Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Недоделанные "Молнии". Почему F-35 останется самым неудачным истребителем


8 октября 2020 года Николай Протопопов, РИА Новости


Разрушение фюзеляжа, потеря контроля в полете и постоянные сбои электронного оборудования — Пентагон снова выявил проблемы при эксплуатации истребителей пятого поколения F-35 Lightning. На этот раз неполадки связаны с программным обеспечением, контролирующим износ и исправность узлов самолета. Претензии военных могут обойтись компании Lockheed Martin в десятки миллионов долларов. О бедах "тридцать пятого" — в материале РИА Новости.

Хотели как лучше

Очередное разбирательство между Министерством обороны США и производителем истребителей пятого поколения F-35 Lightning началось несколько месяцев назад. Военные требуют от компании более семидесяти миллионов долларов в качестве компенсации за некорректную работу программного оборудования Electronic equipment logs (EEL).

Это ПО должно предоставлять отчеты об ошибках и сбоях в бортовых системах, а также отслеживать исправность и контролировать срок службы комплектующих F-35. По сути, это цифровой журнал с историей каждой детали с момента ее установки на самолет до утилизации. Предполагалось, что такой подход поможет разработать более экономичные методы технического обслуживания новейших истребителей.

Но недавно выяснилось, что компьютер неправильно представил показатели пятнадцати тысяч запасных частей, полученных подразделениями ВВС США. Чтобы проверить все детали и создать электронные копии, потребовались значительные финансовые затраты и немало времени. Дело в том, что по регламенту комплектующие можно использовать в самолетах или отправлять на склады только после каталогизации.

Разработчики электроники пытаются переложить ответственность на военных, обвиняя их в неправильной эксплуатации. В Пентагоне утверждают, что проблема гораздо серьезнее. В частности, нарекания вызывает главная система самодиагностики истребителей ALIS (Autonomic Logistics Information System), составной частью которой является EEL.

Как бы то ни было, трудности с программой ALIS возникли сразу, на первых модификациях F-35B с укороченными взлетом и посадкой. По мнению аналитиков, столь сложную систему вряд ли удастся быстро доработать. Пентагон же пока рекомендует военным разбираться с "глюками" автоматики самостоятельно или выполнять некоторые операции вручную.

Страдающие летчики

Это далеко не единственный недостаток новейшего истребителя, претендующего на звание самого технологичного самолета ВВС США. Причем многие просчеты инженеров так и не исправили. По докладам Пентагона, это создает риски даже для жизни и здоровья летчиков и в целом ставит под сомнение способность самолета выполнять боевые задачи.

Проблем столько, что их разделили на несколько категорий и пересчитали. К самым критичным отнесли тринадцать. Например, внезапные скачки давления в кабине, из-за которых летчик может получить в полете баротравму. Пилоты ощущали резкую боль в ушах и носовых пазухах. Известно как минимум о двух таких инцидентах. В Lockheed Martin уверяют: решение уже нашли. Разработчики пообещали довести кабину до ума и усовершенствовать систему регулирования давления.

Пентагон всерьез беспокоит и система катапультирования — испытания показали, что пилот может легко сломать шейные позвонки, если весит меньше шестидесяти килограммов.

Еще одна головная боль ВВС США — неустойчивость палубных F-35 после выполнения некоторых маневров в воздухе, в частности уклонения от ракеты. Когда "тридцать пятый" летит с углом атаки больше двадцати градусов, высока вероятность потери контроля над машиной. По словам летчиков, истребитель становится очень неустойчивым и непредсказуемым. Предполагается, что это результат ошибок и "глюков" в программном обеспечении, требующем срочной доработки, — иначе эксплуатировать F-35 на максимальных режимах невозможно.

Эксперты сходятся в том, что модификация F-35В с вертикальными взлетом и посадкой получилась самой проблемной. Так, при приземлении в тридцатиградусную жару двигатель часто не справляется с нагрузкой и не обеспечивает достаточную тягу для безопасного снижения. Летчикам приходится буквально бросать свои машины на ВПП или палубу корабля. По оценкам, это чревато полным разрушением фюзеляжа и даже взрывом.

Отметим, что ВВС США уже потеряли несколько "палубников". В частности, в 2018-м F-35B Корпуса морской пехоты разбился в Южной Каролине. На днях такой же самолет столкнулся в небе с топливозаправщиком — истребитель рухнул на землю, а танкер все же удалось посадить.

"Кондиционный" товар

Самый главный просчет американских конструкторов — слишком слабый фюзеляж "тридцать пятого". "Молнии" не могут долго летать на сверхзвуке из-за риска разрушения. При высоких нагрузках у истребителей крошатся антенны, обшивка и оперение хвостовой части.

Исправлять недостаток в Пентагоне не спешат, ведь на это потребуются колоссальные средства и полная переработка конструкции. Летчикам лишь рекомендовали сократить продолжительность высокоскоростного полета до минимума. То есть они вынуждены в корне менять тактику применения F-35 и отказаться от его главного преимущества — перехвата воздушных целей на сверхзвуке.

И все это — лишь малая часть недостатков одного из самых дорогих военных проектов в истории. Напомним: стоимость программы Joint Strike Fighter, то есть единого ударного истребителя США, приближается к полутора триллионам долларов. При этом большая часть средств заложена на техническое обслуживание машин. Эксперты уверены: "тридцать пятый" продолжит высасывать деньги из американского бюджета, главным образом потому, что нуждается в постоянных доработках.

Планируется, что всего Lockheed Martin соберет около двух с половиной тысяч самолетов пятого поколения для ВВС США и союзников. Откровенно сырые машины продаются по всему миру — американцы умеют навязать товар, зачастую оказывая давление на правительства стран-сателлитов.

Самую крупную партию "невидимок" — порядка ста сорока — получит Великобритания, по сотне — Япония и Австралия. Южная Корея подписала контракт на шестьдесят истребителей, десятки "тридцать пятых" будут эксплуатировать Норвегия, Израиль, Польша и другие страны Европы.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer