Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Им бы в небо: власти Карабаха хотят открыть аэропорт Степанакерта


1 декабря 2020 года Эльнар Байназаров, Известия


Эвакуация населения из трех оставшихся районов вокруг Карабаха полностью завершена, заявил «Известиям» советник президента непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Давид Бабаян. 1 декабря все районы зоны безопасности вокруг НКР перейдут под контроль Азербайджана и единственным каналом связи между Карабахом и Арменией останется Лачинский коридор. Однако из-за мощных снегопадов движение на трассе с 30 ноября фактически заблокировано. Поэтому НКР планирует обратиться к РФ с тем, чтобы открыть в Степанакерте аэропорт и установить прямые рейсы с Арменией. Опрошенные «Известиями» политики и эксперты полагают, что открытие воздушных ворот для Карабаха сейчас не первостепенная задача, важнее восстановить жилфонд и больницы.

Воздушный канал

Проблем с вывозом мирного населения и выводом военных из Лачинского района не возникло, 1 декабря он перейдет под контроль Баку в полном соответствии с договоренностью лидеров России, Армении и Азербайджана от 10 ноября.

Гористую НКР с Арменией связывают всего две дороги — северная, трасса Сотк–Мартакерт через Кельбаджарский район, и южный Лачинский коридор. После 25 ноября, когда Кельбаджар полностью перешел под контроль Азербайджана, северная дорога в Армению закрылась. Выходит, единственный канал связи НКР с Арменией — через Лачин.

Но Давид Бабаян заявил «Известиям», что эта дорога фактически заблокирована — последние два дня в регионе был сильный снегопад. По словам собкора «Известий» в Карабахе, движение в Лачинском коридоре 30 ноября осуществляется только при помощи МЧС России.

— Коридор основательно присыпало, движение крайне затруднено, по обочинам куча застрявших машин, грузовики полируют лед, но наши МЧС спасают всех: проводят колонны на небольшой скорости и с мигалками. Также вдоль трассы Горис–Степанакерт пытаются чинить электросети, оборванные провода — снегопад всё повредил и там, — уточнил собкор.

Республика оказалась практически отрезана от мира, пояснил советник президента.

— Мы надеемся, что при помощи российских миротворцев в Степанакерте в скором времени вновь откроют аэропорт и начнут осуществлять международные рейсы, мы обсуждаем этот вопрос с российской стороной. После открытия аэропорта он бы стал вторым каналом связи с внешним миром, — добавил Давид Бабаян.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Аэропорт Степанакерта был открыт еще в 2012 году, однако рейсы из него так и не осуществлялись из-за политического давления и угроз со стороны Азербайджана применить оружие. Несмотря на заверения Минской группы ОБСЕ, что Баку не станет атаковать гражданские воздушные суда, в НКР не решились запустить рейсы даже в направлении Еревана. В 1990-е годы, во время первой карабахской войны, аэропорт Степанакерта оставался фактически единственным каналом связи для окруженной НКР с Арменией.

Открытие аэропорта в столице НКР — не первостепенная задача, ее нет на повестке дня, заявил «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.

— В первую очередь необходимо восстановить социальную сферу: детсады, школы, больницы, жилой фонд в Карабахе. Аэропорт — это дорогостоящее удовольствие, средств на его открытие и работу сейчас нет ни у НКР, ни у России, — подчеркнул депутат.

По мнению политолога Дениса Денисова, открытие аэропорта в обозримой перспективе не состоится также из-за позиции Азербайджана по данному вопросу.

— Баку выступает явно против открытия воздушной гавани в Степанакерте, поскольку считает эти территории своими, просто временно оккупированными. Существующее с 10 ноября перемирие — это лишь компромиссный вариант, открытия воздушного сообщения между Арменией и НКР Баку не допустит, — пояснил эксперт «Известиям».

Он также признался: подобные резонансные предложения в ближайшее время будут поступать от обеих сторон, однако реального наполнения у этих инициатив не так много.

Продолжение инфовойны

Давид Бабаян также уточнил: Баку в нарушение соглашения не торопится передавать армянских военнопленных.

— Азербайджанцы планируют устроить масштабный военный парад и показать там среди прочего и наших военнопленных. Это неприемлемо. Мы в отличие от Баку на гуманитарных вопросах не спекулируем, — подчеркнул политик.

30 ноября президент Армении Армен Саркисян, находившийся в Москве с частным визитом (он посещал армянскую общину РФ), обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой посодействовать возвращению военнопленных из Азербайджана.

Однако в азербайджанском меджлисе (парламенте) информацию об удерживании пленных опровергли. Как заявил «Известиям» депутат Расим Мусабеков, Баку активно сотрудничает с Красным Крестом, который оказывает посредничество в обмене военнопленными и телами погибших. Никаких нареканий со стороны Красного Креста не было, уточнил парламентарий.

Он также подчеркнул: процесс возвращения азербайджанских территорий прошел относительно мирно, обошлось без эксцессов. С 1 декабря в последний из трех районов — Лачинский — войдут военные республики, их первоочередными задачами станут установление новой госграницы с Арменией и разминирование «возвращенных» территорий.

30 ноября начальник оперштаба Национального агентства по разминированию Азербайджана (ANAMA) Идрис Исмайлов констатировал, что из-за большого количества мин опасными остаются около 80–85% территорий Нагорного Карабаха, перешедших под контроль Азербайджана. Ожидается, что люди смогут вернуться на свои исконные земли через 3–5 лет, отметил эксперт.

Большая дискуссия развернулась вокруг темы сохранения армянских кладбищ в переданных районах. В Сети появились видеоролики, на которых люди в азербайджанской военной форме оскверняют надгробия на армянском кладбище в Кельбаджаре, который 25 ноября перешел под контроль Баку.

— Вандализм любой подлежит осуждению, эти военные должны понести дисциплинарную ответственность за содеянное, — отметил Расим Мусабеков. — Но возникает вопрос: почему, когда подобный вандализм в отношении азербайджанских кладбищ устраивали армянские военные, эта тема не вызывала такого резонанса?

По мнению эксперта Валдайского клуба политолога Фархада Мамедова, главный принцип Азербайджана — обмен всех на всех. И в этот принцип включены не только те пленные, захваченные в ходе войны с 27 сентября по 9 ноября, но также и мирные граждане, арестованные ранее. Речь идет о Дильгаме Аскерове и Шахбазе Гулиеве — армянские военные поймали их в Кельбаджарском районе в 2014 году и обвинили в подготовке диверсии. Задержанные утверждали, что посещали могилы родственников. Суд НКР приговорил их к большим тюремным срокам — Аскерову, у которого есть гражданство РФ, дали пожизненное, Гулиеву — 22 года лишения свободы. 6 ноября азербайджанское отделение Красного Креста отчиталось, что оба задержанных были вывезены из НКР в Армению.

Проблему с военнопленными следует рассматривать как продолжение инфовойны между Баку и Ереваном, четко понять, какая из сторон права, невозможно, считает Денис Денисов.

— Именно поэтому нужно стремиться к тому, чтобы диалог на политическом треке продолжался, нужно еще много работать, чтобы перемирие оказалось устойчивым и в ближайшие 5–10 лет, — резюмировал эксперт.

Он также предрек, что противостояние между президентом и премьером в Армении будет только усиливаться. 29 ноября Армен Саркисян призвал кабмин и Никола Пашиняна уйти в отставку, однако к его словам не прислушались.

— Это парадокс: человек, из-за которого начался конфликт, человек, приведший страну к поражению в войне, до сих пор остается в премьерском кресле и убеждает остальных, что так и должно быть, — отметил политолог. — Очевидно, что его политический путь закончится через тот же способ, который привел его к власти в 2018 году, — через уличные протесты.

29 и 30 ноября на площади перед Домом правительства в Ереване прошли массовые митинги родителей солдат-срочников, не вернувшихся с войны. Они требуют от Пашиняна уйти в отставку.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд



Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса
Андрей Коршунов
Известия
Задать модуль: российские аппараты могут быть первыми на Северном полюсе Луны
Анастасия Николаева
Интерфакс
Полетное задание выполнено: частично импортозамещенный МС-21 поднялся в небо
Владимир Гаврилов Станислав Федоров
Известия
Вот Хургада: AlMasria Airlines сократила полетную программу из РФ на курорты Египта
Владимир Гаврилов
Известия
Билетное па: выплаты пассажирам за овербукинг хотят сделать обязательными
Андрей Коршунов
Известия
Спрей для дела: новые российские двигатели доставят на Луну наноспутники
Михаил Захаров
Монокль
Boeing заходит на Россию
Надежда Сарапина
РИА Новости
"Расхлебывать придется годами". Китай больно щелкнул США по носу
Екатерина Хамова
Известия
Взвинченным темпом: РФ и Колумбия не договорились по ремонту Ми-17
Захар Максимов
ВГУДОК
РЖД и Аэрофлот охладеют к пассажирам
Айгуль Абдуллина, Александра Мерцалова
Коммерсант
В Сухум подлетают с вопросами
Андрей Коршунов
Известия
Внеземное притяжение: космическая обсерватория займется поиском жизни во Вселенной
Андрей Коршунов
Известия
Спутник с жизнью: мыши и мухи помогут подготовить человека к полетам на Луну и Марс
Дмитрий Литвинов
Парламентская газета
В Росавиации оценили идею доставлять товары из Китая беспилотниками
Кирилл Фенин, Алена Нефедова, Владимир Гаврилов
Известия
Подставили на крыло: в США удерживают закупленные РФ авиазапчасти на $500 млн
Ксения Власова
ИрСити
«Вполне реально завершить эту программу». Авиаэксперт оценил, сколько МС-21 получат авиакомпании в 2026 году
Дарья Молоткова, Елена Сухорукова, при участии Анна Захарова
РБК
Немецкий оператор duty free вышел из бизнеса в Шереметьево и Домодедово
Юлия Леонова
Известия
Беспилотный урок: в России начали обучать сборке БПЛА школьников и студентов
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
Полетный проект: названы самые перспективные разработки беспилотных авиасистем
Дмитрий Плотников
Pravda.Ru
Проект Як-242: несостоявшийся конкурент самолётов Ту-204 и МС-21
Андрей Коршунов
Известия
Сдвиг по базе: в России создали универсальный двигатель для беспилотников
Александра Веснина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Взвинтит цены»: К чему приведет исправление данных в невозвратных авиабилетах
Айгуль Абдуллина
Коммерсантъ
Тяните билет. Потенциальным пассажирам предложено дать время передумать при покупке
Ксения Власова
«Ирсити.ру»
«Самолетов уже сейчас не хватает». Авиаэксперты оценили, когда перевозчики начнут летать на отечественных МС-21

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer