Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Лайнер CR929 – шанс для обеих стран


27 октября 2020 года Руслан Полончук, Военно-промышленный курьер


Китайский рынок гражданской авиации подобен чуду. Однако на Западе некоторые считают, что Поднебесная не в состоянии самостоятельно разработать самолет – иначе зачем ей сотрудничать с Россией? На это есть целый ряд причин. Например, никто не отменял западную блокаду. Недавно проект широкофюзеляжного пассажирского самолета CR929, над которым совместно работают Китай и Россия, получил новый виток развития. По сообщениям СМИ КНР, по проекту CR929 существуют «серьезные разногласия», которые могут привести к провалу всего сотрудничества.

Год назад генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) России Юрий Слюсарь сообщил в рамках бизнес-диалога Россия – Китай во время Петербургского международного экономического форума, что работы по проекту совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 близятся к завершению и обе стороны получили «мягкие контракты» на закупку 200 самолетов.

Почему вместе

В 2017 году Китайская корпорация гражданского авиастроения (COMAC) и российская Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) совместно создали Китайско-российскую международную коммерческую авиастроительную компанию (CRAIC) для разработки широкофюзеляжных пассажирских самолетов. В 2018-м демонстрационный образец CR929 был представлен общественности в рамках Air Show China в Чжухае.

Долгое время с момента основания CRAIC внешний мир был не слишком оптимистично настроен относительно китайско-российского сотрудничества в области широкофюзеляжных авиалайнеров, утверждая, например, что проект CR929 – это вынужденный политический союз.

“Если антикитайские властвующие политики захотят задушить гражданскую авиацию Китая даже ценой потери собственной промышленной цепочки и выплаты сотни миллиардов долларов, они, несомненно, пойдут на это”

Однако эти предположения не так весомы, как рыночные данные. Давайте обратимся к изданию «Статистический бюллетень развития гражданской авиации за 2018 год», официально выпущенный Управлением гражданской авиации. По состоянию на конец 2018 года в материковой части Китая эксплуатировалось 409 широкофюзеляжных пассажирских самолетов, что на 47 больше, чем в 2017-м.

Также посмотрим на прогноз известной консалтинговой компании Oliver Wyman на распределение мирового рынка широкофюзеляжных пассажирских самолетов в 2029 году. Согласно ему, когда в континентальном Китае будет эксплуатироваться до 779 широкофюзеляжных лайнеров, в странах Восточной Европы, включая Россию, – 254, при этом общее количество широкофюзеляжных авиалайнеров здесь, по разным оценкам, составляет всего около 150.

Если к 2029 году CR929 будет введен в эксплуатацию, то тогда, если смотреть только на материковый Китай и Восточную Европу, емкость рынка широкофюзеляжных пассажирских самолетов составит около тысячи. Это немаленький рынок, но не гигантский.

Новое поколение

Новое поколение широкофюзеляжных авиалайнеров в основном представлено Boeing 787, Boeing 777X, Airbus A350 XWB, Airbus A330neo, которые в будущем также станут конкурентами CR929. Среди них наиболее популярным, несомненно, является Boeing 787. В настоящее время и количество заказов, и количество поставок этого самолета в сумме превышает показатели Airbus A350 XWB и A330neo.

Поэтому вполне можно сравнить CR929 с продажами B-787. Согласно статье The Economist этот проект обошелся компании Boeing в 32 миллиарда долларов. Хотя разные исследователи приводили отличные друг от друга данные, очевидно, что Boeing хотел продать минимум тысячу самолетов этой модели. Согласно другим данным компания Airbus потратила не менее 19 миллиардов долларов на исследования и разработку A380 и, желая возместить затраты на НИОКР, намеревалась продать более 400 самолетов, однако в настоящее время заказано только 290.

Проведенный анализ показывает, что широкофюзеляжные пассажирские самолеты не так просто окупить из-за ограниченных размеров рынка, что верно и для CR929. И чтобы этот проект окупился, нужно продать более 400 самолетов.

С точки зрения конструкции технические характеристики CR929 очень похожи на показатели его конкурентов – Boeing и Airbus и, как и C919, позволяют авиакомпаниям плавно заменять существующие модели. Однако CR929 как недавно разработанный требует времени для производства, доставки, введения в эксплуатацию и формирования репутации. Авиакомпании, эксплуатирующие широкофюзеляжные самолеты Boeing и Airbus, не смогут быстро заменить существующий парк самолетами CR929, обычно обновляют от трети до четверти.

Однако независимо от того, имеется ли в виду рынок материковой части Китая или Восточной Европы, CR929 будет трудно достичь безубыточности в соответствии с их прогнозируемыми общими объемами парка при фиксированном коэффициенте замещения.

Почему именно он?

Когда на рынке есть американский Boeing 787 и европейский Airbus A330neo/A350, зачем китайским компаниям покупать двухпроходный авиалайнер российского производства? Верно и обратное: в условиях, когда Россия может выбрать имеющиеся в продаже «зрелые» американо-европейские модели, она не будет рассматривать C929, произведенный в Китае.

На раннем этапе разработки нового пассажирского самолета первоначальные пользователи и основной рынок сбыта являются ключом к выживанию модели. На заре создания Airbus первыми пользователями A300 были авиакомпании основных стран-участниц – Air France и Lufthansa.

К 2029 году емкость рынка широкофюзеляжных пассажирских самолетов в материковом Китае и Восточной Европе составит около тысячи. Если учитывать ежегодный рост, сохранив неизменным коэффициент замещения старых моделей от одной трети до одной четверти, то CR929, опираясь только на эти два рынка, сможет возместить затраты на НИОКР, что, несомненно, и обеспечивает дополнительную страховку для проекта.

Что касается Китая и России, то обе страны хотят разрабатывать собственные широкофюзеляжные пассажирские самолеты. Совместная разработка может снизить расходы и расширить первоначальную базу покупателей.

Требования рынка

В Статистическом бюллетене развития гражданской авиации за 2018 год на конец 2018-го в континентальном Китае насчитывалось 2883 узкофюзеляжных пассажирских самолета, что составляет 79,2 процента от всей транспортной авиации. Под узкофюзеляжным понимается авиалайнер, рассчитанный на 100–200 мест, к этому типу принадлежат наиболее распространенные самолеты серий Boeing 737 и Airbus A320.

Пассажирские машины этого типа составляют 80 процентов от транспортного парка Китая. Кроме того, ежегодный рост рынка узкофюзеляжных пассажирских самолетов на материке установился на уровне 10 процентов. Можно сказать, что рынок гражданской авиации материкового Китая – это бездонный океан для производителей такого типа лайнеров. И сегодня, когда C919 еще не зарекомендовал себя в глазах потребителей, этот огромный рынок, что неудивительно, разделен между Boeing и Airbus.

Согласно прогнозу компании Oliver Wyman к 2029 году китайский парк узкофюзеляжных пассажирских самолетов разрастется до 6133 единиц, что превысит 5505 на североамериканском рынке и 4732 на западноевропейском рынке, в результате чего он станет крупнейшим в мире.

Специалисты из КНР считают, что чисто китайский узкофюзеляжный C919 будет стремиться выйти на американский и африканский рынки. Но при этом авиакомпании Поднебесной – это основное направление сбыта C919 и гарантия финансового успеха.

Для рынка объемом шесть тысяч самолетов коэффициент замещения также составляет от трети до четверти, и читатели могут сами посчитать, сколько это самолетов C919. Даже если он не будет экспортироваться, COMAC все равно сможет окупить себестоимость и добиться прибыли. Таким образом, нужно лишь, чтобы C919 смог успешно получить сертификат годности к полетам, осуществить проектные цели и доказать авиакомпаниям, что он является самолетом, эквивалентным нынешним моделям Boeing 737 и A320, а также убедить каждого пассажира в своей безопасности и надежности.

Историческая возможность

С наступлением XXI века гражданская авиация Китая достигла крайне высокого уровня с точки зрения общего объема рынка, темпов роста и рыночного потенциала. За прошедшие сорок лет КНР получила огромный рынок и поощряла попытки прочно связать с собой производственную сеть гражданской авиации США и Европы. Хотя Boeing и Airbus делят китайский рынок и зарабатывают на нем много денег, они также неизбежно зависят от него.

Если американские и европейские политики предложат полностью запретить экспорт самолетов гражданской авиации и деталей в Китай из-за «нарушения прав человека», или «Тайваньского вопроса», или даже из-за того, что «китайский посол вышел из официальной резиденции с левой ноги», как и по другим нелепым причинам, то с последствиями первым столкнется не Китай, а политические лоббистские силы Boeing или Airbus. Соединенные Штаты, борясь за доходы самолетов Boeing и других распространенных лайнеров местной авиации, могут наложить санкции против гражданской авиации Китая, как они уже поступали с авиакосмической отраслью и Huawei.

Для Соединенных Штатов и Европы цена разрыва с гражданской авиацией Поднебесной очень высока и может даже означать «общую смерть». Но если антикитайские властвующие политики захотят задушить гражданскую авиацию Китая даже ценой потери собственной промышленной цепочки и выплаты сотни миллиардов долларов, они, несомненно, пойдут на это. С 70-х годов авиаконструкторы КНР неоднократно пробовали разработать собственные «большие самолеты» именно для того, чтобы избежать такого наихудшего сценария.

Хотя эти усилия по разным причинам не увенчались успехом, китайские специалисты стремятся обратить внимание на главную ценность этих попыток, особенно сегодня, когда Запад демонстрирует тенденцию к «разрыву» и «оказанию сильнейшего давления». Это и причина, по которой Китай всеми силами продвигает всестороннее замещение своей гражданской авиации на C919 и сотрудничает с Россией в разработке CR929, чтобы не иметь зависимости от Запада.

Насколько мы партнеры

По мнению китайских специалистов, Россия может иметь свои собственные идеи по проекту CR929 и в состоянии даже позволить распасться российско-китайскому союзу по исследованиям и разработкам. Однако основываясь на объемах рынка России и славянских стран, мы в силах предположить, сколько моделей чисто российской версии R929 может быть продано и способен ли проект окупиться.

Для сегодняшнего Китая большие самолеты, будь то узкофюзеляжные авиалайнеры, такие как C919, или двухпроходные пассажирские самолеты, такие как C929/CR929, просто необходимы в соответствии с требованиями автономной безопасности и контроля. Возможность совместной деятельности по CR929 является исторической. Китай прилагает все усилия, чтобы воспользоваться этой возможностью, и Россия должна делать то же самое, поскольку сотрудничество – единственный способ для обеих сторон добиться беспроигрышной ситуации. Рынок и время на стороне Китая, и вопрос о широкофюзеляжных самолетах в Поднебесной в любом случае будет решен – с участием России или без нее.




комментарии (0):













Материалы рубрики


РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий



Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer