкой на The Drive сообщала о том, что "разрабатываемая европейскими компаниями <…> крылатая ракета класса "воздух-поверхность" Select Precision Effects At Range Electronic Warfare (SPEAR-EW) будет способна обманывать средства противоракетной и противовоздушной обороны (ПРО и ПВО) противника". В материале говорилось, что особенно эффективна эта ракета будет против ЗРПК "Панцирь-С1". В статье приводилась цитата из американского издания: "Соединяя SPEAR-3 (ракета "воздух-РЛС" — прим. ТАСС) с SPEAR-EW (постановщик помех — прим. ТАСС) в полностью сетевом режиме, мини-крылатые ракеты могут работать как рой, разбивая критические части сети ПВО противника".

Чем может ответить Россия

По ходу нам остается только задаваться вопросом: "Неужели ключи к нашей системе ПВО найдены?" Безусловно, нет — во всех этих печатных словах отсутствует реальная фактология. Во-первых, вскрыть работу российских ЗРС С-400 и С-300 самолетам-разведчикам и разведывательным беспилотникам НАТО, которые, по сообщениям СМИ, сопровождали в сентябре полеты стратегических бомбардировщиков В-52 вдоль российских границ, так и не удалось. По имеющейся информации, российские РЛС не включались, поэтому было невозможно засечь их работу. В этой связи утверждение о том, что роевые боеприпасы "смогут определить частоты РЛС ЗРС и поставить им помехи", — совершенно голословно.

Во-вторых, постановщикам помех надо еще добраться до РЛС наших ЗРС, т.е. приблизиться на такое расстояние, когда эти помехи будут эффективны. Оптимистично настроенные зарубежные специалисты явно не учитывают российские комплексы РЭБ, которые могут выставить на пути их "рою" более мощные помехи, которые сведут эти потуги к нулевой эффективности.

В-третьих, РЛС наших комплексов и систем ПВО разработаны для работы в условиях сильнейшего противодействия комплексов РЭБ противника воздушного и наземного базирования. Они легко могут среди помех отличить ложные цели от целей настоящих. Такими же свойствами обладают и зенитные управляемые ракеты, которые вместо приманок будут поражать реальные цели.

В-четвертых, в случае проведения наступательной операции J-SEAD, когда в воздух поднимется множество носителей целей-приманок, наша эшелонированная система ПВО вовремя получит информацию о том, сколько реальных средств воздушного нападения (СВН) выдвигаются к нашей зоне A2/AD. Это оповещение возможно благодаря созданной эшелонированной системе дальнего радиолокационного обнаружения, которая на дальних подступах (до 6000 км) может знать не только о количестве атакующих СВН, но и определяет типы самолетов тактической и бомбардировочной авиации НАТО.

В-пятых, первыми атакующие СВН противника на дальних рубежах будут встречать наши ВКС, которые навстречу им выпустят уже наш "рой" управляемых ракет класса "воздух-воздух" большой дальности (УРВВ БД), которые также имеют головки самонаведения способны работать в условиях помех и радиоэлектронного подавления.

В-шестых, информация об атакующих СВН будет обрабатываться средствами автоматизированных систем управления войсками (АСУВ), в ПВО и ВКС, которые не только распределят все атакующие объекты между, но и в случае необходимости привлекут дополнительные средства войсковой ПВО для минимизации ущерба и максимизации поражения СВН противника.

Поэтому, исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что сообщения американских изданий The Drive и The National Interest оторваны от реальности современного общевойскового воздушного боя и выглядят, скорее, как пропаганда в современной необъявленной гибридной войне.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer