← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Есть только МиГ: как миллиардер превратил авиахобби в прибыльный бизнес


24 октября 2020 года Джакомо Тоньини, Forbes


Свой первый бизнес американец Джаред Исаакман начал в 15 лет. В 16 он бросил школу, затем обучал пилотов американских ВВС и установил рекорд скорости кругосветного перелета на реактивном самолете. В 37 Исаакман разместил на бирже акции своей фирмы, конкурента технологической компании Джека Дорси Square, и стал миллиардером. Секретом успеха предприниматель считает полеты на собственном истребителе МиГ и покорение вершин в Антарктике

Джаред Исаакман любит говорить, что у каждого человека, выражаясь жаргоном американских летчиков, есть «полезный ресурс выносливости». Под этим подразумевается количество летных часов, которые может отработать реактивный истребитель до исчерпания запаса прочности и необходимости вывода из эксплуатации. Но Исаакман рассматривает данную концепцию как своеобразную метафору собственной жизни.

«У каждого свое количество летных часов, ― объясняет он во время телеконференции в офисе своей компании Shift4 Payments в Пенсильвании перед тем, как отправиться домой в Монтану. ― Времени не слишком много, поэтому все сводится к тому, чтобы извлечь из него максимальную пользу, пока возможно». Старший брат бизнесмена Майкл добавляет: «Он свято верит в то, что у всех нас есть ограниченный запас выносливости и в течение жизни нужно успеть сделать лучшее, на что мы способны».

37-летний Исаакман, кажется, использует свое время по полной. Первый бизнес он запустил в 15 лет, через год бросил школу и стал продавать прямо из подвала дома своих родителей терминалы для считывания кредитных карт. Когда предпринимателю исполнилось 28, он создал компанию Draken International, ставшую впоследствии оператором крупнейшего в мире частного военно-воздушного флота. Восемь лет спустя Исаакман продал Draken International инвестиционной группе Blackstone за девятизначную сумму. В июне 2020-го вывел на фондовый рынок другую свою компанию — платежный сервис для ресторанов и гостиниц Shift4 Payments — и благодаря этому стал миллиардером.

В то время, как платежный сервис Square, запущенный куда более известным миллиардером и основателем Twitter Джеком Дорси, преимущественно работает с небольшими локальными кофейнями, Shift4 Payments Исаакмана обрабатывает платежи на сумму свыше $200 млрд в год для трети американских ресторанов и отелей, среди которых такие гиганты, как Hilton, Four Seasons, KFC и Arby’s. Все они полагаются на инфраструктуру оператора при проведении комплексных транзакций в десятках своих заведений. Даже несмотря на то, что из-за пандемии рестораны оказались не в лучшем положении, Исаакман по-прежнему полностью уверен в своем бизнесе. «Людям же все еще нужно что-то есть, так?» ― рассуждает он.

Сейчас состояние Исаакмана достигает $1,4 млрд ― и почти все оно приходится на долю в Shift4 Payments, которая составляет 38%. Стоимость остальных его активов оценивается в $100 млн. В их число входит небольшая доля в Draken International, истребитель МиГ и девять других самолетов из его коллекции.

Чтобы как-то отдохнуть после напряженных — как минимум 80-часовых — рабочих недель, предприниматель летает на МиГе на сверхзвуковых скоростях и покоряет горные вершины. Этот Новый год он встретил в Антарктике, взбираясь на массив Винсон — гору снега и льда высотой почти 5000 м в 1300 км от Южного полюса. Из-за обезвоживания бизнесмену пришлось развернуться назад всего в 150 м от пика, но он поклялся повторить восхождение.

Предприниматель, прятавшийся в подвале от клиентов 

Когда Исаакман учился в старшей школе тихого пригорода Фар-Хиллс в Нью-Джерси, его брат Майкл, который на восемь лет старше, уже покупал себе свой первый дом. Другому брату, Марку, самому старшему из четырех детей в семье, было 30, а сестре Тиффани ― 27, и оба уже работали. Единственным ребенком в родительском доме оставался Джаред, и ему тоже хотелось поскорее съехать. «Я всегда стремился к тому, как жили мои братья и сестра, а школа особой радости мне не приносила», ― вспоминает миллиардер.

В 1998 году вместе с другом Бренданом Лобером, который на два года старше, Исаакман основал небольшую фирму под названием Decho Systems, разрабатывавшую сайты для местных предприятий. Одним из первых клиентов была компания Merchant Services, оператор платежей из близлежащего города Нью-Провиденс в Нью-Джерси. Помимо работы с сайтом, организации требовалась помощь с компьютерной безопасностью, и Исаакман вызвался на роль консультанта. Когда эта работа обернулась предложением о полноценной занятости в штате компании, 16-летний подросток не стал раздумывать и бросил школу, решив ограничиться сертификатом об общем образовании.

Основным бизнесом Merchant Services была продажа громоздких терминалов для приема кредитных карт с магнитными полосами. Банки выпускали карты для клиентов и ожидали, что малый бизнес будет принимать их без какой-либо дополнительной помощи, передавая этот процесс на аутсорсинг третьим сторонам, таким как Merchant Services. Работая в IT-отделе компании Исаакман заметил, что настройка терминалов для приема кредитных карт довольно трудоемкая и дорогостоящая. Если, к примеру, местная пиццерия хотела начать принимать карты, то на установку необходимой инфраструктуры у нее уходило две недели и требовалась куча всяческих бланков и сборов.

«Чтобы подключить оплату кредитными картами 21 год назад, нужно было собрать столько же документов, сколько требовалось на коммерческую ипотеку, ― рассказывает Исаакман. ― Было много волокиты, трудностей и совсем ненужных препятствий».

Проработав в Merchant Services полгода, он понял, что может сделать процесс быстрее, проще и дешевле. Исаакман уволился и, сидя в подвале родителей, основал компанию United Bank Card — предшественника Shift4 Payments. Первым сотрудником предприятия стал собственный отец основателя — Дон, который вскоре ушел с должности вице-президента по продажам в компании, выпускавшей охранные системы для жилых помещений. Благодаря своим связям, полученным в Merchant Services, и занятым у деда Исаакмана $10 тыс., юный предприниматель уговорил один из банков предоставить ему специальный идентификатор, необходимый для продажи платежных терминалов. Затем бизнесмен нанял своего давнего приятеля Брендана Лобера, который ради новой работы бросил учебу в Технологическом институте Рочестера в штате Нью-Йорк.

«Никто ни на кого не давил, ― говорит Лобер, управляющий сегодня подразделением Harbortouch, которое разрабатывает для терминалов сенсорное программное обеспечение. ― Я не пророк, но уже тогда видел, что Джаред ― парень смышленый».

Это было время первого бума интернет-технологий и друзья разрабатывали веб-приложения, упрощавшие процесс получения терминала и принятия карт. Дон Исаакман, в свою очередь, пускал в ход свой опыт работы в продажах и пытался убедить местные предприятия дать шанс стартапу под руководством мальчишки, которому только недавно стало разрешено садиться за руль автомобиля.

«Я старался лишний раз не попадаться клиентам на глаза, ― говорит Джаред Исаакман. — Чаще всего я просто прятался в подвале».

К 2003 году предприниматель по-прежнему был слишком юн, чтобы покупать алкоголь, но уже заработал достаточно денег, чтобы вернуть долг деду и вывести бизнес за пределы Нью-Джерси. Компания, которой было всего четыре года и которая привлекла тысячи клиентов, открыла офис в Аризоне. Следующей вехой стал 2008 год, когда была запущена система Harbortouch с футуристичным сенсорным интерфейсом, позволившая совместить в одном устройстве кассовый аппарат и терминал для считывания кредитных карт. «Это все было задолго до появления Square, ― подчеркивает Исаакман, как ни в чем не бывало приводя целый список конкурентов, которых ему удалось опередить. ― Мы были на несколько шагов впереди остальных и нам сопутствовал огромный успех».

Годами создавая бизнес с нуля, Исаакман выгорел и решил заняться хобби — авиацией. Сначала он поднимался в небо на винтовых самолетах, но через два года ему захотелось большего и, потратив сотни учебных летных часов, он получил квалификацию пилота реактивных самолетов. В 2009 году в возрасте 26 лет он со второй попытки осуществил самый быстрый кругосветный перелет на легком реактивном самолете. Маршрут начинался и заканчивался в Морристауне в Нью-Джерси и пролегал через Азорские острова и Аляску. В пути Исаакман провел 61 час 51 минуту, побив предыдущий рекорд на 21 час. Его первая попытка сделать это в 2008-м закончилась неудачей из-за того, что его задержали власти Индии. Между этими перелетами предприниматель собрал более $100 тыс. для благотворительного фонда Make-A-Wish Foundation.

Вскоре Исаакман обнаружил, что гражданские могут управлять военными самолетами, если налетают достаточное количество часов и сдадут экзамен Федерального управления гражданской авиации США. С тех пор он начал учиться управлять реактивными истребителями. В 2010 году его экстремальное увлечение стало еще и подработкой. В то время он познакомился с Шоном Густафсоном, членом известной пилотажной группы ВВС США «Буревестники». Густафсон отзывался на «Чертежника», а Исаакман получил позывной «Рук» (сокращение от английского rookie, «новобранец». — Forbes). Вместе с другими отставными пилотами и гражданскими они создали эскадрилью для авиашоу под названием «Команда истребителей «Черный алмаз» и начали выступать на играх Национальной футбольной лиги и гоночных состязаниях Indy 500.

«Среди гражданских очень мало кому выпадает возможность управлять истребителем, ведь закончить летную школу и получить сертификат Федерального управления гражданской авиации очень непросто, ― говорит Густафсон. ― Это яркое доказательство его целеустремленности и страсти к нашему делу».

Год спустя два летчика придумали кое-что получше. Военные тратили миллиарды долларов на обучение пилотов в играх против вымышленных противников в летной школе на авиабазе Неллис под Лас-Вегасом. Но после финансового кризиса американская армия перешла в режим экономии, и перевод истребителей F-16 и опытных летчиков с полей боя на учения в США выглядел нецелесообразным. Густафсон и Исаакман увидели в этом перспективу: если бы они смогли убедить ВВС доверить обучение пилотов им, ― с использованием гораздо более дешевых военных самолетов зарубежных союзников и с привлечением отставных летчиков, получающих зарплату не от армии, ― это сэкономило бы военным миллиарды долларов и позволило бы им посылать своих лучших пилотов на операции в другие страны, а не на обучение к новичкам в пустыню Невады. К инициативе подключилось большинство членов демонстрационной команды, и для воплощения плана в реальность была основана компания Draken International.

Инвестиции от друзей и бывших коллег были минимальными, в то время как Исаакман вложил в новую организацию уйму денег, чтобы купить истребители со всего мира. Из Новой Зеландии прибыл штурмовик Douglas A-4 Skyhawk. Из Южно-Африканской республики — Atlas Cheetah. Из Чехии — Aero L-159. Со временем Draken International собрала 100 истребителей ― крупнейший в мире частный флот военных воздушных судов.

Пробиться в круги американской военной авиации оказалось не так просто. Draken International потребовалось четыре года на то, чтобы получить первый контракт с вооруженными силами. Скотт Потит с позывным «Коротышка», семь лет работавший командиром и летчиком-испытателем на авиабазе Неллис и затем присоединившийся к коллективу Draken International для управления развитием бизнеса, сначала отнесся к затее весьма скептически.

«Мне казалось, что они слишком высоко берут, ― говорит он. ― Но Джаред разглядел назревавшую необходимость. Как только ему дали такую возможность, он начал оказывать услуги, ставшие для военно-воздушных сил настоящим спасением».

Выступая на авиашоу и летая вокруг света на реактивных самолетах ради покупки новых истребителей, Исаакман продолжал управлять еще и компанией по обработке платежей. По сложившейся традиции он работал 16 часов в сутки и ровно 15% от этого времени посвящал Draken International. «Здесь мне нужно было сосредоточиться на том, чтобы приобрести еще больше реактивных самолетов, пока их не расхватали другие, ― говорит предприниматель. ― Больше времени я всегда отводил на дела в Shift4 Payments».

В 2014 году будущему миллиардеру подвернулась деловая возможность, слишком хорошая, чтобы пройти мимо: его старый работодатель Merchant Services искал себе покупателя. Исаакман продал 53,5% своего платежного сервиса, который он создавал 15 лет, частной инвесткомпании Prospect Capital за $279 млн в виде акций и заемного капитала. Полученные деньги он пустил на покупку Merchant Services, заплатив примерно $250 млн.

Это было первое из корпоративных поглощений бизнесмена. В 2017-м, спустя год после того, как Prospect Capital продал свою долю инвестиционной компании Searchlight Capital из Нью-Йорка за $328 млн, Исаакман ударился в новые крупные покупки. Он приобрел троих конкурентов в сфере разработки программного обеспечения для ресторанного бизнеса, получив вместе с ними 100 000 их клиентов, включая такие популярные в США сети, как Outback Steakhouse и Denny’s. В ноябре 2017-го состоялась его самая масштабная на данный момент сделка: он купил компанию Shift4 Payments со штаб-квартирой в Лас-Вегасе. Исаакман взял от нее новое имя для своего бизнеса, а еще получил список статусных клиентов вроде развлекательного комплекса Caesars Palace с гостиницей и казино и организатора гольф-турниров PGA Tour.

Благодаря поглощению Shift4 Payments ежегодный оборот транзакций, проходящих через компанию Исаакмана, вырос более чем вдвое и превысил $100 млрд. Рентабельность в этом секторе крайне низкая: при обработке платежей операторы зарабатывают всего по несколько центов с каждого проведенного доллара. Но теперь с сотнями версий программного обеспечения и многочисленными платежными устройствами под одним колпаком Исаакман мог нацелиться на более крупных и прибыльных клиентов. «Это была моя самая основополагающая покупка из всех, ― уверен он. ― С ней мы заполучили огромную долю общего рынка ресторанно-гостиничной индустрии».

Все и так складывалось хорошо, когда Исаакман неожиданно заключил самую дорогую сделку для Draken International. Через семь месяцев после покупки Shift4 Payments он подписал первый в своем роде контракт на обучение пилотов военно-воздушных сил США на авиабазе Неллис. Сумма пятилетнего контракта с американской армией составила $280 млн.

Его старый друг по старшей школе совсем не удивился. «Джаред ― лучший в том, за что берется, и он неоднократно доказывал это начиная с нуля в совершенно разных областях, ― говорит Лобер. ― Его личность можно охарактеризовать краткой формулой: «увидеть, освоить, достичь совершенства».

Стать миллиардером в разгар пандемии

2020 год Исаакман встретил как обладатель состояния в сотни миллионов долларов и грандиозных планов по выходу на фондовый рынок. К тому времени Shift4 Payments отчиталась о рекордной выручке в размере $731 млн, хотя бизнес по-прежнему оставался убыточным. А потом наступил период неожиданной и долгой турбулентности.

18 марта предприниматель провел за переговорами с высшим руководством Shift4 Payments в штаб-квартире компании в Аллентауне. За два дня до этого индекс S&P 500 рухнул и продолжал падать до минимумов 1987 года. Из-за волатильности торги за две недели приостанавливались трижды.

Перспективы запланированных на следующую неделю встреч с инвесторами становились все призрачнее и туманнее. На экстренном совещании по поводу постепенного перевода сотрудников на удаленку кто-то из присутствовавших рассказал последнюю новость: губернатор Пенсильвании Том Вульф на следующий же день собирался ввести еще более строгий режим самоизоляции, а это значило, что офисы компании закрылись бы насовсем.

«В тот момент все в жизни кардинально изменилось, ― размышляет теперь Исаакман. ― В голове крутилось множество мыслей: «Вернутся ли люди в офис? Застанет ли это время наша компания?» К последней неделе марта транзакции 125 000 ресторанов-клиентов Shift4 Payments сократились на 74% по сравнению с первой неделей февраля. Обороты 21 000 гостиниц упали на 86%.

Все отправились по домам — кроме Исаакмана. Среди рядов пустых рабочих мест в штаб-квартире Shift4 Payments площадью почти 7500 кв. м он работал по 16 часов в сутки в будние дни и с 9 утра до 17 часов по выходным. Чтобы помочь борющимся за выживание клиентам остаться на плаву, он на три месяца отменил комиссионные сборы и запустил сайт, где покупатели могли покупать подарочные карты, а компания добавляла им на покупки 5% от внесенной суммы. Помимо этого, бизнесмен запустил систему QR-кодов для бесконтактной оплаты и представил новый сервис, помогающий ресторанам перейти на онлайн-заказы.

Довольно скоро к Shift4 Payments снова вернулись жизненные силы. К маю транзакции в ресторанном секторе подросли на 45% по сравнению с самыми низкими показателями в марте, хотя отели по темпам восстановления пока еще отставали. В июне компания разместила акции на Нью-Йоркской фондовой бирже, а в июле установила рекорд, обработав на 25% платежей больше, чем в аналогичный период 2019-го.

После дебюта на бирже рабочий день Исаакмана стал еще длиннее. Несмотря на чистый убыток в размере $75 млн при выручке в $67 млн во втором квартале (преимущественно из-за пандемии), Shift4 Payments вновь начал активно привлекать клиентов. В июле контракт с компанией подписали команда Национальной футбольной лиги «Лас-Вегас Рэйдерс» и ее новая арена ― стадион Allegiant Stadium. По сравнению с основными конкурентами Elavon и FreedomPay, Исаакман предлагает более низкую комиссию, что привлекает рестораны и отели, которые сейчас всеми способами стараются экономить. Предприниматель сейчас обдумывает развитие бизнеса за рубежом и планирует выйти за пределы родной индустрии гостеприимства.

Когда ему нужна передышка от напряженного графика, бизнесмен отправляется домой на юг Монтаны, где его ждет собственный МиГ. Во время отдыха он меняет футболку с логотипом Shift4 Payments на форму пилота и поднимается в небо. «Для меня это что-то типа терапии, ― откровенничает он. ― Побег от суеты».

Вторая волна COVID-19 грядущей зимой может снова поставить бизнес под угрозу, но Исаакман по этому поводу не переживает. «Еще не вечер. Мир вернется к привычной жизни», ― считает миллиардер.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2020/10/26/31739/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.