Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Война дронов. Азербайджан продемонстрировал применявшиеся в Нагорном Карабахе беспилотники


14 декабря 2020 года Николай Новичков, ТАСС


В честь своей победы в шестинедельной войне в Нагорном Карабахе Азербайджан провел 10 декабря в Баку военный парад. На нем были представлены в том числе беспилотные летательные аппараты (БЛА), применявшиеся в ходе боевых действий

За последнее десятилетие Баку осуществил масштабные инвестиции в закупки новых видов вооружений и модернизацию имеющейся военной техники. В парадном строю прошли различные вооружения и военная техника, закупленные у России, Белоруссии, Израиля, Турции, Чешской Республики и ряда других стран.

Этот перечень наглядно свидетельствует о том, что азербайджанские военные и специалисты оборонно-промышленного комплекса основательно потрудились на международных выставках вооружений и аэрокосмических салонах последних лет, поскольку многие зарубежные военные новинки перекочевали с экспозиций в воинские подразделения азербайджанской армии.

Израильские БЛА

Особое место в группировке азербайджанских БЛА занимают аппараты израильского производства. Складывается впечатление, что в состав этой группировки входит большинство беспилотных аппаратов, являвшихся экспонатами статических экспозиций национальных павильонов Израиля на Парижских авиационно-космических салонах и выставках вооружений и военной техники Eurosatory последнего десятилетия.

Масштабная программа перевооружения азербайджанской армии началась в конце 2000-х годов, и особый акцент в этом перевооружении был сделан на беспилотные авиационные системы (БАС). Более того, Азербайджан не только экспортировал современную израильскую беспилотную технику, но и освоил ее лицензионное производство. В настоящее время азербайджанская армия имеет БЛА различных классов, от малоразмерных до тяжелых средневысотных аппаратов большой продолжительности полета класса MALE (medium-altitude, long-endurance).

Первые шаги по освоению БЛА были предприняты в этой стране в 2008 году, когда были закуплены первые израильские беспилотники типа Aerostar, Orbiter 2M и Hermes 450. С израильской компанией Aeronautics Defense Systems был подписан контракт на лицензионное производство БЛА Aerostar и Orbiter 2M. Все эти аппараты ранее неоднократно демонстрировались на военных парадах в Баку.

Orbiter 2M имеет аэродинамическую схему "летающее крыло" и относится к классу малоразмерных БЛА (мини-БЛА), оснащенных электродвигателем и запускаемых с катапульты. Он имеет в носовой части оптико-электронную систему разработки компании Controp и предназначен для наблюдения, разведки и сбора информации в военных конфликтах малой интенсивности, а также при ведении боевых операций в городских условиях.

ORBITER 2M

Длина аппарата — 1 м, размах крыла — 3 м, высота — 0,2 м, максимальная взлетная масса — 10 кг, масса полезной нагрузки — 1,5 кг, максимальная скорость — 130 км/ч, дальность полета — 100 км, высота — 5500 м, продолжительность полета — 4 ч.

Осенью 2014 года компания Aeronautics представила полностью новый тактический БЛА Orbiter 3, имевший аэродинамическую схему "утка". Его габариты были увеличены, при длине 1 м размах крыла составил 4,4 м, а высота — 0,2 м. Максимальная взлетная масса — 30 кг, масса полезной нагрузки — 5,5 кг, максимальная скорость — 130 км/ч, высота полета — 5500 м, дальность полета — 150 км, продолжительность полета — 7 ч.

В носовой части аппарата установлена оптико-электронная система, обеспечивающая не только наблюдение, но и подсветку целей благодаря лазерному целеуказателю. Этот БЛА был также закуплен Азербайджаном.

В мае 2015-го компания Aeronautics сообщила о создании своего первого ударного барражирующего БЛА Orbiter 1K, в носовой части фюзеляжа которого размещается боевая часть массой 2–2,5 кг. Этот аппарат был продемонстрирован израильтянами на Парижской авиационно-космической выставке в 2015-м в пригороде Ле-Бурже, а в 2016 году был подписан контракт стоимостью в $20 млн на поставку и сборку в Азербайджане этих систем.

Аппарат может управляться оператором с наземной станции управления или выводиться в заданную точку, выполняя затем автономное сканирование подстилающей местности для обнаружения и последующего поражения стационарных или мобильных целей. В том случае, если цель для поражения не обнаружена, БЛА может возвращаться к месту запуска и сохраняться для повторного применения. Orbiter 1K может выполнять полет в течение двух-трех часов.

ORBITER 1K

Длина аппарата — 1 м, размах крыла — 3 м, взлетная масса — 10 кг, масса боевой части — 2–2,5 кг, максимальная скорость — 130 км/ч, высота полета — 5500 м, продолжительность полета — 3 ч.

В классе тактических БЛА Азербайджан имеет Aerostar разработки компании Aeronautics, закупленный вместе с аппаратами Orbiter одним из первых. Этот БЛА двухбалочной схемы, имеющий взлетную массу до 220 кг и высоко расположенное крыло размахом 8,5 м, может находиться в воздухе до 12 часов. Действует в радиусе до 250 км от наземной станции управления.

Кроме этого, Азербайджан приобрел в 2008 году у компании Elbit Systems беспилотные аппараты Hermes 450. Беспилотник имеет нормальную аэродинамическую схему с высоко расположенным крылом размахом 10,5 м и V-образным хвостовым оперением. Максимальная взлетная масса составляет 550 кг, максимальная продолжительность полета в базовой модификации — 17 часов, радиус действия — 200 км.

БЛА класса MALE в вооруженных силах Азербайджана представлены аппаратами Heron 1 и Hermes 900. Heron 1 имеет двухбалочную схему, взлетную массу 1150 кг, размах крыла — 16,6 м. Аппарат может выполнять полеты длительностью до 46 часов на высотах до 9150 м. Радиус действия составляет 300 км при передаче данных по каналу прямой видимости и может быть практически неограниченным при работе спутникового канала связи. На борту имеются оптико-электронная система, а также радиолокационная станция с синтезированной апертурой.

Hermes 900 имеет нормальную аэродинамическую схему с V-образным хвостовым оперением, максимальную взлетную массу 1100 кг, размах крыла — около 15 м. Высота полета аппарата достигает 9100 м, продолжительность полета — 40 часов. На борту могут устанавливаться многоканальная оптико-электронная система наблюдения и РЛС с синтезированной апертурой.

Bayraktar TB2 и Harop

Показали на военном параде и турецкие БЛА Bayraktar TB2, появившиеся в Азербайджане накануне начала боевых действий. Он имеет нормальную двухбалочную аэродинамическую схему с прямым трапециевидным крылом и хвостовым оперением в виде перевернутой литеры V. Планер выполнен из композиционных материалов и оснащен системой автоматического взлета и посадки.

BAYRAKTAR TB2

Длина — 6,5 м, размах крыла — 12 м, взлетная масса — 650 кг, масса полезной нагрузки — 150 кг, максимальная скорость — 220 км/ч, дальность полета — 150 км, высота — 8000 м, продолжительность — 27 ч.

Управление осуществляется по радиоканалу, в связи с чем фактический радиус действия БЛА не превышает дальности радиогоризонта (до 150–200 км). Беспилотник может нести четыре управляемые противотанковые ракеты UMTAS с лазерным наведением либо корректируемые планирующие высокоточные авиабомбы MAM-C и MAM-L производства компании Roketsan.

На военном параде были представлены и израильские барражирующие боеприпасы Harop, размещенные на трех мобильных пусковых установках. Каждая из этих установок несет пакет из девяти пусковых контейнеров с этими боеприпасами.

Зрители могли также увидеть барражирующие боеприпасы SkyStriker, установленные на бронеавтомобилях "Кобра". Они имеют массу 35 кг, масса боевой части (БЧ) — 5–10 кг. В январе 2020 года появились сообщения о том, что израильская компания по разработке и модернизации различных видов вооружений Elbit Systems продала Азербайджану эти ударные барражирующие боеприпасы, которые предназначены для нанесения дальних высокоточных ударов по команде оператора после обнаружения и захвата цели. Максимальная скорость составляет 185 км/ч, длительность полета — два часа при массе боевой части 5 кг и один час при массе БЧ 10 кг. Боеприпас оснащен автономной навигационной системой, работающей на участках крейсерского полета и барражирования в районе цели, и может захватывать цель бортовым оптико-электронным датчиком по команде оператора. При атаке боеприпас пикирует на захваченную цель со скоростью 555 км/ч.

Боевой опыт

Вполне очевидно, что результаты боевого применения израильских и турецких БЛА в Нагорном Карабахе сделали этим аппаратам великолепную рекламу на мировом рынке вооружений. И если Израиль и до этого момента был одним из мировых лидеров на рынке беспилотных аппаратов, то для турецких производителей сегодня открываются хорошие возможности для укрепления своих позиций на этом рынке.

И турецкие, и израильские компании — разработчики БЛА и вооружений получили большой массив данных по реальному применению своих беспилотных аппаратов и авиационных средств поражения в Нагорном Карабахе. Эта информация позволит кардинальным образом усовершенствовать как сами аппараты, так и номенклатуру применяемого вооружения, существенным образом повысив их конкурентоспособность.

Турция рассчитывает, что успешное боевое применение ее беспилотных аппаратов увеличит их экспорт в другие страны и будет способствовать росту суммарного объема экспорта вооружений. Если экспорт турецкой продукции военного назначения, по данным из открытых источников, в 2002 году составлял $248 млн, то в 2019 году он увеличился до $3 млрд. Пока Турция экспортирует в основном танки, бронетранспортеры, стрелковое оружие и компоненты авиационной техники, но программа развития беспилотных аппаратов получила в стране статус приоритетной и может способствовать увеличению объемов военного экспорта. А это, надо полагать, создаст дополнительные трудности российским разработчикам беспилотных аппаратов в их продвижении на различные сегменты мирового рынка вооружений.

Шестинедельная война в Нагорном Карабахе поставила много вопросов, в том числе и относящихся к беспилотной авиационной технике и тенденциям ее развития в ближайшей и среднесрочной перспективах. Ответы на эти вопросы необходимо получить как можно скорее, конвертируя полученные выводы в правильные направления дальнейшего развития боевых БЛА.

БЛА Армении

При выполнении боевых задач Ереван задействовал исключительно разведывательные БЛА "тактического класса", способные передавать данные о ситуации в режиме реального времени.

Большая часть потерь азербайджанской стороны приходится на технику "поля боя" — танки и боевые машины мотострелковых подразделений, в то время как приоритетные для артиллерии цели, в частности средства ПВО и дальнобойная ствольная/ракетная артиллерия, поражались достаточно редко. Это может свидетельствовать об отсутствии заранее спланированных и скоординированных действий армянской стороны по применению беспилотников во время боевых действий в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Более того, БЛА применялись ситуативно и в единичном количестве — таким образом, фактор беспилотной авиации оказался мало востребованным армией Армении, которая, возможно, опиралась на традиционные средства разведки в ходе конфликта. В отличие от азербайджанской стороны армянской армии не удалось обеспечить массированное применение даже технически простых БЛА собственного производства.

Важно отметить иной (по сравнению с Азербайджаном) подход Армении к оснащению армии беспилотной авиацией. Если Баку покупал готовые и апробированные технические решения типа COTS (commercial off-the-shelf), созданные крупными разработчиками БЛА (в первую очередь Израилем), то Ереван в силу ограниченности финансовых средств предпочитал применять исключительно аппараты собственной разработки и производства, созданные, как правило, небольшими предприятиями при научных организациях. Таким образом, при ведении боевых действий Азербайджан мог себе позволить создание разведывательно-ударного беспилотного контура, в то время как Армения была вынуждена применять дроны только в качестве средств разведки тактического уровня.

Не секрет, что массовое распространение БЛА качественно изменило облик современной артиллерии — из систем вооружений, обеспечивавших поражение противника за счет большого (зачастую огромного) количества выпущенных снарядов, она превратилась в высокоточное оружие, способное уничтожать отдельные наиболее важные объекты с минимальным сопутствующим уроном.

Придание каждому артиллерийскому подразделению БЛА и средств автоматизации способно превратить даже устаревшие артиллерийские системы периода холодной войны — например, 152-мм гаубицы Д-20 и 130-мм пушки М-46 — в достаточно современный образец вооружения, способный на большой дистанции (20–30 км) поражать практически все типы современных целей. Таким образом, интеграция БЛА и хорошо подготовленных расчетов в состав подразделений как буксируемой, так и самоходной артиллерии способна радикально изменить ситуацию на поле боя — гаубицы превращаются в средства асимметричной войны, способные уничтожать дорогостоящие цели при минимальном расходе боеприпасов. По всей видимости, в массовом порядке этого сделано не было — поражение армянской артиллерией, как правило, одиночных целей говорит о наличии единичных аппаратов, которые применялись исключительно ситуативно.

Таким образом, вооруженные силы Армении, вероятно, рассматривали беспилотник как отдельную систему, которая может применяться только в отдельных элементах боя, в то время как Азербайджан сделал попытку сформировать над театром военных действий разведывательно-ударный беспилотный контур с применением одноразовых и многоразовых БЛА. Во многом именно этим фактором и были обусловлены успехи Баку в ходе шестинедельного конфликта.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов
Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год



Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку
Кирилл Фенин, Анастасия Костина
Известия
Встречный двигатель: РФ рассчитывает на скорое проведение консультаций с США

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer