Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Им бы в небо: власти Карабаха хотят открыть аэропорт Степанакерта


1 декабря 2020 года Эльнар Байназаров, Известия


Эвакуация населения из трех оставшихся районов вокруг Карабаха полностью завершена, заявил «Известиям» советник президента непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) Давид Бабаян. 1 декабря все районы зоны безопасности вокруг НКР перейдут под контроль Азербайджана и единственным каналом связи между Карабахом и Арменией останется Лачинский коридор. Однако из-за мощных снегопадов движение на трассе с 30 ноября фактически заблокировано. Поэтому НКР планирует обратиться к РФ с тем, чтобы открыть в Степанакерте аэропорт и установить прямые рейсы с Арменией. Опрошенные «Известиями» политики и эксперты полагают, что открытие воздушных ворот для Карабаха сейчас не первостепенная задача, важнее восстановить жилфонд и больницы.

Воздушный канал

Проблем с вывозом мирного населения и выводом военных из Лачинского района не возникло, 1 декабря он перейдет под контроль Баку в полном соответствии с договоренностью лидеров России, Армении и Азербайджана от 10 ноября.

Гористую НКР с Арменией связывают всего две дороги — северная, трасса Сотк–Мартакерт через Кельбаджарский район, и южный Лачинский коридор. После 25 ноября, когда Кельбаджар полностью перешел под контроль Азербайджана, северная дорога в Армению закрылась. Выходит, единственный канал связи НКР с Арменией — через Лачин.

Но Давид Бабаян заявил «Известиям», что эта дорога фактически заблокирована — последние два дня в регионе был сильный снегопад. По словам собкора «Известий» в Карабахе, движение в Лачинском коридоре 30 ноября осуществляется только при помощи МЧС России.

— Коридор основательно присыпало, движение крайне затруднено, по обочинам куча застрявших машин, грузовики полируют лед, но наши МЧС спасают всех: проводят колонны на небольшой скорости и с мигалками. Также вдоль трассы Горис–Степанакерт пытаются чинить электросети, оборванные провода — снегопад всё повредил и там, — уточнил собкор.

Республика оказалась практически отрезана от мира, пояснил советник президента.

— Мы надеемся, что при помощи российских миротворцев в Степанакерте в скором времени вновь откроют аэропорт и начнут осуществлять международные рейсы, мы обсуждаем этот вопрос с российской стороной. После открытия аэропорта он бы стал вторым каналом связи с внешним миром, — добавил Давид Бабаян.

СПРАВКА «ИЗВЕСТИЙ»

Аэропорт Степанакерта был открыт еще в 2012 году, однако рейсы из него так и не осуществлялись из-за политического давления и угроз со стороны Азербайджана применить оружие. Несмотря на заверения Минской группы ОБСЕ, что Баку не станет атаковать гражданские воздушные суда, в НКР не решились запустить рейсы даже в направлении Еревана. В 1990-е годы, во время первой карабахской войны, аэропорт Степанакерта оставался фактически единственным каналом связи для окруженной НКР с Арменией.

Открытие аэропорта в столице НКР — не первостепенная задача, ее нет на повестке дня, заявил «Известиям» первый зампред комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Виктор Водолацкий.

— В первую очередь необходимо восстановить социальную сферу: детсады, школы, больницы, жилой фонд в Карабахе. Аэропорт — это дорогостоящее удовольствие, средств на его открытие и работу сейчас нет ни у НКР, ни у России, — подчеркнул депутат.

По мнению политолога Дениса Денисова, открытие аэропорта в обозримой перспективе не состоится также из-за позиции Азербайджана по данному вопросу.

— Баку выступает явно против открытия воздушной гавани в Степанакерте, поскольку считает эти территории своими, просто временно оккупированными. Существующее с 10 ноября перемирие — это лишь компромиссный вариант, открытия воздушного сообщения между Арменией и НКР Баку не допустит, — пояснил эксперт «Известиям».

Он также признался: подобные резонансные предложения в ближайшее время будут поступать от обеих сторон, однако реального наполнения у этих инициатив не так много.

Продолжение инфовойны

Давид Бабаян также уточнил: Баку в нарушение соглашения не торопится передавать армянских военнопленных.

— Азербайджанцы планируют устроить масштабный военный парад и показать там среди прочего и наших военнопленных. Это неприемлемо. Мы в отличие от Баку на гуманитарных вопросах не спекулируем, — подчеркнул политик.

30 ноября президент Армении Армен Саркисян, находившийся в Москве с частным визитом (он посещал армянскую общину РФ), обратился к президенту России Владимиру Путину с просьбой посодействовать возвращению военнопленных из Азербайджана.

Однако в азербайджанском меджлисе (парламенте) информацию об удерживании пленных опровергли. Как заявил «Известиям» депутат Расим Мусабеков, Баку активно сотрудничает с Красным Крестом, который оказывает посредничество в обмене военнопленными и телами погибших. Никаких нареканий со стороны Красного Креста не было, уточнил парламентарий.

Он также подчеркнул: процесс возвращения азербайджанских территорий прошел относительно мирно, обошлось без эксцессов. С 1 декабря в последний из трех районов — Лачинский — войдут военные республики, их первоочередными задачами станут установление новой госграницы с Арменией и разминирование «возвращенных» территорий.

30 ноября начальник оперштаба Национального агентства по разминированию Азербайджана (ANAMA) Идрис Исмайлов констатировал, что из-за большого количества мин опасными остаются около 80–85% территорий Нагорного Карабаха, перешедших под контроль Азербайджана. Ожидается, что люди смогут вернуться на свои исконные земли через 3–5 лет, отметил эксперт.

Большая дискуссия развернулась вокруг темы сохранения армянских кладбищ в переданных районах. В Сети появились видеоролики, на которых люди в азербайджанской военной форме оскверняют надгробия на армянском кладбище в Кельбаджаре, который 25 ноября перешел под контроль Баку.

— Вандализм любой подлежит осуждению, эти военные должны понести дисциплинарную ответственность за содеянное, — отметил Расим Мусабеков. — Но возникает вопрос: почему, когда подобный вандализм в отношении азербайджанских кладбищ устраивали армянские военные, эта тема не вызывала такого резонанса?

По мнению эксперта Валдайского клуба политолога Фархада Мамедова, главный принцип Азербайджана — обмен всех на всех. И в этот принцип включены не только те пленные, захваченные в ходе войны с 27 сентября по 9 ноября, но также и мирные граждане, арестованные ранее. Речь идет о Дильгаме Аскерове и Шахбазе Гулиеве — армянские военные поймали их в Кельбаджарском районе в 2014 году и обвинили в подготовке диверсии. Задержанные утверждали, что посещали могилы родственников. Суд НКР приговорил их к большим тюремным срокам — Аскерову, у которого есть гражданство РФ, дали пожизненное, Гулиеву — 22 года лишения свободы. 6 ноября азербайджанское отделение Красного Креста отчиталось, что оба задержанных были вывезены из НКР в Армению.

Проблему с военнопленными следует рассматривать как продолжение инфовойны между Баку и Ереваном, четко понять, какая из сторон права, невозможно, считает Денис Денисов.

— Именно поэтому нужно стремиться к тому, чтобы диалог на политическом треке продолжался, нужно еще много работать, чтобы перемирие оказалось устойчивым и в ближайшие 5–10 лет, — резюмировал эксперт.

Он также предрек, что противостояние между президентом и премьером в Армении будет только усиливаться. 29 ноября Армен Саркисян призвал кабмин и Никола Пашиняна уйти в отставку, однако к его словам не прислушались.

— Это парадокс: человек, из-за которого начался конфликт, человек, приведший страну к поражению в войне, до сих пор остается в премьерском кресле и убеждает остальных, что так и должно быть, — отметил политолог. — Очевидно, что его политический путь закончится через тот же способ, который привел его к власти в 2018 году, — через уличные протесты.

29 и 30 ноября на площади перед Домом правительства в Ереване прошли массовые митинги родителей солдат-срочников, не вернувшихся с войны. Они требуют от Пашиняна уйти в отставку.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer