Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Им бы в небо: власти Карабаха хотят открыть аэропорт Степанакерта


1 декабря 2020 года Эльнар Байназаров, Известия


Эвакуация населения из трех оставшихся районов вокруг Карабаха полностью завершена, заявил «Известиям» советник президента непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Давид Бабаян. 1 декабря все районы зоны безопасности вокруг НКР перейдут под контроль Азербайджана и единственным каналом связи между Карабахом и Арменией останется Лачинский коридор. Однако из-за мощных снегопадов движение на трассе с 30 ноября фактически заблокировано. Поэтому НКР планирует обратиться к РФ с тем, чтобы открыть в Степанакерте аэропорт и установить прямые рейсы с Арменией. Опрошенные «Известиями» политики и эксперты полагают, что открытие воздушных ворот для Карабаха сейчас не первостепенная задача, важнее восстановить жилфонд и больницы.

Воздушный канал

Проблем с вывозом мирного населения и выводом военных из Лачинского района не возникло, 1 декабря он перейдет под контроль Баку в полном соответствии с договоренностью лидеров России, Армении и Азербайджана от 10 ноября.

Гористую НКР с Арменией связывают всего две дороги — северная, трасса Сотк–Мартакерт через Кельбаджарский район, и южный Лачинский коридор. После 25 ноября, когда Кельбаджар полностью перешел под контроль Азербайджана, северная дорога в Армению закрылась. Выходит, единственный канал связи НКР с Арменией — через Лачин.

Но Давид Бабаян заявил «Известиям», что эта дорога фактически заблокирована — последние два дня в регионе был сильный снегопад. По словам собкора «Известий» в Карабахе, движение в Лачинском коридоре 30 ноября осуществляется только при помощи МЧС России.

— Коридор основательно присыпало, движение крайне затруднено, по обочинам куча застрявших машин, грузовики полируют лед, но наши МЧС спасают всех: проводят колонны на небольшой скорости и с мигалками. Также вдоль трассы Горис–Степанакерт пытаются чинить электросети, оборванные провода — снегопад всё повредил и там, — уточнил собкор.

Республика оказалась практически отрезана от мира, пояснил советник президента.

— Мы надеемся, что при помощи российских миротворцев в Степанакерте в скором времени вновь откроют аэропорт и начнут осуществлять международные рейсы, мы обсуждаем этот вопрос с российской стороной. После открытия аэропорта он бы стал вторым каналом связи с внешним миром, — добавил Давид Бабаян.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Аэропорт Степанакерта был открыт еще в 2012 году, однако рейсы из него так и не осуществлялись из-за политического давления и угроз со стороны Азербайджана применить оружие. Несмотря на заверения Минской группы ОБСЕ, что Баку не станет атаковать гражданские воздушные суда, в НКР не решились запустить рейсы даже в направлении Еревана. В 1990-е годы, во время первой карабахской войны, аэропорт Степанакерта оставался фактически единственным каналом связи для окруженной НКР с Арменией.

Открытие аэропорта в столице НКР — не первостепенная задача, ее нет на повестке дня, заявил «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.

— В первую очередь необходимо восстановить социальную сферу: детсады, школы, больницы, жилой фонд в Карабахе. Аэропорт — это дорогостоящее удовольствие, средств на его открытие и работу сейчас нет ни у НКР, ни у России, — подчеркнул депутат.

По мнению политолога Дениса Денисова, открытие аэропорта в обозримой перспективе не состоится также из-за позиции Азербайджана по данному вопросу.

— Баку выступает явно против открытия воздушной гавани в Степанакерте, поскольку считает эти территории своими, просто временно оккупированными. Существующее с 10 ноября перемирие — это лишь компромиссный вариант, открытия воздушного сообщения между Арменией и НКР Баку не допустит, — пояснил эксперт «Известиям».

Он также признался: подобные резонансные предложения в ближайшее время будут поступать от обеих сторон, однако реального наполнения у этих инициатив не так много.

Продолжение инфовойны

Давид Бабаян также уточнил: Баку в нарушение соглашения не торопится передавать армянских военнопленных.

— Азербайджанцы планируют устроить масштабный военный парад и показать там среди прочего и наших военнопленных. Это неприемлемо. Мы в отличие от Баку на гуманитарных вопросах не спекулируем, — подчеркнул политик.

30 ноября президент Армении Армен Саркисян, находившийся в Москве с частным визитом (он посещал армянскую общину РФ), обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой посодействовать возвращению военнопленных из Азербайджана.

Однако в азербайджанском меджлисе (парламенте) информацию об удерживании пленных опровергли. Как заявил «Известиям» депутат Расим Мусабеков, Баку активно сотрудничает с Красным Крестом, который оказывает посредничество в обмене военнопленными и телами погибших. Никаких нареканий со стороны Красного Креста не было, уточнил парламентарий.

Он также подчеркнул: процесс возвращения азербайджанских территорий прошел относительно мирно, обошлось без эксцессов. С 1 декабря в последний из трех районов — Лачинский — войдут военные республики, их первоочередными задачами станут установление новой госграницы с Арменией и разминирование «возвращенных» территорий.

30 ноября начальник оперштаба Национального агентства по разминированию Азербайджана (ANAMA) Идрис Исмайлов констатировал, что из-за большого количества мин опасными остаются около 80–85% территорий Нагорного Карабаха, перешедших под контроль Азербайджана. Ожидается, что люди смогут вернуться на свои исконные земли через 3–5 лет, отметил эксперт.

Большая дискуссия развернулась вокруг темы сохранения армянских кладбищ в переданных районах. В Сети появились видеоролики, на которых люди в азербайджанской военной форме оскверняют надгробия на армянском кладбище в Кельбаджаре, который 25 ноября перешел под контроль Баку.

— Вандализм любой подлежит осуждению, эти военные должны понести дисциплинарную ответственность за содеянное, — отметил Расим Мусабеков. — Но возникает вопрос: почему, когда подобный вандализм в отношении азербайджанских кладбищ устраивали армянские военные, эта тема не вызывала такого резонанса?

По мнению эксперта Валдайского клуба политолога Фархада Мамедова, главный принцип Азербайджана — обмен всех на всех. И в этот принцип включены не только те пленные, захваченные в ходе войны с 27 сентября по 9 ноября, но также и мирные граждане, арестованные ранее. Речь идет о Дильгаме Аскерове и Шахбазе Гулиеве — армянские военные поймали их в Кельбаджарском районе в 2014 году и обвинили в подготовке диверсии. Задержанные утверждали, что посещали могилы родственников. Суд НКР приговорил их к большим тюремным срокам — Аскерову, у которого есть гражданство РФ, дали пожизненное, Гулиеву — 22 года лишения свободы. 6 ноября азербайджанское отделение Красного Креста отчиталось, что оба задержанных были вывезены из НКР в Армению.

Проблему с военнопленными следует рассматривать как продолжение инфовойны между Баку и Ереваном, четко понять, какая из сторон права, невозможно, считает Денис Денисов.

— Именно поэтому нужно стремиться к тому, чтобы диалог на политическом треке продолжался, нужно еще много работать, чтобы перемирие оказалось устойчивым и в ближайшие 5–10 лет, — резюмировал эксперт.

Он также предрек, что противостояние между президентом и премьером в Армении будет только усиливаться. 29 ноября Армен Саркисян призвал кабмин и Никола Пашиняна уйти в отставку, однако к его словам не прислушались.

— Это парадокс: человек, из-за которого начался конфликт, человек, приведший страну к поражению в войне, до сих пор остается в премьерском кресле и убеждает остальных, что так и должно быть, — отметил политолог. — Очевидно, что его политический путь закончится через тот же способ, который привел его к власти в 2018 году, — через уличные протесты.

29 и 30 ноября на площади перед Домом правительства в Ереване прошли массовые митинги родителей солдат-срочников, не вернувшихся с войны. Они требуют от Пашиняна уйти в отставку.




комментарии (0):









Материалы рубрики

Александр Тимохин
Взгляд
Новый "стратег" исправит проблемы российских бомбардировщиков
Екатерина Постникова
Известия
Осторожно, небо закрывается: почему Россия выходит из ДОН
Светлана Бурмистрова, Тимофей Дзядко
РБК
Бывший гендиректор "ВСМПО-Ависма" лишился доли в компании
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
С дроном в разведку: стартует массовое оснащение армии квадрокоптерами
Инна Сидоркова, Надежда Федорова
РБК
«Крокус» Агаларова получил контракт на аэропорт «Роскосмоса» за 28 млрд рублей
Мария Лисицына, Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова
РБК
США признали ошибочным включение «ВСМПО-Ависма» в черный список

ТАСС
Россия вслед за США покидает Договор по открытому небу. Что известно про этот документ?
Мария Киселева
Русская служба BBC
Из Москвы в Лондон и обратно: можно ли улететь в период пандемии и закрытых границ?



Николай Протопопов
РИА Новости
"Учли все угрозы": каким будет новое воздушное оружие России
Сергей Петунин
КоммерсантЪ
Кассация не нашла провокации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Арсенал "Охотника": транспортный самолет получит управляемые ракеты

Интерфакс
Какие страны ужесточили въезд из-за нового штамма коронавируса
Анна Перова
КоммерсантЪ
На подготовку летчиков растратили миллионы
Александр Гасюк
Российская газета
В море с небес
Дмитрий Болтенков
Известия
«Кинжал» в ножнах: какие преимущества комплекс даст ВМФ
Светлана Бурмистрова
РБК
"ВСМПО-Ависма" второй раз за год сменила главу компании
Игорь Жилоу (Igor Gielow)
Folha de S. Paulo (перевод ИноСМИ)
Новое поколение бомбардировщиков мировых держав начнет появляться в 2021 году
Антон Лавров
Известия
Облачные перспективы: что ждет военную авиацию России
Герман Костринский
Известия
Тариф двухлетний: цены на авиабилеты могут сохраниться в 2021 году
Михаил Мошкин, Андрей Самохин
Взгляд
Гражданская авиация заждалась новый "кукурузник"
Андрей Борисов
Lenta.ru
Краснее некуда
Алексей Заквасин, Елизавета Комарова
RT
"Чёрная смерть": как Сергею Ильюшину удалось создать самый массовый самолёт Второй мировой войны
Виктор Сокирко
Взгляд
Коронавирус решил крупную проблему российской боевой авиации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Трудный взлет: Минобороны наконец получило первый серийный Су-57
Елена Сидоренко, Ярослава Костенко
Известия
Похищенная Европа: в 2021-м россияне мечтают отправиться в Италию
Дарья Любовик
Независимое военное обозрение
Двигатели "ОДК-Кузнецов" признаны мировым достижением
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
Взлетное море: у Каспийской флотилии появится своя авиация
Наталья Решетникова, Александр Филимоненко
Российская газета
Лестница в небо
Мария Литвинова, Ольга Никитина
КоммерсантЪ
Перегибы на пассажирских местах
Иван Ткачёв, Светлана Бурмистрова, Максим Талавринов
РБК
США опубликовали детали торговых ограничений против 45 структур из России
Георгий Марков
Газета.ru
"Предательство в высшей степени": как пилот угнал самолет с пассажирами в Китай
Роман Крецул, Алексей Рамм, Антон Лавров
Известия
Уже на «Подлете»: Урал и Сибирь защитят от крылатых ракет и дронов
Надежда Алексеева, Алёна Медведева
RT
"Машина завтрашнего дня": как появление новых самолётов-заправщиков Ил-78М-90А расширит возможности ВКС РФ
Мария Кокорева
Forbes
Из бизнес-джета в бизнес-класс: как и куда в 2020 году летали богатые россияне
Сергей Строкань
КоммерсантЪ
Японская ПРО уходит в свободное плавание

ТАСС
Эксперты рассказали о "противоядии" от гиперзвука противника
Дмитрий Хазанов
ТАСС
Как вставали на крыло реактивные МиГи

Царьград
Новый поворот в деле катастрофы SSJ в Шереметьево озадачил эксперта: "Всё может оказаться сложнее"
Виктор Ядуха
КО
Отчего "Победа" не летает

BFM
Авиакомпания S7 разрешила провозить домашних питомцев на пассажирском месте
Ольга Самофалова
Взгляд
Россия прорвалась сквозь санкции в высшую лигу мировой авиации
Антон Лавров, Роман Крецул
Известия
"Охотник" учиться: Минобороны распределило новые Ми-28УБ
Екатерина Дементьева, Наталия Ячменникова
Российская газета
Небо на русской тяге
Юрий Гаврилов
Российская газета
Увидят все цели

Интерфакс
День, когда самолеты остановились
Анастасия Львова
Ведомости
"Аэрофлот" обвинил учебный тренажер в катастрофе SuperJet в «Шереметьево»

Известия
Эксперт назвал преимущества самолета МС-21-310 с двигателями двух типов
Максим Талавринов
РБК
Авиакомпании заявили о росте расхода топлива в новой системе полетов
Александер Штирн
Spektrum (перевод ИноСМИ)
Космонавтика: вот как США могут отменить международное право (Spektrum, Германия)
Эльнар Байназаров, Максим Ходыкин
Известия
Лучше поздно: срок бронирования билетов в РФ сократился до семи дней

 

 

 

 

Реклама от YouDo
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer