Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Американская навигационная спутниковая система GPS. История и развитие проекта


6 ноября 2020 года ТАСС


6 ноября 2020 года в 02:24 мск американская компания SpaceX осуществила запуск с космодрома на мысе Канаверал (штат Флорида) ракеты-носителя Falcon 9 с навигационным спутником GPS III. ТАСС подготовил материал о спутниковой системе GPS.

Основные сведения, история проекта

GPS (Global Positioning System, "Система глобального позиционирования") - американская глобальная навигационная спутниковая система. Предназначена для обеспечения навигационной информацией военных и гражданских потребителей. Позволяет в режиме реального времени определять местоположение и скорость объектов в любом месте Земли (исключая приполярные области), а также в околоземном космическом пространстве.

Навигационная система была разработана и эксплуатируется Министерством обороны США (заказчик - Военно-воздушные силы). Работы по ее созданию начались в 1973 году в рамках военной программы DNSS (Defense Navigation Satellite System, "Оборонная навигационная спутниковая система"), впоследствии переименованной в NAVSTAR (Navigation System using Timing And Ranging, "Навигационная система определения времени и дальности"), а затем в GPS.

В 1983 году спутниковую систему NAVSTAR, создававшуюся как военный проект, было решено открыть для гражданских пользователей. Поводом для рассекречивания системы послужила потеря южнокорейского пассажирского самолета Boeing 747. 1 сентября 1983 года лайнер, следовавший рейсом из Нью-Йорка в Сеул с 246 пассажирами и 23 членами экипажа на борту, отклонился от маршрута, углубился в воздушное пространство СССР, где был принят за самолет-разведчик, сбит ракетой с советского истребителя-перехватчика Су-15 и разбился в океане близ острова Монерон к юго-западу от Сахалина. Чтобы избежать подобных инцидентов, президент США Рональд Рейган дал разрешение на использование системы для гражданских целей, но с пониженной точностью определения местоположения (по сравнению с военными).

9 декабря 1993 года NAVSTAR в составе 24 спутников была принята на вооружение и стала использоваться для точного наведения ракет на неподвижные, а затем и на подвижные объекты в воздухе и на земле.

17 июля 1995 года ВВС США объявили о полной боеготовности навигационной системы, обеспечивающей глобальное покрытие земного шара и передачу информации в круглосуточном режиме. В том же году доступ к NAVSTAR получили также гражданские потребители и началась ее коммерческая эксплуатация.

Спутники

В рамках совершенствования навигационной системы было создано несколько поколений спутников:

- Navstar (запускались в 1978-1985 годах);

- Navstar II (1989-1990);

- Navstar IIA (впоследствии GPS IIA; 1990-1997);

- GPS IIR (1997-2004);

- GPS IIR-M (2005-2009);

- GPS IIF (2010-2016);

- GPS III (2018 - н. в.).

В 1974 году генеральным подрядчиком по изготовлению спутников стала корпорация Boeing (Чикаго, штат Иллинойс). Она построила аппараты Navstar, Navstar II, Navstar IIA (GPS IIA), а также GPS IIF.

Спутники GPS IIR и их модернизированный вариант GPS IIR-M были разработаны и изготовлены компанией Lockheed Martin (Бетесда, штат Мэриленд). В мае 2008 года Lockheed Martin выиграла конкурс на строительство аппаратов третьего поколения (GPS III).

Расчетный срок службы первых навигационных аппаратов составлял 5-12 лет. Срок работы спутников третьего поколения увеличен до 15 лет. С помощью GPS III можно определять местонахождение с точностью до 1-3 м для гражданских пользователей (возможности спутников второго поколения - от 3 м до 10 м). Кроме того, аппарат последнего поколения обладает повышенной помехоустойчивостью.

Навигационная система

GPS включает в себя три сегмента: космический, управления и контроля, пользовательский.

Для полноценной работы навигационной системы необходимо иметь как минимум 24 действующих спутника (штатное количество - 32, включая резервные аппараты), вращающихся по круговым орбитам высотой 20,2 тыс. км в шести плоскостях.

Наземная часть состоит из сети станций по передаче сигнала GPS. Главная станция управления находится на базе ВВС Шривер в Колорадо-Спрингс (штат Колорадо).

Для гражданских пользователей необходим только навигатор или другой аппарат (мобильный телефон, смартфон, наручные электронные часы и др.) с GPS-приемником. Потребители, имеющие приемники GPS, пользуются навигационной системой бесплатно.

Статистика запусков

Для запуска навигационных спутников используются ракеты-носители Atlas V (с 2013 года), Delta IV (с 2010 года) и частная Falcon 9 (с 2018 года).

Первый спутник (Navstar) был запущен 22 февраля 1978 года ракетой Atlas, стартовавшей с базы ВВС США Ванденберг (штат Калифорния).

Всего по состоянию на 6 ноября 2020 года включительно на околоземную орбиту успешно выведены 74 спутника. Еще два аппарата были потеряны в результате аварий ракет Atlas (в декабре 1981 года) и Delta II (в январе 1997 года). Предыдущий запуск состоялся 30 июня 2020 года с мыса Канаверал, когда ракета Falcon 9 вывела в космос аппарат GPS III.

В настоящее время (с учетом запуска 6 ноября 2020 года) на орбите Земли находятся 33 спутника, в том числе девять GPS IIR, восемь GPS IIR-M, 12 GPS IIF и четыре GPS III. Из них 31 аппарат передает навигационные сигналы. Запущенный в марте 2009 года спутник GPS IIR-M временно выведен на техобслуживание.

Развитие GPS

Со временем вся орбитальная группировка системы GPS будет состоять из спутников третьего поколения, которые заменят устаревшие аппараты. По оценкам экспертов, обновление группировки навигационной системы обойдется примерно в $7,7 млрд.

Навигационные системы других стран

Навигационную спутниковую систему, также охватывающую всю планету, имеет Россия (ГЛОНАСС). В июне 2020 года Китай завершил формирование навигационной системы "Бэйдоу", способной работать в глобальном масштабе. В 2020 году Европейский союз планировал полностью развернуть глобальную навигационную систему Galileo, создаваемую во взаимодействии с Европейским космическим агентством. Кроме того, региональные системы спутникового позиционирования имеют Индия (NavIC) и Япония (QZSS). 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета




Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer