Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Беспилотная подготовка: ужесточение норм для дронов отложили на год


2 ноября 2020 года Анна Устинова, Герман Костринский, Известия


Власти перенесли введение норм об обязательной сертификации малых дронов (30 кг и менее) и обучении пилотов наравне с экипажами других воздушных судов как минимум на год. Предполагалось, что такой законопроект внесут в Госдуму в этом году, но правительство отказалось от этих планов, выяснили «Известия». С инициативой законодательно ужесточить требования к беспилотникам ранее выступал Минтранс. Ведомство продолжает работу над законопроектом, сообщили «Известиям» в министерстве. Участники рынка считают, что инициатива Минтранса выльется в неподъемные расходы, которые сделают использование беспилотников невыгодным.

Законопроект в пролете

Правительство решило исключить законопроект Минтранса о введении обязательной сертификации для малых дронов и обучении их пилотов наравне с экипажами других воздушных судов из плана законопроектной деятельности на 2020 год. Это следует из распоряжения премьер-министра Михаила Мишустина, подписанного 20 октября 2020 года. С документом ознакомились «Известия». Это означает, что кабмин если и внесет законопроект в Госдуму, то не раньше 2021 года.

Разработанные Минтрансом поправки в Воздушный кодекс были опубликованы на портале regulation.gov.ru 7 сентября. Законопроект предлагал ввести обязательную сертификацию малых беспилотников (сейчас она необходима только для судов массой больше 30 кг). Кроме того, документ предусматривал, что управлять такими дронами смогут только люди, которые прошли подготовку по федеральным авиационным правилам, как и экипажи воздушных судов.

По информации «Известий», инициатива отложить внесение законопроекта в Госдуму в этом году исходила от Минтранса. В ведомстве и в правительстве не стали комментировать эту информацию.

В то же время в Минтрансе отметили, что работа над законопроектом продолжается, а вопрос об упрощенном режиме сертификации беспилотников и обучения пилотов находится в проработке. В ведомстве подчеркнули, что предлагаемое регулирование относится исключительно к беспилотным воздушным судам (БВС) с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, используемым для коммерческих перевозок грузов, почты или выполнения авиаработ.

— Законопроект направлен на минимизацию рисков причинения ущерба третьим лицам или имуществу по причине использования БВС, не отвечающего минимальным требованиям безопасности полетов и управления им неквалифицированным внешним пилотом, — пояснили в министерстве.

Однако рабочая группа по совершенствованию законодательства в целях обеспечения реализации плана мероприятий Национальной технологической инициативы (НТИ) «Аэронет», объединяющая участников рынка беспилотников, критиковала законопроект. Отрасль настаивает, что инициатива Минтранса выльется в неподъемные расходы, которые сделают использование беспилотников невыгодным по сравнению с альтернативами.

«Принятие предложенного Минтрансом законопроекта приведет к существенному увеличению области предоставления госуслуг с прямым участием государства в лице уполномоченных органов (Росавиации), росту административных барьеров в развитии рынка БАС (беспилотных авиационных систем), значительному возрастанию временных и финансовых затрат на получение разрешительных документов для коммерческого использования БАС», говорится в письме ассоциации «Аэронет» (есть в распоряжении «Известий»).

Всё это ожидаемо приведет к торможению развития рынка БАС и услуг с их использованием либо уходу большей части рынка в «теневую» область, считают авторы документа.

Впрочем, в Минтрансе утверждают, что на расширенном заседании рабочей группы «Аэронет» высказаны позиции в поддержку существующей редакции законопроекта. В вопросах обеспечения безопасности полетов, охраны жизни граждан и имущества необходимо взвешенно подходить к возможным затратам отраслевых предприятий, планирующих вести коммерческую деятельность в этой сфере, подчеркнули в ведомстве. Наличие сертификата, удостоверяющего соответствие требованиям, является гарантом свободной работы на рынке услуг, сказали там.

Рабочая группа выразила позицию профессионального сообщества, и «Платформа НТИ» согласна по всем вопросам, говорит ее пресс-секретарь Юрий Сушинов. По его словам, в вопросах подготовки персонала и сертификации «легких» БАС есть неурегулированные моменты. Доработать Воздушный кодекс в этой части действительно нужно, согласен он. Но стоит не усложнять процедуры, а дифференцировать требования и процедуры в зависимости не только от массы БВС, а также целей и условий использования.

— Предложенные Минтрансом инициативы в виде обязательной государственной сертификации «легких» БАС и персонала повлекут значительные расходы для бизнеса и государства на исполнение и администрирование предлагаемых процедур, — отметил Юрий Сушинов.

По его словам, законопроектом усложнялась сертификация для коммерческих полетов, но предполагалось освободить от обязательной сертификации всех, кто не выполняет авиационные работы или коммерческие перевозки и заказы. Возникает ситуация, когда при одном и том же полете дрона предъявляются разные требования. Это явно не способствует безопасности, сказал Юрий Сушинов.

Развиваться нельзя регулировать

Главное в регуляторике — это ответственность регулятора за показатели развития, уверен директор «Аэронета» Глеб Бабинцев. Иначе всё останется как есть, и законодательство продолжит формироваться по запретительному принципу, считает он.

Отрасль вовсе не призывает отказываться от сертификации БВС до 30 кг, говорит технический директор и главный конструктор «Птеро» Амир Валиев. Предъявляемые требования должны соответствовать степени риска. Она не должна быть во всех случаях максимальная, как при полетах на малой высоте над густонаселенной местностью, указывает эксперт.

Отсутствие необходимости сертифицировать БВС со взлетной массой менее 30 кг способствовало бурному развитию этой категории беспилотников и появлению новых услуг, обратил внимание Амир Валиев. В качестве примера он привел вышедший почти год назад закон о возможности летать до высоты 150 м в пределах визуальной видимости без заявок на использование воздушного пространства. Это привело к почти троекратному росту продаж мультикоптеров. Их, как правило, используют для свадеб, презентаций недвижимости и так далее.

Необходимость повышения безопасности эксплуатации легких беспилотников сомнения не вызывает, рассуждает руководитель центра технологий, медиа и телеком EY Юрий Гедгафов. Однако применение к ним правил пилотируемой авиации будет неэффективно из-за множества отличий: дистанционное или автономное управление, сверхнизкие высоты и скорости, количество, в десятки раз превышающее число пилотируемых судов, перечисляет он.

Потенциал применения беспилотников в России огромен, особенно с учетом территории и развития транспортной инфраструктуры, полагает Юрий Гедгафов. Но рынок растет медленно, многие российские производители беспилотников фокусируются на зарубежных рынках, в том числе из-за сложностей регулирования. Мировой опыт показывает, что можно повысить безопасность эксплуатации дронов, при этом не ограничивая развитие областей применения.

С точки зрения коммерческого применения лицензирование операторов беспилотников и проверка качества заявленных технических характеристик аппаратов представляется логичным, говорит генеральный директор Infomost Борис Рыбак. При этом перед введением новых сертификационных процедур нужно проанализировать, какая техника и в каких количествах поступит на рынок в ближайшие годы, чтобы не выстраивать непреодолимые барьеры для ее входа на рынок.

По мнению председателя правления ГК «Геоскан» Алексея Семенова, в регуляторике по БПЛА должно быть обязательно учтено мнение отраслевого сообщества. Оно стало достаточно зрелым, чтобы предлагать решения, которые не только способствуют развитию рынка, но и обеспечат защиту безопасности и интересы государства, заключил он.




комментарии (0):










Материалы рубрики

Максим Талавринов, Тимофей Дзядко
РБК
Банк «Россия» стал крупнейшим кредитором авиакомпании Utair Под кредиты заложен контрольный пакет перевозчика
Юрий Сенаторов, Николай Сергеев
КоммерсантЪ
На Восточном ни дня без посадки
Дмитрий Гаврилов
BFM
В самолет — только со справкой. Станут ли полеты спокойнее с «проездным здоровья»?
Кирилл Сенин
Известия
Удар по "Молниям": в конгрессе хотят помешать продаже оружия в ОАЭ
Максим Талавринов, Тимофей Дзядко
РБК
Доля крупнейшего миноритария в «Аэрофлоте» сократилась вдвое
Евгения Барановская
Nation News
Последний полет Ил-18: почему самолет исчез после катастрофы под Калязином
Михаил Кувырко
Взгляд
Российские расстояния спасают отечественных авиаторов
Денис Юлин
Profi.Travel
На авиарынке ждут появления конкурентов "Победы" и снижения тарифов



Александр Гончаров
Главред (перевод ИноСМИ)
Украинцы оплатят миллиардный иск Китая по Мотор Сич из своего кармана
Владимир Васильев
ИА REGNUM
Модернизация ракетоносца-бомбардировщика Ту-160 набирает обороты
Екатерина Постникова
Известия
Пробить ДОН: на каких условиях РФ остается в Договоре по открытому небу

Интерфакс
Суды признали "российское гражданство" израильских беспилотников в деле о пошлинах
Сергей Калашников
Коммерсантъ (Воронеж)
"Ильюшин финанс Ко" доплатит за крылья
Евгений Перельчук
BFM
Не макет и не игрушка — настоящий самолет
Максим Талавринов
РБК
В Росавиации заявили о планах авиакомпаний создать конкурентов "Победе"
Сергей Птичкин
Российская газета
Десант взлетит с любого аэродрома
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Ка" быть: обновленные ударные вертолеты летят на юг
Наталья Граф, Нина Рузанова
Российская газета
Спасение "Руслана"
Максим Талавринов, Дмитрий Серков, Майя Бобенко
РБК
Росавиация проверит "Победу" из-за траектории полета в поддержку Дзюбы
Инна Сидоркова
РБК
В "Ростехе" рассмотрят смену гендиректора производящей Superjet компании
Анастасия Веденеева, Ольга Никитина, Илья Усов
КоммерсантЪ
Лизинг в промышленных масштабах

Sina.com (перевод ИноСМИ)
Россия может сбивать американские истребители пятого поколения?
Рикардо Зедано (Ricardo Zedano)
Federación de Periodistas del Perú (перевод ИноСМИ)
У России есть альтернативы "самолету-невидимке", который Украина планирует продать Перу
Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Авиаотрасль призывает к снятию карантина для прилетающих
Лилия Галявиева
КоммерсантЪ - FM
Финляндия готовится к открытию
Анна Никитина
КоммерсантЪ - FM
Авиакомпании зарабатывают на COVID-19
Константин Сивков
Военно-промышленный курьер
Удар по мозгам
Сергей Серов
Военно-промышленный курьер
Почему Бе-200ЧС не стал мировым спасателем?
Дмитрий Литовкин
Независимое военное обозрение
Чем заплатит Азербайджан за сбитый российский Ми-24
Александр Воронов
КоммерсантЪ
Москва получит высочайшее разрешение
Анастасия Львова
Ведомости
"Аэрофлот" поделится своими пассажирами с "Победой"
Дмитрий Болтенков
Известия
Крылья Арктики: как российские самолеты и вертолеты вернулись на Север
Дмитрий Литовкин
ТАСС
Страшный рой. Чем опасна стая дронов для русских танков
Герман Костринский
Известия
Цены идут на посадку: авиабилеты на новогодние праздники подешевели
Андрей Борисов
Lenta.ru
В ожидании чуда

ТАСС
Американская навигационная спутниковая система GPS. История и развитие проекта
Надежда Алексеева, Алёна Медведева
RT
"Живучесть и простота управления": какими преимуществами обладает вертолётный двигатель ВК-2500П
Наталья Граф
Российская газета
Таблетка с неба
Олег Корякин
Российская газета
Уничтожает все: NI оценил российский истребитель-бомбардировщик Су-34
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Искандер-младший": военные получат гиперзвуковые миниракеты
Сергей Зайцев
Forbes
Ценник в тумане: как будет формироваться цена авиабилетов после COVID-19
Сергей Птичкин
Российская газета
Генералы выбирают умное оружие
Ирина Алпатова
Российская газета
Дрон подарит праздник
Сергей Сергеев
КоммерсантЪ
Катастрофа вышла за сроки давности
Ринат Таиров
Forbes
"Авиакомпаниям приходится делать немыслимое": перевозчики решили привлекать клиентов бесплатными местами
Николай Сергеев
КоммерсантЪ
Семью генерала лишают «Подсолнуха»
Анна Устинова, Герман Костринский
Известия
Беспилотная подготовка: ужесточение норм для дронов отложили на год

Lenta.ru
Сверху виднее
Сергей Титов
Forbes
Небесный бой: как миллиардеры сражаются за региональные аэропорты
Никита Зайков, Наталия Ячменникова
Российская газета
Русский связной

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer