Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Война дронов. Азербайджан продемонстрировал применявшиеся в Нагорном Карабахе беспилотники


14 декабря 2020 года Николай Новичков, ТАСС


В честь своей победы в шестинедельной войне в Нагорном Карабахе Азербайджан провел 10 декабря в Баку военный парад. На нем были представлены в том числе беспилотные летательные аппараты (БЛА), применявшиеся в ходе боевых действий

За последнее десятилетие Баку осуществил масштабные инвестиции в закупки новых видов вооружений и модернизацию имеющейся военной техники. В парадном строю прошли различные вооружения и военная техника, закупленные у России, Белоруссии, Израиля, Турции, Чешской Республики и ряда других стран.

Этот перечень наглядно свидетельствует о том, что азербайджанские военные и специалисты оборонно-промышленного комплекса основательно потрудились на международных выставках вооружений и аэрокосмических салонах последних лет, поскольку многие зарубежные военные новинки перекочевали с экспозиций в воинские подразделения азербайджанской армии.

Израильские БЛА

Особое место в группировке азербайджанских БЛА занимают аппараты израильского производства. Складывается впечатление, что в состав этой группировки входит большинство беспилотных аппаратов, являвшихся экспонатами статических экспозиций национальных павильонов Израиля на Парижских авиационно-космических салонах и выставках вооружений и военной техники Eurosatory последнего десятилетия.

Масштабная программа перевооружения азербайджанской армии началась в конце 2000-х годов, и особый акцент в этом перевооружении был сделан на беспилотные авиационные системы (БАС). Более того, Азербайджан не только экспортировал современную израильскую беспилотную технику, но и освоил ее лицензионное производство. В настоящее время азербайджанская армия имеет БЛА различных классов, от малоразмерных до тяжелых средневысотных аппаратов большой продолжительности полета класса MALE (medium-altitude, long-endurance).

Первые шаги по освоению БЛА были предприняты в этой стране в 2008 году, когда были закуплены первые израильские беспилотники типа Aerostar, Orbiter 2M и Hermes 450. С израильской компанией Aeronautics Defense Systems был подписан контракт на лицензионное производство БЛА Aerostar и Orbiter 2M. Все эти аппараты ранее неоднократно демонстрировались на военных парадах в Баку.

Orbiter 2M имеет аэродинамическую схему "летающее крыло" и относится к классу малоразмерных БЛА (мини-БЛА), оснащенных электродвигателем и запускаемых с катапульты. Он имеет в носовой части оптико-электронную систему разработки компании Controp и предназначен для наблюдения, разведки и сбора информации в военных конфликтах малой интенсивности, а также при ведении боевых операций в городских условиях.

ORBITER 2M

Длина аппарата — 1 м, размах крыла — 3 м, высота — 0,2 м, максимальная взлетная масса — 10 кг, масса полезной нагрузки — 1,5 кг, максимальная скорость — 130 км/ч, дальность полета — 100 км, высота — 5500 м, продолжительность полета — 4 ч.

Осенью 2014 года компания Aeronautics представила полностью новый тактический БЛА Orbiter 3, имевший аэродинамическую схему "утка". Его габариты были увеличены, при длине 1 м размах крыла составил 4,4 м, а высота — 0,2 м. Максимальная взлетная масса — 30 кг, масса полезной нагрузки — 5,5 кг, максимальная скорость — 130 км/ч, высота полета — 5500 м, дальность полета — 150 км, продолжительность полета — 7 ч.

В носовой части аппарата установлена оптико-электронная система, обеспечивающая не только наблюдение, но и подсветку целей благодаря лазерному целеуказателю. Этот БЛА был также закуплен Азербайджаном.

В мае 2015-го компания Aeronautics сообщила о создании своего первого ударного барражирующего БЛА Orbiter 1K, в носовой части фюзеляжа которого размещается боевая часть массой 2–2,5 кг. Этот аппарат был продемонстрирован израильтянами на Парижской авиационно-космической выставке в 2015-м в пригороде Ле-Бурже, а в 2016 году был подписан контракт стоимостью в $20 млн на поставку и сборку в Азербайджане этих систем.

Аппарат может управляться оператором с наземной станции управления или выводиться в заданную точку, выполняя затем автономное сканирование подстилающей местности для обнаружения и последующего поражения стационарных или мобильных целей. В том случае, если цель для поражения не обнаружена, БЛА может возвращаться к месту запуска и сохраняться для повторного применения. Orbiter 1K может выполнять полет в течение двух-трех часов.

ORBITER 1K

Длина аппарата — 1 м, размах крыла — 3 м, взлетная масса — 10 кг, масса боевой части — 2–2,5 кг, максимальная скорость — 130 км/ч, высота полета — 5500 м, продолжительность полета — 3 ч.

В классе тактических БЛА Азербайджан имеет Aerostar разработки компании Aeronautics, закупленный вместе с аппаратами Orbiter одним из первых. Этот БЛА двухбалочной схемы, имеющий взлетную массу до 220 кг и высоко расположенное крыло размахом 8,5 м, может находиться в воздухе до 12 часов. Действует в радиусе до 250 км от наземной станции управления.

Кроме этого, Азербайджан приобрел в 2008 году у компании Elbit Systems беспилотные аппараты Hermes 450. Беспилотник имеет нормальную аэродинамическую схему с высоко расположенным крылом размахом 10,5 м и V-образным хвостовым оперением. Максимальная взлетная масса составляет 550 кг, максимальная продолжительность полета в базовой модификации — 17 часов, радиус действия — 200 км.

БЛА класса MALE в вооруженных силах Азербайджана представлены аппаратами Heron 1 и Hermes 900. Heron 1 имеет двухбалочную схему, взлетную массу 1150 кг, размах крыла — 16,6 м. Аппарат может выполнять полеты длительностью до 46 часов на высотах до 9150 м. Радиус действия составляет 300 км при передаче данных по каналу прямой видимости и может быть практически неограниченным при работе спутникового канала связи. На борту имеются оптико-электронная система, а также радиолокационная станция с синтезированной апертурой.

Hermes 900 имеет нормальную аэродинамическую схему с V-образным хвостовым оперением, максимальную взлетную массу 1100 кг, размах крыла — около 15 м. Высота полета аппарата достигает 9100 м, продолжительность полета — 40 часов. На борту могут устанавливаться многоканальная оптико-электронная система наблюдения и РЛС с синтезированной апертурой.

Bayraktar TB2 и Harop

Показали на военном параде и турецкие БЛА Bayraktar TB2, появившиеся в Азербайджане накануне начала боевых действий. Он имеет нормальную двухбалочную аэродинамическую схему с прямым трапециевидным крылом и хвостовым оперением в виде перевернутой литеры V. Планер выполнен из композиционных материалов и оснащен системой автоматического взлета и посадки.

BAYRAKTAR TB2

Длина — 6,5 м, размах крыла — 12 м, взлетная масса — 650 кг, масса полезной нагрузки — 150 кг, максимальная скорость — 220 км/ч, дальность полета — 150 км, высота — 8000 м, продолжительность — 27 ч.

Управление осуществляется по радиоканалу, в связи с чем фактический радиус действия БЛА не превышает дальности радиогоризонта (до 150–200 км). Беспилотник может нести четыре управляемые противотанковые ракеты UMTAS с лазерным наведением либо корректируемые планирующие высокоточные авиабомбы MAM-C и MAM-L производства компании Roketsan.

На военном параде были представлены и израильские барражирующие боеприпасы Harop, размещенные на трех мобильных пусковых установках. Каждая из этих установок несет пакет из девяти пусковых контейнеров с этими боеприпасами.

Зрители могли также увидеть барражирующие боеприпасы SkyStriker, установленные на бронеавтомобилях "Кобра". Они имеют массу 35 кг, масса боевой части (БЧ) — 5–10 кг. В январе 2020 года появились сообщения о том, что израильская компания по разработке и модернизации различных видов вооружений Elbit Systems продала Азербайджану эти ударные барражирующие боеприпасы, которые предназначены для нанесения дальних высокоточных ударов по команде оператора после обнаружения и захвата цели. Максимальная скорость составляет 185 км/ч, длительность полета — два часа при массе боевой части 5 кг и один час при массе БЧ 10 кг. Боеприпас оснащен автономной навигационной системой, работающей на участках крейсерского полета и барражирования в районе цели, и может захватывать цель бортовым оптико-электронным датчиком по команде оператора. При атаке боеприпас пикирует на захваченную цель со скоростью 555 км/ч.

