Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Шумовое предупреждение: жители вблизи аэропортов могут не получить компенсаций


16 октября 2020 года Герман Костринский, Известия


Жители домов на приаэродромных территориях (ПАТ) могут остаться без компенсаций за шум от самолетов. Операторы воздушных гаваней не готовы платить за ущерб и считают, что это должны делать застройщики или органы власти, согласовавшие строительство. Девелоперы же говорят, что отсутствие понятных правил застройки и компенсаций негативно влияет на рынок жилищного строительства, а общий размер выплат в случае сноса всех зданий, не подходящих под критерии ПАТ, может обойтись в триллионы рублей.

Необъятные территории

Границы ПАТ должны были определить еще в 2017 году, когда в силу вступил федеральный закон № 135-ФЗ («О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»). Документ вносил в Воздушный кодекс изменения, по которым ПАТ должны быть разбиты на семь подзон, на каждой из которых разрешено строить здания и сооружения согласно их назначению.

В 2020 году Шереметьево и Внуково согласовали с администрациями Москвы и Подмосковья шесть подзон. Границы седьмой — самой большой, в которую попадает значительное количество жилых построек, остаются неустановленными.

После формирования ПАТ аэропорты, согласно 135 ФЗ, должны будут компенсировать собственникам земли и построек ущерб. Это может быть установка шумовой защиты либо выплаты за снос домов и расселение жителей, если первый вариант невозможен.

Вопрос о сносе зданий будет подниматься только в том случае, если уровень шума на территории превысит допустимые значения, отметил руководитель направления «Разрешение IT & IP споров» фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Ярослав Шицле. Если объекты возведены без исходно-разрешительной документации (разрешения Росимущества), они считаются самовольными постройками. В этом случае у собственника нет прав ни на объект, ни на компенсацию.

В последние годы проблема несколько раз привлекала внимание СМИ. Так, собственники квартир в жилых комплексах в Митино неоднократно жаловались на шум от самолетов. После ввода в эксплуатацию третьей полосы Шереметьево, трасса, по которой самолеты осуществляют взлет и посадку, пролегла прямо над их домами. Перед покупкой квартир граждан никто не уведомлял, что жилье находится на приаэродромной территории.

Кроме того, третья полоса Шереметьево была введена до окончательного расселения расположенных рядом поселков Перепечино и Дубровка. Расселение продолжалось уже после ее ввода в эксплуатацию и запуска полетов.

«Известия» направили запрос в Росавиацию о путях решения проблемы. На момент публикации там не ответили.

Спорные компенсации

Аэропортовое сообщество считает, что оператор не должен компенсировать собственникам жилья ущерб после установления ПАТ. Ассоциация «Аэропорт» 28 сентября направила министру транспорта Евгению Дитриху письмо (есть у «Известий»), в котором предлагает исключить из законодательства эту норму.

«ПАТ устанавливается в публичных интересах (безопасность полетов, исключение оказания негативного влияния на здоровье человека). Оператор аэродрома, равно как и концессионер, не являются ни источником вреда (шум создают воздушные суда, а не аэродром), ни приобретателем выгоды установленных на ПАТ ограничений», говорится в письме.

В ассоциации также считают, что из законодательства необходимо исключить процедуру «молчаливого согласия». По ней при отсутствии ответа Росавиации в установленный срок о согласовании или отказе в размещении объекта, его строительство считается согласованным. В объединении предлагают выдавать согласование федерального агентства только при наличии положительного заключения оператора аэропорта.

Кроме того, все семь подзон ПАТ нужно устанавливать единовременно, считают в ассоциации. Отсрочка определения седьмой подзоны, а именно это предусмотрено проектом федерального закона Минтранса (о совершенствовании порядка установления и использования ПАТ), приведет к усугублению проблемы застройки прилегающих к аэропорту территорий, указано в письме. При отсрочке строительство на этой территории не будет контролировать Роспотребнадзор, что приведет к ее застройке.

В Минтрансе подтвердили получение обращения.

— Согласно санитарно-эпидемиологическому законодательству, за шум в зданиях и сооружениях, а также на прилегающих территориях отвечает застройщик или эксплуатант таких зданий и сооружений. Законодательство о приаэродромных территориях предусматривает ответственность операторов аэродромов только за вновь устанавливаемые ограничения, — сказали в ведомстве.

Ранее Международная ассоциация аэропортов предлагала для выплаты компенсаций создать специальный фонд, который будет формироваться за счет отчислений аэропортов, авиакомпаний и бюджетов различных уровней. Минтранс эту инициативу не поддержал.

Аэропорты Внуково и Домодедово поддерживают предложение об одновременном установлении семи подзон. При этом во Внуково уверены, что даже при этом условии аэропорт не будет обязан компенсировать ущерб.

— Если здание построено законно, без нарушения каких-либо требований, следовательно, его не нужно сносить. Если оно построено с нарушением, скажем, санитарного законодательства, за ущерб должны отвечать застройщики или госорганы, которые разрешили строительство и ввод в эксплуатацию объекта строительства, — сказали «Известиям» в воздушной гавани.

В Домодедово добавили, что необходимо избежать установления «неполноценной» ПАТ в составе шести подзон. Ведь в результате права граждан на благоприятную среду могут быть нарушены, приаэродромная территория будет застраиваться без контроля, что повлечет ограничение деятельности аэропортов вплоть до их закрытия.

В Шереметьево отказались от комментариев. В Пулково не ответили на вопросы «Известий».

ПАТ устанавливаются в общественных интересах, собственник взлетно-посадочных полос — государство, которое финансирует их строительство. Сейчас обсуждается вариант возмещения ущерба гражданам за счет создания специального внебюджетного фонда, формируемого за счет взносов авиакомпаний за взлет-посадку, добавили во Внуково.

Авиационный целевой фонд — возможный инструмент привлечения финансирования для развития авиационной инфраструктуры, пояснили в Минтрансе. Это предложение министерство направило в правительство, окончательное решение о его создании не принято. При этом о компенсациях жителям из этого фонда речи не идет, уточнили в ведомстве.

Гармоничное сосуществование

Вопрос установления ПАТ сильно влияет на рынок жилищного строительства, говорят в ГК «Инград», которая строит жилье недалеко от столичных аэропортов.

— В правовой «дыре» оказались многие застройщики. Больше всего проблем возникло в Московском регионе и в Санкт-Петербурге, где в прилежащей к аэропортам седьмой зоне оказались огромные участки земли. По мнению экспертов, только в Подмосковье их площадь доходит до 300 га, — отметили в компании.

До сих пор нет однозначного понимания, что делать с жилыми домами, которые давно размещаются на ПАТ. Если будет принято решение снести эти здания, сумма ущерба составит триллионы рублей, считают в ГК «Инград».

Для решения проблемы можно рассмотреть европейский опыт, где аэропорты находятся в черте города, полагают в компании. Речь о аэропортах Хитроу, Парижа и Франкфурта, где запрещены ночные полеты. В компании выразили надежду, что в скором времени будут приняты нормы, которые не будут требовать дополнительных согласований при строительстве и реконструкции объектов. Это позволит соблюсти разумный баланс между необходимостью развития регионов и комфортом проживания и здоровьем людей, живущих по соседству с аэропортом, считают там.

«ПИК», «Самолет» и ГК «А101», также строящие объекты вблизи аэропортов, не ответили на запрос «Известий».




комментарии (0):









Материалы рубрики

Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Павел Казарновский
РБК
Банк "Траст" выставил на торги долги авиакомпании Utair на 15 млрд рублей

РБК
Эксперты оценили потребности авиакомпаний в господдержке из-за пандемии
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Не одним Махом: российская ПВО научилась сбивать гиперзвуковые ракеты
Юлия Острогожская
ТАСС
Что доказал Амет-Хан Султан. О летчике, прошедшем войну и погибшем в мирное время
Иван Корякин, Яна Пашаева
Коммерсантъ FM
На пассажиров надевают маски
Мария Кокорева
РБК
Авиакомпании попросили у Мишустина ₽50 млрд субсидий из-за коронавируса
Юрий Гаврилов
Российская газета
Рой вокруг "Ратника"
Сергей Птичкин
Российская газета
Дождь с доставкой на дом



Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Туристы оказались внутренне не готовы
Юрий Сюн
КоммерсантЪ
И слышен нам не рокот водовода
Иван Буранов
КоммерсантЪ
"Аэроэкспресс" заплатит за проезд
Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Деньги просочились сквозь аэродромные плиты
Сергей Птичкин
Российская газета
Приказ придет с неба
Александр Тимохин
Взгляд
Как сорвалась попытка добавить Су-34 уникальные "морские" возможности
Елена Ганжур
Forbes
Битва за Кубу: как авиаперевозчики поделят квоту на вывоз туристов на Остров свободы
Егор Авдеев
N+1
Углеволокно нас связало
Сергей Колтович
Forbes
Авиационная история успеха: как с помощью лоукостеров Исландия превратилась в мощный туристический бренд
Михаил Котов
Известия
Сторонники разбоя: США подвергают ревизии принципы космического права
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Включили аэромобильник: части ВДВ усилили вертолетами

TACC
СК возбудил дела о хищениях при строительстве и конструировании вертолета Ка-62
Герман Костринский
Известия
Шумовое предупреждение: жители вблизи аэропортов могут не получить компенсаций
Герман Костринский
Известия
Дали крылья: Россия возобновляет полеты в Японию, Сербию и на Кубу
Анатолий Костырев, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Авиаторы поскребли по амбарам
Алексей Леонков
ТАСС
Насколько для С-400 страшен рой дронов?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
В бой летят старики: может ли "кукурузник" стать дроном-камикадзе
Мария Кокорева
РБК
Авиакомпания "Россия" начала закупать первые Superjet под новые маршруты
Виктор Тунёв
Forbes
Прибыль для государства, убытки для акционеров: что не так с SPO "Аэрофлота"
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Сравнение двух катастроф "Суперджета" дало поразительные выводы
Михаил Кувырко
Взгляд
Россия тайно создает замену легендарному самолету
Юрий Кнутов
Военно-промышленный курьер
Бить интеллектом и дронами
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Слизать и модифицировать
Наталия Ячменникова
Российская газета
Высоки ли риски заражения коронавирусом в самолете
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Су-34 меняет профессию: экипажи бомбардировщиков научат сбивать самолеты
Людмила Подобедова, Мария Кокорева
РБК
Ликвидацию птичьей угрозы полетам в аэропортах России оценили в 70 млрд рублей
Михаил Котов
Известия
Недостаток воздуха: чем грозит утечка кислорода на МКС
Мария Кокорева
РБК
S7 на полгода обошла "Аэрофлот" по числу пассажиров
Виталий Гайдаев, Полина Смородская
КоммерсантЪ
Акциям "Аэрофлота" не хватает пассажиров
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Ударная комбинация: С-400 и С-300 превратят в арсеналы
Любовь Лежнева
Известия
Нелетная квота: бизнес жалуется на нехватку рейсов в ОАЭ и на Мальдивы
Николай Протопопов
РИА Новости
Недоделанные "Молнии". Почему F-35 останется самым неудачным истребителем
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Зарубежные фирмы прекращают поставки микроэлектроники и запчастей для самолетов в РФ
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Нашлись "Охотники": военные получат тяжелые беспилотные истребители
Мария Кокорева, Елена Сухорукова
РБК
Внуково ставит на залетных
Дина Пьяных
ТАСС
Из Дубая на Луну и далее — на Марс
Екатерина Москвич
ТАСС
Объект "Д" против простейшего спутника. Почему первым на орбиту полетел не тот аппарат
Айгуль Камаева
Российская газета
Проектируя перспективу
Валентина Гаврикова
РБК
"Аэрофлот" может снова взорвать рынок. Помогут "Победа", вакцина и FPO
Олег Корякин
Российская газета
Меняет правила игры: Military Watch оценил новую ракету для Су-57
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Бизнес-джеты зашли на посадку
Михаил Котов
Известия
Космические самураи: Япония обещает построить завод на Луне

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer