Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Пробить ДОН: на каких условиях РФ остается в Договоре по открытому небу


23 ноября 2020 года Екатерина Постникова, Известия


Россия будет и дальше требовать от других участников Договора по открытому небу (ДОН) письменных гарантий того, что они не станут передавать США данные, собранные ими во время облетов российской территории. Как заявил «Известиям» глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности Константин Гаврилов, в консультативной комиссии по открытому небу (ККОН) позиция России на этот счет хорошо известна. Однако другие подписанты ДОН таких гарантий давать не собираются, поскольку не видят смысла переподтверждать то, что и так уже зафиксировано в договоре. 22 ноября это соглашение официально покинули США. По мнению опрошенных «Известиями» экспертов, если из договора выйдет еще и Россия, то его существование потеряет смысл.

Есть два условия

О том, что США покинут Договор по открытому небу, президент Дональд Трамп сообщил 21 мая. Причина — якобы несоблюдение документа Россией. На то, чтобы передумать, у Вашингтона было полгода (о своем решении страна должна уведомить других подписантов за шесть месяцев до выхода). Однако этого не произошло, и 22 ноября США официально перестали участвовать в соглашении.

С выходом из договора Штатов тесно увязан вопрос, останется ли в нем Россия. Американские заявления о нарушении ею соглашения в Москве называют «надуманным предлогом» и подчеркивают: по части выполнения документа у нее к Штатам тоже есть «немало встречных претензий». Однако, что будет делать российская сторона, до сих пор непонятно — пока Москва рассматривает все возможные сценарии.

— В сложившихся обстоятельствах не скрываем, что ДОН нужен нам ровно в той же мере, что и другим государствам-участникам. Как мы неоднократно говорили, все опции наших дальнейших действий остаются открытыми. В связи с этим после выхода США из договора будем внимательно отслеживать заявления и действия партнеров, делая для себя выводы и принимая необходимые решения, — сказал «Известиям» глава делегации РФ на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности Константин Гаврилов.

Больше всего Москву беспокоит то, что европейские союзники будут передавать Штатам данные, собранные при облетах российской территории, а у России при этом никакой информации об американских объектах не будет. 12 ноября, отвечая на вопросы российских и зарубежных журналистов, глава МИД РФ Сергей Лавров сообщил, что Москва выдвинула другим подписантам ДОН два требования:

1. Европейские страны не будут ограничивать российские полеты над своей территорией, и, таким образом, у России будет возможность наблюдать в том числе и за американскими объектами;

2. Они предоставят Москве письменные гарантии того, что собранные ими данные на территории РФ не будут переданы США.

— Мы не раз заявляли в Вене и в двусторонних контактах с партнерами в европейских столицах, что будем добиваться от них строжайшего соблюдения соответствующих договорных положений, — сказал Константин Гаврилов. — Пока же они проявили неготовность подтвердить свои обязательства по ДОН дополнительно, на бумаге. Это наводит на серьезные размышления относительно их истинных намерений. Нас такое положение дел категорически не устраивает. Разговор на эту тему не закончен.

С вопросом, могут ли европейские участники дать России такие письменные гарантии, «Известия» обратились в представительство Боснии и Герцеговины (БиГ) при ООН, ОБСЕ и других международных организациях в Вене, которая сейчас председательствует в ККОН. Там дали понять, что об этом речи идти не может.

— В договоре отчетливо прописаны правила, какую информацию нечленам соглашения передавать можно, а какую нет. Все участники договорились этим правилам подчиняться. Нет необходимости и дополнительной ценности в том, чтобы переподтверждать это обязательство отдельному государству в письменной форме. Требование таких двусторонних договоренностей со стороны одного государства-участника в адрес других неправомерно, — сказал постпред БиГ в Вене Синиша Бенцун, подчеркнув, что он говорит от лица своей страны, а не всей ККОН.

Если выйдет Россия?

По оценке экспертов, требование Москвы о гарантиях союзники США в ДОН, скорее всего, не удовлетворят.

— Если бы европейские партнеры по договору даже косвенно предоставили подобные гарантии, это подтвердило бы опасение России, что США заинтересованы в неофициальном получении данных. Это могло бы негативно отразиться на политических отношениях внутри НАТО, — пояснил «Известиям» научный сотрудник Института исследования проблем мира и безопасности при Гамбургском университете (IFSH) Александр Греф.

Однако сомнений в том, что информация о российской военной деятельности, полученная в том числе и через наблюдательные полеты, утечет в Вашингтон, у России нет. На это указывает уровень отношений США с союзниками по НАТО (многие из которых — подписанты ДОН), отмечает старший научный сотрудник Стокгольмского международного института исследований мира (SIPRI) Петр Топычканов. При этом воспользоваться этими данными публично Вашингтон не сможет — ведь таким образом он подтвердит, что союзники договор нарушают, сказал эксперт. Поэтому первое российское требование носит скорее декларативный характер.

— Что касается возможности облета всей территории стран-участниц «без изъятий», то от этого напрямую зависит эффективность договора, — прокомментировал «Известиям» научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН, сооснователь проекта «Ватфор» Дмитрий Стефанович. — Конечно, противоречия случаются и сейчас, но допускать ситуацию, при которой «по умолчанию» часть объектов (причем зачастую наиболее интересных объектов) в Европе окажется «за скобками», ни в коем случае нельзя.

Здесь возникает вопрос: не будучи членом договора, сможет ли Россия получать европейские данные от своих союзников в ДОН? По словам Дмитрия Стефановича, такой вариант, теоретически, возможен. Например, какие-то из российских «самолетов открытого неба» в том или ином виде могли бы передавать «на вооружение» белорусским партнерам, а затем уже в рамках Союзного государства и ОДКБ Минск делился бы необходимой информацией, отметил эксперт.

А если США вернутся?

Более неподходящего момента для выхода США из договора представить сложно: в стране избрали нового президента, но Дональд Трамп своего поражения на выборах не признает и транзит власти там проходит болезненно. Джо Байден, который, похоже, Белый дом все-таки возглавит, высказывался против решения выйти из ДОН. По его мнению, участие в нем необходимо, чтобы «противостоять России и решать проблемы, связанные с соблюдением договора этой страной».

Отсюда можно предположить, что Вашингтон к соглашению всё же вернется, дабы новый президент взял эту задачу на себя.

— Команда Байдена считает выход США ошибкой — она утверждает, что Вашингтон не исчерпал средства для решения проблем, связанных с Россией, и что договор существенно выгоден партнерам НАТО. Потому они хотели бы вернуться к нему, — сказал «Известиям» эксперт клуба «Валдай», американский политолог Ричард Вайц.

Вместе с тем, отмечает эксперт, этот вопрос приоритетом новой администрации не будет. У нее есть другие неотложные внешнеполитические задачи вроде оценки вывода войск из Афганистана, Ирака и Германии; даже в сфере контроля над вооружениями тема продления СНВ-III представляется Джо Байдену куда более важной, подытожил Ричард Вайц.

В том, чтобы переподписать соглашение, Штатам никто мешать не будет. Однако, как пояснил «Известиям» Синиша Бенцун, «любое государство, желающее подать заявку на присоединение к ДОН, должно будет соблюдать согласованные правила присоединения». То есть подключение США к ДОН будет идти «на общих основаниях». Вашингтону придется заново проходить все процедуры по вступлению: подать заявку на присоединение, которую должны рассмотреть 33 его участника, а затем ратифицировать документ в конгрессе США (а это может и не произойти).

В сухом остатке на сегодня мы имеем следующую картину: США из договора вышли и дальнейшее участие в нем России вызывает всё больше сомнений. Если Москва всё же покинет договор, то в нем останутся лишь европейские страны и Канада, которым наблюдать за военной деятельностью друг друга особого интереса нет. Исходя из этого, по словам экспертов, дальнейшего смысла в договоре уже не будет.

Однако пока хоронить ДОН рано, и потому странам-участницам не остается ничего иного, кроме как решать текущие насущные вопросы. Как рассказал Константин Гаврилов, сейчас им предстоит уточнить распределение финансовых расходов по деятельности ККОН, назначить двух председателей неофициальных рабочих групп вместо американских представителей, а также определить статус Вашингтона после выхода. Что касается последнего, то, по мнению России, «получить статус наблюдателя со всеми его привилегиями» Вашингтон не должен, отметил дипломат.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Договор по открытому небу (ДОН) был подписан 24 марта 1992 года в Хельсинки представителями 23 стран Совета по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1995 года — ОБСЕ). Вступил в силу в 2002 году. Сегодня в договоре участвуют 33 страны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний



Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга
Анна Воробьева
Forbes
Первая женщина — военный пилот: почему турецкий аэропорт назван именем Сабихи Гёкчен

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer