Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Уже в постройке": зачем Россия возрождает "самолеты судного дня"


26 октября 2020 года Андрей Коц, РИА Новости


Просторный, защищенный, высокотехнологичный — уже в ближайшем будущем Вооруженные силы получат новые воздушные пункты управления на базе дальнемагистрального лайнера Ил-96-400М. На Западе такие машины называют "самолетами судного дня". В случае начала третьей мировой именно с борта "летающих штабов" высшее военное и политическое руководство страны будет организовывать оборону и управлять войсками на земле, на море и в воздухе. Самолеты этого класса сегодня есть только у России и США. Об их особенностях и задачах — в материале РИА Новости.

Спасти командование

Отношения между ядерными державами обострились до предела. Дипломаты зашли в тупик, стороны отозвали послов. Вооруженные силы приведены в максимальную готовность. Стратегические бомбардировщики поднимаются в воздух, атомные подводные лодки с баллистическими ракетами уходят в океан, подвижные грунтовые ракетные комплексы выдвигаются на маршруты боевого патрулирования. Мир замер в ожидании третьей мировой.

К счастью, подобный сценарий пока лишь фантастика. И в России, и в США прекрасно понимают, что полномасштабная война может быстро перерасти в ядерную и привести к десяткам миллионов жертв. Однако военные всегда готовятся к худшему. Обе стороны предполагают, что первый удар в таком конфликте обезглавит противника, лишит его возможности управлять войсками и организовать какое-либо сопротивление. Главная цель — военные и политические центры.

В угрожаемый период руководство России и высший командный состав Вооруженных сил в условиях строгой секретности перевезут на военный аэродром, где их будут дожидаться крылатые командные пункты. Основная задача экипажей "самолетов судного дня" — вывести первых лиц государства из-под удара и предоставить им возможность управлять обороной страны с воздуха. Боевую устойчивость этих командных пунктов обеспечивают истребители сопровождения и танкеры-заправщики. Схожая тактика разработана и в США — еще в годы холодной войны.

Долгожданная замена

В ВКС России — четыре "самолета судного дня" Ил-80, построенных на базе пассажирских лайнеров Ил-86. Мощная энергоустановка, современные средства связи, система жизнеобеспечения позволяют находиться в воздухе несколько дней — конечно, с дозаправками.

От гражданского предшественника Ил-80 отличается высоким "лбом" — крупным накладным отсеком в носовой части фюзеляжа, где размещено различное радиоэлектронное оборудование. Кроме того, на Ил-80 нет иллюминаторов — чтобы экипаж и пассажиры не ослепли от вспышки близкого ядерного взрыва. В хвостовой части — выпускная тросовая антенна для связи с подводными лодками.

Подробная информация по Ил-80 — государственная тайна. Известно лишь, что на борту установлена аппаратура для управления всеми видами и родами Вооруженных сил, предусмотрены помещения для работы и отдыха высокопоставленных пассажиров, дополнительные емкости для запасов топлива. Самолет может взлетать с любого гражданского и военного аэродрома, оборудован средствами защиты от оружия массового поражения и способен действовать автономно в случае уничтожения наземного и спутникового оборудования систем ретрансляции, связи и навигации.

Однако Ил-80 эксплуатируются в войсках уже свыше 15 лет и выработали большую часть своего ресурса. Кроме того, базовые лайнеры Ил-86 — среднемагистральные. Их практическая дальность — всего 3800 километров, этого недостаточно для воздушного пункта управления. Поэтому выбор Ил-96-400М в качестве базы для нового "самолета судного дня" вполне оправдан: дальность этой машины при максимальной нагрузке — около девяти тысяч километров.

"Летающие отели"

В Вооруженных силах США есть четыре самолета E-4B Nightwatch ("Ночной дозор"), созданных на основе авиалайнера Boeing-747. Каждый берет на борт до 100 человек и может находиться в воздухе до недели при регулярной дозаправке. Е-4B защищены от поражающих факторов ядерного взрыва и напичканы самым современным радиоэлектронным оборудованием.

По сути, американский "самолет судного дня" — это летающий отель. Там есть все для автономной работы в течение нескольких дней — кухня, санузлы, зона отдыха, спальные кубрики, комната совещаний со столом и девятью креслами, зона коммуникации и связи на 29 рабочих мест, другие помещения. Интерьер отличается комфортом, а оборудование — высокой эргономикой. Возможно, поэтому первые лица США периодически выбирают E-4B для длительных перелетов в другие страны с официальным визитом вместо классических президентских бортов Air Force One.

Самолеты E-4B значительно старше российских Ил-80. Их приняли в эксплуатацию еще в 1970-х. Впрочем, они постоянно модернизируются. В 2015-м часть бортов прошла процедуру перепрограммирования и модификации коммуникационного оборудования. Самолеты получили высокоскоростной доступ в интернет, широкополосную спутниковую связь, а также специальные защищенные каналы с высокой пропускной способностью. Дальность E-4B — 11 тысяч километров.

Кроме того, у американцев имеются 16 самолетов E-6, предназначенных для обеспечения резервной системы связи со стратегическими АПЛ, а также для использования в качестве воздушного командного пункта Объединенного стратегического командования Вооруженных сил США. В случае войны эти машины выйдут на боевое патрулирование в Атлантической и Тихоокеанской зоне, поддерживая связь с подводными лодками и "самолетами судного дня" E-4B.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Анастасия Николаева
Интерфакс
Исследовать вместе
Максим Талавринов
РБК
"Аэрофлот" продаст 51% авиакомпании "Аврора" за 1 рубль
Максим Талавринов
РБК
"Победа" отменила более 100 рейсов из-за ввода новой системы полетов
Александр Атасунцев
РБК
Проблемы с управлением, вооружением, разведкой. Как участники и эксперты объясняют поражение армянской стороны в войне за Карабах
Владислав Викторов
КоммерсантЪ-FM
Самолеты полетят по новой схеме
Сергей Зайцев
Аргументы и факты
Наукоёмкий процесс. Как сейчас разрабатывают авиационные двигатели

Sakh.com
В сахалинском центре обслуживания воздушного движения открыли музей
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Дождались "суперохотника": утвержден график поставок новейших Ми-28НМ



Екатерина Москвич
ТАСС
Продвинутый "Чегет"
Дмитрий Астахов
КоммерсантЪ - Пермь
Пороховой подход
Владимир Тучков
Военно-промышленный курьер
Сезон охоты на БЛА открыт
Эльнар Байназаров
Известия
Им бы в небо: власти Карабаха хотят открыть аэропорт Степанакерта
Сергей Черных
Комсомольская правда
Ради неприличного рисунка пилоты подвергли риску сотню пассажиров
Сергей Данилов
Московский Комсомолец
360 миллионов: "ковид" загрузил работой Улан-Удэнскую "приборку"
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Летчики назвали надуманной проблему пилотирования по бумажным картам

Business FM
Пилотам в ряде аэропортов России в декабре придется заходить на посадку по бумажным картам
Максим Талавринов, Евгений Лебедев
РБК
Данные десятков аэропортов России не успели внести в новую схему полетов
М. Талавринов, В. Полякова, Т. Дзядко, Д. Серков
РБК
Росавиация обвинила "Победу" в авиаинциденте с полетом в защиту Дзюбы
Сергей Зюзин
Российская газета
Сделка подождет
Андрей Юдин
Красная звезда
Всегда и во всём – на высоте
Ольга Самофалова
Взгляд
Минобороны готово продать Москве аэродром Остафьево
Герман Костринский
Известия
Ценовое пике: в кабмин пожаловались на резкое подорожание авиабилетов
Яна Шамаева
Российская газета
Первый во всем: в СССР разрабатывали самолет-камикадзе на базе ТБ-1
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Связь с Карабахом: российских миротворцев оснастили "сотовым оружием"
Мелисса Джун Роули
Forbes
Достичь стратосферы: как предпринимательница из США планирует спасать людей с помощью беспилотников
Максим Талавринов, Тимофей Дзядко
РБК
Банк «Россия» стал крупнейшим кредитором авиакомпании Utair Под кредиты заложен контрольный пакет перевозчика
Юрий Сенаторов, Николай Сергеев
КоммерсантЪ
На Восточном ни дня без посадки
Дмитрий Гаврилов
BFM
В самолет — только со справкой. Станут ли полеты спокойнее с «проездным здоровья»?
Кирилл Сенин
Известия
Удар по "Молниям": в конгрессе хотят помешать продаже оружия в ОАЭ
Максим Талавринов, Тимофей Дзядко
РБК
Доля крупнейшего миноритария в «Аэрофлоте» сократилась вдвое
Евгения Барановская
Nation News
Последний полет Ил-18: почему самолет исчез после катастрофы под Калязином
Михаил Кувырко
Взгляд
Российские расстояния спасают отечественных авиаторов
Денис Юлин
Profi.Travel
На авиарынке ждут появления конкурентов "Победы" и снижения тарифов
Александр Гончаров
Главред (перевод ИноСМИ)
Украинцы оплатят миллиардный иск Китая по Мотор Сич из своего кармана
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Модернизация ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 набирает обороты
Екатерина Постникова
Известия
Пробить ДОН: на каких условиях РФ остается в Договоре по открытому небу

Интерфакс
Суды признали "российское гражданство" израильских беспилотников в деле о пошлинах
Сергей Калашников
Коммерсантъ (Воронеж)
"Ильюшин финанс Ко" доплатит за крылья
Евгений Перельчук
BFM
Не макет и не игрушка — настоящий самолет
Максим Талавринов
РБК
В Росавиации заявили о планах авиакомпаний создать конкурентов "Победе"
Сергей Птичкин
Российская газета
Десант взлетит с любого аэродрома
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Ка" быть: обновленные ударные вертолеты летят на юг
Наталья Граф, Нина Рузанова
Российская газета
Спасение "Руслана"
Максим Талавринов, Дмитрий Серков, Майя Бобенко
РБК
Росавиация проверит "Победу" из-за траектории полета в поддержку Дзюбы
Инна Сидоркова
РБК
В "Ростехе" рассмотрят смену гендиректора производящей Superjet компании
Анастасия Веденеева, Ольга Никитина, Илья Усов
КоммерсантЪ
Лизинг в промышленных масштабах

Sina.com (перевод ИноСМИ)
Россия может сбивать американские истребители пятого поколения?
Рикардо Зедано (Ricardo Zedano)
Federación de Periodistas del Perú (перевод ИноСМИ)
У России есть альтернативы "самолету-невидимке", который Украина планирует продать Перу
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Авиаотрасль призывает к снятию карантина для прилетающих
Лилия Галявиева
КоммерсантЪ - FM
Финляндия готовится к открытию

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer