Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Насколько для С-400 страшен рой дронов?


15 октября 2020 года Алексей Леонков, ТАСС


Военный эксперт Алексей Леонков — о том, что на Западе якобы подобрали ключ к современным российским зенитным ракетным системам

Не так давно некоторые американские издания рассказали, что найдена эффективная форма защиты авиации НАТО от российских систем ПВО — запуск многочисленных дронов. А еще в декабре 2019 года RAND Corporation выпустила отчет с названием Overextending and Unbalancing Russia ("Перенапряжение и разбалансировка России"), в котором провела краткие сведения о мероприятиях, предназначенных для сдерживания нашей страны. В частности, в разделе "Наземные и мультимодемные операции" был пункт, посвященный "рою дронов". В нем дроны оценивались экспертами RAND как высокоэффективное средство преодоления зоны A2/AD (зоны воспрещения доступа и маневра), которую создает эшелонированная система ПВО. Главными элементами последней, мнению американских специалистов, были российские зенитные системы — ЗРС С-400 и ЗРС С-300.

Дроны как решение

Согласно доктринальным документам ВВС США, операции по подавлению противовоздушной обороны противника (suppression of enemy air defenses, SEAD) — "это любые военные операции, нейтрализующие, уничтожающие или временно подавляющие наземные средства ПВО противника средствами воздушного поражения". Однако многочисленные исследования, проведенные специалистами Пентагона в области построения эшелонированной системы ПВО России, а также полеты разведывательной авиации США и стран НАТО так и не дали однозначного ответа на вопрос: "Какую цену заплатит ВВС США при решении этой задачи?" Моделирование операций SEAD, проведенное Исследовательской лабораторией ВВС США, показало удручающие результаты: до 80% потерь сил атакующей авиации и средств воздушного нападения в первый день операции.

Поэтому командование ВВС США настояло на том, что боевая задача по преодолению развитой ПВО должна решаться иначе. "Совместное подавление" (joint suppression of enemy air defenses, J-SEAD) — это более масштабная операция, которая, помимо сил ВВС, дополняется компонентами совместных сил из других видов и родов войск — в рамках новой концепции мультидоменной войны (multi-domain battle, MDB). К слову сказать концепция MDB, касающаяся более активного взаимодйствия различных родов войск, распространяется не только на армию США, но и на ее союзников по блоку НАТО. Именно ради отработки этой концепции были запланированы масштабные учения альянса в Европе в этом году — Defender Europe 2020.

Понимая, что отправка в "первую волну" сил тактической и бомбардировочной авиации это заведомо проигрышный сценарий, командование НАТО взяло на вооружение концепцию "роя дронов" (swarm drones), которая, по мнению ее авторов, позволит перегрузить ложной избыточной информацией РЛС ПВО, головки самонаведения зенитных ракет и ракет класса "воздух-воздух".

В октябре 2020 года американские издания The Drive и The National Interest рассказали об эффективной защите авиации НАТО от российских систем ПВО — изделиях BriteCloud, которые якобы могут "блокировать" работу российских ЗРС C-400 "Триумф"

BriteCloud — это семейство помеховых СВЧ-передатчиков сантиметрового и миллиметрового диапазонов, представляющих собой свободнопадающие оперенные модули (радиолокационные ловушки) входящие в состав бортовых комплексов обороны тактической авиации. Поставленные СВЧ-помехи должны гарантированно уводить зенитно-управляемые ракеты и ракеты класса "воздух-воздух" от самолетов во время выполнения ими боевых задач в зоне сильного противодействия ПВО и ВВС противника.

В США в рамках проекта Golden Horde ("Золотая Орда") компания Raytheon по заданию Исследовательской лаборатории ВВС США разработала и испытала новый вид боеприпасов — малоразмерную ракету-приманку ADM-160 (MALD).

Ракета-приманка ADM-160 (MALD/-J/-N) — масса 136 кг, дальность полета 925 км, снаряжается комплектом пассивных сенсоров радиотехнической разведки (РТР) и системой радиоэлектронной борьбы (РЭБ). Сенсоры РТР получают информацию о типах облучающих РЛС, а система РЭБ имитирует полет либо крылатой ракеты AGM-158, либо самолетов тактической авиации поколения 4+ и 4++. Помимо этого, ADM-160 могут осуществлять прикрытие крылатых ракет (AGM-158). Стратегический бомбардировщик B-52H может запустить 140 мишеней ADM-160 MALD, а бомбардировщик В-2 — около 70.