Боевой опыт

Вполне очевидно, что результаты боевого применения израильских и турецких БЛА в Нагорном Карабахе сделали этим аппаратам великолепную рекламу на мировом рынке вооружений. И если Израиль и до этого момента был одним из мировых лидеров на рынке беспилотных аппаратов, то для турецких производителей сегодня открываются хорошие возможности для укрепления своих позиций на этом рынке.

И турецкие, и израильские компании — разработчики БЛА и вооружений получили большой массив данных по реальному применению своих беспилотных аппаратов и авиационных средств поражения в Нагорном Карабахе. Эта информация позволит кардинальным образом усовершенствовать как сами аппараты, так и номенклатуру применяемого вооружения, существенным образом повысив их конкурентоспособность.

Турция рассчитывает, что успешное боевое применение ее беспилотных аппаратов увеличит их экспорт в другие страны и будет способствовать росту суммарного объема экспорта вооружений. Если экспорт турецкой продукции военного назначения, по данным из открытых источников, в 2002 году составлял $248 млн, то в 2019 году он увеличился до $3 млрд. Пока Турция экспортирует в основном танки, бронетранспортеры, стрелковое оружие и компоненты авиационной техники, но программа развития беспилотных аппаратов получила в стране статус приоритетной и может способствовать увеличению объемов военного экспорта. А это, надо полагать, создаст дополнительные трудности российским разработчикам беспилотных аппаратов в их продвижении на различные сегменты мирового рынка вооружений.

Шестинедельная война в Нагорном Карабахе поставила много вопросов, в том числе и относящихся к беспилотной авиационной технике и тенденциям ее развития в ближайшей и среднесрочной перспективах. Ответы на эти вопросы необходимо получить как можно скорее, конвертируя полученные выводы в правильные направления дальнейшего развития боевых БЛА.

БЛА Армении

При выполнении боевых задач Ереван задействовал исключительно разведывательные БЛА "тактического класса", способные передавать данные о ситуации в режиме реального времени.

Большая часть потерь азербайджанской стороны приходится на технику "поля боя" — танки и боевые машины мотострелковых подразделений, в то время как приоритетные для артиллерии цели, в частности средства ПВО и дальнобойная ствольная/ракетная артиллерия, поражались достаточно редко. Это может свидетельствовать об отсутствии заранее спланированных и скоординированных действий армянской стороны по применению беспилотников во время боевых действий в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Более того, БЛА применялись ситуативно и в единичном количестве — таким образом, фактор беспилотной авиации оказался мало востребованным армией Армении, которая, возможно, опиралась на традиционные средства разведки в ходе конфликта. В отличие от азербайджанской стороны армянской армии не удалось обеспечить массированное применение даже технически простых БЛА собственного производства.

Важно отметить иной (по сравнению с Азербайджаном) подход Армении к оснащению армии беспилотной авиацией. Если Баку покупал готовые и апробированные технические решения типа COTS (commercial off-the-shelf), созданные крупными разработчиками БЛА (в первую очередь Израилем), то Ереван в силу ограниченности финансовых средств предпочитал применять исключительно аппараты собственной разработки и производства, созданные, как правило, небольшими предприятиями при научных организациях. Таким образом, при ведении боевых действий Азербайджан мог себе позволить создание разведывательно-ударного беспилотного контура, в то время как Армения была вынуждена применять дроны только в качестве средств разведки тактического уровня.

Не секрет, что массовое распространение БЛА качественно изменило облик современной артиллерии — из систем вооружений, обеспечивавших поражение противника за счет большого (зачастую огромного) количества выпущенных снарядов, она превратилась в высокоточное оружие, способное уничтожать отдельные наиболее важные объекты с минимальным сопутствующим уроном.

Придание каждому артиллерийскому подразделению БЛА и средств автоматизации способно превратить даже устаревшие артиллерийские системы периода холодной войны — например, 152-мм гаубицы Д-20 и 130-мм пушки М-46 — в достаточно современный образец вооружения, способный на большой дистанции (20–30 км) поражать практически все типы современных целей. Таким образом, интеграция БЛА и хорошо подготовленных расчетов в состав подразделений как буксируемой, так и самоходной артиллерии способна радикально изменить ситуацию на поле боя — гаубицы превращаются в средства асимметричной войны, способные уничтожать дорогостоящие цели при минимальном расходе боеприпасов. По всей видимости, в массовом порядке этого сделано не было — поражение армянской артиллерией, как правило, одиночных целей говорит о наличии единичных аппаратов, которые применялись исключительно ситуативно.

Таким образом, вооруженные силы Армении, вероятно, рассматривали беспилотник как отдельную систему, которая может применяться только в отдельных элементах боя, в то время как Азербайджан сделал попытку сформировать над театром военных действий разведывательно-ударный беспилотный контур с применением одноразовых и многоразовых БЛА. Во многом именно этим фактором и были обусловлены успехи Баку в ходе шестинедельного конфликта.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии



Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов
Елена Балаян
Известия
Вылета нет: россиян не выпустили за границу из-за ошибок в паспорте
Валерия Лобко
Российская газета
В России создадут единую систему контроля за беспилотниками
Валентина Аверьянова
Известия
Крылья Поднебесной: Китай растит конкурента Boeing и Airbus
Алексей Михайлов, Юлия Леонова, Андрей Федоров
Известия
Цели отделены: вертолеты ВМФ научат бороться с надводными дронами
Сергей Гурьянов
Известия
Истина в винте: насколько безопасен вертолетный туризм
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Отвержение ударов: военные аэродромы проверили на прочность
Роман Крецул, Алексей Михайлов, Андрей Федоров
Известия
Охраняющие виды: Севморпуть начнут патрулировать Ту-142
Наталья Башлыкова,Максим Талавринов
Известия
Полет ненормальный: авиакомпании будут штрафовать за недостоверную информацию о билетах
Анастасия Ординян
ИА Регнум
Непосадочный талон. Как овербукинг рушит планы российским авиапассажирам
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Татарский» джет: «недобитый» Ту-324 превратят в летающий Aurus
Анастасия Львова,
РБК
Росавиация сообщила о росте числа инцидентов с самолетами из-за птиц
Станислав Федоров, Юлия Леонова
Известия
«Ми» не виноваты: в Росавиации прошли обыски из-за вывоза за рубеж 59 бортов
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Ремонт аэропортов предложили финансировать новым сбором с авиакомпаний
Кирилл Комаров
Профиль
"Тушка" в небе: самолеты Туполева вернулись на коммерческие маршруты в России

Известия
120 лет назад родился летчик-испытатель Валерий Чкалов
Виктор Бодров 
ТАСС
Реактивная "летающая парта": каким будет учебно-тренировочный самолет МиГ-УТС
Елена Проколова
Аргументы и Факты
«Они выжили, чтобы их судили». Летчики оценили действия пилотов Falcon 10
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Улетный план: пассажирам внутренних рейсов в аэропортах разрешат продажу алкоголя
Евгения Перцева
Известия
Остановили по требованию: «Аэрофлот» обязали отправить людей на Пхукет
Максим Талавринов
Известия
Летательный исход: пилотов разбившегося Falcon 10 лишили «прав»
Станислав Кучушев, Андрей Коршунов
Известия
Орбитальная инстанция: конструктору «российского Хаббла» светит два года
Анастасия Львова
РБК
Пулково попросило ускорить внедрение duty free на внутрироссийских рейсах
Анастасия Львова
РБК
Глава Пулково упрекнул «Аэрофлот» в непредсказуемости его планов
Карашаш Ногаева
Деловой Петербург
Угрозы с неба вынудили предприятия Петербурга и Ленобласти искать защиту от БПЛА
Вадим Кузьмицкий
Деловой Петербург
К аэропорту Пулково хотят сделать новый подъезд с юго-запада Петербурга

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer