Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Что доказал Амет-Хан Султан. О летчике, прошедшем войну и погибшем в мирное время


23 октября 2020 года Юлия Острогожская, ТАСС


По поводу некоторых фактов, касающихся личности летчика Амет-Хана Султана, до сих пор нет однозначного мнения. Даже его имя и дата рождения и сейчас рождают дискуссии. Но есть одно неоспоримое: он герой, блестящий и бесстрашный истребитель-ас. Свои незаурядные летные и человеческие качества он проявил и в послевоенное время

Имя и происхождение

Некоторые считают, что "Амет-Хан" — фамилия героя. По данным историка авиации Андрея Симонова, в свидетельстве о рождении Амет-Хана Султана записано: имя младенца — Амет, имя отца — Султан, фамилия отца — Амет-хан. Формально получается, что летчика звали Амет Султанович Амет-хан. Но из национальных ли традиций или из личных соображений он поменял местами имя и фамилию и стал Амет-Ханом Султаном. В таком написании его имя значится в наградных документах. Однополчане звали его Аметом.

Разговоры о национальности Амет-Хан не поощрял. Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов вспоминал: "Был у меня знаменитый друг, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Отец у него дагестанец, а мать — татарка… Дагестанцы считают его своим героем, а татары — своим. 

— Чей же ты? — спросил я его однажды.

— Я герой не татарский и не лакский, — ответил Амет-Хан. — Я — Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга?"

По воспоминаниям летчика-испытателя первого класса Игоря Шелеста, работавшего с Султаном в Летно-исследовательском институте имени Громова (ЛИИ), "в ожидании полетов он мог часами молча простаивать у окна летной комнаты, устремив взгляд в даль убегающей к горизонту взлетной полосы".

На вопросы о фронтовой работе отвечал примерно такой фразой: "Понимаешь, ничего интересного. Муть какая-то в башке осталась и бесконечная стрельба… Есть погода, нет погоды. Дождь — солнце, дождь — солнце. Дождь — нары в землянках. Солнце — опять к вечеру двух-трех недосчитались… Муть, и только, ничего интересного". А рассказывать было о чем.

Из наградного листа летчика Амет-Хана Султана: "За весь период боевых действий провел 150 воздушных боев, в которых лично сбил 30 самолетов противника <…>, из них один таран, и в группе сбил 19 самолетов противника разных типов".

Дважды награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза, тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, уже после войны — Знаком Почета, медалями. В 1961 году удостоен звания заслуженного летчика-испытателя СССР.

О своих наградах он отзывался без пафоса и с легкой иронией, иногда называя себя "дважды Аметом". Золотые Звезды Героя, по воспоминаниям Игоря Шелеста, часто инстинктивно прикрывал левой рукой, потому что был гипертрофированно скромным.

Он вообще любил шутки, застолья, был мастером тостов, всегда уважительно относился к сослуживцам, ценил их мастерство и высоко его отмечал.

Дата рождения

По данным Андрея Симонова, в автобиографиях Амет-Хан Султан всегда указывал дату 20 октября 1920 года.

Однако в ряде наградных документов указана дата 25 октября. Возможно, путаница произошла из-за того, что 25 октября было выдано свидетельство о рождении. Но ясности в этом вопросе пока нет.

Игорь Шелест вспоминал в своей книге "Лечу за мечтой", как в ЛИИ готовились к 50-летию Амет-Хана Султана и невероятными усилиями организатора выпытали у героя хоть какую-то информацию о детстве и юности.

"Лазая с мальчишками по скалам, довольно рано научился любить манящую опасность высоты. Отцу Султана хотелось, чтобы сын, как и он, стал рабочим. С этим намерением 16-летний юноша поступил в симферопольское ФЗУ. Но тут под боком оказался аэроклуб. И, наблюдая день ото дня кружащиеся в небе самолеты, Султан возгорелся желанием летать. Аэроклуб он окончил с отличием, и это дало ему возможность сразу же поступить в Качинское военное училище. Великая Отечественная война началась для молодого летчика-истребителя с рассветом 22 июня под Кишиневом. Но искусство побеждать пришло к нему значительно позднее".

Война

В РККА Амет-Хана призвали в феврале 1939 года. В марте 1940 года он окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков, затем служил летчиком в 122-м истребительном авиационном полку, 4-м истребительном авиационном полку, летал на истребителях И-16 и И-153.

Воевал на Южном, Брянском и Сталинградском фронтах, участвовал в оборонительных боях в Молдавии и на юге Украины, в воздушном прикрытии Ростова-на-Дону и Ярославля, в Воронежско-Ворошиловградской операции и обороне Сталинграда. 

Его знаменитый таран — проявление наивысшего летного мастерства, первая его боевая победа. 31 мая 1942 года в районе Ярославля, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский разведчик Ю-88, подойдя к нему сверху и ударив правым крылом по его правой плоскости. При этом обломивший при ударе крыло "Харрикейн" Амет-Хана застрял между двигателем и фюзеляжем загоревшегося вражеского самолета. Летчику удалось выбраться из кабины своей машины и выброситься с парашютом. За этот таран он был награжден орденом Ленина.

Николай Бодрихин в своей книге "Советские асы. Очерки о советских летчиках" пишет: "Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках, его запоминающееся сказочное имя стало легендарным, синонимом непобедимого искусного истребителя и блестящего, неистощимого остроумца". 

После своего назначения помощником командира 9-го гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе Султан быстро снискал уважение руководства. "Как летчик, отлично владеющий самолетом Як-1, Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир, он требователен к себе и подчиненным" — так отозвался о нем Л. Шестаков — сам прекрасный боец, командир и тактик, имевший в подчинении лучший на то время истребительный полк. Высокая оценка была у них взаимной", — пишет Николай Бодрихин. 

После войны руководство отправило Амет-Хана в Военно-воздушную академию в Монино, но проучился он там только два месяца. "Я живу в небе", — говорил он. Сидеть в аудитории долгих пять лет было для него немыслимо. Пришлось подать в отставку. С апреля 1946 года Амет-Хан Султан — подполковник запаса. 

Боевые товарищи позаботились о том, чтобы талантливый летчик не остался без любимого дела. С февраля 1947 года после тщательной подготовки, в очень короткие сроки освоив новое мастерство — испытателя, он начал работу в Летно-исследовательском институте города Жуковского Московской области. Уже через пять месяцев после прихода в ЛИИ ему доверили проверять новых летчиков. 

Его рабочий день мог включать в себя 11 полетов. Рабочие дни иногда начинались в 09.20, а заканчивались в 20.15, причем летать он в один день мог на разных типах самолетов, выполняя разные задачи — испытательные, тренировочные, транспортные.

Приходилось Амет-Хану испытывать и совершенно новые для него виды самолетов. На освоение у него уходили буквально считаные часы, после чего он был готов к полетам на новой технике, иногда чрезвычайно опасным. Но он шел на этот риск.

В летной книжке Амет-Хана Султана зафиксировано, что он освоил 92 типа самолетов, один тип вертолетов и три типа планеров, из них на 14 типах он совершал только тренировочные и транспортные полеты. Но даже 82 типа — очень высокий результат: хорошим показателем для летчика-испытателя считаются 20–30 типов самолетов.

Амет-Хан Султан считал смерть вне кабины пилота нелепостью и глупостью и видел ее только в небе. "Если есть хоть один процент надежды, я не оставлю машины". Так ответил он на вопрос о профессиональном кредо незадолго до гибели. "Забыть что-либо в испытательном полете — значит в лучшем случае сорвать задание, а в худшем — попасть в катастрофу. Ошибки в полетах — это главным образом ошибки памяти и внимания", — сказал он в том же интервью.

1 февраля 1971 года в испытательном полете на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя, летчик погиб.

В докладной записке, составленной после трагедии, написано: "Причиной катастрофы Ту-16ЛЛ явился обрыв внешних закрылков самолета, находившихся в посадочном положении, при скорости полета, по прибору превышающей 500 км/ч. Причину отклонения закрылков в связи с полным разрушением самолета и уничтожением его фюзеляжа в результате пожара в месте падения установить не удалось". Амет-Хану Султану не исполнилось и 51 года.

Память о летчике увековечена и хранится по всей России. Бронзовый бюст Амет-Хана Султана установлен в городе его рождения — Алупке. Бюсты есть в Махачкале, Каспийске, Феодосии, Киеве, поселке Цовкра-1 в Дагестане, памятник герою установлен в Ярославле. Памятные знаки и мемориальные доски установлены в Ярославской области, в Алупке, в Симферополе, в Мелитополе, в крымском поселке Багерово и в Жуковском. В Алупке создан Музей Амет-Хана Султана.

Его имя носят малая планета №6278 "Аметхан", открытая 10 октября 1971 года, аэропорт в Махачкале и горный пик в Дагестане.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer