Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Сверху виднее


30 октября 2020 года Lenta.ru


В октябре американская компания SpaceX начала публичное бета-тестирование глобальной спутниковой системы Starlink. Согласно обнародованным условиям, доступ к сети обойдется в 499 долларов (разовый платеж за оборудование без учета налогов, доставки и установки) плюс 99 долларов в месяц (абонентская плата). В настоящее время воспользоваться данным предложением смогут пользователи из США и Канады. О том, что из себя представляет Starlink, насколько данный проект важен для SpaceX и почему он вряд ли в ближайшее время появится в России, рассказывает «Лента.ру».

«Ожидайте, что скорость передачи данных будет варьироваться от 50 мегабит в секунду до 150 мегабит в секунду, а задержка сигнала — от 20 миллисекунд до 40 миллисекунд в течение следующих нескольких месяцев по мере совершенствования системы Starlink. Также будут краткие периоды отсутствия связи вообще. Когда мы запустим больше спутников, установим больше наземных станций и улучшим наше сетевое программное обеспечение, скорость передачи данных, задержка и время безотказной работы значительно улучшатся. Что касается задержки, то мы ожидаем, что к лету 2021 года она достигнет 16-19 миллисекунд», — говорится в письме с предложением протестировать Starlink, рассылаемом SpaceX потенциальным абонентам из приграничных с южной частью Канады штатов США.

Продвинутые

Оборудование для подключения к интернету включает в себя пользовательский терминал с фазированной антенной решеткой, который, как уверяют в компании, «более продвинут, чем то, что есть в истребителях», монтажный штатив и Wi-Fi-маршрутизатор. От начала установки данного оборудования до выхода в сеть, как заявляют в SpaceX, уйдет не более десяти минут. Облегчить подключение к Starlink должны приложения, доступные в Apple App Store и Google Play, где содержатся инструкции по настройке сети и управлению ею. Кроме стандартного набора, за дополнительную плату можно приобрести крепления для установки антенны на крыше, что, вероятно, увеличит необходимое для монтажа оборудования время.

Обозначенная SpaceX абонентская плата за доступ к полноценной сети высокоскоростного широкополосного интернета оказывается чрезвычайно выгодной для пользователей в США, где средняя ежемесячная плата за подобные услуги оценивается в 70 долларов. Более того, учитывая заявляемые скорость и пинг Starlink, предложение оказывается выгоднее приобретения доступа в сеть у других спутниковых провайдеров, с которыми SpaceX, в общем-то, и нужно сравнивать. Также нельзя исключать, что в перспективе, по мере увеличения числа спутников и количества пользователей Starlink, стоимость терминала и абонентская плата сети будут уменьшаться. По словам главы SpaceX Илона Маска, пользователям будут предлагаться различные варианты терминалов, стоимость которых составляет от 100 до 300 долларов. Не исключено, что абонентская плата будет варьироваться в зависимости от трафика. Коммерческое использование Starlink по всему миру планируется запустить в 2021 году.

Бизнес

Именно Starlink, а не пусковой бизнес по выведению космических аппаратов использованными ракетами Falcon 9 или доставка астронавтов НАСА при помощи космического корабля Crew Dragon к Международной космической станции (МКС), уже в ближайшие несколько лет может приносить многомиллиардные прибыли SpaceX. Это еще больше приблизит к реальности полет первых людей на Марс, ради чего, по словам Маска, и появилась компания. По мнению главы SpaceX, ожидаемые вложения в Starlink до середины 2020-х годов составят не менее 10 миллиардов долларов.

Согласно оценке инвестиционного банка Morgan Stanley, базовая стоимость SpaceX, в июле составлявшая 52 миллиарда долларов, в октябре превысила 100 миллиардов. Основной вклад (81 миллиард) в данный показатель, согласно кредитной организации, вносит система околоземных спутников Starlink. На втором месте — пусковой бизнес (12 миллиардов). На третьем — многоразовая транспортная система Big Falcon Rocket (BFR, 9 миллиардов), при помощи которой Маск, в частности, планирует начать колонизацию Марса.

Для сравнения, согласно оценкам инвестиционного банка Jefferies Group, за 2018 год SpaceX заработала около двух миллиардов долларов на запусках Falcon 9, что превышает аналогичный показатель ее конкурентов из США и других стран, в частности, американских компаний United Launch Alliance (ULA, 1,75 миллиарда долларов) и Northrop Grumman (1,2 миллиарда) — основных партнеров «Роскосмоса» в США, использующих российские ракетные двигатели РД-180 и РД-181 соответственно.

Немаловажно, что SpaceX надеется получить финансирование от Федеральной комиссии по связи США, предполагающее выделение субсидии на оснащение интернетом сельских территорий. Согласно требованиям регулятора, пинг не должен превышать 100 миллисекунд, а скорость — не опускаться ниже 25 мегабит в секунду, что уже продемонстрировала компания. Максимальная сумма, которую может получить SpaceX от Федеральной комиссии по связи, составляет 16 миллиардов долларов в течение 10 лет, что должно покрыть значимую часть расходов на создание Starlink.

Инновации

Работа Starlink предполагает наличие двух сегментов — космического и наземного. Первый предполагает развертывание спутников на низкой околоземной орбите, второй — наличие центра управления сетью, шлюзовых станций и абонентских терминалов. В настоящее время основная часть наземной сети построена на инфраструктуре Google, наземная маршрутизация осуществляется по волоконно-оптическим линиям связи, сервера, вероятно, размещаются там же, где и шлюзовые станции.

Одним пуском Falcon 9 выводится 60 космических аппаратов Starlink. Расчетный срок службы одного такого космического аппарата на низкой околоземной орбите оценивается в пять лет, после чего спутник должен снижаться и сгорать в атмосфере. К середине 2020-х годов компания планирует развернуть не менее 12 тысяч космических аппаратов Starlink. Сейчас их запущено около 900, а средняя скорость запуска — 120 спутников в месяц.

Космический аппарат, находясь на орбите высотой более 500 километров, способен под собой на Земле покрыть круговую область радиусом около 900 километров. Учитывая, что спутник относительно абонентского терминала движется со скоростью более 400 километров в минуту, в зоне видимости конкретной шлюзовой станции или абонентского терминала один такой космический аппарат будет находиться всего несколько минут, вследствие чего параболические антенны наземных терминалов должны успевать поворачиваться за спутником (со скоростью примерно несколько десятков градусов в минуту).

Для работы в сети Starlink необходимо, чтобы в зоне покрытия сигнала спутника, с которым связывается абонентский терминал, находилась как минимум одна шлюзовая станция. Летом 2020 года SpaceX начала тестирование лазерного соединения между космическими аппаратами Starlink, что позволило между парой спутников передать около 100 гигабайт данных. В компании уверяют, что полномасштабное использование данной технологии сделает Starlink одним из самых быстрых вариантов передачи данных по всему миру, что не только обеспечит малый пинг, но и привлечет американских военных к инвестированию в Starlink для связи с истребителями. Кроме того, использование лазеров позволит обойтись без шлюзовых станций там, где их размещение затруднено не только физически, например, на море, но и по другим причинам.

Поскольку пропускная способность одного космического аппарата Starlink оценивается в 17 гигабит в секунду, становится понятно, что в условиях плотной городской застройки, например, в Москве и китайских городах вроде Шанхая и Гонконга, интернет от SpaceX по удобству, характеристикам и цене, по крайней мере в заявленной конфигурации, будет уступать привычному проводному, а также беспроводным сетям 4G и 5G, чего нельзя сказать, например, о труднодоступных районах Крайнего Севера. Хотя сейчас в задачи SpaceX не входит обеспечение доступа в интернет из Арктики, нельзя исключать, что интерес Пентагона к данному региону сделает Starlink доступным и там.

Безопасность

У Starlink в России есть два противника. Первый — «Роскосмос», который категорически отказывается сотрудничать со SpaceX по спутниковому интернету, называя американскую компанию подрядчиком Пентагона. Однако это не мешает госкорпорации продавать в США ракетные двигатели, которые используются в том числе для запуска военных спутников, и выступать за размещение на территории России шлюзовых станций прямого конкурента Starlink — системы британcкой компании OneWeb. Последнее связано, вероятно, не с желанием госкорпорации дать доступ к спутниковому интернету российским пользователям, практически не замечающим никакой явной пользы от российской спутниковой группировки, а прежде всего с покупкой OneWeb через европейского оператора Arianespace средних ракет «Союз-2» для запуска спутников и использованием в последних российских комплектующих.

Вторая сторона, которая выступает против Starlink, — ФСБ. На самом деле силовики напрямую выступают не против проекта SpaceX, а против OneWeb, хотя стартовые юридические позиции данных компаний в России равноценны. Связано это с тем, что интересы OneWeb в России вызвался представлять «Роскосмос» в лице оператора единственной российской низкоорбитальной спутниковой системы связи «Гонец». В последнем заявляют, что у ФСБ имеются две основных претензии к OneWeb. Первая — электромагнитная совместимость системы с российскими спутниковыми системами, вторая — вопросы обеспечения системы оперативно-разыскных мероприятий (СОРМ).

В настоящее время Международный союз электросвязи признал соблюдение спутниками OneWeb нормативов по плотности потока мощности излучения. Таким образом остается вторая претензия, предполагающая комплексный подход к контролю трафика, проходящего через систему, аутентификации абонентов и анализу возможности использования OneWeb для совершения противоправных действий. В ФСБ говорят, что заявления о том, что система спутниковой связи не носит разведывательного характера и не сможет нанести ущерб интересам личности и общества России, носят в большей степени декларативный характер и не могут быть достоверно проверены. Фактически это означает, что Россия отказывается размещать шлюзовые станции OneWeb на своей территории. Таким образом использование SpaceX лазерного соединения, убирающее необходимость в шлюзовых станциях, вместе с позицией «Роскосмоса», практически исключает работу Starlink на законных основаниях в России.

Согласно требованиям Госкомиссии по радиочастотам, оперативно обновленным в 2018 году, ввоз в Россию терминалов мобильной спутниковой связи лицами, не являющимися операторами связи, запрещен. Тем не менее, согласно действующему российскому законодательству, использование физическими лицами в России терминалов Starlink пока явно не запрещено, хотя, вероятно, происхождение подобного устройства у его пользователя на территории страны может вызвать вопросы. Любопытно, что ничего вместо OneWeb или Starlink, обладающего сопоставимыми возможностями, россиянам не предлагается, а Минобороны предпочитает не российского «Гонца», а американский Iridium. Связано это с низкой пропускной способностью и низкой скоростью первого по сравнению со вторым. Что еще более занимательно — желание сотрудничать с OneWeb в «Гонце» объясняют экономией на капитальных затратах в виде орбитальной группировки.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer