Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Банк «Россия» стал крупнейшим кредитором авиакомпании Utair Под кредиты заложен контрольный пакет перевозчика


27 ноября 2020 года Максим Талавринов, Тимофей Дзядко, РБК


Банк «Россия» выкупит долг перевозчика перед «Трастом», который тот не смог продать на аукционе. Долг достался с дисконтом — за 25% от номинала. Теперь у банка более 80% долгового портфеля, обеспеченного контрольным пакетом Utair.

Банк «Россия», совладельцами которого как минимум до конца 2019 года были структуры Юрия Ковальчука и Геннадия Тимченко, договорился о выкупе долгов авиакомпании Utair перед «Трастом» на 15 млрд руб. Но за эти обязательства он заплатит лишь 3,5 млрд руб. (25% от номинала). Об этом РБК рассказали два источника, близкие к разным сторонам переговоров авиакомпании с кредиторами. О сделке знает и источник, близкий к одному из крупных кредиторов Utair.

В «Траст» и Utair от комментариев отказались, РБК направил запрос в пресс-службу банка «Россия».

«Траст» был участником двух синдицированных кредитов, которые Utair привлекла в 2015 году: 12-летнего на 23,7 млрд руб. и 7-летнего на 18,9 млрд руб. По второму кредиту Utair уменьшила сумму основного долга до 15,3 млрд руб. По этим двум кредитам заложено 50% плюс одна акция Utair. Доля кредитов «Траста» в двух синдикатах составляла 35%.

Как «Россия» скупал долги Utair

Utair начала переговоры о реструктуризации задолженности еще в конце 2018 года, объяснив это ростом цен на топливо и падением рубля, но до сих пор не договорилась с кредиторами. По итогам 2019 года перевозчик достиг операционной прибыли в размере 1,5 млрд руб., но в июне 2020 года компания допустила четвертый по счету дефолт по кредитам. На этот раз компания объяснила отсрочку пандемией коронавируса, из-за которой у нее резко сократились полеты. Сейчас Utair занимает шестое место в России по пассажиропотоку. За десять месяцев 2020 года она перевезла 3,93 млн пассажиров, что на 41% меньше аналогичного периода прошлого года, следует из данных Росавиации.

До сделки с «Трастом» банк «Россия» уже выкупал долги Utair у других кредиторов: всего на 8,5 млрд руб. у семи банков — весной у МКБ, Сургутнефтебанка и «Оренбурга», в сентябре — у ЮниКредит Банка, МТС Банка, «Уралсиба» и НИКО-банка — также за 25% от номинала.

До этих сделок доля «России» в обоих синдикатах составляла 26,4% (10,3 млрд руб.), а теперь банк консолидировал 84% (почти 33 млрд руб. без учета процентов), следует из данных трех источников РБК. Это подтверждает источник, знакомый с ходом переговоров кредиторов по выкупу долгов. Оставшаяся незначительная часть задолженности по этим синдицированным кредитам — у ВЭБ.РФ (1,38 млрд руб.) и Сбербанка (4,99 млрд руб.).

«Россия» выкупает долги каждого кредитора с дисконтом — за 25% от суммы долга компании перед кредитором, говорил РБК источник, близкий к одной из сделок. По его словам, эта сумма не учитывает проценты и штрафы. Таким образом, на скупку долгов Utair банк мог потратить 5,6–5,9 млрд руб.

Почему «Траст» не смог продать эти требования дороже

«Траст» в конце октября выставил долги Utair на аукцион по начальной цене 4,5 млрд руб. (30% от номинала). Торги должны были пройти 24 ноября, но они не состоялись из-за отсутствия претендентов, рассказал источник РБК, близкий к одной из сторон сделки, и подтвердил представитель организатора торгов — Российского аукционного дома.


Источник РБК, знакомый с переговорами Utair c кредиторами, еще в октябре говорил, что банк «Россия» не будет принимать участие в аукционе «Траста», так как счел цену завышенной, а других претендентов на долги авиакомпании нет.

На прошлой неделе, 20 ноября, ВЭБ также выставил на аукцион долги Utair за 44% от номинала. Проведение этого аукциона запланировано на 30 декабря. В этих торгах банк «Россия» также не планирует участвовать, рассчитывая выкупить требования дешевле — за 25% от номинала (около 378 млн руб.), рассказали РБК два источника, знакомых с ходом переговоров.

Банк «Россия» направлял в ВЭБ и Сбербанк, как в «Траст»,  предложение о выкупе обязательств авиакомпании после консолидации прав требований к Utair всех частных кредиторов, рассказывали РБК в сентябре два источника среди кредиторов авиакомпании и собеседник, знакомый с ходом переговоров. Представитель ВЭБа сказал РБК, что сейчас госкорпорация рассматривает возможность продажи требований к Utair только через публичный аукцион. «Победителем аукциона будет признан покупатель, соответствующий документации к торгам и предложивший наибольшую цену», — добавил он. Сбербанк по-прежнему изучает несколько вариантов по урегулированию задолженности авиакомпании в рамках синдикатов, но решение о продаже требований к Utair пока не принято, рассказал источник, близкий к одному из кредиторов. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

В случае выкупа долгов ВЭБа и Сбербанка на аналогичных условиях в 25% от номинала банк «Россия» суммарно потратит на консолидацию требований к Utair около 7 млрд руб. и станет единственным обладателем залога — 50% плюс одна акция Utair.

Почему госбанки проводят аукционы

Проводить аукцион при продаже проблемных активов необязательно, формально это нигде не закреплено, замечает юрист Forward Legal Станислав Бородаев. Но в последние годы госбанки стали использовать такую возможность при работе с проблемными активами. «Банки с государственным участием, такие как ВЭБ и «Траст», проверяются внутренней службой аудита, Счетной палатой и другими организациями, которые изучают целесообразность сделок и выявляют факты коррупции», — поясняет эксперт.

Поскольку работа с проблемными активами всегда находится под пристальным вниманием проверяющих организаций, аукцион позволяет разрешить любые споры по стоимости актива и прозрачности сделки, что, в свою очередь, влияет на результаты проверок, замечает Бородаев. Подобные аукционы также проводятся, чтобы установить рыночную цену, поскольку оценка и возможности покупателей не всегда совпадают, добавляет он.

Зачем «Россия» консолидирует долги Utair

Выкуп долгов Utair может быть связан с обязательствами «Сургутнефтегаза» (его структуры контролируют Utair), рассказывал РБК источник среди банков-кредиторов и подтверждал один из конкурентов авиакомпании. По словам одного из собеседников РБК, нефтяная компания не может допустить банкротства Utair, поскольку у нее есть поручительство по кредиту перевозчика перед Сбербанком на 17,4 млрд руб. А «Россия» в этом случае выступает «дружественным банком», помогая ему сохранить авиакомпанию, полагал он. Гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов давно знаком с акционерами банка «Россия». «Сургутнефтегаз» сам был акционером «России» с долей 5,4% (после введения санкций банк перестал раскрывать свою акционерную структуру целиком). К тому же нефтяная компания вместе с банком «Россия» инвестировали в телевизионные активы, которые в 2008 году были объединены в рамках Национальной медиа группы, и были совладельцами крупнейшего продавца телерекламы «Видео Интернешнл».

Структура кредитов Utair

39 млрд руб. по двум синдицированным кредитам — 7-летний на 15,3 млрд руб. до 2022 года и 12-летний на 23,7 млрд руб. до 2027 года. По этим долгам заложено 50% плюс одна акция Utair.

17,4 млрд руб. — кредит Сбербанка до конца 2022 года. До конца года Сбербанк утвердит реструктуризацию этого кредита, рассказал РБК источник, знакомый с процессом реструктуризации задолженности Utair.

3,6 млрд руб. — кредит перед «Сургутнефтегазом» до 2027 года.

Банк «Россия» не собирается банкротить Utair, утверждает источник РБК, близкий к одной из сторон переговоров авиакомпании с кредиторами. «До коронакризиса авиакомпания показывала рост операционных показателей. Без консолидации долга компанию ждало бы банкротство, а значит, кредиторы, в том числе «Россия», могли бы рассчитывать в лучшем случае на 3% от номинала долга, даже с учетом залоговой массы», — поясняет он.

Консолидация долгов приведет к тому, что «Россия» получит выплаты в течение 10–12 лет, уверяет собеседник РБК. По его словам, банк не планирует вмешиваться в операционную деятельность авиакомпании: Utair не будет принадлежать банку «Россия», он будет просто кредитором.
Поскольку акции Utair (50% плюс одна акция) окажутся в залоге «России» после консолидации двух синдицированных кредитов, то в случае дефолта по кредитам банк сможет стать их владельцем, замечает аналитик Fitch Антон Лопатин.

Директор группы корпоративных рейтингов агентства НКР Александр Диваков ранее говорил РБК, что консолидация долгов, обеспеченных контрольным пакетом акций, теоретически может позволить создать на базе Utair мощного регионального перевозчика. Другим авиационным активом банка «Россия» с 2016 года является аэропорт Симферополя, который перешел под контроль Юрия Ковальчука и его партнеров в рамках инвестсоглашения. По словам одного источника РБК, близкого к переговорам о реструктуризации долгов, авиакомпания Utair не летала в Крым и не планирует выполнять рейсы в симферопольский аэропорт. Представители крымского аэропорта и Utair не стали комментировать возможную синергию между этими активами.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
С дроном в разведку: стартует массовое оснащение армии квадрокоптерами
Инна Сидоркова, Надежда Федорова
РБК
«Крокус» Агаларова получил контракт на аэропорт «Роскосмоса» за 28 млрд рублей
Мария Лисицына, Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова
РБК
США признали ошибочным включение «ВСМПО-Ависма» в черный список

ТАСС
Россия вслед за США покидает Договор по открытому небу. Что известно про этот документ?
Мария Киселева
Русская служба BBC
Из Москвы в Лондон и обратно: можно ли улететь в период пандемии и закрытых границ?
Николай Протопопов
РИА Новости
"Учли все угрозы": каким будет новое воздушное оружие России
Сергей Петунин
КоммерсантЪ
Кассация не нашла провокации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Арсенал "Охотника": транспортный самолет получит управляемые ракеты




Интерфакс
Какие страны ужесточили въезд из-за нового штамма коронавируса
Анна Перова
КоммерсантЪ
На подготовку летчиков растратили миллионы
Александр Гасюк
Российская газета
В море с небес
Дмитрий Болтенков
Известия
«Кинжал» в ножнах: какие преимущества комплекс даст ВМФ
Светлана Бурмистрова
РБК
"ВСМПО-Ависма" второй раз за год сменила главу компании
Игорь Жилоу (Igor Gielow)
Folha de S. Paulo (перевод ИноСМИ)
Новое поколение бомбардировщиков мировых держав начнет появляться в 2021 году
Антон Лавров
Известия
Облачные перспективы: что ждет военную авиацию России
Герман Костринский
Известия
Тариф двухлетний: цены на авиабилеты могут сохраниться в 2021 году
Михаил Мошкин, Андрей Самохин
Взгляд
Гражданская авиация заждалась новый "кукурузник"
Андрей Борисов
Lenta.ru
Краснее некуда
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
"Чёрная смерть": как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолёт Второй мировой войны
Виктор Сокирко
Взгляд
Коронавирус решил крупную проблему российской боевой авиации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Трудный взлет: Минобороны наконец получило первый серийный Су-57
Елена Сидоренко, Ярослава Костенко
Известия
Похищенная Европа: в 2021-м россияне мечтают отправиться в Италию
Дарья Любовик
Независимое военное обозрение
Двигатели "ОДК-Кузнецов" признаны мировым достижением
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Взлетное море: у Каспийской флотилии появится своя авиация
Наталья Решетникова, Александр Филимоненко
Российская газета
Лестница в небо
Мария Литвинова, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Перегибы на пассажирских местах
Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова, Максим Талавринов
РБК
США опубликовали детали торговых ограничений против 45 структур из России
Георгий Марков
Газета.ru
"Предательство в высшей степени": как пилот угнал самолет с пассажирами в Китай
Роман Крецул, Алексей Рамм, Антон Лавров
Известия
Уже на «Подлете»: Урал и Сибирь защитят от крылатых ракет и дронов
Надежда Алексеева, Алёна Медведева
RT
"Машина завтрашнего дня": как появление новых самолётов-заправщиков Ил-78М-90А расширит возможности ВКС РФ
Мария Кокорева
Forbes
Из бизнес-джета в бизнес-класс: как и куда в 2020 году летали богатые россияне
Сергей Строкань
КоммерсантЪ
Японская ПРО уходит в свободное плавание

ТАСС
Эксперты рассказали о "противоядии" от гиперзвука противника
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Как вставали на крыло реактивные МиГи

Царьград
Новый поворот в деле катастрофы SSJ в Шереметьево озадачил эксперта: "Всё может оказаться сложнее"
Виктор Ядуха
КО
Отчего "Победа" не летает

BFM
Авиакомпания S7 разрешила провозить домашних питомцев на пассажирском месте
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия прорвалась сквозь санкции в высшую лигу мировой авиации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Охотник" учиться: Минобороны распределило новые Ми-28УБ
Екатерина Дементьева, Наталия Ячменникова
Российская газета
Небо на русской тяге
Юрий Гаврилов
Российская газета
Увидят все цели

Интерфакс
День, когда самолеты остановились
Анастасия Львова
Ведомости
"Аэрофлот" обвинил учебный тренажер в катастрофе SuperJet в «Шереметьево»

Известия
Эксперт назвал преимущества самолета МС-21-310 с двигателями двух типов
Максим Талавринов
РБК
Авиакомпании заявили о росте расхода топлива в новой системе полетов
Александер Штирн
Spektrum (перевод ИноСМИ)
Космонавтика: вот как США могут отменить международное право (Spektrum, Германия)
Эльнар Байназаров, Максим Ходыкин
Известия
Лучше поздно: срок бронирования билетов в РФ сократился до семи дней
Антон Лавров
Известия
Небесное дело: на какие беспилотники делает ставку Минобороны

ТАСС
Эксперт считает, что развитие малой авиации повысит интерес к арктическому туризму
Геннадий Мельник
Парламентская газета
Полёты за границу на Новый год не отменят

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer