Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Страшный рой. Чем опасна стая дронов для русских танков


6 ноября 2020 года Дмитрий Литовкин, ТАСС


В ближайшее время Турция получит дрон, якобы способный уничтожить за один вылет роту российских танков Т-72 или современных Т-90. Им станет улучшенная версия неплохо зарекомендовавшего себя в ходе боев в Сирии беспилотника ANKA-S. Хотя с помощью этой машины турецкие военные достаточно наглядно показали войну будущего, где место человека не в окопе, а за пультом управления роботами, с этими беспилотниками все не так просто, отмечают специалисты, и поводов для эйфории не так уж и много.

"Чудо турецкое"

Операция турецких военных в сирийском Идлибе в марте этого года стала премьерным показом новых возможностей турецкой армии. Впервые были массово задействованы новейшие беспилотные аппараты Bayraktar TB2 и многоцелевые TAI Anka. Турецкие военные утверждали, что осуществлялось до трех групповых вылетов в день. Снятое дронами видео доказывало их эффективность: аппараты легко находили и уничтожали цели на земле. Министр обороны Турции Хулуси Акара с гордостью отмечал, что только за одну ночь армия уничтожила более 200 целей.

На фоне демонстрации возможностей дронов в сознании некоторых политических лидеров закрепилась идея, что с их помощью можно начать войну и победить без особых для себя потерь. Ею заразился и украинец Владимир Зеленский. Совсем недавно он посетил Анкару, где подписал соглашение о намерении приобрести у Турции 48 ударных оперативно-тактических беспилотников Bayraktar TB2 и начать их совместное производство на территории своей страны. В 2019 году Украина уже приобретала у турецкой компании Baykar Makina ударные дроны. Их планировали использовать в Донбассе. Если на тот момент, по сути, ничего, кроме ярмарочно-выставочного пиара, за ними не стояло, то на сегодняшний день, приходится признать, они доказали свою эффективность.

"Избиение младенцев"

Фактически представленный некоторыми СМИ в качестве "убийцы" наших Т-72 и Т-90 беспилотный штурмовик TAI Aksungur, разработанный компанией Turkish Aerospace Industries, еще более впечатляет своими достоинствами, чем его предшественники. Он может взять на борт крылатую ракету большой дальности Roketsan SOM. Вес ее боевой части 230 кг. Эта более чем серьезная боеголовка способна с высокой вероятностью пробить броню танка. Но вот уничтожить их роту, как восторженно пишут СМИ, вряд ли.

Причина этого весьма банальна. Анализ видеороликов, регулярно поставляемых в Интернет Минобороны Турции из разных конфликтных зон, показывает, что дроны воюют с одиночными, часто ничем не защищенными целями. ЗРПК "Панцирь-С" либо находится на марше, либо стоит выключенным под навесом. Комплексы ПВО "Оса" также не работают. Про танки и другую бронетехнику и говорить не приходится: они либо стоят, либо небыстро куда-то едут. Второй момент заключается в том, что во всех случаях более высокотехнологичный противник уничтожает менее подготовленного. Поэтому все и выглядит как библейский сюжет с избиением младенцев.

А если противник посерьезней? Например, российские, не экспортные, а именно наши танки стоят на позиции? И вот тут уже можно фантазировать про технологическую войну будущего. Ее главные черты: полное информационное перекрытие района боевых действий системами радиоэлектронной борьбы (РЭБ), глубоко эшелонированная система противовоздушной обороны театра военных действий (ПРО ТВД), наличие авиации и ударных вертолетов над полем боя, ну а на земле — танки в компании с самоходной зенитной артиллерией.

Один в поле не воин

РЭБ — это то, что глобально сделает невозможным массовое применение ударных дронов. Канал связи с ними находится мгновенно, так как машиной надо не только управлять, но и оператор должен контролировать ее полет по видеоканалу, который вот так просто в эфире не спрячешь. Если машина не одна, а несколько или десяток — это будет все равно что включить первый канал нашего телевидения, передающий сигнал по всей стране в HD-качестве.

Одинокий камикадзе еще имеет шанс остаться незамеченным в радиоэфире. Но не для систем ПВО. С-300/400, может, и проморгают его из-за незначительности цели. Но следом за ними стоят комплексы средней дальности "Бук-М3". Они тоже могут смолчать. Но там как в лес: чем дальше — тем больше елок. В "чаще" будут ждать недальнобойные, но зато всеядные "Тор-М3" и ЗРПК "Панцирь-С1". И даже если им будет лень напрягаться, на позиции окажется боец с современным зенитным ракетным комплексом "Игла" или "Верба", который получит целеуказание по цепочке от всех радаров более мощных систем и сможет применить против нарушителя относительно недорогое, но крайне эффективное средство поражения.

А что же с танками? С ними, в общем-то, все будет так же. Если внимательно читать пресс-релизы концерна "Уралвагонзавод" (входит в ГК "Ростех") — предприятия, одного из немногих в мире, серийно производящих такую технику, — то в них сказано, что "старенькие" Т-72, доведенные в ходе модернизации до уровня Т-72Б3, имеют "всеракурскую защиту" от средств поражения. Это означает, что самое уязвимое на сегодня их место — верх башни — у них прикрыто динамической защитой. Про Т-90 и его самую современную модификацию Т-90МС, новейший Т-14 "Армата", вообще говорить не приходится. Для них это аксиома, подкрепленная еще и возможностью использования дымометаллических зарядов, накрывающих поле боя на километры непроницаемой для оптических средств завесой, найти под которой машины практически невозможно.

Нам не страшен страшный рой

Но есть и еще один секрет живучести роты танков. Даже без всей этой многоуровневой и в чем-то капризной группировки ПВО. В ближайшее время в строй вернется реинкарнация легендарной "адской молотилки" ЗСУ-57 — "Деривация-ПВО". Это новая машина, созданная на базе БМП-3 и автоматического боевого 57-мм модуля АУ-220М. Блок делает 120 выстрелов в минуту. Использует несколько типов боеприпасов, среди которых есть дистанционно подрываемые и управляемые. Машина оснащена современными оптико-электронными системами наблюдения, благодаря которым видит даже самые маленькие дроны. Ну а с их роем разберутся снаряды с дистанционным подрывом.

НА ЭТУ ТЕМУ

Скорострельный робот. Россия презентовала новый универсальный боевой модуль

При такой интенсивности стрельбы "Деривация-ПВО" способна буквально в одной точке выставить в рядок несколько десятков боеприпасов и мгновенно их подорвать, после чего облако поражающих элементов сотрет с неба всю воздушную рать. Дальность поражения боеприпасов комплекса сопоставима с дистанцией применения управляемых противотанковых ракет UMTAS с лазерным наведением, корректируемых планирующих высокоточных авиабомб Roketsan MAM-C и MAM-L, стоящих на турецких беспилотниках Bayraktar TB2, ANKA-S, Aksungur.   

Боевой модуль АУ-220М существует сегодня в нескольких версиях: для тяжелых гусеничных платформ, кораблей, боевых машин пехоты БМП-3 или боевых разведывательных машин БРМ-3K "Рысь". Есть у него и авиационный вариант, который позволяет нам создать так называемый ганшип. Это аналог американского самолета C-130 "Геркулес" с размещенной на борту артиллерийской батареей 30-мм и 105-мм пушек для непосредственной поддержки сухопутных войск на поле боя. У нас такую машину создают на базе военно-транспортного самолета Ан-12. Можно спросить, какая связь между летающей крепостью и дронами? Ответ очевиден — уничтожение пунктов управления ими. Это, как правило, трейлеры, которые, как и вся любая техника в районе боевых действий, находятся собственными беспилотниками-разведчиками, космическими средствами наблюдения и уничтожаются в первую очередь.

' YouTube/TASS'

Спекулировать на тему войн будущего можно бесконечно. Очевидно, что Турция, а также Израиль с роботами-убийцами Sky Striker и Harop (барражирующими боеприпасами) показали нам один из возможных сценариев их ведения. Понятно, что в военном конфликте средней интенсивности против плохо вооруженного противника они в высшей степени эффективны. Но в любой войне результат достигается исключительно на земле. Без проведения сухопутной операции победы не будет. Это показали и две американские кампании в Ираке, где в первой активно обстреливали "Томагавками", а во второй вынуждены были послать танки для окончательного усмирения Саддама Хусейна. То же самое происходит в Сирии, где наши вооруженные силы, не ограничиваясь одними авиаударами, проводят сухопутные операции совместно с правительственными войсками против запрещенной у нас ИГИЛ.

Тем более что есть и еще нюансы. Неправомерное по отношению к способу ведения военных конфликтов применение беспилотных аппаратов привело к тому, что ряд западных компаний заявил о прекращении поставок комплектующих для турецких беспилотников. Первой это сделала австрийская Rotax — дочернее предприятие канадского концерна Bombardier. Следом санкции в отношении Анкары ввела американская компания Viasat. Эти компании поставляли Турции двигатели и аппаратуру канала связи для дронов. Если учесть, что Bayraktar TB2 практически полностью состоит из иностранных компонентов, то стоит ли бояться "турецкого чуда"?




комментарии (0):













Материалы рубрики

Артем Мостыканов, Мария Федорова
РБК
Как в России готовят специалистов гражданской беспилотной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Алюминиевые образцы: ученые создадут из лома высокопрочные детали для самолетов

93.ru
На Кубани планируют возродить малую авиацию
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
Альтернатива Турции и ОАЭ: туроператоры ожидают всплеск спроса на отдых в Китае
Любовь Капустина
Российская газета
"Ангара" может прекратить полеты: кто может заменить компанию и скажется ли это на перевозках?
Наталия Ячменникова
Российская газета
С дроном на "ты". Университет гражданской авиации получил сертификаты летной годности на тяжелый беспилотник
Елена Сухорукова, Дарья Молоткова
РБК
У крупнейшего оператора duty free в Шереметьево сменился собственник
Иван Сало
РБК
МС-21: что это за самолет, его характеристики и роль в российской авиации



Валентина Аверьянова
Известия
На взлет: в России вводят новый авиационный сбор для пассажиров
Татьяна Копылова
Деловой Петербург
"Это очень критично": поможет ли новая станция метро аэропорту Пулково
Ирина Ионина
Известия
Летний под дых: кто компенсирует туристам расходы после транспортного коллапса
Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс
Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer