Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проектируя перспективу


6 октября 2020 года Айгуль Камаева, Российская газета


Электродвигатель для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, генератор гибридной силовой установки, сверхпрочные титановые сплавы для создания авиадвигателей - это лишь малая доля уникальных разработок, которые принадлежат ученым Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). Их технологии признаны прорывными на федеральном уровне. И поэтому УГАТУ стал единственным вузом Башкирии, завоевавшим грант федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ" национального проекта "Наука". Благодаря ему в 2020 году университет обновит приборную базу на 30,7 миллиона рублей, а в целом за пять лет в вузе планируется обновление на 251,3 миллиона рублей.

Электродвигатель для беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов, генератор гибридной силовой установки, сверхпрочные титановые сплавы для создания авиадвигателей - это лишь малая доля уникальных разработок, которые принадлежат ученым Уфимского государственного авиационного технического университета (УГАТУ). Их технологии признаны прорывными на федеральном уровне. И поэтому УГАТУ стал единственным вузом Башкирии, завоевавшим грант федерального проекта "Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в РФ" национального проекта "Наука". Благодаря ему в 2020 году университет обновит приборную базу на 30,7 миллиона рублей, а в целом за пять лет в вузе планируется обновление на 251,3 миллиона рублей.

Таким образом ученые УГАТУ доказали: наука может зарабатывать, а изобретения реально сразу внедрять в производство.

Все дело в том, что сегодня сотрудники университета различных кафедр работают над созданием авиации будущего: высокоэффективных электрических машин следующего поколения для электрического самолета, новых сплавов и материалов для авиастроения.

Так, ученые кафедры электромеханики университета участвуют в реализации масштабной государственной научно-исследовательской работы "Электролет СУ-2020", которая предполагает создание самолетов с гибридными силовыми установками (ГСУ), существенно сокращающими расход топлива и вредных выбросов.

В прошлом году созданный инженерами УГАТУ генератор ГСУ прошел успешные стендовые испытания. В марте 2020 года сделан следующий шаг - первая "примерка" генератора на борту летающей лаборатории Як-40, на базе которого и создается демонстратор электрического самолета. Один из двигателей Як-40 заменят на энергоузел с генератором УГАТУ, а в носовой части установят электродвигатель с воздушным винтом, уточнили в университете.

Кроме того, ученые УГАТУ успешно защитили проект по созданию электродвигателя для перспективных пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов в правлении Фонда перспективных исследований. Разработку научного коллектива кафедры электромеханики под руководством профессора Флюра Исмагилова и доцента Вячеслава Вавилова признали "прорывной технологией". Она первой в Республике Башкортостан получила финансирование Фонда.

Большинство разработок ученых университета сразу же начинают внедряться в производство. Так, к примеру, сотрудники Института физики перспективных материалов УГАТУ разработали новый высокопроизводительный способ повышения прочности титанового сплава BT8М-1. Он используется для изготовления одной из важнейших деталей авиационного двигателя - лопатки компрессора. Опытную партию лопаток из нового сплава инженеры вуза выпустили и проверили на прочность совместно с ПАО "ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение". После получения патента этот способ упрочнения титанового сплава начали осваивать на предприятии.

Разработчики отмечают, что применение этого сплава повысит ресурс и надежность авиационных двигателей, сократит количество ремонтных работ. Изобретением уже заинтересовались производители вертолетов.

Важный момент - в исследованиях УГАТУ задействованы не только ведущие ученые и специалисты университета, но и креативная молодежь. Для этого на базе кафедры электромеханики действует конструкторское бюро, объединяющее студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Как отмечают в вузе, это позволяет подготовить квалифицированные кадры для предприятий отрасли, а также поддержать и содействовать развитию научных идей молодежи.

Чтобы студенты могли заниматься наукой, в УГАТУ созданы все условия: имеются суперкомпьютер, центр коллективного пользования научным и технологическим оборудованием "Нанотех", космический научно-образовательный микроспутник "УГАТУ-САТ", а также центр приема и обработки космической информации, лаборатория 3D-визуализации и лаборатория прототипирования. Особая гордость - инновационный научный комплекс аддитивных технологий.

Теперь же с получением гранта в рамках федерального нацпроекта "Наука" УГАТУ приобретет дополнительное оборудование для выполнения крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских проектов. Часть средств направят на обновление центра коллективного пользования "НАНОТЕХ".

- Возможность использовать самое современное научное оборудование станет отличным стимулом для наших молодых ученых, - считает ректор УГАТУ Сергей Новиков. - У них появится дополнительная мотивация для реализации своих научных идей, публикации статей в высокорейтинговых журналах и защиты диссертаций. Уверен, что новые технологические возможности привлекут внимание научного сообщества и индустриальных партнеров к исследовательским разработкам УГАТУ, будут способствовать развитию научной кооперации и благоприятно скажутся на престиже инженерной профессии.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Павел Казарновский
РБК
Банк "Траст" выставил на торги долги авиакомпании Utair на 15 млрд рублей

РБК
Эксперты оценили потребности авиакомпаний в господдержке из-за пандемии
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Не одним Махом: российская ПВО научилась сбивать гиперзвуковые ракеты
Юлия Острогожская
ТАСС
Что доказал Амет-Хан Султан. О летчике, прошедшем войну и погибшем в мирное время
Иван Корякин, Яна Пашаева
Коммерсантъ FM
На пассажиров надевают маски
Мария Кокорева
РБК
Авиакомпании попросили у Мишустина ₽50 млрд субсидий из-за коронавируса
Юрий Гаврилов
Российская газета
Рой вокруг "Ратника"
Сергей Птичкин
Российская газета
Дождь с доставкой на дом



Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Туристы оказались внутренне не готовы
Юрий Сюн
КоммерсантЪ
И слышен нам не рокот водовода
Иван Буранов
КоммерсантЪ
"Аэроэкспресс" заплатит за проезд
Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Деньги просочились сквозь аэродромные плиты
Сергей Птичкин
Российская газета
Приказ придет с неба
Александр Тимохин
Взгляд
Как сорвалась попытка добавить Су-34 уникальные "морские" возможности
Елена Ганжур
Forbes
Битва за Кубу: как авиаперевозчики поделят квоту на вывоз туристов на Остров свободы
Егор Авдеев
N+1
Углеволокно нас связало
Сергей Колтович
Forbes
Авиационная история успеха: как с помощью лоукостеров Исландия превратилась в мощный туристический бренд
Михаил Котов
Известия
Сторонники разбоя: США подвергают ревизии принципы космического права
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Включили аэромобильник: части ВДВ усилили вертолетами

TACC
СК возбудил дела о хищениях при строительстве и конструировании вертолета Ка-62
Герман Костринский
Известия
Шумовое предупреждение: жители вблизи аэропортов могут не получить компенсаций
Герман Костринский
Известия
Дали крылья: Россия возобновляет полеты в Японию, Сербию и на Кубу
Анатолий Костырев, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Авиаторы поскребли по амбарам
Алексей Леонков
ТАСС
Насколько для С-400 страшен рой дронов?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
В бой летят старики: может ли "кукурузник" стать дроном-камикадзе
Мария Кокорева
РБК
Авиакомпания "Россия" начала закупать первые Superjet под новые маршруты
Виктор Тунёв
Forbes
Прибыль для государства, убытки для акционеров: что не так с SPO "Аэрофлота"
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Сравнение двух катастроф "Суперджета" дало поразительные выводы
Михаил Кувырко
Взгляд
Россия тайно создает замену легендарному самолету
Юрий Кнутов
Военно-промышленный курьер
Бить интеллектом и дронами
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Слизать и модифицировать
Наталия Ячменникова
Российская газета
Высоки ли риски заражения коронавирусом в самолете
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Су-34 меняет профессию: экипажи бомбардировщиков научат сбивать самолеты
Людмила Подобедова, Мария Кокорева
РБК
Ликвидацию птичьей угрозы полетам в аэропортах России оценили в 70 млрд рублей
Михаил Котов
Известия
Недостаток воздуха: чем грозит утечка кислорода на МКС
Мария Кокорева
РБК
S7 на полгода обошла "Аэрофлот" по числу пассажиров
Виталий Гайдаев, Полина Смородская
КоммерсантЪ
Акциям "Аэрофлота" не хватает пассажиров
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Ударная комбинация: С-400 и С-300 превратят в арсеналы
Любовь Лежнева
Известия
Нелетная квота: бизнес жалуется на нехватку рейсов в ОАЭ и на Мальдивы
Николай Протопопов
РИА Новости
Недоделанные "Молнии". Почему F-35 останется самым неудачным истребителем
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Зарубежные фирмы прекращают поставки микроэлектроники и запчастей для самолетов в РФ
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Нашлись "Охотники": военные получат тяжелые беспилотные истребители
Мария Кокорева, Елена Сухорукова
РБК
Внуково ставит на залетных
Дина Пьяных
ТАСС
Из Дубая на Луну и далее — на Марс
Екатерина Москвич
ТАСС
Объект "Д" против простейшего спутника. Почему первым на орбиту полетел не тот аппарат
Айгуль Камаева
Российская газета
Проектируя перспективу
Валентина Гаврикова
РБК
"Аэрофлот" может снова взорвать рынок. Помогут "Победа", вакцина и FPO
Олег Корякин
Российская газета
Меняет правила игры: Military Watch оценил новую ракету для Су-57
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Бизнес-джеты зашли на посадку
Михаил Котов
Известия
Космические самураи: Япония обещает построить завод на Луне

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer