← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Банк "Траст" выставил на торги долги авиакомпании Utair на 15 млрд рублей


23 октября 2020 года Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Павел Казарновский, РБК


Один из крупнейших кредитов авиакомпании Utair выставил ее долги на 15 млрд рублей на аукцион. «Траст» готов продать эти кредиты за 30% от номинала (4,5 млрд рублей). Ранее требования всех частных кредиторов к компании выкупил банк «Россия»

Банк «Траст», один из крупнейших кредиторов авиакомпании Utair, выставил на аукцион долги перевозчика на 15,08 млрд руб. по начальной цене в 4,5 млрд руб. (30% от номинала). Об этом говорится в материалах Российского аукционного дома, с которыми ознакомился РБК. Их подлинность подтвердил один из кредиторов компании.

Менеджер аукционного дома Яна Канивец и пресс-служба «Траста» отказались от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы Utair и Raiffeisenbank, консультанта авиаперевозчика по реструктуризации задолженности.

Как будут проходить торги

Торги по долгам Utair перед «Трастом» планируется провести по условиям открытого английского аукциона, говорится в материалах аукционного дома: установлена минимальная цена (4,5 млрд руб.), которая может увеличиваться в ходе торгов в случае наличия претендентов, стоимость шага и задатка для участия в аукционе — 225 млн руб. Заявки принимаются до 23.30 мск 18 ноября, а сами торги должны состояться утром 24 ноября.

«Траст» — участник двух синдицированных кредитов, которые Utair привлекла в 2015 году: 12-ти летнего на 23,7 млрд руб. и семилетнего на 18,9 млрд руб. (с учетом процентов). «Права [по этим долгам] никому не проданы, не находятся под арестом, не обременены правами третьих лиц, не являются предметом судебного разбирательства», — говорится в материалах.

Доля кредитов «Траста» (15,08 млрд руб.) в двух синдикатах — 35,4%. Больше только у банка «Россия», который весной и летом 2020 года выкупил долги у частных кредиторов Utair, увеличив сумму требований к авиакомпании с 10,3 млрд руб. до 18,8 млрд руб. (44% от двух синдицированных кредитов).

Источники РБК рассказывали в сентябре, что «Россия» предложила и кредитовавшим Utair госбанкам, включая "Траст", продать требования к авиакомпании. Другие кредиторы - Сбербанк (4,99 млрд руб. в рамках двух синдицированных кредитов) и ВЭБ.РФ (1,38 млрд руб.). Банк «Россия» по-прежнему заинтересован в выкупе кредитов «Траста», других покупателей нет, сказал в пятницу, 23 октября, источник РБК, близкий к одной из сторон сделки.

Однако банк «Россия» не будет принимать участие в аукционе «Траста», так как считает цену завышенной, сообщил РБК еще один источник, знакомый с ходом переговоров кредиторов по выкупу долгов авиакомпании.

Банк «Россия» заинтересован в большем дисконте, чем предлагает «Траст» (30% от номинала), — он был готов покупать долги госбанков за 25% от номинала, объясняет один из собеседников РБК. Как раз с таким дисконтом «Россия» покупала долги у частных кредиторов Utair, говорил РБК источник, близкий к одной из сторон сделки, и подтверждал один из кредиторов. Таким образом, на переговорах может подниматься вопрос о снижении суммы сделки на 750 млн руб. — с 4,5 млрд руб. до 3,75 млрд руб.

Продажа долгов за 25% от номинала «это лучше, чем ничего», говорил ранее один из собеседников РБК. По его словам, госбанки планировали продавать свои требования через публичные торги, а не напрямую, потому что «Россия» находится под западными санкциями. «От планов [продажи требований] не отказываемся, сделка еще не закрыта», — сказал в пятницу представитель ВЭБ.РФ. В пресс-службе Сбербанка отказались от комментариев. РБК направил запрос в пресс-службу банка «Россия».

Зачем «Россия» выкупает долги Utair

В случае выкупа требований у всех участников двух синдицированных кредитов Utair на 42,6 млрд руб. банк «Россия» сможет стать ее крупнейшим кредитором (общий долг компании на конец 2019 года оценивался в 75,7 млрд руб.), а в залоге у него окажется контрольный пакет авиакомпании — 50% плюс одна акция, то есть он может получить контроль над Utair.

Utair объявил о начале переговоров о реструктуризации задолженности еще в конце 2018 года. По словам источника в одном из банков-кредиторов, госбанки стали серьезно рассматривать возможность продажи долгов на условиях «России» после того, как начался коронавирус и резко упали авиаперевозки (например, в апреле—мае 2020 года у Utair они снизились на 89–90%, за январь—август компания перевезла лишь 2,88 млн человек, что почти вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года), а предложения авиакомпании по реструктуризации задолженности ухудшились. Еще в апреле Utair предлагала растянуть выплаты по 12-летнему кредиту на 35 лет под 0,01%, а по семилетнему просила списать 70% суммы и выплатить оставшуюся часть через 35 лет под те же 0,01%. Новые условия собеседник РБК не раскрыл. Однако источник, знакомый с ходом переговоров, говорил, что это был последний вариант реструктуризации, которые уже учитывал эффект от пандемии.

Выкуп банком «Россия» долгов Utair может быть связан с обязательствами «Сургутнефтегаза», структуры которой контролируют авиакомпанию, говорил РБК источник среди банков-кредиторов и подтверждал один из конкурентов авиакомпании. По словам одного из собеседников РБК, нефтяная компания не может допустить банкротства Utair, поскольку у нее есть поручительство по кредиту перевозчика перед Сбербанком (по отдельному, не входящему в синдикат кредиту на 17,4 млрд руб.). А «Россия» в этом случае выступает «дружественным банком», помогая ему сохранить авиакомпанию, добавляет он.

Представитель «Сургутнефтегаза» отказался от комментариев.

Структура долгов Utair

  • 39 млрд руб. по двум синдицированным кредитам (без учета процентов) — семилетний на 15,3 млрд руб. до 2022 года и 12-летний на 23,7 млрд руб. до 2027 года. С учетом процентов обязательства по этим кредитам выросли до 42,6 млрд руб. По этим долгам заложены 50% плюс одна акция Utair.
  • 17,4 млрд руб. — кредит Сбербанка до конца 2020 года.
  • 13,3 млрд руб. — обязательства по облигациям и еще на 6 млрд руб. — перед структурами «Сургутнефтегаза» (в обоих случаях — до 2022–2027 годов).



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2020/10/23/31737/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.