Издание Avia.pro 13 октября опубликовало статью о "приманках" BriteCloud, в которой говорилось, что "НАТО смогла обойти защиту российских С-400 и подавить российские ПВО". Это умозаключение авторы увязали с полетами самолетов-разведчиков ВВС Великобритании неподалеку от российского Крыма.

Ранее Lenta.ru со ссылкой на The Drive сообщала о том, что "разрабатываемая европейскими компаниями <…> крылатая ракета класса "воздух-поверхность" Select Precision Effects At Range Electronic Warfare (SPEAR-EW) будет способна обманывать средства противоракетной и противовоздушной обороны (ПРО и ПВО) противника". В материале говорилось, что особенно эффективна эта ракета будет против ЗРПК "Панцирь-С1". В статье приводилась цитата из американского издания: "Соединяя SPEAR-3 (ракета "воздух-РЛС" — прим. ТАСС) с SPEAR-EW (постановщик помех — прим. ТАСС) в полностью сетевом режиме, мини-крылатые ракеты могут работать как рой, разбивая критические части сети ПВО противника".

Чем может ответить Россия

По ходу нам остается только задаваться вопросом: "Неужели ключи к нашей системе ПВО найдены?" Безусловно, нет — во всех этих печатных словах отсутствует реальная фактология. Во-первых, вскрыть работу российских ЗРС С-400 и С-300 самолетам-разведчикам и разведывательным беспилотникам НАТО, которые, по сообщениям СМИ, сопровождали в сентябре полеты стратегических бомбардировщиков В-52 вдоль российских границ, так и не удалось. По имеющейся информации, российские РЛС не включались, поэтому было невозможно засечь их работу. В этой связи утверждение о том, что роевые боеприпасы "смогут определить частоты РЛС ЗРС и поставить им помехи", — совершенно голословно.

Во-вторых, постановщикам помех надо еще добраться до РЛС наших ЗРС, т.е. приблизиться на такое расстояние, когда эти помехи будут эффективны. Оптимистично настроенные зарубежные специалисты явно не учитывают российские комплексы РЭБ, которые могут выставить на пути их "рою" более мощные помехи, которые сведут эти потуги к нулевой эффективности.

В-третьих, РЛС наших комплексов и систем ПВО разработаны для работы в условиях сильнейшего противодействия комплексов РЭБ противника воздушного и наземного базирования. Они легко могут среди помех отличить ложные цели от целей настоящих. Такими же свойствами обладают и зенитные управляемые ракеты, которые вместо приманок будут поражать реальные цели.

В-четвертых, в случае проведения наступательной операции J-SEAD, когда в воздух поднимется множество носителей целей-приманок, наша эшелонированная система ПВО вовремя получит информацию о том, сколько реальных средств воздушного нападения (СВН) выдвигаются к нашей зоне A2/AD. Это оповещение возможно благодаря созданной эшелонированной системе дальнего радиолокационного обнаружения, которая на дальних подступах (до 6000 км) может знать не только о количестве атакующих СВН, но и определяет типы самолетов тактической и бомбардировочной авиации НАТО.

В-пятых, первыми атакующие СВН противника на дальних рубежах будут встречать наши ВКС, которые навстречу им выпустят уже наш "рой" управляемых ракет класса "воздух-воздух" большой дальности (УРВВ БД), которые также имеют головки самонаведения способны работать в условиях помех и радиоэлектронного подавления.

В-шестых, информация об атакующих СВН будет обрабатываться средствами автоматизированных систем управления войсками (АСУВ), в ПВО и ВКС, которые не только распределят все атакующие объекты между, но и в случае необходимости привлекут дополнительные средства войсковой ПВО для минимизации ущерба и максимизации поражения СВН противника.

Поэтому, исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что сообщения американских изданий The Drive и The National Interest оторваны от реальности современного общевойскового воздушного боя и выглядят, скорее, как пропаганда в современной необъявленной гибридной войне.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока



Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer