Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


В ожидании чуда


6 ноября 2020 года Андрей Борисов, Lenta.ru


В начале ноября президент России Владимир Путин провел совещание по вопросам финансирования и развития ракетно-космической отрасли, на котором раскритиковал деятельность «Роскосмоса» и потребовал руководство госкорпорации отчитаться о ряде космических программ. Ранее госкорпорации было поручено подготовить новые проекты по разработке ракет комплекса сверхтяжелого класса и созданию космической группировки в рамках проекта «Сфера». Но, по словам президента, эти «программы до настоящего времени не утверждены». Что ждет «Роскосмос» после критики Путина? И каким он видит развитие российской космонавтики в ближайшие годы? Ответ — в материале «Ленты.ру».

Совещание проходило 2 ноября. По мнению главы государства, приоритетными направлениями развития космической отрасли должны стать «совершенствование космической инфраструктуры, наращивание орбитальной группировки космических аппаратов, продолжение пилотируемых программ, создание перспективной линейки ракетных комплексов».

Президент отметил важность своевременной и эффективной поддержки вышеуказанных направлений для будущего страны. «Повторю, решение этих стратегических задач имеет огромное значение для нашей страны, для эффективного развития отечественной экономики, для повышения безопасности государства, для сохранения лидерства России на глобальном космическом рынке, где конкуренция, как вы знаете, динамично растет», — сказал Путин.

Глава государства напомнил, что «Роскосмосу» было поручено подготовить ряд новых программ, в частности, направленных на разработку сверхтяжелой ракеты «Енисей», на создание космической группировки в рамках проекта «Сфера» и на дальнейшее развитие Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). «Однако, как я вижу по представленной информации, указанные программы до настоящего времени не утверждены. Прошу доложить сегодня, в чем причины такой задержки, когда будет окончательно завершено их формирование», — сказал Путин.

Ракета от Минфина

В сентябре 2019 года вице-премьер Юрий Борисов, курирующий в правительстве оборонно-промышленный комплекс, создаваемую для полетов на Луну российскую сверхтяжелую ракету «Енисей» оценил в сумму от 1 триллиона до 1,7 триллиона рублей. Тогда же чиновник отметил, что госкорпорация «должна закончить эскизный технический проект, составной частью которого будут технико-экономическое обоснование и порядок дальнейших работ». Месяцем ранее, в августе 2019 года, гендиректор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин заявлял, что «Енисей» будет в четыре раза дешевле своего американского конкурента, носителя Space Launch System (SLS) компании Boeing, и с первым пуском отправит на полярную окололунную орбиту искусственный спутник.

В марте прошлого года создание и первый запуск «Енисея» чиновник оценивал в 740 миллиардов рублей. «Могу вам назвать минимальную сумму, но это сумма как бы первого пуска. То есть стоимость всех работ, включая создание стартового стола сверхтяжелого класса, подготовку к пуску и сам пуск. С болванкой, даже не с кораблем. Примерно 740 миллиардов рублей», — утверждал менеджер.

По словам главы госкорпорации, «сверхтяжелая ракета будет состоять из составных частей, каждая из которых будет иметь летную практику». Первая ступень носителя будет включать в себя несколько блоков, созданных на основе первой ступени разрабатываемой средней ракеты «Союз-5» («Иртыш»), вторая ступень получит экспортируемый в США двигатель РД-180, третья будет взята от тяжелого носителя «Ангара-5В». В настоящее время, например, срок сдачи эскизного проекта «Союз-5» перенесен с ноября текущего года на июнь следующего. Аналогичный перенос проекта был и в прошлом году.

Заявляемая основными разработчиками, королёвской «Энергией» и самарским «Прогрессом», грузоподъемность «Енисея» превысит 88 тонн на низкую околоземную орбиту. Первая такая ракета должна быть готова в 2027 году. Пуск носителя запланирован на 2028 -й с космодрома Восточный. Кроме «Енисея», в госкорпорации предлагают создать более мощную ракету «Дон», грузоподъемность которой составит 125 тонн на низкую околоземную орбиту. Считается, что такие ракеты будут запускать к Луне пилотируемые космические корабли «Орел» (известные как «Федерация»), работа над которыми в госкорпорации также далека от завершения.

Нулевые впечатления

О проекте «Сфера» широкой общественности рассказал президент России в июле 2018 года. Глава государства заявил, что речь идет о запуске в ближайшие несколько лет более 600 спутников связи и дистанционного зондирования Земли. Как тогда же отметили в «Роскосмосе», проект «Сфера» вырос из другого, ранее разрабатываемого в госкорпорации, — так называемого «Эфира». Последний широкой общественности был представлен в мае того же года как конкурент западным системам OneWeb и Starlink. Как заявляли в «Роскосмосе», программа, предусматривающая развертывание к 2025-му группировки из 288 спутников с орбитой высотой 870 километров, потребует инвестиций в 300 миллиардов рублей.

Инициативу с «Эфиром» раскритиковал Андрей Белоусов, занимавший тогда должность помощника президента России (сейчас — первый заместитель председателя правительства). По его мнению, госкорпорация поздно создает систему спутникового доступа в интернет. В частности, чиновник утверждал, что приведенные «Роскосмосом» цифры «впечатляют на фоне нуля, но на фоне того рынка, который будет к 2022-2025 годам, это очень мало».

Еще в июле 2018 года Рогозин заявлял, что для развертывания группировки «надо строить новые фабрики, надо создать производство элементной базы космического назначения с типономиналом 22 нанометра — чтобы это были небольшие аппараты, а не такие лопухи, как были раньше». «Мы посчитали, что мы можем это сделать», — отмечал глава «Роскосмоса». Также, по его словам, для запуска такого количества спутников потребуется не менее 25 ракет «Ангара», что «позволит решить финансовые проблемы, связанные с Центром Хруничева» — самым проблемным предприятием госкорпорации, чей долг оценивается в 80 миллиардов рублей. Двумя месяцами ранее, в мае 2018 года, в госкорпорации заявляли, что для запуска спутников «Сферы» могут быть задействованы ракеты «Союз-5».

Несмотря на подобные замечания, создание данной российской спутниковой программы не только не ускорилось, но и, в том числе из-за увеличения числа записываемых в нее космических аппаратов, подорожало. В апреле 2019 года в «Роскосмосе» заявили, что создание «Сферы» предусматривает «привлечение внебюджетных инвестиционных средств в размере около 533,6 миллиарда рублей». В феврале текущего года директор департамента перспективных программ и проекта «Сфера» госкорпорации Сергей Прохоров сказал, что создание «Сферы» потребует внебюджетных вложений в размере более 350 миллиардов рублей, а соответствующие инвесторы уже найдены.

Как утверждают в «Роскосмосе», «Сфера» будет отличаться от «Эфира», Starlink и OneWeb наличием, кроме спутников связи, еще и космических аппаратов дистанционного зондирования Земли. Основными инвесторами в «Сферу» выступают крупные российские компании, например «Газпром» и МТС. «Говоря простыми словами: мы создаем новые космические аппараты с различным функционалом, но при этом задаем требования по унификации приборов, систем, платформ космических аппаратов. Кроме того, формируются единые требования к наземному абонентскому оборудованию, которое позволит конечному потребителю пользоваться не одной выборочной услугой, а целым пакетом интегрированных сервисов», — заявляет руководитель департамента перспективных программ госкорпорации Сергей Прохоров.

Нечеткий сигнал

Если перспективная «Сфера» должна включить практически все российские гражданские спутники, то ГЛОНАСС, формально не входящая в первую, уже сегодня требует оперативного внимания. В настоящее время на околоземной орбите находятся 28 космических аппаратов ГЛОНАСС, из которых по целевому назначению используется только 23, тогда как для штатного функционирования системы, предполагающего охват всей Земли, по целевому назначению должны работать 24 спутника.

По ряду показателей российская группировка уступает западной. В частности, точность определения координат с помощью ГЛОНАСС составляет 1,2 метра без учета атмосферных искажений, что уступает аналогичным показателям американской GPS (0,7 метра) и европейской Galileo (0,5 метра). Поскольку атмосфера ухудшает сигнал со спутника минимум в два раза, реальная точность ГЛОНАСС под открытым небом в чистом поле составляет около 2,5 метра, а в городских условиях — 5-10 метров. С другой стороны, ГЛОНАСС несколько лучше, по сравнению с западными системами, работает в арктических широтах.

В апреле 2018 года в «Роскосмосе» заявляли, что космические аппараты ГЛОНАСС почти на 40 процентов состоят из зарубежных комплектующих. Согласно программе импортозамещения, разработанной в госкорпорации, к 2022 году в космических аппаратах ГЛОНАСС должно быть не более 10 процентов иностранных комплектующих. Полностью избавиться от зарубежных элементов планируется к 2025 году.

Одной из главных проблем ГЛОНАСС является устаревание — в настоящее время из функционирующих спутников 13 находятся за пределами семилетнего гарантированного срока активного существования, что в любой момент может сказаться на состоянии группировки и параметрах навигационного сигнала. В свою очередь, устаревание ГЛОНАСС связано с санкциями США в отношении России, не позволяющими последней покупать радиационно-стойкую электронно-компонентную базу для своих спутников.

Не оторванные

Уже через несколько часов после замечания Путина ему заочно ответил генеральный директор «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Комментируя заявление президента, он отметил, что программы «Енисей» и «Сфера» не утверждены из-за расхождения в оценке их стоимости между госкорпорацией и министерством финансов. «Я не хотел бы сейчас усугублять свои и так не очень простые отношения с руководством Минфина, потому что вчера дискуссия тоже была довольно-таки жаркая. У них есть свои аргументы, они считают, что надо работать лучше, мы считаем, что мы работаем хорошо», — прокомментировал глава госкорпорации видеосовещание с Путиным.

Тогда же в ответ на это в аппарате Борисова заявили, что помогут госкорпорации преодолеть разногласия с Минфином по вопросу финансирования соответствующих космических программ. По словам Рогозина, Единая государственная программа космической деятельности России на 2021-2030 годы будет представлена правительству на утверждение в декабре 2020-го. С ней же ознакомится глава государства, который и примет окончательное решение. «Мы не оторваны от мира, от семьи, видим все, что происходит у нас, и понимаем, что деньги надо тратить очень эффективно», — пояснил глава «Роскосмоса».




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun



Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США
Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации
Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer