Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Космонавтика: вот как США могут отменить международное право (Spektrum, Германия)


15 декабря 2020 года Александер Штирн, Spektrum (перевод ИноСМИ)


НАСА предлагает партнерам документ о Луне — «Соглашение Артемиды». На первый взгляд оно просто регулирует вопросы сотрудничества. Но если вчитаться повнимательнее, становится ясно, что речь идет о доминировании США и о внесении изменений в международное право. Россия от такого сотрудничества уже отказалась.

Текст договора на первый взгляд кажется вполне безобидным и непримечательным, а его положения представляются чем-то само собой разумеющимся. Так, предполагается, что участники будут поддерживать астронавтов из других стран, если те вдруг попадут в опасную ситуацию в космосе. Также стороны обязуются представить друг другу транспарентные планы по освоению космического пространства и делиться друг с другом результатами научных исследований — во благо человечества, разумеется.

«Соглашение Артемиды» — договор, представленный НАСА в середине октября. Он содержит правила, которых должны придерживаться международные партнеры, если хотят участвовать в американской программе «Артемида» (Artemis) по подготовке пилотируемых полетов на Луну, на Марс и т.д. Документ к настоящему моменту подписали семь государств, в частности Италия и Великобритания. Германии среди них нет. Пока.

Те, кто не согласен с предложениями НАСА, участвовать в программе не могут, хотя подпись под соглашением в любом случае является простой формальностью. По крайней мере так считает глава американского космического агентства Джим Брайденстайн (Jim Bridenstine). «Каждая ответственная космическая держава должна быть в состоянии придерживаться принципов соглашения», — заявил он в середине октября на Международном конгрессе астронавтики — главной международной конференции по вопросам освоения космоса.

Договор о порабощении всех остальных?

Однако если вчитаться в «Соглашение Артемиды» (Artemis Accords) повнимательнее, то впечатление о нем изменится. В 13 параграфах документа говорится в первую очередь об использовании Луны, о доминировании США и о внесении изменений в международное право.

«„Соглашение Артемиды" — это попытка американцев тихой сапой легитимировать свои действия по нарушению Договора о космосе», — уверен Штефан Хобе (Stephan Hobe), директор Института по воздушному, космическому и киберправу при Кельнском университете.

Сейчас правовой основой действий по освоению космоса является именно Договор о космосе от 1967 года, ратифицированный 110 государствами мира. Он, в частности, предусматривает, что государства должны «без какой бы то ни было дискриминации» иметь «свободный доступ во все районы небесных тел». Кроме того, Луна, согласно документу, «не подлежит национальному присвоению путем провозглашения суверенитета».

В «Соглашении Артемиды» говорится нечто иное, причем не в начале документа, а лишь в 11-м параграфе — кстати, самом длинном из всех. И, похоже, все остальные параграфы — про транспарентность, науку, спасение астронавтов — составлены лишь для отвода глаз. Под неприметным названием «Урегулирование конфликтов в процессе космической деятельности» значится следующее: государства-участники Договора намерены создать зоны безопасности, например, вокруг лунной базы или мест, где будет вестись добыча полезных ископаемых. Тем самым гарантируется, что между государствами не возникнет конфликтов.

«Компании и страны должны быть в состоянии пожинать плоды своей работы, они должны пользоваться космическими ресурсами и извлекать из этого выгоду», — сказал Брайденстайн на Международном конгрессе астронавтики. Но именно в этом месте и начинаются проблемы. «Зонами безопасности будут совершенно определенные области, и присвоение таких областей запрещено Договором о космосе», — сказал Штефан Хобе. Эксперт по космическому праву Франс фон дер Дунк (Frans von der Dunk) из американского университета Небраски также заявил на Международном конгрессе астронавтики: «Государства имеют право устанавливать на Луне свои флаги, но не имеют права аннексировать области или резервировать их под будущие поселения».

Правовой обычай, обходящий нынешнее право

Так что же получается — речь может зайти о нарушении международного права? Необязательно: «Цель этого соглашения — создать путем формулировки принципов, правовых норм и практик общее видение», — говорится в «Соглашении Артемиды». Таким образом, говорить о попытке создания нового права не приходится. Строго говоря, это соглашение и не может противоречить международному праву.

«У нас есть международное право, и есть также несколько государств, которым трактовка этого права не нравится. Так что они предлагают принять некие правовые нормы и надеются, что рано или поздно возникнет правовой обычай, который сумеет обойти нынешнее космическое право, — пояснил Хобе. — Это очень хитрый ход».

Франс фон дер Дунк также видит в «Соглашении Артемиды» скорее политическую, нежели правовую проблему, о чем он написал в аналитической статье для университета Окленда. По его словам, подписание «Соглашения Артемиды» как можно большим количеством государств, желающих принять участие в программе, должно показать, что американская трактовка Договора о космосе применительно к добыче полезных ископаемых на Луне все же правильна.

Хобе не нравится и сама процедура подготовки соглашения: оно не было согласовано неким международным органом в ходе обширной дискуссии, а навязывается американцами всем остальным странам. «Американцы всегда хотят установить правила игры, и лишь потом к работе должны подключиться как можно больше других стран, — объясняет эксперт-правовед. — А еще им важно как можно скорее ставить других перед свершившимися фактами».

Это старая игра: чем больше стран подпишут тот или иной договор, тем труднее потом будет остановить запущенный механизм. «Тем важнее, чтобы Германия подняла этот вопрос и заявила: мы не можем голосовать за такие вещи и считаем, что все, кто участвует в этом, занимаются выхолащиванием космического права», — подчеркнул Хобе.

Впрочем, непохоже, что Германия поступит именно так. Пока представители Немецкого центра авиации и космонавтики (DLR), а также федерального министерства экономики в ответ на наш вопрос отказались сформулировать позицию по «Соглашению Артемиды». В письменном ответе министерства говорится лишь: «Принципиально федеральное правительство заинтересовано в расширении нынешних правовых рамок на многостороннем уровне». Очень осторожная формулировка.

Критика со стороны России и Китая

Россия выразилась намного четче. Как сказал на Международном конгрессе астронавтики глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, в центре внимания программы «Артемида» стоят интересы США, и поэтому его страна не будет участвовать в реализации американских планов по освоению Луны. Еще в июле Рогозин, известный своей склонностью к резким высказываниям, раскритиковал «Артемиду» в интервью российской бульварной газете «Комсомольская правда»: «Там говорится только об Америке, а все остальные должны помогать и платить. Честно говоря, нам участвовать в таком проекте неинтересно». Однако сообщение в Твиттере, в котором он сравнил «Соглашение Артемиды» с вторжением, Рогозин позднее удалил.

Теперь Россия хочет отправиться на Луну не вместе с американцами, а на своем собственном корабле, как было заявлено на Международном конгрессе астронавтики. Она намерена построить собственную научную базу — совместно с китайцами, которые также настроены скептически по отношению к «Артемиде». Недавно представитель китайского МИД заявил, что правила поведения в космосе должны определяться органами ООН, а не одной отдельно взятой страной. Впрочем, Поднебесная в любом случае не смогла бы участвовать в американском проекте: Конгресс США запретил любое сотрудничество с Китаем в космической сфере.

Уже около десяти лет говорят о создании космической станции на лунной орбите. Это могло бы даже стать частью давнишней «Дорожной карты по глобальным исследованиям» (Global Exploration Roadmap) от 2013 года. Впрочем, тогда многие космические инженеры и исследователи считали преждевременным всерьез говорить о лунной станции. По словам экспертов, следовало бы просто переместить МКС на лунную орбиту, но тогда люди могли бы работать там лишь несколько недель в году, потому что снабжение с Земли обходилось бы чрезвычайно дорого. Полеты к Луне пока остаются крайне дорогостоящими. И это несмотря на то, что только на одной поверхности Луны возможны значительные научные открытия — например, в области лунной геологии, строительства планетарных поселений или биологических экспериментов в условиях пониженной силой тяжести.

Европа, напротив, — желанный для Америки партнер в планах по освоению Луны. Европейское космическое агентство (ЕКА) подтвердило свои планы по строительству двух модулей для будущей окололунной орбитальной станции «Лунная орбитальная платформа-шлюз» (Lunar Gateway). Она должна будет стать преемницей МКС, но, по всей видимости, это произойдет только в конце 2020-х годов — намного позже запланированной администрацией Трампа высадки на Луне в 2024 году.

Что касается «Соглашения Артемиды», которое косвенно связано со станцией «Лунная орбитальная платформа», то в нем на данный момент участвуют только три европейские страны. Это Люксембург, который давно продвигает добычу ресурсов в космосе и даже выдает соответствующие лицензии — в нарушение международного права, как отмечает Штефан Хобе. Италия, которая за рамками членства в ЕКА регулярно заключала соглашения с НАСА по полетам итальянских астронавтов. И Великобритания, которая проводит зигзагообразный курс в пилотируемой космонавтике. В 2012 году британцы спасли участие Европы в МКС, оказав исключительную финансовую поддержку. В качестве вознаграждения британский астронавт Тим Пик через некоторое время смог отправиться на МКС.

Но с тех пор Пик уже отошел в сторону. Станет ли «Соглашение Артемиды» вторым шансом? Именно здесь начинаются практические проблемы, выходящие далеко за рамки международного права и Договора о космосе. Что именно означают американские слова, что в программе «Артемида» могут участвовать только подписавшие соглашение? Это касается добычи ресурсов, строительства лунных баз или полетов астронавтов тоже? «Интересный вопрос, но так далеко мы в беседах с НАСА еще не заходили», — говорит руководитель ЕКА Йоханн-Дитрих Вёрнер.

Германия в связи с этим указывает на то, что уже участвует в проекте «Артемида» — по крайней мере косвенно. В качестве ракетного двигателя лунного космического корабля «Орион» используется европейский сервисный модуль, который производится в основном в Германии. Но проблема сопоставима с ситуацией вокруг производителя двигателей для «Формулы 1»: двигатель хотя и имеет невероятно большое значение, но славу приносят команда и пилоты.

Кроме того, производитель в крайне редких случаях принимает решение о том, кто будет сидеть в машине. Но именно это министр экономики Петер Альтмайер в 2019 году пообещал астронавту Александру Герсту: «Если мы с этим как-то справимся, тогда мы отправим вас на Луну», — сказал Альтмайер Герсту.

Маттиас Маурер, еще один немецкий астронавт, также возлагает большие надежды на полет на Луну. А если Германия не подпишет «Соглашение Артемиды»? Мы выступаем за «конкретное участие астронавтов в программе „Артемида"», кратко ответили на запрос в министерстве экономики. Важно, чтобы вначале была согласована единая европейская позиция.

Судя по инициативам Италии, Люксембурга и Великобритании, ее нет. И со стороны ЕКА не стоит ждать большой помощи. «Это дело правительств, — говорит генеральный директор ЕКА Йоханн-Дитрих Вёрнер. — Только страны могут подписывать „Соглашение Артемиды", а ЕКА не является страной».

Немцу, чей договор в должности руководителя ЕКА истекает в следующем году, текущие планы по освоению Луны могут все же с запозданием принести чувство удовлетворения. Пять лет Вернер выступал за проект «Лунной деревни» (Moon Village) — базы на Луне, в которую свой вклад должна внести каждая космическая нация. Вместе с тем, как регулярно подчеркивает директор ЕКА, мэра в этой «деревне» быть не должно.

Сейчас ситуация в отношении «лунной деревни» выглядит благоприятной. Но что, если в ней вместо мэра объявится шериф и начнет регулировать вопросы претензий и следить за порядком? Вёрнер отвечает дипломатично: «В „Соглашении Артемиды" лишь говорится, что должны быть соблюдены определенные границы — границы, которые пришлось принять и мне». Важно, чтобы Луна не принадлежала только американцам. Но НАСА действует очень умно, привлекая несколько партнеров и надеясь, что потом присоединятся и другие.

Коллега Вёрнера Джим Брайденстайн придерживается схожего мнения, но формулирует его более сдержанно. «Даже если сегодня соглашение подписали целый ряд стран, есть еще много пространства для других партнеров», — сказал глава НАСА. Прозвучало это в некоторой степени как угроза, даже если так не было задумано.




комментарии (0):













Материалы рубрики

София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе



Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer