Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Объект "Д" против простейшего спутника. Почему первым на орбиту полетел не тот аппарат


4 октября 2020 года Екатерина Москвич, ТАСС


4 октября исполняется 63 года с начала космической эры. Именно в этот день в 1957 году ракета-носитель "Спутник" вывела на орбиту ПС-1 — "Простейший спутник". И уже через 314,5 секунд после старта через радиоканалы было передано знаменитое "Бип! Бип!". Почему на орбиту первым был отправлен простейший аппарат, а не спутник с научной аппаратурой, как готовился запуск и итоги полета читайте в материале ТАСС.

Науку в космос

В августе 1955 года первый замминистра среднего машиностроения СССР Михаил  Хруничев, заместитель министра среднего машиностроения Василий Рябиков и конструктор Сергей Королев предложили руководству ЦК КПСС начать разработку искусственного спутника Земли на базе ракеты Р-7 и осуществить первый пробный пуск в 1957 году.

Согласно рассекреченным документам, копии которых можно увидеть на сайте Российского государственного архива научно-технической документации, изначально на орбиту в 1957 году должен был полететь объект "Д" "весом 1000-1400 кг с аппаратурой для научных исследований весом 200-300 кг".

Предполагалось, что с помощью этого спутника Академия наук СССР сможет, к примеру, исследовать гравитационное и магнитное поля и формы земли, изучить ионосферу и ее влияние на радиосвязь, сфотографировать земную поверхность, выяснить возможности длительного пребывания живых организмов на искусственных спутниках Земли.

В то же время в отчете группы инженера Михаила Тихонравова, которая занималась разработкой проекта пилотируемого аппарата, предполагалось, что на основе объекта "Д" можно будет экспериментально проверить возможности военного применения спутников.

Объект "Д", считали специалисты, не сможет вернуться на Землю целым, поэтому они предложили "предусмотреть специальную "кассету", которая могла бы быть спасена и в которой сохранялась бы первичная научная документация".

Вместе с тем, для обеспечения запуска объекта "Д" на орбиту Совет министров постановил ускорить работы по созданию Р-7. В будущем это изделие станет легендарной ракетой-носителем, прародительницей современных "Союзов".

Отправная точка

Группа инженера Михаила Тихонравова предложила параллельно с созданием спутника освоить технику для полета человека, а также теоретически и экспериментально разработать методы безопасного спуска со спутника на Землю, говорится в отчете. Уже тогда конструкторы предполагали, что спутник-станция может стать отправной точкой для полетов в дальний космос.

Для начала, отметили в отчете специалисты, должны были состояться вертикальные подъемы человека в обитаемой капсуле, чтобы предварительно познакомить его с условиями полета на ракетах, затем "должны идти полеты с выводом ракеты на горизонтальный участок с последующим наклонным движением к поверхности Земли". Спуск аппарата с человеком  предполагался либо баллистический, либо по-самолётному — при помощи крыльев.

Возможности объекта "Д"

Аппарат объект "Д" должен был иметь большую продолжительность работы — до 85 часов, а также обеспечивать связь с Землей при кратковременных появлениях спутника над территорией СССР и получать результаты измерений во время полета за пределами страны.

Эскизный проект предполагал, что объект "Д" будет, к примеру, измерять давление атмосферы, концентрацию ионосферы, собственный электростатический заряд спутника и напряженность магнитного поля. Он был утвержден главным конструктором Сергеем Королевым в 1956 году.

Однако 6 августа на тот момент уже заместитель председателя Совета Министров СССР Михаил Хруничев в письме министру оборонной промышленности СССР Дмитрию Устинову констатировал отставание по графику работ. В свою очередь в министерстве обороны сообщили, что приняли меры, чтобы обеспечить выполнение работ в заданные сроки по ряду направлений, в том числе по изготовлению объемного макета и оптической аппаратуры.

Вперед летит простейший

В феврале 1957 года Устинов, Королев и другие доложили в президиум ЦК КПСС, что "по состоянию отработки сложного комплекса научной аппаратуры, измерительных средств и средств связи для объекта "Д", которая еще далека от окончания, запуск спутника в намеченном объеме возможен не ранее конца 1957 года".

Ученые предложили первыми отправить на орбиту малые упрощенные аппараты. "Эти пуски будет возможно осуществить после получения положительных результатов пусков одного-двух изделий Р-7, то есть <…> в июле 1957 года".

Предлагаемый спутник представлял собой шар диаметром около 500 мм весом 50 кг. На его борту не должно было быть научной аппаратуры, только радиопередатчик, через который сигнал поступал на радиопеленгаторные и связные средства связи Минобороны СССР, комитета Госбезопасности, Минсвязи. Не исключалось привлечение радиолюбителей и учебных заведений для приема сигнала.

В итоге спутник получился на 8 см шире в диаметре и на 32 кг тяжелее. Кроме радиопередатчика он имел на борту аппаратуру для измерения температуры и давления внутри  аппарата. Его запуск был назначен на середину октября 1957 года, но состоялся 4 октября.

Уже после успешного вывода выяснилось, что ракета стартовала, как выразился конструктор Борис Черток, "на бровях". В частности, боковой двигатель вышел на режим с запозданием, в полете отказала система управления "опережения баков", из-за чего керосин расходовался сверх нормы, поэтому центральный блок завершил работу на 1 секунду раньше расчетного времени. Несмотря на это, спутник был выведен на орбиту и приступил к работе.

Интересно, что в случае успешного запуска предполагалось сообщить об этом в СМИ через 2-2,5 часа после старта ракеты. Однако если бы спутник на орбиту не вышел, об этом предполагалось тоже сообщить, так как "этот эксперимент подтвердит возможность попадания ракеты в любую точку земного шара и удачного запуска спутника".

1400 оборотов

В результате первый искусственный спутник Земли активно функционировал на орбите 21 сутки — с 4 до 25 октября. В космосе он пробыл 92 дня, совершив 1400 оборотов вокруг Земли. После этого аппарат "вошел в плотные слои атмосферы и закончил свое существование 4 января 1958 года", говорится в акте Федерации авиационного спорта СССР.

Первый запуск объекта "Д" в итоге состоялся в апреле 1958 года, однако спутник так и не был выведен из-за взрыва ракеты на старте. Еще одна попытка была предпринята в мае того же года. Тогда аппарат вышел на орбиту и в итоге получил название "Спутник-3". На его борту было 12 научных приборов. Полет "Спутника-3" завершился 6 апреля 1960 года.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer