Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная подготовка: ужесточение норм для дронов отложили на год


2 ноября 2020 года Анна Устинова, Герман Костринский, Известия


Власти перенесли введение норм об обязательной сертификации малых дронов (30 кг и менее) и обучении пилотов наравне с экипажами других воздушных судов как минимум на год. Предполагалось, что такой законопроект внесут в Госдуму в этом году, но правительство отказалось от этих планов, выяснили «Известия». С инициативой законодательно ужесточить требования к беспилотникам ранее выступал Минтранс. Ведомство продолжает работу над законопроектом, сообщили «Известиям» в министерстве. Участники рынка считают, что инициатива Минтранса выльется в неподъемные расходы, которые сделают использование беспилотников невыгодным.

Законопроект в пролете

Правительство решило исключить законопроект Минтранса о введении обязательной сертификации для малых дронов и обучении их пилотов наравне с экипажами других воздушных судов из плана законопроектной деятельности на 2020 год. Это следует из распоряжения премьер-министра Михаила Мишустина, подписанного 20 октября 2020 года. С документом ознакомились «Известия». Это означает, что кабмин если и внесет законопроект в Госдуму, то не раньше 2021 года.

Разработанные Минтрансом поправки в Воздушный кодекс были опубликованы на портале regulation.gov.ru 7 сентября. Законопроект предлагал ввести обязательную сертификацию малых беспилотников (сейчас она необходима только для судов массой больше 30 кг). Кроме того, документ предусматривал, что управлять такими дронами смогут только люди, которые прошли подготовку по федеральным авиационным правилам, как и экипажи воздушных судов.

По информации «Известий», инициатива отложить внесение законопроекта в Госдуму в этом году исходила от Минтранса. В ведомстве и в правительстве не стали комментировать эту информацию.

В то же время в Минтрансе отметили, что работа над законопроектом продолжается, а вопрос об упрощенном режиме сертификации беспилотников и обучения пилотов находится в проработке. В ведомстве подчеркнули, что предлагаемое регулирование относится исключительно к беспилотным воздушным судам (БВС) с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, используемым для коммерческих перевозок грузов, почты или выполнения авиаработ.

— Законопроект направлен на минимизацию рисков причинения ущерба третьим лицам или имуществу по причине использования БВС, не отвечающего минимальным требованиям безопасности полетов и управления им неквалифицированным внешним пилотом, — пояснили в министерстве.

Однако рабочая группа по совершенствованию законодательства в целях обеспечения реализации плана мероприятий Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет», объединяющая участников рынка беспилотников, критиковала законопроект. Отрасль настаивает, что инициатива Минтранса выльется в неподъемные расходы, которые сделают использование беспилотников невыгодным по сравнению с альтернативами.

«Принятие предложенного Минтрансом законопроекта приведет к существенному увеличению области предоставления госуслуг с прямым участием государства в лице уполномоченных органов (Росавиации), росту административных барьеров в развитии рынка БАС (беспилотных авиационных систем), значительному возрастанию временных и финансовых затрат на получение разрешительных документов для коммерческого использования БАС», говорится в письме ассоциации «Аэронет» (есть в распоряжении «Известий»).

Всё это ожидаемо приведет к торможению развития рынка БАС и услуг с их использованием либо уходу большей части рынка в «теневую» область, считают авторы документа.

Впрочем, в Минтрансе утверждают, что на расширенном заседании рабочей группы «Аэронет» высказаны позиции в поддержку существующей редакции законопроекта. В вопросах обеспечения безопасности полетов, охраны жизни граждан и имущества необходимо взвешенно подходить к возможным затратам отраслевых предприятий, планирующих вести коммерческую деятельность в этой сфере, подчеркнули в ведомстве. Наличие сертификата, удостоверяющего соответствие требованиям, является гарантом свободной работы на рынке услуг, сказали там.

Рабочая группа выразила позицию профессионального сообщества, и «Платформа НТИ» согласна по всем вопросам, говорит ее пресс-секретарь Юрий Сушинов. По его словам, в вопросах подготовки персонала и сертификации «легких» БАС есть неурегулированные моменты. Доработать Воздушный кодекс в этой части действительно нужно, согласен он. Но стоит не усложнять процедуры, а дифференцировать требования и процедуры в зависимости не только от массы БВС, а также целей и условий использования.

— Предложенные Минтрансом инициативы в виде обязательной государственной сертификации «легких» БАС и персонала повлекут значительные расходы для бизнеса и государства на исполнение и администрирование предлагаемых процедур, — отметил Юрий Сушинов.

По его словам, законопроектом усложнялась сертификация для коммерческих полетов, но предполагалось освободить от обязательной сертификации всех, кто не выполняет авиационные работы или коммерческие перевозки и заказы. Возникает ситуация, когда при одном и том же полете дрона предъявляются разные требования. Это явно не способствует безопасности, сказал Юрий Сушинов.

Развиваться нельзя регулировать

Главное в регуляторике — это ответственность регулятора за показатели развития, уверен директор «Аэронета» Глеб Бабинцев. Иначе всё останется как есть, и законодательство продолжит формироваться по запретительному принципу, считает он.

Отрасль вовсе не призывает отказываться от сертификации БВС до 30 кг, говорит технический директор и главный конструктор «Птеро» Амир Валиев. Предъявляемые требования должны соответствовать степени риска. Она не должна быть во всех случаях максимальная, как при полетах на малой высоте над густонаселенной местностью, указывает эксперт.

Отсутствие необходимости сертифицировать БВС со взлетной массой менее 30 кг способствовало бурному развитию этой категории беспилотников и появлению новых услуг, обратил внимание Амир Валиев. В качестве примера он привел вышедший почти год назад закон о возможности летать до высоты 150 м в пределах визуальной видимости без заявок на использование воздушного пространства. Это привело к почти троекратному росту продаж мультикоптеров. Их, как правило, используют для свадеб, презентаций недвижимости и так далее.

Необходимость повышения безопасности эксплуатации легких беспилотников сомнения не вызывает, рассуждает руководитель центра технологий, медиа и телеком EY Юрий Гедгафов. Однако применение к ним правил пилотируемой авиации будет неэффективно из-за множества отличий: дистанционное или автономное управление, сверхнизкие высоты и скорости, количество, в десятки раз превышающее число пилотируемых судов, перечисляет он.

Потенциал применения беспилотников в России огромен, особенно с учетом территории и развития транспортной инфраструктуры, полагает Юрий Гедгафов. Но рынок растет медленно, многие российские производители беспилотников фокусируются на зарубежных рынках, в том числе из-за сложностей регулирования. Мировой опыт показывает, что можно повысить безопасность эксплуатации дронов, при этом не ограничивая развитие областей применения.

С точки зрения коммерческого применения лицензирование операторов беспилотников и проверка качества заявленных технических характеристик аппаратов представляется логичным, говорит генеральный директор Infomost Борис Рыбак. При этом перед введением новых сертификационных процедур нужно проанализировать, какая техника и в каких количествах поступит на рынок в ближайшие годы, чтобы не выстраивать непреодолимые барьеры для ее входа на рынок.

По мнению председателя правления ГК «Геоскан» Алексея Семенова, в регуляторике по БПЛА должно быть обязательно учтено мнение отраслевого сообщества. Оно стало достаточно зрелым, чтобы предлагать решения, которые не только способствуют развитию рынка, но и обеспечат защиту безопасности и интересы государства, заключил он.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность



Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer