Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Из Дубая на Луну и далее — на Марс


6 октября 2020 года Дина Пьяных, ТАСС


Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) объявили о запуске собственной программы по исследованию Луны. Как сообщил в своем Twitter премьер-министр страны, правитель эмирата Дубай Мухаммед бен Рашид Аль Мактум, в 2024 году ОАЭ направят туда луноход.

ОАЭ могут стать четвертыми в мире после СССР, США и Китая и первыми из арабских государств, развивающих лунную программу. С начала освоения космоса более половины различных научных миссий потерпели неудачу. Недавно запуск своего модуля на Луну в 2022 году анонсировала Япония. Исследовательская программа ОАЭ является частью национальной космической стратегии страны и реализуется полностью на ресурсной и финансовой базе Эмиратов. Стратегия призвана помочь ОАЭ расширить высокотехнологический задел экономики, с развитием которого государство во многом связывает свое будущее.

"Почему Луна?"

В 2019 году НАСА анонсировало проект лунной программы "Артемида" (Artemis), которая будет состоять из трех этапов. Первый из них предусматривает беспилотный полет установленного на ракету SLS (Space Launch System) корабля Orion вокруг Луны и его возвращение на Землю. Второй этап — облет естественного спутника Земли с экипажем на борту. На третьем этапе миссии НАСА рассчитывает осуществить высадку астронавтов на Луну в 2024 году. Проект предполагает строительство небольшой космической станции на лунной орбите, а к концу 2020-х — создание на Луне постоянной базы.

Из-за пандемии нового коронавируса запланированные сроки были немного сдвинуты, и теперь первый этап намечен на 2021 год, второй — на 2023 год.

Незадолго до этого НАСА представило основные принципы, на которых будет строиться предлагаемое международное соглашение об освоении Луны. "Соглашения Артемиды" будут представлять собой ряд двусторонних договоров между США и странами-партнерами. За основу будут в значительной степени взяты принципы Договора по космосу 1967 года. Среди перечисленных принципов НАСА называло в том числе положения о добыче ресурсов на Луне и идею создания так называемых зон безопасности, которые должны предотвратить "вредоносное вмешательство". Соглашения с Соединенными Штатами о сотрудничестве уже заключили Италия, Япония и Австралия. ОАЭ официально пока не присоединились к нему, однако можно предположить, что это лишь вопрос времени.

"Почему Луна? — вопросом на вопрос ответил на состоявшемся в Дубае 4 октября специальном брифинге для журналистов директор программы "Марс-2117" Аднан ар-Раис. — Согласно глобальной дорожной карте исследований, составленной международными агентствами, для отправки будущих миссий на Марс нам необходимо сначала отправить человека на Луну в рамках проекта Lunar Gateway ("Лунные врата")". Название проекта, а он подразумевает строительство окололунной станции, в данном случае неслучайно: Луна рассматривается как своего рода промежуточный этап, проход к дальнейшему покорению Марса. По его словам, развитие этих технологий позволит в будущем достигнуть поставленной цели.

"Вклад ОАЭ заключается в организации миссии лунохода", — отметил он, добавив, что еще предстоит заключение контракта между эмиратским космическим центром имени Мухаммеда бен Рашида и центром, который обеспечит запуск лунного модуля. "Скоро будет объявлено о новых партнерских отношениях и сотрудничестве для совместной работы над миссией на Луну", — сказал он. Таким образом, эмиратская лунная программа является вкладом в развитие международной лунной программы (нетрудно предположить, что это будет как раз "Артемида"), нацеленной в конечном итоге на создание на Луне постоянной базы. А для успешной отправки туда человека необходимо максимально изучить естественный спутник Земли.

Созданный Эмиратами исследовательский лунный модуль должен приземлиться на поверхности Луны в 2024 году для изучения районов, не охваченных предыдущими научными миссиями. Луноход получил название "Рашид" в честь одного из основателей ОАЭ, правителя Дубая шейха Рашида ибн Саида, стоявшего у истоков суперсовременного мегаполиса и способствовавшего его процветанию. 10-килограммовый робот оснащен солнечными батареями, системами связи, двумя 3D-камерами высокого разрешения для съемок поверхности Луны и навигации, цифровой камерой для микроскопии, в частности, для съемок лунной пыли крупным планом, 3D-камерой дальностного изображения, современными анализаторами пыли, грунта, радиации, тепловизором, зондом Ленгмюра для определения температуры и плотности электронов, а также электрического потенциала плазмы.

В "Рашид" также будет встроен инерциальный измерительный блок для отслеживания движения аппарата и коммуникационные системы. Для работы в экстремальных климатических условиях Луны, где температура может опускаться до −173 °С, лунный вездеход будет оснащен четырьмя прочными колесами. Планируется, что к концу следующего года будет полностью завершена работа над дизайном роботического модуля, в 2022-м должна состояться сборка всей конструкции, на 2023 год намечены апробация и тестирования прототипа лунохода. 

Робот будет изучать грунт на поверхности Луны, а также передавать на Землю данные о тепловых свойствах структуры поверхности спутника и фотоэлектронной оболочки Луны. "Изучение лунной пыли поможет разработать технологии для будущих миссий", — рассказал доктор Хамад аль-Марзуки, руководитель проекта. Кроме того, "планируется изучить сильные и слабые стороны различных материалов в условиях взаимодействия с лунными частицами для разработки технологий, необходимых для выполнения более сложных миссий на Луне".

"Рашид" займется также изучением мобильности, чтобы ученые могли понять, какие высокотехнологичные решения необходимы для более плавного передвижения модулей в условиях суровой лунной поверхности. Луноход должен передать на Землю около тысячи изображений, причем не только Луны, но и Земли. В настоящее время эмиратские ученые пытаются определить место потенциальной и, главное, безопасной, посадки робота. "Все данные и снимки с поверхности естественного спутника Земли будут в последующем переданы исследовательским центрам по всему миру для последующего их научного применения", — добавил аль-Марзуки. 

Поселение на Марсе

В 2017 году Эмираты объявили об амбициозном проекте по строительству на Красной планете к 2117 году мини-города — первого человеческого поселения. Лунная программа стала первым шагом на пути реализации этого глобального плана. Как заявили в ОАЭ, строительство города на Марсе — стратегическая программа, "призванная гарантировать эмиратцам рабочие места в области науки, технологий, инженерии и математики на ближайшие 100 лет". Примечательно, что 40% задействованных в лунной программе инженеров — женщины.

В июле этого года ОАЭ отправили космический зонд Hope к Марсу с помощью японской ракеты-носителя. Цель миссии на Марс — изучить атмосферу, климатические условия и смену времен марсианского года, который длится почти вдвое дольше земного. Сейчас ведутся работы по созданию в районе Эль-Хаванидж, расположенном недалеко от космического центра, города — симулятора Марса со схожими условиями, где будут проводиться испытания. В ближайшие 10 лет планируется также работа над разработкой собственных спутников и центра моделирования космического пространства для подготовки космонавтов.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Мария Кокорева, Тимофей Дзядко, Павел Казарновский
РБК
Банк "Траст" выставил на торги долги авиакомпании Utair на 15 млрд рублей

РБК
Эксперты оценили потребности авиакомпаний в господдержке из-за пандемии
Роман Крецул, Алексей Рамм
Известия
Не одним Махом: российская ПВО научилась сбивать гиперзвуковые ракеты
Юлия Острогожская
ТАСС
Что доказал Амет-Хан Султан. О летчике, прошедшем войну и погибшем в мирное время
Иван Корякин, Яна Пашаева
Коммерсантъ FM
На пассажиров надевают маски
Мария Кокорева
РБК
Авиакомпании попросили у Мишустина ₽50 млрд субсидий из-за коронавируса
Юрий Гаврилов
Российская газета
Рой вокруг "Ратника"
Сергей Птичкин
Российская газета
Дождь с доставкой на дом



Александра Мерцалова
КоммерсантЪ
Туристы оказались внутренне не готовы
Юрий Сюн
КоммерсантЪ
И слышен нам не рокот водовода
Иван Буранов
КоммерсантЪ
"Аэроэкспресс" заплатит за проезд
Юрий Сенаторов
КоммерсантЪ
Деньги просочились сквозь аэродромные плиты
Сергей Птичкин
Российская газета
Приказ придет с неба
Александр Тимохин
Взгляд
Как сорвалась попытка добавить Су-34 уникальные "морские" возможности
Елена Ганжур
Forbes
Битва за Кубу: как авиаперевозчики поделят квоту на вывоз туристов на Остров свободы
Егор Авдеев
N+1
Углеволокно нас связало
Сергей Колтович
Forbes
Авиационная история успеха: как с помощью лоукостеров Исландия превратилась в мощный туристический бренд
Михаил Котов
Известия
Сторонники разбоя: США подвергают ревизии принципы космического права
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Включили аэромобильник: части ВДВ усилили вертолетами

TACC
СК возбудил дела о хищениях при строительстве и конструировании вертолета Ка-62
Герман Костринский
Известия
Шумовое предупреждение: жители вблизи аэропортов могут не получить компенсаций
Герман Костринский
Известия
Дали крылья: Россия возобновляет полеты в Японию, Сербию и на Кубу
Анатолий Костырев, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Авиаторы поскребли по амбарам
Алексей Леонков
ТАСС
Насколько для С-400 страшен рой дронов?
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
В бой летят старики: может ли "кукурузник" стать дроном-камикадзе
Мария Кокорева
РБК
Авиакомпания "Россия" начала закупать первые Superjet под новые маршруты
Виктор Тунёв
Forbes
Прибыль для государства, убытки для акционеров: что не так с SPO "Аэрофлота"
Ольга Божьева
Московский Комсомолец
Сравнение двух катастроф "Суперджета" дало поразительные выводы
Михаил Кувырко
Взгляд
Россия тайно создает замену легендарному самолету
Юрий Кнутов
Военно-промышленный курьер
Бить интеллектом и дронами
Руслан Полончук
Военно-промышленный курьер
Слизать и модифицировать
Наталия Ячменникова
Российская газета
Высоки ли риски заражения коронавирусом в самолете
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Су-34 меняет профессию: экипажи бомбардировщиков научат сбивать самолеты
Людмила Подобедова, Мария Кокорева
РБК
Ликвидацию птичьей угрозы полетам в аэропортах России оценили в 70 млрд рублей
Михаил Котов
Известия
Недостаток воздуха: чем грозит утечка кислорода на МКС
Мария Кокорева
РБК
S7 на полгода обошла "Аэрофлот" по числу пассажиров
Виталий Гайдаев, Полина Смородская
КоммерсантЪ
Акциям "Аэрофлота" не хватает пассажиров
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Ударная комбинация: С-400 и С-300 превратят в арсеналы
Любовь Лежнева
Известия
Нелетная квота: бизнес жалуется на нехватку рейсов в ОАЭ и на Мальдивы
Николай Протопопов
РИА Новости
Недоделанные "Молнии". Почему F-35 останется самым неудачным истребителем
Ирина Дронина
Независимое военное обозрение
Зарубежные фирмы прекращают поставки микроэлектроники и запчастей для самолетов в РФ
Антон Лавров, Алексей Рамм
Известия
Нашлись "Охотники": военные получат тяжелые беспилотные истребители
Мария Кокорева, Елена Сухорукова
РБК
Внуково ставит на залетных
Дина Пьяных
ТАСС
Из Дубая на Луну и далее — на Марс
Екатерина Москвич
ТАСС
Объект "Д" против простейшего спутника. Почему первым на орбиту полетел не тот аппарат
Айгуль Камаева
Российская газета
Проектируя перспективу
Валентина Гаврикова
РБК
"Аэрофлот" может снова взорвать рынок. Помогут "Победа", вакцина и FPO
Олег Корякин
Российская газета
Меняет правила игры: Military Watch оценил новую ракету для Су-57
Олег Рубникович
КоммерсантЪ
Бизнес-джеты зашли на посадку
Михаил Котов
Известия
Космические самураи: Япония обещает построить завод на Луне

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer