Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Крылья Арктики: как российские самолеты и вертолеты вернулись на Север


9 ноября 2020 года Дмитрий Болтенков, Известия


Минобороны завершает создание основы авиационной группировки в Арктике. По данным источников «Известий» в военном ведомстве, в следующем году туда направят новые самолеты и вертолеты, также будет создана система управления гарнизонами. Последние несколько лет за полярным кругом непрерывно возводилась инфраструктура и наращивались силы. Впервые в современной истории одна из стран мира смогла создать авиационную группировку, действующую в этом регионе. Что представляют собой российские воздушные силы в Арктике и какие задачи они смогут решать, разбирался военный историк Дмитрий Болтенков.

Силы Севера

Создать основу арктической авиационной группировки планируется до конца года, сообщили источники «Известий» в военном ведомстве. Помимо поставки новой техники будет изменена система управления авиачастями и гарнизонами. Кроме того, завершится формирование эффективной системы связи.

Сегодня за оборону российских арктических вод отвечают два объединения вооруженных сил. Западный и центральный секторы находятся в зоне ответственности Северного флота (СФ). За северо-восток и Берингов пролив отвечает командование войск и сил на северо-востоке России (ОКВС). Оба этих объединения располагают достаточно внушительными по нынешним меркам силами морской авиации.

В составе Северного флота она представлена 45-й армией ВВС и ПВО. Авиационная компонента включает в себя 100-й и 279-й корабельные авиационные полки с истребителями Миг-29 и Су-33 соответственно.

Для ведения поисково-спасательных, противолодочных действий и проведения разведывательных операций предназначен 403-й смешанный полк. В его состав входят противолодочные самолеты Ту-142М, Ил-38 и Ил-38 «Новелла», а также Ан-12, Ан-26 и специальные самолеты на базе Ил-18. Эти части базируются вблизи главной базы Северного флота в городе Североморске. Эскадрилья Ту-142М располагается в поселке Кипелово Вологодской области. Оттуда она способна оперировать над широкими просторами Северного Ледовитого океана, а также совершает полеты «за угол» — в воды Северной Атлантики.

Другой смешанный авиаполк — 98-й — базируется в Мончегорске и включает в себя бомбардировщики-разведчики Су-24М и истребители Миг-31. Часть отвечает за поддержку надводных операций в Баренцевом море и обеспечивает противовоздушные операции. Безусловно, наличие в составе одного полка двух столь разных видов авиационной техники доставляет определенные проблемы. С расширением поставок модернизированных воздушных кораблей Миг-31БМ можно быть уверенным в развертывании на базе этого полка еще одного — чисто истребительного.

Вертолетный компонент 45-й армии представлен 830-м полком. В его состав входят Ка-27 различных типов, в том числе модернизированные Ка-27М и транспортно-боевые Ка-29. Также в составе Северного флота имеется единственный в вооруженных силах полк беспилотных летальных аппаратов.

ОКВС включает в себя 317-й полк. Это уникальная часть в структуре армии и флота. В ее состав входят противолодочные (Ил-28 и Ил-38 «Новелла») самолеты, транспортные самолеты, истребители Миг-31, вертолеты различных типов, а также беспилотники. В ближайшее время на базе полка может быть развернуто еще несколько отдельных формирований, к примеру, истребительного авиаполка на Миг-31БМ, вертолетного полка, а также полка беспилотников. Вблизи порта Советская Гавань базируется эскадрилья самолетов Ту-142МЗ. Для решения транспортных задач могут привлекаться самолеты и вертолеты, включая такие гиганты, как Ми-26 из состава Военно-космических сил.

Высокие перспективы

Широкие просторы Северного Ледовитого океана, общее изменение гидрометеорологической обстановки, включая таяние льдов, привело к тому, что корабли и суда различных стран могут бесконтрольно осуществлять свои плавания в арктических водах в летнее время. Поэтому морская авиация остро нуждается в современных патрульных самолетах и беспилотных аппаратах дальнего радиуса действия.

В составе морской авиации имеются неплохие самолеты Ил-38 и Ту-142. Они проходят модернизацию, однако машины это не новые, они еще советских лет постройки. Сейчас у флота есть острая необходимость в новом патрульном самолете, который может быть сделан на базе пассажирского. Вообще создание патрульных бортов на основе пассажирских — мировой тренд. Это дает большие объемы для размещения поискового-прицельного оборудования и обеспечивает экономичность рейсов.

В последние годы атомные подводные лодки США и Великобритании постоянно проводят маневры в арктических водах. И такая деятельность — еще один довод для развития патрульной противолодочной авиации, в том числе и в виде дронов.

Другой необходимостью видятся дроны большого радиуса действия. Россия, к сожалению, отстает в области их создания от других стран. Вместе с тем в решении этого вопроса есть положительные подвижки. Так, на вооружение поступил первый беспилотный комплекс «Орион». Однако усиление активности сил США и других стран в арктических водах требует более активного внедрения дронов дальнего радиуса для ведения разведки и участия в различных операциях.

Морская авиация решает и задачи противовоздушной обороны. Помимо активного перевооружения эскадрилий 98-го и 317-го полков на воздушные корабли Миг-31БМ, морская авиация стала буквально драйвером развития новых способов освоения этих уникальных истребителей. Это и полеты в стратосферу, и сопровождение отечественных бомбардировщиков, и перехват иностранных боевых самолетов и крылатых ракет. Похоже, только в настоящее время самолет Миг-31 начал раскрывать весь боевой потенциал, заложенный при его создании.

Другим «фениксом», буквально возрожденным из пепла, стал транспортно-боевой вертолет Ка-29. Долгие годы несколько десятков таких машин ржавели на задворках аэродромов Североморска и Елизово. В настоящее время часть из них восстановлена. Это очень удачный палубный вертолет, способный перебрасывать полтора десятка морпехов и прикрывать их огнем. Такие машины наиболее оптимальны для пресечения любой незаконной деятельности на широких просторах Северного Ледовитого океана.

Нуждается в развитии и транспортная компонента морской авиации. В последние годы активно возрождаются аванпосты и военные базы на островах Франца-Иосифа, Котельный, Врангеля и других. Для их снабжения используются самолеты и вертолеты ВКС России. Однако перегонять вертолет Ми-26 из Хабаровска на остров Врангеля для доставки грузов — не самое рациональное его использование.

В целом морская авиация ВМФ России сегодня имеет неплохой парк и подготовленный личный состав. Так что она способна решать широкий спектр задач в арктических водах. Вместе с тем морская авиация испытывает острую необходимость в новых патрульных самолетах и дронах большего радиуса действия.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей



Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer